kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование кууд посредством групповой работы в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой работы в обучении младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование кууд посредством групповой работы в обучении младших школьников»

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


1.1 Сущность и определение понятий "универсальные учебные действия", "коммуникативные универсальные учебные действия", "групповая работа"


В настоящее время современный мир характеризуется стремительными темпами модернизации техники и науки, происходит постоянное обновление научных знаний, причем как открытие чего-либо нового так и полностью опровержение устаревших научных знаний. Для современного человека непрерывное образование становится обязательным условием и необходимостью.

В связи с этим, первостепенной целью общеобразовательной школы становится не передача суммы знаний, а всесторонние развитие личности учащегося, способного эффективно действовать в любой новой или нестандартной ситуации. Развитие личности учащегося происходит посредством формирования универсальных учебных действий, что является основной задачей современного образования.

Концепция формирования УУД представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС), методологической основой создания которого является системно-деятельностный подход [17, с. 83].

А. Г. Асмолов определяет понятие «универсальные учебные действия» как способность к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование различных умений [2, с.27].


Результат системно-деятельностного подхода в образовании – это сформированность УУД у ученика как основа развития многогранной и гармоничной личности.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно смысловых и операциональных характеристик [7, с. 39].

При формировании УУД должны осуществляться ряд функций:

 создание образовательной среды для саморазвития гармоничной личности, готовой к непрерывному образованию;

 создание условий для учащегося, в которых появится возможность осуществлять самостоятельную активную деятельность, ставить цели, находить и использовать средства для их достижения, контролировать процесс и оценивать полученные результаты;

 создание условий для развития и формирования знаний, умений, компетентностей в любой изучаемой предметной области.

Т.В. Василенко дает следующее определение понятию: «Универсальные учебные действия — инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». По её мнению, овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая и самостоятельную организацию, т.е. умения учиться. Вместе с определением понятия «универсальные учебные действия» Т. В. Василенко даёт обоснование понятию «умение учиться», которое входит в определение смысла термина «УУД». «Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора» [8, с. 51].

В Федеральном государственном образовательном стандарте принята классификация, согласно которой УУД составляют 4 группы:

1. Личностные УУД отражают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, направлены на осознание, изучение, принятие социальных ценностей и жизненных смыслов, позволяют соотносить события и поступки с принятыми в обществе моральными принципами и нормами, выработать собственную жизненную позицию в отношении мира и самого себя.

2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной и познавательной деятельности посредством целеполагания, прогнозирования, планирования в соответствии с поставленной задачей, коррекции, итогового и пошагового контроля своих действий, а также оценки правильности выполнения действий .

3. Познавательные УУД включают логические, общеучебные универсальные действия, а также действия по определению и разрешению проблемы, другими словами – это действия изучения, поиска необходимой информации, ее упорядочивание, моделирования полученных знаний, логические операции и действия, выявление проблемной ситуации и генерирование методов решения задач.

4. Коммуникативные УУД занимают особенное место в комплексе УУД, так как именно от способности адекватно воспринимать информацию, умение работать с разными видами информации, обладанием коммуникативных навыков зависит не только учебная деятельность младшего школьника, но и успешность во всей его последующей жизни [17, с. 74].

Остановимся более подробно на коммуникативных универсальных учебных действиях. А.Г. Асмолов подчеркивает, что коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2, с. 29].

O.A. Карабанова считает, что коммуникативные УУД – это действия, которые дают возможность общаться с носителями, передавать партнеру необходимую информацию, владеть элементарными средствами выражения чувств, эмоций и соблюдать при общении нормы речевого этикета и правила устного общения [11, с. 65].

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках  осуществляется через коммуникативную направленность обучения.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в группах под руководством учителя в процессе решения проблемных ситуаций.

Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы.

Групповая форма обучения стала универсальной и распространилась не только на уроки и аудиторные занятия, но и на весь учебно-воспитательный процесс, на все формы и методы обучения и в значительной мере – воспитания.

Для эффективной групповой работы необходимы определен­ные предварительные условия. Наряду с важностью процесса со­вместного решения задач и проблем в группе следует учесть важ­ный момент предварительного командного построения и формиро­вания определенного климата в группе.

И.А. Володарская дает такое определение: групповая работа – это такая форма организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения задания или учебных задач. При групповой работе предполагается совместное планирование учебной деятельности, выбор методов и средств ее осуществления [6, c. 10].

Л.В. Гикал определяет групповую работу, как форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания [10, с. 47].

Перед школой, как образовательным учреждением, стоит задача научить своего выпускника умению общаться, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать. Использование на уроках групповых форм работы может помочь решить эти задачи. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых ученики активно взаимодействуют друг с другом.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой работы. Это происходит, если выполняются следующие условия

 класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

 каждая группа получает определенное задание

и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

 задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

 состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Итак, мы рассмотрели понятие универсальные учебные действия и выяснили, что существуют различные функции и виды универсальных учебных действий, как: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Более подробно рассмотрели коммуникативные универсальные учебные действия и выяснили, что коммуникативные действия обеспечивают продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, социальную компетентность и учет позиции других людей. Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД в начальной школе является организация групповой работы. В группах учащиеся работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества. Но для этого нужно знать виды и приемы организации групповой работы в обучения детей, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование кууд посредством групповой работы в обучении младших школьников

Автор: Екатерина Михайловна Архипова

Дата: 17.05.2022

Номер свидетельства: 607186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства