Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса посредством портфеля учебных проектов на уроках окружающего мира
Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса посредством портфеля учебных проектов на уроках окружающего мира
В настоящее время всё большую актуальность приобретают приёмы и методы, обучающие самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы и осуществлять сбор и анализ необходимой информации. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса посредством портфеля учебных проектов на уроках окружающего мира»
Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса посредством портфеля учебных проектов на уроках окружающего мира
Есенеева М. А., студентка 4 курса, специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, руководитель: Квашнин Д. М. преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
В настоящее время всё большую актуальность приобретают приёмы и методы, обучающие самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы и осуществлять сбор и анализ необходимой информации. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В условиях стремительного увеличения и обновления информации познавательные универсальные учебные действия становятся важнейшим компонентом Федерального государственного стандарта начального общего образования, и обеспечивают образование ключевых компетенций младших школьников. [ФГОС НОО: с изм. и доп. на 2022 год. – М.: Просвещение, 2022. – 33 с. ]. Также это подтверждается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Познавательные универсальные учебные действия младших школьников наиболее эффективно реализуются в процессе изучения курса «Окружающий мир», направленного на самостоятельный процесс познания окружающей природы, являющийся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника. [5]
Опираясь на Федеральный государственный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия — это умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Изучением и развитием познавательных универсальных учебных действий занимаются известные психологи и педагоги А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Одним из средств развития познавательных УУД является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. [3]
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, использование которых позволяют решить определенную задачу в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся, итогом которой должна быть обязательная презентация результатов их работы.
Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира позволяет учащимся выйти за рамки учебника, интегрировать знания по различным школьным дисциплинам, ведет к формированию основных компетенций учащихся, переносит учебно-воспитательный процесс из стен школы в условия окружающего мира. [1]
С учетом особенностей применения проектов на уроках, возрастных особенностей обучающихся в ходе анализа различных методических продуктов, будет осуществлён портфель проектов, направленный на развитие познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Темы проектов в портфеле:
«Тела и вещества. Строение и свойства веществ»
«Превращения воды. Три состояния воды»
«Круговорот воды в природе. Образование тумана, инея, росы»
«Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Круговорот веществ в почве»
«Почва – кормилица. Разрушение плодородного слоя почвы водой, ветром, в результате деятельности человека. Роль растений в защите почвы от разрушений»
Нами была рассмотрена и определена структура портфеля проектов на основе имеющихся методических материалов педагогов-практиков:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
2. Аннотация.
3. Пояснительная записка.
4. Паспорта проектов.
5. Заключение.
6. Список источников.
Особое значение для развития познавательных УУД имеет проектная деятельность. В урочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды проектной деятельности, развивать у них креативность, фантазию и воображение. [2]
Поэтому целью портфеля является подбор проектов, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников.
Оценка качества разработанного методического продукта возможна на основе применения подобранных психолого-педагогических методов и диагностических методик: методика «Четвёртый лишний» (модификация Л.Я. Ясюковой). Цель: выявить способность к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков. Методика «Диагностика уровня общего интеллектуального развития» (Тест Векслера. Адаптированная версия А. Ю. Панасюка). Цель: выявление уровня общего интеллектуального развития. Тест “Найди несколько различий”. Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Выбор методов и методик осуществляется в соответствии с целью исследовательской деятельности - на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы.
Целью диагностической деятельности в процессе пробации подборки является – выявление и оценка личностной готовности детей к проектам в 3 классе. Подобранные методы диагностики соответствуют обозначенной цели и позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих успешность формирования познавательных УУД младших школьников, благодаря им, будут развиваться такие познавательные УУД как: общеучебные и логические действия, следовательно, и действенность разработанного методического продукта.
Для качественной реализации системы проектов, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников в урочное время, предполагается использование следующего материально-технического оснащения проектируемой системы: средства ИКТ: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, принтер, по возможности - цифровой фотоаппарат и интерактивная доска; электронные образовательные ресурсы: обучающие мультимедийные программы.
Пробация разработанного портфеля проектов и выше указанных методик будет осуществляться в период производственной (преддипломной) практики в МАОУ СОШ № 17, города Сухой Лог, в соответствии с программой пробации.
Таким образом, можно сказать что, проектная деятельность младших школьников является весьма эффективным средством развития познавательного интереса, позволяет расширить кругозор, попробовать свои силы в творческом виде учебной деятельности, продемонстрировать результат своей работы и получить новый социальный опыт. Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и самостоятельная работа учащихся, что отвечает заявленным требованиям современного общества к личности. [4]
Литература
Аблякимова Н. Е. Статья «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира» URL: https://goo.su/pngx0z (дата обращения: 26.12.22)
Горленко Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко [и др.] // Народное образование. – 2012. - №4. – С. 153 – 161.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
Пархоменко Ю. И. Образовательный проект "Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников" URL: https://goo.su/nU61cWO (дата обращения: 31.03.23)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ