Формирование патриотических чувств обучающихся младших школьников посредством внеурочных мероприятий
Формирование патриотических чувств обучающихся младших школьников посредством внеурочных мероприятий
За последние годы внимание к проблеме патриотического воспитания обучающихся начальной школы значительно увеличилось. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.». Очевидно, что развивать чувства патриотизма необходимо уже на первой ступени образования - в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотических чувств обучающихся младших школьников посредством внеурочных мероприятий»
Формирование патриотических чувств обучающихся младших школьников посредством внеурочных мероприятий
За последние годы внимание к проблеме патриотического воспитания обучающихся начальной школы значительно увеличилось. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности...». Очевидно, что развивать чувства патриотизма необходимо уже на первой ступени образования - в начальной школе [5].
Большое внимание уделяли вопросам патриотизма отечественные педагоги XIX века: П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они считали, что природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России [1].
В психологическом словаре патриотическое чувство определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу».
В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотическое чувство как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют его как моральный принцип, третья группа исследователей относит такие чувства к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.)[4].
В своей работе мы придерживаемся определения, данного в педагогическом энциклопедическом словаре Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., так как оно наиболее близко соотносится с понятием патриотические представления: «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели» [3].
Патриотизм определяется как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм также предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа, а кроме того - сохранять культурные и исторические особенности [2].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что под патриотизмом вообще подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей.
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
уважение к культурному и историческому прошлому России;
ценностное отношение к старшему поколению;
уважительное отношение к природе;
знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа 21 века», «Перспектива»), педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов; результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки технологических карт сценариев и мероприятий, способствующих развитию патриотических чувств младших школьников. Анализ учебников позволил сделать вывод о недостаточном количестве тем, направленных на развитие патриотического воспитания, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей начальной школы на уроках. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно разрабатывать качественные и интересные мероприятия, подбирая различные формы, приемы, методы, способствующие формированию патриотических чувств учащихся на мероприятиях внеурочной деятельности.
Целевые ориентиры данных технологических карт и сценариев составлены по 8 компонентам гражданско-патриотического воспитания, которые выделил В.П. Лукьянов: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное [6].
Целевые ориентиры технологических карт и сценариев:
культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Технологические карты и сценарии, которые представлены в работе:
1) составлены для учащихся 3-х классов;
2) объединены общей целью (развитие патриотических чувств младших школьников);
3) разработаны с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Новизна таких технологических карт и сценариев заключается в следующем:
1. Данная подборка мероприятий различная по форме (экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования, общественно-полезная практика, интеллектуальные клубы, библиотечные вечера, конкурсы, викторины, познавательные игры и др.)
2. В направленности заданий на развитие патриотических чувств младших школьников;
3. Применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Некоторые технологические карты мероприятий могут быть использованы не только во внеурочной деятельности, но и на уроках окружающего мира при закреплении и проверке изученного ранее материала.
Были разработаны технологические карты мероприятий и сценарии внеурочных мероприятий, способствующие формированию патриотических чувств младших школьников.
Для определения уровня сформированности патриотических представлений нами разработана карта наблюдения, подобран диагностический инструментарий (методика «С чего начинается Родина?» (В.М. Хлыстова), «Незаконченные предложения» (Е.В. Федотова, И.В. Скворцова), «Я - патриот» (Н. Бирюкова) и индивидуальная беседа с обучающимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций В.С. Горбунов), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам курсового проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.
Таким образом, формировать патриотические чувства у младших школьников — это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие. Мероприятия, для работы во внеурочной деятельности помогут учителю в процессе работы над формированием патриотических чувств, вызывать у детей сопереживание, помочь им понять отношение автора к изображаемому, выразить свои чувства и эмоции, оценить поступки и дать характеристику героев произведения. вызывать у детей осознанную любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям, гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Список литературы:
1) Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников. URL: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/vospitanie-patriotizma-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 29.10.2022).
2) Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11186/2/10Saygafarova.pdf (дата обращения: 29.10.2022).
3) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 176 с.
5) Солошенко, Н. Н. Патриотическое воспитание младших школьников / Н. Н. Солошенко, В. М. Романенко, Н. И. Нечваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 593-596. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35814/ (дата обращения: 29.10.2022).
6) Чиркунова, А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Е. Чиркунова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 706-709. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 29.10.2022).
Заявка на публикацию тезисов в сборник тезисов по итогам СНПК 2022
ФИО студента (ки)
Сыразетдинова Рената Ренатовна
Название образовательной организации
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Курс
4 курс
Тема тезисов
Формирование патриотических чувств обучающихся младших школьников посредством внеурочных мероприятий