Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы по теме «великая отечественная война»
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы по теме «великая отечественная война»
Образовательный процесс в начальной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности. Гражданственно-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы по теме «великая отечественная война»»
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы ПО ТЕМЕ
«Великая Отечественная война»
Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Главное в этой работе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа развития духовно-нравственной сферы призвана заложить основы целенаправленного процесса воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной культуры и истории.
Особенно остро встаёт вопрос об организации и систематической поддержке общественной работы, направленной на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на формирование у российских детей:
а) бережного отношения к истории своей страны, памяти о подвигах и достижениях старших поколений;
б) стремления подражать им в беззаветном служении своему отечеству;
в) готовности каждого гражданина к защите России, даже с оружием в руках;
г) чувства личной ответственности за судьбу своей страны.
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Необходимо усиливать работу по краеведческой тематике, используя краеведческий музей школы, встречи с интересными людьми, создавая проекты по данной теме.
Реализация программы включает в себя пятьнаправлений, связанных между собой логикой формирования гражданина и патриота России.
Направление:
«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ».
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
ЗАДАЧИ
МЕРОПРИЯТИЯ
Предполагаемый результат деятельности:
1.Развивать общественную активность уч-ся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости
2.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
1.Государственная символика РФ, РС(Я), классные часы, викторина, тесты. 2. «Выше, быстрее, сильнее» (участие в спортивных соревнованиях школы). 3.Участие в мероприятиях «Вахта памяти», посвященных 9 Мая (конкурс рисунков «Война глазами детей», конкурс чтецов, концерт, минута молчания, викторина по истории ВОВ, возложение цветов к памятнику Победы, участие в кроссе) 4.Классные часы, посвященные памятным датам истории России 5.Посещение школьного и городского краеведческого музея 6.Уроки – проекты направления «Я - гражданин России»: «Милая сердцу старина» - устное народное творчество, «Юный патриот», «Что такое хорошо».
7.Коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.
8.Ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями.
9.Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора, акция «Милосердие», акция «Спешите делать добро», акция «Чаепитие для ветерана»
10.Посильное участие в оказании помощи другим людям, подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;
11.Беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.
12.Экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.
15.Ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов, встречи с ветеранами, Вахта Памяти, конкурс инсценированной песни «Песни в солдатской шинели».
Убежденность уч-ся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Комплекс внеурочной деятельности (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования), дела, осуществляемые по свободному выбору учащихся, способствуют сохранению индивидуальности, неповторимости каждой личности, повышению её статуса в коллективе, а также поддерживают положительную мотивацию и личную заинтересованность каждого в классных делах. При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, происходило взаимодействие с детскими библиотеками, детской музыкальной школой, Центром дополнительного образования детей, краеведческим музеем.
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):
беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.;
просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.;
коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.;
встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;
осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов, встречи с ветеранами, Вахта Памяти, конкурс инсценированной песни «Песни в солдатской шинели». Неделя, посвященная героизму советских людей в годы ВОВ;
завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
ФОРМЫ РАБОТЫ были выбраны следующие: 1.Классные часы, беседы. 2.Внеклассные мероприятия разного плана. 4.Выпуск плакатов, рисунков, стенгазет. 5.Участие в спортивных мероприятиях. 6.Участие в различных социальных акциях. 7.Коллективные Творческие Дела. 8.Различные творческие игры. 9.Анкетирование, педагогическая диагностика. 10.Уроки – проекты. 11.Мониторинг результатов воспитательной деятельности по комплекту А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк «Книга моих размышлений».
12. Выполнение проектов по духовно-нравственному воспитанию осуществляется по тетрадям для 1-4 класса «Я – гражданин России» (С. Н. Тур, Е. И. Васюкова).
13. Рабочая тетрадь «Юный патриот России» для 2 класса (Л. С. Иванова) – инновационное издание при ознакомлении школьников с Родиной.
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Занятия курса являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, изготовление книжек – малышек, выполнение рисунков, создание фотоальбома,выставки, викторины, интеллектуально-познавательные игры, тренинги,наблюдение, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, участие в акциях, создание творческих проектов и презентаций.
Особый интерес к изучению истории своего Отечества вызывает исследовательская деятельность учащихся, которой они начинают заниматься со 2 класса.
ПРОЕКТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ». (С.Н.ТУР, Е.И.ВАСЮКОВА)
Всестороннее развитие и совершенствование личности современного ребенка невозможно без активного участия детей в добывании знаний и творческого применения их в жизни. В обучении детей необходимо основываться на утверждении: «Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный». Решению этих задач помогает «Тетрадь проектов», которая создана для детей 1-4 классов. Проект – особый вид учебной деятельности, позволяющий в интересной и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного.
Цель: Формирование познавательных способностей детей посредством внедрения активной формы совместной творческой деятельности детей и взрослых, создание условий для поисково-исследовательской деятельности.
Урок является игровой формой совместной творческой деятельности детей и взрослых, которую можно использовать на занятиях и вне занятий как клуб по интересам. Работа с тетрадью строится по всем областям образовательной программы, а именно: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество и другие. Тетрадь содержит 3 проекта по воспитанию духовно-нравственных чувств, гражданственности и патриотизма, культуры, ОБЖ и социализации детей в современном обществе для организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях нового государственного образовательного стандарта и в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Темы проектов: «Милая сердцу старина», «Что такое хорошо», «Юный патриот». В рамках темы предложены подтемы, учитывающие опыт, интересы и запросы школьников этого возраста. Каждый проект имеет единую структуру: тема и источники информации, символика, план и этапы работы над проектом, листы оценивания и самооценивания, отрезные листы для портфолио, краткие методические рекомендации для взрослых. Имеет запасные страницы для оформления проекта по самостоятельной теме.
Занятия проводит учитель. Ему могут помочь специалисты (работники музея, медицинские работники и т. д.), родители, сотрудники школы. Большое внимание в работе уделено экспериментально-познавательной деятельности, в процессе которой дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, умениями исследовательских действий. В группе созданы условия для получения опыта работы с различными источниками информации, разными способами получения интересных знаний. Активное использование этих методов позволяет успешно решать образовательные и развивающие задачи. Для мониторинга результатов работы используются формализованные и неформализованные методы. Дети научаются активно добывать знания, обмениваться полученной информацией, ставить общественно значимую цель, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. У детей формируются самостоятельность, целеустремленность, упорство в добывании знаний, умение общаться в коллективе, гражданские качества личности, патриотизм. Одним из главных принципов является признание достижений каждого ребенка окружающими, в результате чего дети получают радость, удовлетворение от осознания важности и полезности своей деятельности, ребенком осознается самоценность.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помощь детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний, в реализации своего творческого потенциала, в формировании у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
выявить творческие способности ребёнка;
улучшить контакт с учащимися;
дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих задач:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления.
В проектную деятельность я включаю учащихся постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют достаточно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекаю к этой работе родителей, но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-практикумы и лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
В своей работе стараюсь использовать различные типы проектов: творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные, интеллектуальные.
Я определила свою схему создания проекта, состоящую из 7 этапов:
Определение проблемы предполагаемого проекта: тема, задачи, тип, количество участников. За неделю до запланированного дня проекта разрабатываю вводные установки для учащихся на этот день: обсуждаем тему, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Темы выбираются по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выясняются интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже же время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: «Это интересно: Что? Где? Когда?», «Делаем книжку-малышку», «Дом, в котором я хотел бы жить: геометрия вокруг нас», «Наша классная Красная книга», «История нашего города», «Моя семья», «Творческая новогодняя мастерская», «Пластилиновая картина», «Безопасная дорога домой» и т.д.
Выдвижение и обсуждение с детьми гипотез решения основной проблемы (подпроблемы). На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения. На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским задачам. Определяются пути поиска необходимой информации. Определение источников информации: прочитать в книге; понаблюдать; посмотреть в компьютере; задать вопросы родителям, специалистам; подумать самостоятельно; посмотреть по телевизору и т.д.
Промежуточное обсуждение полученных данных. На этом этапе я задаю ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам следует обратиться?» Фиксируется информация различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. Главное не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
Защита проектов, оппонирование. Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности перед зрителями, когда в классе собираются ребята, и защита проектов превращается в праздник для всех, причём каждый раз форма представления меняется. Один из вариантов – выставка, на которой выставляются результаты работы: макеты, рисунки, поделки, необходимые расчёты и т. д. Так, работая над проектами «Пластилиновая картина», «Дом, в котором я хотел бы жить: геометрия вокруг нас», «Безопасная дорога домой» были представлены поделки на выставке, сделанные ребятами. Практически все учащиеся принимают активное участие в процессе подготовки и защиты проектов. Для успешной защиты проекта я обязательно помогаю ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предлагаю ответить на следующие вопросы: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям; как оценили вашу работу посторонние люди.
Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы. По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся других классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки учащихся и их уверенности в своих силах. Ребята представляют отчет о проделанной работе, отвечают на вопросы слушателей, отстаивают свою точку зрения, формулируют окончательные выводы. Как правило, наиболее сильные учащиеся выступают в роли консультантов, помогают оценивать работы и выступления остальных учащихся. Работая в группах, ребята оказывают друг другу всяческую помощь в оформлении и составлении проекта, поддерживают при защите, презентации проекта.
Важной формой патриотического воспитания, духовного развития детей в нашем образовательном учреждении является школьный музей. Он осуществляет ту же миссию транслирования культурного наследия, но своим, более привлекательным для детей способом. Ребёнок вырастает таким, каким его делает окружающая среда. Поэтому главным для музея, считаю, не комплектование, хранение и изучение музейных предметов, а использование экспонатов, которые становятся инструментом воздействия на человека в целях его развития. Обучающее пространство музея является пространством свободы, где дети следуют собственным интересам и «работают» с объектами, подчиняясь естественным законам концентрации внимания. Многолетний опыт организации интерактивных пространств подтверждает значимость музейной практики в системе патриотического воспитания школьников. Уч-ся имеют прочные представления о семье, обществе, государстве, мире и природе; они любознательны и активны; эмоционально отзывчивы.
Еще одной важной особенностью нашего музея является то, что каждая новая музейная экспозиция организуется и развертывается в процессе проектной деятельности. В создании экспозиций музея задействованы все участники образовательного процесса ОУ – педагоги, родители, дети. Проекты предусматривают самые разнообразные формы такого взаимодействия: акции по сбору экспонатов, приобретению игр; совместное изготовление различных макетов, моделей, пособий; сочинение сказок, рассказов; выпуск книг, газет, словарей; конкурсы детского и совместного творчества.
Другие работы по теме «Великая Отечественная война»: конкурсы рисунков и поделок (Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню защитника Отечества «Доблесть, мужество, отвага», номинация «Рисунок к празднику», Всероссийский творческий конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава», номинация «Праздничная открытка»), викторины (Международная занимательная викторина «Мы помним, мы гордимся», номинация «Юный эрудит»), участие в марше Бессмертный полк, стенгазета к 9 мая, проект («ЖЗЛ. Батя», «Страна гордится своими героями»), пластилиновые картины были отобраны в качестве экспонатов школьного музея, конкурс чтецов (стихи Е. Н. Батенчука), посещение городской детской библиотеки, конкурс « Самые яркие впечатления у детей оставили видео клипы на тему Великой Отечественной войны: «Я хочу, чтобы не было больше войны», «Давным-давно была война», «До свидания, мальчики», «Что я знаю о войне», «Память. 9 мая», «О той войне», где музыка, стихи и изображение оказывают сильнейшее воздействие.
Что же дает использование в работе метода проектов? Мне удалось достичь следующих результатов:
1) Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее. Велась интересная и насыщенная работа, даже родители пытались участвовать.
2) Дети были активны, заинтересованы, выполнили огромное количество разнообразных работ: лепили из пластилина, рисовали картинки, выучили много стихотворений по теме, составили кроссворды для участников проекта.
3) Ребята оценили труд других: в классе сочиняют стихи 3 человека, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Приложение 1.
Правила для учителя, решившего работать методом проектов
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Приложение 2.
Советы учителю, работающему по методу проектов
1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.
3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и т.д.)
4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.