Формирование позитивной учебной мотивации у детей с нарушением эмоциональной сферы в начальный период обучения
Формирование позитивной учебной мотивации у детей с нарушением эмоциональной сферы в начальный период обучения
Дается описание понятия нарушения эмоциональной сферы, описание групп трудных детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере,симптомы эмоциональных нарушений, уровни взаимодействия учителя и учеников с нарушением в эмоциональной сфере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование позитивной учебной мотивации у детей с нарушением эмоциональной сферы в начальный период обучения»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Реферат по курсу «Организация инклюзивного образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»
Выполнил:
Дегтярева Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2»
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………..5
Что такое – нарушение эмоциональной сферы?.........................5
Уровень взаимодействия между учителем и учеником с нарушением эмоциональной сферы……………………………………………7
Формирование позитивной учебной мотивации……………….9
Заключение…………………………………………………………..11
Список использованных источников……………………………….12
Введение
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
В связи со сложностью этиопатогенеза эмоционального неблагополучия в детском возрасте представляется важным системный подход к данной проблеме. В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Важным звеном в системе помощи ребенку с нарушениями эмоциональной сферы является позитивная учебная мотивация. .Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
1) легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления, умственной и физической деятельности;
2) непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) различной степенью готовности к переживанию эмоции страха в процессе учебной деятельности как предчувствия неприятностей, неудач, неуверенности в своих возможностях, неспособности справиться с учебным заданием; ощущения угрозы своему статусу в классе, семье;
4) высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям;
5) интенсивным эмоциональным реагированием на игры и общение со сверстниками, достижения в учебе и оценку своих успехов учителем и одноклассниками;
6) несовершенным пониманием и осознанием своих и чужих эмоций и чувств, часто неверным восприятием и истолкованием мимики и других выражений эмоциональных состояний
Основная часть
Что такое – нарушение эмоциональной сферы?
Можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу
2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими, выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность.
3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети с выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.
Симптомы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
- неуравновешенность;
- возбудимость;
- бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
- негативизм;
- упрямство;
- неуступчивость;
- конфликтность;
- жестокость; - устойчивое негативное отношение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях;
- отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
- эмоциональная холодность;
2. Особенности внутреннего мира:
- острая восприимчивость;
- впечатлительность;
- болезненная чувствительность;
- наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
- тревожность;
- мнительность.
Уровень взаимодействия между учителем и учеником с нарушением эмоциональной сферы
Возрастными нормативными особенностями эмоциональной сферы младшего школьника считаются радостное настроение и оптимистичное, эмоционально позитивное состояние. В это время также возрастает количество индивидуальных особенностей в выражении эмоций: выявляются эмоционально стабильные дети, дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, эмоционально возбудимые дети, тревожные дети, дети со слабым выражением эмоций.
Одной из задач, которая должна решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной, а значит, позитивной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников с нарушением эмоциональной сферы. Развитие позитивной учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование учителем разнообразных форм работы на уроке и методов, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности.
Между учителем и учеником с нарушением эмоциональной сферы должен быть допустимый уровень взаимодействия.
Основные параметры, по которым можно определить этот допустимый уровень взаимодействия, следующие:
- какая дистанция общения для ребенка более приемлема.
- каковы его излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе: бродить или бегать по комнате, раскачиваться, подпрыгивать, что-то крутить, перебирать, раскладывать, листать книгу и др.;
- как он обследует окружающие предметы: рассматривает; обнюхивает; тащит в рот; рассеянно, не глядя, берет в руку и тотчас бросает; смотрит издали, боковым зрением. Как использует игрушки: обращает внимание лишь на какие-то детали, манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эффекта, проигрывает элементы сюжета, насколько эти манипуляции однообразны;
- сложились ли какие-то стереотипы бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации;
- использует ли он речь, и в каких целях. Насколько она стереотипна, характерны ли эхолалии, в каком лице он говорит о себе;
- как он ведет себя в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к близким, жалуется, усиливаются двигательные стереотипии, стремится повторить или проговорить травмировавшую ситуацию;
- каково его поведение при радости: возбуждается, усиливаются двигательные стереотипии, стремится поделиться своим приятным переживанием с близкими;
- как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает назло, становится агрессивным, кричит;
- как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве: взять на руки, приласкать, отвлечь (чем? — любимым лакомством, привычным занятием, уговорами);
- как долго можно удерживать его внимание и на чем: на игрушке, книге, рисунке, фотографиях, мыльных пузырях, свечке или фонарике, игре с водой и т.д.;
- как он относится к включению взрослых в его занятие (уходит, протестует, принимает, повторяет какие-то элементы игры взрослого или отрывки его комментария).
Основная нагрузка, как физическая, так и психическая, в воспитании ребенка ложится на его мать. Нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, его динамику, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы психологической коррекции и обучения.
Формирование позитивной учебной мотивации
Рассмотрим пути и методы формирования положительной, а значит, позитивной устойчивой мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов следует начать с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными. Это касается и детей с нарушением эмоциональной сферы.
Для формирования позитивной учебной мотивации учитель может использовать следующие направления работы:
забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления (упрёки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), в результате снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;
создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей уверенность в себе, высокую самооценку и радость;
опора на игру как ведущую деятельность ребёнка с ОВЗ.
целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке,
предупреждение опасных для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счёт перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности);
формирование внутреннего оптимистического настроя у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
стимулирование познавательного интереса с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специального обучения приёмам умственной деятельности и учебной работы;
использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ.
Заключение
Развитие позитивной учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Особенно для детей с нарушением эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Устойчивый интерес к учебной деятельности у таких детей формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) позитивная мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через положительную мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Список использованной литературы
Мамайчук И. И.
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Автор/составитель: Борякова Н.Ю