Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков функциональной грамотности "Смысловое чтение". Сборник заданий часть 1.»
Эмэовушкл
Формирование навыков функциональной грамотности
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
БЫСТРО, ЛЕГКО И ПРОСТО
Привет! Меня зовут червячок Чити!
А как тебя зовут?!
Приветствую тебя! Я очень люблю читать книги.
Давай На ЧНе№1 НДШе удивительное путешествие по тайным страницам книг, журналов и сети Интернет, Вперед к приключениям!
УДК 3732, 373.3
ББК ИЛ, 74.2
Дб4
Дб4 Долженко Ю.Ю., Чикота ЕЮ. Смысловое чтение. Формирование навыков функциональной грамотности. Сборник заданий в 2 ч. Ч. 1. Белгород: ООО ”Совушка”, 2022. 60 с. (Быстро, легко и просто).
Сборник заданий адресован для родителей читающих будущих первоклассников, специалистам (учителям начальной школы, воспитателям, педагогам дополнительного образования, инструкторам по подготовке к школе, педагогам частной практики), реализующих программы разносторонней подготовки детей дошкольного возраста в очном или дистанционном формате (офлайн онлайн) к поступлению в школу, а также учащимся 1-4 класса начальной школы для формирования навыков одного из компонентов функциональной грамотности: читательской грамотности (а именно, смыслового чтения),
Сборник состоит из 2-х частей несплошных или смешанных типов текста для формирования навыков смысловой составляющей читательской грамотности (в соответствии с ФГОС ДОО, ФГОС НОО нового поколения).
Сборник заданий по формированию навыков функциональной грамотности “Смысловое чтение“ (далее сборник) предназначен для детей дошкольного возраста (читающих) и учащихся 1-4 классов. Задания содержат в себе тексты несплошного или смешанного типа, которые требуют большего внимания как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.
Смысловое чтение входит в состав читательской грамотности - одного из компонентов функциональной грамотности, формируемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Особенности сборника
Сборник можно использовать всем, кто готовит читающих детей к школе, а также тем, кто уже работает с детьми в начальной школе (1-4 класс) родителям, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам частной практики, инструкторам по подготовке к школе;
Сборник можно использовать в очном формате обучения и в дистанционном, распечатывать необходимые страницы, ламинировать для многоразового использования, выводить на экран планшета, компьютера, доски или экрана;
Задания можно проходить с детьми последовательно или выбирать только те, которые ребенок может на данный момент выполнить (”прыгать по сборнику“);
Несплошные и смешанные типы текста позволят находить, понимать и использовать информацию для установленных целей в реальной жизни;
Самооценка позволит поверить в свои силы, научиться высказывать свое мнение и адекватно себя оценивать, не боясь критики;
Все задания разноуровневые (легкие, средней сложности, повышенной сложности). Взрослый может выбрать посильные задания, ознакомившись с ними заранее. Вопросы к текстам можно дополнять и конкретизировать самостоятельно;
Каждый ребенок получает сертификат об успешном обучении по сборнику “Смысловое чтение“ (1 часть).
апишите номер заказа при покупке данного сборника и кол-во детей.
сообщением во ВКонтакте kssovushka
Методические рекомендации
Ознакомьтесь со всеми заданиями заранее, перед тем, как предложить их ребенку;
Занятия по смысловому чтению на основе несплошных и смешанных типов текста должны проходить систематически, но не реже 1 раза в неделю;
З. Во время занятий уберите все отвлекающие предметы, не относящиеся к занятию;
Задавайте ребенку дополнительные вопросы, уточняющего и направляющего характера, с целью формирования максимально полной картины об объекте или предмете текста;
Двигайтесь по сборнику со скоростью ребенка, не подгоняйте. С каждым разом он будет быстрее выполнять все аналогичные задания. Все придет со временем. Допустимо проходить задание по частям или повторно;
Несплошные и смешанные типы текстов отличаются своей сложностью и нестандартной подачей информации. Уделяйте достаточно времени на детальное рассмотрение инфографики, таблиц, рисунков и пр. перед тем, как приступите к ответам на вопросы;
Хвалите постоянно, даже за самые мелкие достижения: за внимательность, быстрый поиск информации; полный ответ на вопрос, оценивание ситуации и действий героя, высказывание своего мнения (даже, если оно не в полной мере верное);
Будьте честны с ребенком. Если он ошибся или не понял задание, помогите ему, но не делайте за него, Объясните устно или на черновике. Скажите, что все ошибаются, но ошибку можно исправить. Можете вернуться к этому заданию через неделю. В большинстве случаев. ребенок вспомнит ваш урок и сделает задание уже верно.
Особое внимание уделите рисункам к тексту, которые позволят ребенку догадаться о теме занятия или ответить на некоторые вопросы. Учите детей искать“подсказки" в самых незначительных, по мнению многих взрослых, деталях; а также распределять данные на важные и второстепенные, которые могут пригодиться для решения других задач или послужат условием (причиной) появления будущих;
После занятия “загляните в будущее“ с ребенком. Покажите (мельком), что его ждет на следующем занятии. Он его будем ждать с нетерпением!
Критерии оценивания
Каждое задание ребенок самостоятельно оценивает. для этого в верхнем правом углу необходимо обвести в кружок или поставить галочку рядом с нужным смайликом. Если ребенок не нашел нужный смайлик, то можно придумать свой, нарисовав его в клеточке.
ВАЖНО!
Не оспаривайте мнение ребенка. Но обязательно спросите: ”Почему ты решил(а) оценить себя именно так?“
Оцени себя
молодец! Всё сделал(а) правильно. Хочу еще!“
” Немного подумал(а), исправил(а) ошибку. В следующий раз буду внимательнее. Сделаю перерыв 5 минут и вернусь с новыми силами!“
Ч ак. Задание я не понял(а), наверное. Нужна помощь! Помогите, пожалуйста! Объясните“
” Сейчас это задание пропущу, но обязательно к нему вернусь.
Нужна помощь взрослого. Он объяснит, а потом я сделаю все сам(а).
Я справлюсь!“
хочу свой смайлик. Я считаю, что я с заданием“
Читательские умения, формируемые в рамках развития читательской грамотности (одного из компонентов функциональной грамотности)
Находить и извлекать информацию:
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); Уточнять поисковой запрос;
Находить и извлекать одну единицу информации;
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах;
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию:
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/ идею, назначение текста);
Понимать значение слова или выражения на основе контекста;
Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент — контраргумент, тезис пример, сходство — различие и др.);
Соотносить графическую и вербальную информацию;
Делать выводы на основе сравнения данных;
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;
Понимать чувства, мотивы, характеры героев;
Понимать авторскую позицию по отношению к обсуждаемой проблеме;
Понимать графическую информацию;
Различать факт и мнение;
Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста;
Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста.
З. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста;
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;
Понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приема;
Оценивать полноту, достоверность информации, содержащейся в одном или нескольких текстах;
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте;
Устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами.
4. Использовать информацию из текста:
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний;
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний;
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста;
Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);
Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (таблица) Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
определять наличие/отсутствие информации.
овощ Длина (см)
Какова длина моркови?
Е сть ли в таблице огурец?
Можем ли мы узнать длину ананаса?
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (таблица интернет-ресурса) Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
оценивать содержание текста или его элементов относительно целей автора
Прочитайте названия овощей, фруктов и зелени.
Обведите только те продукты, которые относятся к зелени.
картофель
лук репчатый
морковь
капуста
ст ТЗруб,'жг
от 15 руб/кг
от 15 руЬ/кг
от 2Г руб,'нг
Черешня
Лук севок
Свекла
Чеснок
ст 21) руЬ,'нг
т 10) руЫкг
Огурцы П омидо ры Перец сла дкии Ка бачки от 75 руЬ'нг от ВГ ру¶нг ст ргу¶нг ст 41) руб,'кг
о
Редис Лук зеленый П етру шка Укроп
от 50 руб/кг от руЬ/кг т 16') ру¶кг т КП руЫкг
Какие товары отсутствуют в магазине?
Какие товары мы можем купить за меньшую стоимость (со СКИДКОЙ) и сэкономить?
Посмотрите на товары магазина еще раз. Запишите названия основных продуктов, которые необходимы нам для приготовления блюда. Не забудь записать название блюда, которое можно приготовить из этих продуктов.
Посчитай стоимость продуктов.
12
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (рисунок) Читательское умение:
• находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
Помогите чити выбрать правильный сыр, который лучше всего использовать для приготовления пиццы (смотрите плакат на следующей странице).
Какие виды сыров подходят для приготовления пиццы?
Назовите сыры, произведенные в России?
Посмотрите на флаги под изображениями сыров. В каких странах производят сыры? Соедини страну и флаг. Найдите лишнее.
ИТАЛИЯ ШВЕЙЦАРИЯ СЛОВАКИЯ
В ЕЛИКОБРИТАНИЯ ИСПАНИЯ
БЕЛАРУСЬ
19
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (рисунок) Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации;
высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Чити пришел в библиотеку, чтобы подготовить презентацию о слонах. Помогите ему разместить информацию на слайде презентации. Соедините элемент с информацией и место на слайде (рисунок, заголовок, текст, qr-l
АИВИТЕЛЬНЫЙ СЛОН
Слон - самое большое наземное животное на планете Земля.
зо
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (рисунок) Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации;
использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
Чити получил сообщение в мессенджер. Прочитай сообщение и выбери подходящий ответ.
34
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (диаграмма)
Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации;
делать выводы на основе сравнения данных;
использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
Чити делает проект о заболеваемости детей. Посмотри на диаграмму и ответьте на вопросы.
Мальчики • Девочки
1 5
10
5
Диаграмма заболеваемости детей за неделю
35
В какой день заболело больше всего детей?
сколько девочек заболело в среду?
Кто чаще всего болеет: мальчики или девочки?
Сколько детей заболело в понедельник?
В какоЙ день девочек заболело больше, чем мальчиков?
Тип текста: смешанный (текст, рисунок) Читательское умение:
находить и извлекать одну или несколько единиц информации;
выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
На выходные Чити ходил с родителями в музей. Гид рассказал тайну одной картины. Что это за тайна?
П оставьте номера картин в правильном порядке.
Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».
Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».
49
Тип текста: НеСПЛОШНОЙ (форма для заполнения / анкета) Читательское умение:
• понимать графическую информацию.
Помогите Чити создать новый почтовый ЯЩИК. Заполните форму нужной информацией.