kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков орфографической зоркости и смыслового чтения учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен опыт моей работы. Методический инструментарий, предложенный мною, можно применять с целью овладения навыками работы с информацией, повышения орфографической грамотности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков орфографической зоркости и смыслового чтения учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку»

Герасимова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ гимназия

г.Сафоново Смоленской области

«Формирование навыков орфографической зоркости и смыслового чтения учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку»

Всероссийская проверочная работа по русскому языку считается одной из самых сложных. Безусловно, внедрение такого типа работы ставит перед учителями задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то, что в описании проверочной работы по русскому языку отмечено, что специальной подготовки к проверочной работе не требуется, без системы мер по подготовке обучающихся трудно добиться высоких результатов. Я прекрасно понимаю, что систему работы по подготовке к ВПР нужно организовывать, начиная с 1 класса. Ведь 4 класс – это время систематизации и обобщения знаний. Результаты промежуточной аттестации в форме ВПР выпускников начальной школы во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности является создание условий для организации качественной системной подготовки выпускников начальной школы к Всероссийским проверочным работам по русскому языку.

Для того чтобы достигнуть цели педагогической деятельности и получить высокие результаты учащихся при написании ВПР в 4 классе я поставила перед собой ряд задач:

  1. Осуществить:информационную готовность учащихся (знания о правилах поведения на ВПР, правилах заполнения бланков ВПР и т.д.);предметную готовность учащихся (качество подготовки по русскому языку, умение выполнять задания КИМов);психологическую готовность учащихся (внутренняя настроенность);

  2. адаптировать содержание образования современным требованиям;

  3. сочетать информацию, данную учителем, и самостоятельную работу учащихся, учить самоанализу достижений;

  4. систематически контролировать обученность учащихся;

  5. выполнять типовые задания и разноуровневые проверочные работы.

Чтобы создать условия для организации качественной системной подготовки учащихся к ВПР необходимо проанализировать все проблемы, которые были в предыдущие годы. Изучение этого вопроса показало, что проблемы повторяются из года в год. Наибольшую трудность вызывают задания под номерами 6 и 15. Это работа с информацией, ее интерпретация, умение работать с текстом, текстом-инструкцией, умение определять главную мысль, выражать ее в письменной форме. Учащиеся неверно читают формулировку заданий, не делают акцентов в правилах. [1]

Иными словами, у учащихся не сформировано смысловое чтение на уровне метапредметного результата, Поэтому на каждом уроке по любому предмету необходима работа с текстом и другими источниками информации. Какие приемы работы с текстом использую я?

  • Оживление имеющегося опыта детей, то есть опора на опыт ребенка;

  • постановка мотива, или для чего мы ищем эту информацию, для чего она ему нужна?

  • наблюдение, работа по сравнению текстов.

Таким образом, мы плавно подошли к системе моей работы при подготовке к ВПР.

Считаю, что главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели добывать знания самостоятельно, поэтому моя позиция – учитель-помощник. Система моей работы заключается, в первую очередь, в планировании: сравнивая результаты текущих и административных работ учащихся по предметам и годам, определяю пробелы в их знаниях. Помимо плановых контрольных работ провожу метапредметные работы на начало и конец года, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. По результатам организовываю индивидуальные и групповые занятия.

Результаты метапредметных работ учащихся также показывают неумение работать с информацией. Поэтому включаю в методику работы маркировку, раньше это называлось «чтение с пометками». Цель такого чтения – сформировать умение читать вдумчиво. Я предлагаю учащимся писать значками на полях информацию:

Прием «чтение с пометками или INSERT»

v

Знакомая информация

+

Новая информация

-

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

На уроках русского языка мы следующим образом со структурными частями текста – части текста, связанные между собой, составляем в единое произведение. Периодически среди частей текста предлагаю часть, не относящуюся к тексту. Дети, откладывая ее в сторону, аргументируют свое решение. Работаем над определением темы и главной мысли, выбираем заголовок к предполагаемому тексту. Можно использовать прием мнемонической таблицы.

Мнемоническая таблица на примере рассказа Михаила Пришвина «Глоток молока»

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась.

1. Лада заболела.

Позвали меня. – Лада, – сказал я, – надо поесть. Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

2. Хозяин приласкал собаку.

– Кушай, Лада, – повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала.

3. Лада стала лакать молоко.

Значит, через мою ласку ее силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

4. Ласка и молоко спасли ей жизнь.

Не только умение выделять главную мысль, но и умение составлять план текста проверяется в ВПР. Предлагаю использовать прием «Дневник двойных записей». Даю инструкцию младшим школьникам разделить тетрадный листок на две части и в процессе чтения в левой части записывать интересные сюжетные моменты, которые поразили или восхитили, в правой части необходимо написать краткий комментарий. Затем объединяемся в пары и впоследствии на основе своих записей формулируем вопрос однокласснику. При осуществлении оценки самыми ценными можно признать те, которые отражают главную мысль текста.

Пониманию информации, формированию умения отвечать на вопросы текста, обосновывать собственное мнение способствует прием «Ромашка Блума».

Особое место в подготовке к ВПР занимает система домашних заданий, т.к. они способствуют воспитанию у детей точности, внимательности, самоконтроля и самооценки. На первых порах использую памятки с рекомендациями по выполнению заданий, например:«После решения задания внимательно прочитай текст его условия, т.к. в нем может содержаться дополнительное требование».

Учителю следует с первых дней постоянно отслеживать, чтобы задания выполнялись в полном объеме, а также учить ребят работать с критериями оценки заданий, понимая которые, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. Я считаю, что выполняя типовые задания, ребенок часто должен сам проверять себя и сам выставлять себе баллы. Почему дети совершают одни и те же ошибки? Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали. С целью проверки знаний с возможной последующей самопроверкой или взаимопроверкой я использую прием технологии развития критического мышления «Верно-неверно», который уже давно известен учителям.

№ задания

№1

№2

№3

№4

Итого:

Ученик

Да (2 балла)

Нет (0 баллов)

….

….


Одноклассник



 



Учитель

 

 

 



Прием «Верно-неверно» также можно применять на стадии вызова, т.е. в начале урока, когда идет повторение пройденного материала. Например, при повторении темы «Имя существительное».

Верите ли вы, что….

Да

Нет

1

У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь



2

После шипящих и «ц» в окончании под ударением пишется «е»



3

Имя существительное изменяется по родам



4

Бывают собственными и нарицательными



5

Окончание существительного зависит только от падежа



6

Существительное изменяется по падежам



7

В предложении является только подлежащим



Предлагая учащимся эту работу, мы будем способствовать формированию у учащихся умения критически оценивать результат. «Дети учатся на ошибках, а не посредством накопления данных» - формулировал в своих работах философ и социолог Карл Поппер. [2]

Считаю, что работа над ошибками – важный аспект в подготовке к ВПР. Одной из самых трудных задач учителя является научить детей классифицировать ошибки. На первый взгляд, классификация – скучное занятие. Я поменяла форму проведения работы над ошибками, допущенными в диктанте по русскому языку. В начале урока раздаю вот такие листы с таблицей, в названии колонок которой основные виды орфограмм, слова с которыми встречались в диктанте.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ

Безударная гласная, проверяемая ударением

Безударная гласная, НЕ проверяемая ударением

Парные согласные в корне слова

Ь, показатель мягкости предшествующего согласного

Разделительный мягкий знак

























Прошу ребят найти в диктанте слова на заданную орфограмму и записать в соответствующую колонку таблицы. Затем предлагаю записать ещё 1-2 слова с этой орфограммой.

При написании непроверяемых написаний срабатывает зрительный фактор.

Работая над ошибками, нужно помнить известную истину: чтобы устранить ошибку, необходимо ликвидировать причины, ее порождающие.В своей работе по предупреждению ошибок в словах, словосочетаниях или предложениях я использую следующий алгоритм. Рассмотрим на конкретном примере возможный вариант анализа ошибки.

Слово, словосочетание, предложение, в котором сделана ошибка

Причина ошибки

Как избежать ошибки?

Решение похожей орфографической, пунктуационной задачи

Как я действовал?

Как надо было действовать?

Почему я ошибся?


ответЕшь

1. н.ф. – отвечать

2. на –ать

3. не искл. (гнать, дышать, слышать, держать)

4. 1 спр.

5. –ешь

1. н.ф. (что сделать?) – ответить

2. на –ить

3. не искл. (брить, стелить)

4. 2 спр.

5. -ишь


Не определил вида глагола

Верно задать вопрос к неопр.

форме глагола сов.и несов. вида


Сначала учащиеся осваивают способ заполнения таблицы в совместной деятельности, впоследствии проводят индивидуальное исследование своих ошибок. Ученик не задал вопрос, следовательно, необходимо научить задавать вопрос к начальной (неопределённой) форме глагола.Представленный способ работы над ошибками обеспечивает и овладение учащимися диагностико-коррекционными действиями, и позитивным личностным отношением к ним.

С целью предупреждения ошибок пользуюсь «письмом с дырками». Если ученик не знает точно – не пишет, спрашивает у меня или ищет в словаре, а потом записывает слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву.

Пользуюсь еще таким приемом: учу детей писать диктант. Например: Наступила зима. Говорю: «Наступила - приставка на, приставки но - нет. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением - зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать меня своими ответами, учатся видеть орфограмму до того, как напишут ее.

В качестве паузы на уроке использую следующие упражнения: Две-три пословицы, переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образное мышление, и анализ смысла отдельных слов и чувство юмора, что позволяет снять напряжение. Упражнение называется “перевод с русского на русский”. Это упражнение выполняется на слух:

  • Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)

  • Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат (Комар носа не подточит)

К сожалению, учебники «Русский язык» УМК «Школа России» не подразумевают подготовку к ВПР в том виде, в котором она представлена.Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к выпускной диагностической работе и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении. Вэтом плане мне нравятся пособия «Разноуровневые проверочные работы» Рыдзе Оксаны Анатольевны («Вентана-Граф») и «10 вариантов типовых заданий ВПР» Кузнецова Андрея Юрьевича («Экзамен»).

Для подготовки к ВПР использую кроме стандартного и дополнительного материала демонстрационные материалы с сайта НИКО, «Решу ВПР», «Образовательные тесты» и такие сайты и программы, как «Отличник», «Знайка», «Инфоурок, «Знаника», «Учи.ру», «Яндекс.Учебник».

Учителю важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся, ведь большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка.С родителями обсуждаювопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, ведь родители, например, могут научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Еще родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное дома, в этом тоже помогают родители, а в классе в этом нам поможет прием взаимопроверки или выполнение какографических упражнений.

Я обобщила опыт своей работы и считаю, что методический инструментарий, предложенный мною, можно применять с целью овладения навыками работы с информацией, повышения орфографической грамотности учащихся.

К результатам моей работы относится:

- предметная, психологическая и информационная готовность выпускников начальной школы к выполнению ВПР

- создание папки учебно-методических материалов «Всё для ВПР»

- оформление и пополнение классного уголка «ВПР в 4 классе».

- информирование родителей о целях, задачах, содержательных и организационных аспектах проведения ВПР при проведении родительского собрания.

В конце выступления хочу сказать: главное, в чем нуждаются учащиеся в период написания ВПР – это эмоциональная поддержка педагогов и близких. Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, хвалите их. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах.




Список литературы:

1. Готовимся к ВПР: инструментарий и методика работы с ним. Часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=vJXt_bEOSb8

2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.

3. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Герасимова Ирина Юрьевна

Дата: 21.09.2022

Номер свидетельства: 613451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства