kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые должен соблюдать учитель при обучении детей начальной школы: орфоэпически грамотно читать и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. В статье указаны условия и средства совершенствования владения нормами литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема»

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


Аннотация. В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые должен соблюдать учитель при обучении детей начальной школы: орфоэпически грамотно читать и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. В статье указаны условия и средства совершенствования владения нормами литературного языка.

Ключевые слова: орфоэпические нормы, языковая и речевая культура, произносительно-слуховая культура, учитель начальной школы, методы и приёмы совершенствования речи.


Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышенной речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. «Для педагога язык, речь – прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия, и средство воспитания, в том числе и формирования языковой и речевой культуры учащихся» [4].

Уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка имеет особое значение для учителя начальных классов.

Педагогический подход к данной проблеме дает возможность рассмотреть феномен культуры речи учителя в трех аспектах.

  • профессионально-речевая культура выступает в качестве показателя личной культуры человека. Профессионально-речевая культура показывает степень сформированное языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях.

  • профессионально-речевая культура является показателем педагогического мастерства. В. А. Сластёнин отмечает, что «педагог прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку, преодолевать личностные барьеры, формировать межличностные отношения, – то есть устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами. Успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно, ставить вопрос самостоятельно и неожиданно, отвечать точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, т. е. от умений, опирающихся на языковое сознание личности» [2].

  • профессионально-речевая культура учителя является средством формирования речевой культуры ребенка (в том числе учащегося начальной школы). Одной из психологических особенностей младших школьников является высокая подверженность внешним воздействиям. Язык как феномен культуры и речь как деятельность человека, использующего потенциал языка, являются важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников. Личностные особенности педагога позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности (в том числе речевой), которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры учащихся.

В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной стороной речи. Долгое время этому направлению не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения этой стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции (нечеткое проговаривание отдельных звуков и звукосочетаний). Все это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика и требует особого внимания от педагога.

С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Поэтому учитель должен говорить, соблюдая все правила русской орфоэпии.

Таким образом, для того, чтобы добиваться результатов, предъявляемых Стандартом к овладению обучающимися основными орфоэпическими нормами русского литературного языка, учителю необходимо не только самому соблюдать данные нормы, но и иметь знания о предполагаемых проблемах в речи учащихся во всех видах речевой деятельности.

В начальной школе уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, но мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка.

Лингвист Аванесов Р. И. определил орфоэпию (греч. orthos – правильный и epos – речь) как «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» [1].

В данной науке выделяются следующие разделы: произношение звуков (гласных и согласных); произношение отдельных морфем; произношение имен и отчеств; употребление иностранных слов.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно сегодня, когда устная речь служит средством самого широкого общения. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается.

Основные орфоэпические нормы русского языка регулируют главным образом функционирование звуков. Рассмотрим для начала нормы произношения гласных. В нашем языке, как и во многих других, гласные звуки делятся на два вида: ударные и безударные. Рассмотрим их подробнее. Ударными называются гласные в сильной позиции, отличающиеся отчетливым звучанием, то есть возможностью определить их подъем и ряд. Безударные – гласные в слабой позиции, чье звучание неотчетливо, затерто.

Вот что говорят относительно произношения гласных звуков орфоэпические нормы русского языка.

Четко в русском языке произносятся, как отмечалось выше, только гласные под ударением. Что касается безударной позиции, то существуют следующие правила:

  • буквы «а» и «о» в слоге, стоящим перед ударным (предударным) произносятся как [а] (ботинок – б[а]тинок, корова – к[а]рова);

  • буква «о», стоящая после ударного слога и твердой согласной, читается как нечто среднее между «ы» и «а». В транскрипции такой звук обозначается как [ъ] и называется редуцированным звуком (молоко – м[ъ]локо, золотой – з[ъ]лотой);

  • буквы «а», «я», «е» в предударном слоге и после мягкой согласной произносятся как что-то среднее между «и» и «е». В транскрипции обозначается как [иэ] (шестой – ш[иэ]стой, пяти - п[иэ]ти);

  • буква «и», стоящая после твердой согласной, всегда произносится как звук [ы] (к Илье – к [ы]лье, мединститут – мед[ы]ниститут).

Орфоэпические нормы современного русского языка также регулируют и правила произношения согласных звуков. Перечислим основные из них:

  • все звонкие согласные, за исключением сонорных, на конце слова оглушаются (хлеб – хле[п], сад – са[т]);

  • для буквы «г» характерно оглушение и превращение в звук [к], характерно это не только на конце слова, как для других звонких согласных (недуг – неду[к]); исключение составляет слово бог. Также «г» может в ряде случаев переходить в [х], однако это скорее исключение, чем правило (господь – [х]осподь);

  • в русском языке есть согласные, которые не смягчаются – «ж», «ц», «ш» (жираф – [ж]ираф, шесть – [ш]есть). И есть звуки, которые всегда сохраняют свою мягкость: «щ», «ч» (чтец – [ч’]тец);

  • сочетание согласных «чн» обычно так и произносится [чн] (маскировочный, посадочный); произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на –ична (Никитична – Никити[шн]а) и сохраняется в отдельных словах (конечно – коне[шн]о, нарочно – наро[шн]о, яичница – яи[шн]ица); некоторые слова с сочетанием чн произносятся двояко (булочная – було[чн]ая и було[шн]ая, порядочный – порядо[шн]ый и порядо[чн]ый, копеечный – копее[шн]ый и копее[чн]ый), а «чт» – как [шт] [5].

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками.

Орфоэпическая компетенция учителей начальных классов является актуальной проблемой, которую, опираясь на современные технологии, призвана решать современная школа.

Учитель начальной школы играет важную роль в становлении и развитии навыков правильной устной речи, так как процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. В устной речи детей, пришедших в школу, встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Важным для учителя является представлять определённый уровень орфоэпической грамотности учеников, знать их произносительные ошибки, а также причины их появления в двух видах речевой деятельности детей: чтении и говорении.

Учитель должен сам соблюдать орфоэпические нормы, чтобы добиться главной цели обучения орфоэпии в начальных классах – научить детей орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.

Повышение уровня сформированности орфоэпических норм в речи учителя начальной школы возможно при соблюдении следующих условий:

  • организация консультаций для учителей по ознакомлению с нормами современного русского литературного языка и требованиями к устной речи;

  • освоение учителями программы занятий, направленную на повышение орфоэпической грамотности.

Заинтересованность учителя в улучшении своей звучащей речи появляется и растет по мере приобретения определенных знаний и умений, входящих в понятие произносительно-слуховой культуры. Формирование произносительно-слуховой культуры  существенное условие, определяющее успех развития устной речи.

Под произносительно-слуховой культурой понимается «отчетливость и ясность произношения, умение расчленять слова на отдельные звуки, сопоставлять их с буквами, навык легко и быстро находить лексическое ударение, соблюдение правильного литературного произношения» [3].

Для совершенствования орфоэпических навыков используется звуковой образец (фильм, запись классического произведения литературы, профессиональных чтецов или артистов).

Орфоэпия тесно связана с орфографией и фонетикой, так как без знания звуков, правильного их интонирования и написания слов тяжело овладевать орфоэпическими умениями и навыками. Следовательно, повышение произносительной культуры означает и подъем орфографической грамотности. Как говорил в своих работах Н. С. Рождественский, чем выше культура устного слова, чем правильнее орфоэпически говорят люди  тем правильнее они пишут [6].

Для развития орфоэпических норм в речи важна также работа над интонацией. Эффект громкого проговаривания заключается в том, что оно способствует формированию внутренних артикуляторных схем, является основой формирования внутренней речи. Речевые движения способствуют усвоению называемых графических написаний, помогают избегать пропуска букв, их замены и перестановки, потому что четкое проговаривание слова проясняет его звукобуквенный состав.

Важным условием является работа над коррекцией диалектного произношения. При работе над правильным произношением не следует забывать о том, что литературный язык – ведущая форма национального русского языка, не изолирован от местных говоров.

Для развития орфоэпических норм необходимо такое условие как работа над акцентированием. В литературной речи важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали.

Совершенствование владения нормами литературного языка важно осуществлять систематически. Необходимо постоянно тренировать собственные произносительные умения и навыки (дикцию, громкость, темп, ритм, интонацию речи), так как важно тактично корректировать ответы учащихся на уроках, когда часто наблюдается интонационная невыразительность речи, преобладание бытового стиля произношения.

Таким образом, существуют разнообразные методы и приёмы совершенствования речи, и о них нужно помнить тем, кто старается достичь высокого уровня педагогического мастерства. Создание оптимальных педагогических условий, которые обеспечат формирование орфоэпических норм в речи учителя с целью повышения эффективности образовательного процесса, важная задача образовательной организации.


Список использованной литературы:

  1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. - 6-е изд. перераб. и доп.  М.: Просвещение, 1984.  384 с.

  2. Афанасьева О. Ю. О разработке профессионально ориентированного текстового материала в целях управления коммуникативным образованием будущих учителей / О. Ю. Афанасьева // Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиологические и психолого-педагогические науки», 2006.  № 4.  С. 146-151.

  3. Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И. А., Степанова Ф. В. Современный русский язык: Курс лекций / И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина, Ф. В. Степанова; под ред. И. А. Славкиной.  Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.

  4. Листофорова К. А. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов // Молодой ученый, 2016.  № 20.  С. 704-706.  Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34109/

  5. Москвин В. П.: Правильность современной русской речи. Норма и варианты.  Ростов н/Д: Феникс, 2006  253 с.

  6. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальных классах.  М., 1960.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Искандарова Татьяна Энверовна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 488979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства