kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта участия в сетевых проектах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах»


«Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах»




Важнейшим компонентом новой модели школьного образования становится использование ресурсов информационных сетей как средства для решения прикладных задач. В соответствие с требованиями ФГОС второго поколения, информационно – образовательная среда должна включать, в том числе и компетентность участников образовательного процесса в решении учебно–познавательных и профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий. Педагог не может и не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс. Уже никого не удивишь наличием в классе мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова.

Для этого необходимо интересное дело, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ - компетенций ученика. Этим делом на уроках и внеурочной работе может быть проектная деятельность. Личное участие в работе сетевых сообществ подтолкнуло меня к привлечению учащихся к сетевым проектам, имеющим много достоинств, позволяющих реализовать требования ФГОС НОО: открытость, доступность, интерес, творчество, познание. Основная задача сетевых проектов - создание развивающей среды для обучающихся. Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого ученик овладевает еще и дистанционными компетенциями. У него формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.

Согласно Е.С. Полат, под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров. Особенностями сетевого проекта являются: общая проблема; общая цель деятельности; общие методы, способы действий; общий результат (продукт), полученный в ходе телекоммуникации.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах интернета. В процессе работы над проектом учащиеся обмениваются опытом, мнениями, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок, выполняют разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.). Взаимодействие участников происходит через специально созданный сайт проекта. Организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. Средства организации такой совместной деятельности включают: электронные доски объявлений, дискуссионные группы, сервисы Web 2.0.

Рассмотрим подробнее технологию сетевого проекта.

1. Определение темы.


2. Разработка триады направляющих вопросов, которые фокусируют проект на приоритетных задачах обучения. Направляющие вопросы состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

1. Основополагающие вопросы – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.

2. Проблемные вопросы – вопросы учебной темы, четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3. Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

3. Определение структуры проекта.


Название, лозунг, аннотация, цели и задачи, участники, условия регистрации, сроки реализации проекта, этапы проведения, условия участия, виды деятельности, формы взаимодействия организаторов с участниками, критерии оценивания работ, результаты проекта, награды.

4. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать задания, которые не имели бы единых, известных решений: сравнительное изучение, исследование; проведение наблюдений; создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой); проведение экскурсии, состязания; сетевое общение.

5. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценки образовательных результатов проекта вытекают из поставленных целей проекта и зависят от характера работы на этапе. К общим можно отнести: соответствие теме, наличие исследования, грамотность, дизайн, оригинальность.

За 3 года со своими учениками приняла участие в интернет-проектах: «Как жили в старину» (реализуется в рамках изучения раздела «Как люди жили в старину», а также уроков и занятий внеурочной деятельности по краеведению, литературному чтению и технологии. Цель: создание условий для знакомства с историей народов. Возникновение имени, фамилии, отчества, народных промыслов, праздников разных народов является материалом исследовательской работы участников проекта), «Математика в мире животных» (дети знакомятся с Красной книгой, изучают редких животных, учатся составлять математические рассказы-задачи), «Будьте здоровы!» (реализуется в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы православной культуры», узнают, что такое нравственное здоровье и чем оно отличается от здоровья физического, психического, интеллектуального, социального, экологического, эстетического; ищут ответ на вопрос «Как действуют нравственные законы в жизни человека?»), «Главные уроки», «Семейное лукошко» (дети ищут ответ на вопросы: «Зачем нужно знать родословную своей семьи? Почему важно помнить семейные даты? Зачем в семьях хранят семейные реликвии? Каким образом семейные традиции делают семью крепче и счастливее?»), «Ступеньки к мудрости» (цель проекта: повышение интереса к современной и классической литературе и чтению, практического осмысливания извлечённой информации «читать и понимать что не написано» - Я.Б. Княжнин), «Россия, любимая моя» (дети ищут ответы на вопросы «Какое место в жизни человека занимает его малая родина? Каким образом через произведения искусства можно выразить любовь к России? Какую роль сыграли дети в приближении Дня Победы? Зачем нужно знать историю своей Родины?), «Человек и время» (реализуется в рамках модуля «Основы православной культуры» и раскрывает темы:

«Православный календарь: его символическое значение», «Православный календарь: почитание святых», «Православный календарь: праздники»). «Калейдоскоп стран мира» (реализуется в рамках изучения темы «Путешествуем по городам и странам». Необходимость подготовить встречу делегаций разных стран и организовать их комфортное пребывание на территории России мотивирует учащихся познакомиться с государственными устоями, национальными традициями, культурой и особенностями жизни основных мировых держав. Учащиеся проводят исследования в разных областях: истории, литературе, искусстве. Результаты представляют в виде различных продуктов проектной деятельности (Google-презентациий, Google Docs, информационных плакатов, словарей, рекламных буклетов, ментальных карт и др.).

Практическая ценность этих сетевых проектов в том, что значительная часть продуктов проектов используется в дальнейшем в урочной и внеурочной деятельности. Эти проекты удачно сочетаются с уроками окружающего мира. Каждое такое участие – это приобретение новых знаний, умение работать в новом сервисе, обмен информацией и продуктами собственной деятельности, приобретение навыков общения в сети.

Важной чертой сетевых проектов является то, что они построены из блоков.

Сетевые проекты начинаются с подготовительного этапа: освоения правил безопасного поведения при работе с правила безопасного поведения при работе в интернете, нормами и правила общения в сетевом сообществе. Совместное дело начинается с знакомства. Перед началом работы над проектом, команда создаёт визитную карточку, в виде страницы веб-сайта, где команда представляется координаторам и участникам проекта: девиз, краткое описание учебного учреждения и, конечно, же рассказывает о себе. На этом этапе учащиеся приобретают навыки работы с Google-картой, в Google Docs заполняют карты «З-И-У», заполняют таблицы по самоорганизации.

Под руководством учителя дети выполняют предложенные задания и по результатам проделанной работы проходят в следующий тур. Каждый этап предполагает выполнение в установленные сроки конкретных заданий, которые размещаются на отдельных страницах сайтов. В любое удобное время участники каждой команды могут самостоятельно работать на сайте проекта.

По результатам проделанной работы командой готовится отчёт и публичная презентация. В рамках работы над сетевыми проектами, ребята осваивают новые информационные технологии, создают интерактивные плакаты, ленты времени, анимированные изображения, виртуальные памятники, размещение достопримечательностей своего города, создание видеофильмов, 3D-книг, викторин, плейкастов, кроссвордов. Все сервисы - социальные, а значит, создаваться готовые работы могут коллективно.

На каждом этапе предусмотрена рефлексия, позволяющая ученику:

осознать свою потребность в учебной деятельности, её цели; поставить учебную задачу, выбрать способ её решения; осознать и проанализировать свои действия; соотнести свой результат с целью деятельности: понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать;

выявить и скорректировать схему и средства возможной будущей деятельности; мобилизовать собственные ресурсы.

Благодаря участию в сетевых проектах, мои ученики углубляют знания по предмету, проявляют свои способности; реализуют творческие возможности; приобретают опыт работы с сетевыми и телекоммуникационными средствами, приобретают опыт общения с людьми, первоначальные навыки работы с учебными научно-познавательными текстами, осознают себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Ребята становятся ответственными за свои знания и за сам процесс. Они учатся организовать свое время, решать какой материал должны использовать, в какой форме представлять свою информацию. Сетевые проекты развивают критическое мышление. Школьники не только собирают информацию, а анализирует, изменяют её, чтобы решить поставленную задачу. Считаю, что сетевые проекты в школе необходимы.


Условия эффективности опыта

Наличие электронной почты gmail.com и высокой мотивации учителя. Наличие компьютера у детей. Ученик должен быть готов к самостоятельному изучению учебных материалов, выполнению творческих заданий. Доброжелательность, обязательность в выполнении всех заданий в установленные сроки, взаимопомощь в работе, тщательное и добросовестное выполнение работы, полное равноправие мыслей и идей – необходимые требования к участникам сетевого проекта. Учитель должен уметь использовать современные интернет-технологии.


Перспективы использования опыта.

Сеть позволяет проведение проекта с учениками и учителями других школ, городов, возможность создания коллективного продукта. При этом все участники имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат, каждый может стать лидером готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чурнусова Лада Александровна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485459


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства