Просмотр содержимого документа
«Формирование предметных,базовых и ключевых компетенций учащихся.»
Доклад
«Формирование предметных, базовых и ключевых компетенций учащихся»
Учитель: Данилова И.Н.
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился учиться.
А.Тоффлер
Готовясь к очередному уроку, каждый учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Главная задача современной системы образования –создание условий для качественного обучения. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Реализация компетентностного подхода –это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний -вот чему необходимо учить наших ребят.
Компетенция –это набор знакомых знаний, умений и навыков, а компетентность –это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Знания являются основой компетенции.
В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются: готовность к продолжению образования; способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий; владение новыми технологиями, понимание их применения; способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов; общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования. Так чтобы сформировать предметные компетенции по математике для прочных навыков устных вычислений учитель применяет различные методы и формы работы. Начиная с первого класса прочное усвоение состава числа: игры «Засели домик», «Лучики» 2 класс табличное и внетабличное сложение и вычитание. Игра «Молчанка» 3класс табличное и внетабличное умножение и деление. Игры : «Магические квадраты» , «Змейки» , «Бусинки». 4 класс действия умножение и деление многозначных чисел. Игры : «Расставьте знаки» , «Арифметические лабиринты», «Числовые пирамиды». Логические игры задания: «Десять цифр», «Тремя способами», «Три числа», «Тысяча»
С 1 по 4 класс ведётся работа по решению задач: Простые, обратные, взаимообратные, прямые, косвенные ,усложненные, сложные –решаемые уравнением. Эта работа не только готовит детей к решению более сложных заданий, но и развивает способность действовать в различных проблемных ситуациях. По русскому языку и литературе формирование орфографической зоркости и осознанного чтения ведётся поэтапно на протяжении обучения в начальной школе. Работа над составлением ребусов, кроссвордов, сканвордов. Постоянно усложняя задания и вводя новые,учащиеся овладевают не только навыками грамотного письма и чтения , но и знакомятся с богатством изучаемых языковых культур, что даёт им возможность свободно говорить и грамотно излагать свои мысли.
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальнойшколе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах -все это способствует формированию ключевых компетенций.
В заключении перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик –завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные советы –только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирование и развитие личности.
Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные компетенции учащихся и создать современную модель выпускника общего образования.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможность учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни .