Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков соблюдения этических норм в младшем школьном возрасте и их влияние на формирование бесконфликтных ситуаций»
Формирование навыков соблюдения этических норм в младшем школьном возрасте и их влияние на формирование бесконфликтных ситуаций
Учитель начальных классов
Мальченко Светлана Алексеевна
МБОУ «СОШ №13»
с. Надежда, Ставропольский край
Быть человеком - значит чувствовать
Сердцем другого, помогать окружающим
Во всём, вести себя так, чтобы в своём
Школьном коллективе не было ссоры, унижения.
Уже в начальной школе дети должны усвоить основы этических норм поведения. Самочувствие ребёнка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в школьном коллективе. А его основой является классный коллектив.
Последние годы в нашей школе увеличилось количество детей, которые не посещают дошкольного образовательного учреждения. Большинство детей до поступления в школу воспитываются дома.
Например, в 2018-2019 учебном году, когда я набрала детей в первый класс, только 1/3 всех учащихся до школы посещали детский сад.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что у нас в школе возникла необходимость введения спецкурса «Живая этика», так как «домашние дети», как правило, слабо знакомы с этическими нормами поведения, или часто эти нормы у них искажены семейным воспитанием. Ведь часто можно слышать, как родители дают наставления своему ребёнку: «Давай сдачи», «никому ни уступай», «ты сильнее его» и т.д. Такие напутствия, естественно настраивают ребёнка на разжигание конфликтов между сверстниками.
Спецкурс «Живая этика» разработан СКИПКРО под редакцией В.И. Аксёновой, но мы внесли некоторые изменения с учётом воспитанности детей.
Младшие школьники нередко считают, что быть тактичным, вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать определённые правила культурного поведения и со своими сверстниками.
Каждый учитель, принимая детей в первый класс, задаётся вопросами: «Какие они?», какие основы этических норм поведения формировались в семье?
В первую неделю пребывания детей в школе предлагаю следующий тест. Ребёнку предлагается: мгновенно и не задумываясь, выбрать из четырёх геометрических фигур, ту фигуру, при виде которой у него возникает чувство – «Это я». Ребёнок выбирает фигуру, а учитель определяет согласно тесту личностные качества ребёнка, формы его поведения
10 человек
5 человек
3 человека
1 человек
После проведения тестирования делаю для себя некоторые выводы. Я имею для себя ясное представление о тех детях, которые ко мне пришли, об их природных особенностях, их приспособленности жить в коллективе детей.
По результатам тестирования определены пять лидеров, которые будут делить между собой класс на группы. Они склонны конфликтовать между собой.
Для себя я выбрала форму проведения занятия, которое построено на различных практических ситуациях. При обсуждении этих ситуаций ребёнок, не осознавая, показывает сформированные у него этические нормы поведения. Приведу пример одной такой ситуации.
«На переменке два мальчика играли в шашки. Вдруг нечаянно кто-то толкнул Володю, и шашки сдвинулись. Между товарищами произошла ссора». Предлагаю обсудить детям эту ситуацию: как бы они поступили на месте ребят. В ходе обсуждения выяснилось, кто из детей склонен к конфликтам. Для учителя появляется материал, который поможет скорректировать поведение детей и помочь им конфликтную ситуацию превратить в бесконфликтную.
Во втором полугодии первого класса я предложила своим детям тест, методика которого позволила узнать устойчивость морального суждения ребёнка. Может быть, он и сложный для детей этого возраста, но даёт некоторые результаты. Данный тест состоит из небольших рассказов. Каждый ребёнок должен выбрать тот вариант, который близок его моральным суждениям. Например: в ходе выбора ответа на первый рассказ большинство детей выбрали вариант «Дам списать». Другого ответа от детей и нельзя было ожидать. Ведь на протяжении всего первого полугодия на занятиях спецкурса детям прививались такие нравственные качества, как чувства товарищества, взаимовыручки. Но в индивидуальной работе с детьми выясняется, что некоторые дети выбрали такой вариант ответа из-за боязни конфликтной ситуации с товарищами.
После проведения этого теста намечается работа с конфликтными учащимися для предупреждения конфликтной обстановки в классе.
Во втором классе провожу повторно данное тестирование. При обработке результатов я заметила изменения в моральных суждениях детей. Теперь уже дети понимают, когда нужно опираться на чувство и взаимопомощь, а когда просто нужно руководствоваться другими моральными суждениями.
Первый класс
«дам списать»
10 человек
Второй класс
«дам списать»
6 человек
На конец второго класса готовлю ещё один тест - «Что такое хорошо и что такое плохо», методика которого поможет определить нравственные представления учащихся в чуткости, честности, справедливости, дисциплинированности и ответственности.
По итогам тестирования провожу родительский лекторий, где довожу до сведения родителей, что у 30% детей искажённые семейным воспитанием этические нормы поведения. Эти дети склонны к участию в различных конфликтных ситуациях.
Проводимые тестирования дают хороший материал для образовательной работы с родителями. Смотрю на своих детей и замечаю, что постепенно у них формируется привычка правильной реальной оценки поступать с позиции доброжелательности и уважения, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже произошедших конфликтов.
Дети становятся добрее, милосерднее, из их душ выходит равнодушие, их сердца начинают чувствовать. И это самая большая награда за мой труд.