Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах»
«Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах»
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования становится использование ресурсов информационных сетей как средства для решения прикладных задач. В соответствие с требованиями ФГОС второго поколения, информационно – образовательная среда должна включать, в том числе и компетентность участников образовательного процесса в решении учебно–познавательных и профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий. Педагог не может и не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс. Уже никого не удивишь наличием в классе мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова.
Для этого необходимо интересное дело, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ - компетенций ученика. Этим делом на уроках и внеурочной работе может быть проектная деятельность. Личное участие в работе сетевых сообществ подтолкнуло меня к привлечению учащихся к сетевым проектам, имеющим много достоинств, позволяющих реализовать требования ФГОС НОО: открытость, доступность, интерес, творчество, познание. Основная задача сетевых проектов - создание развивающей среды для обучающихся. Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого ученик овладевает еще и дистанционными компетенциями. У него формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
Согласно Е.С. Полат, под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров. Особенностями сетевого проекта являются: общая проблема; общая цель деятельности; общие методы, способы действий; общий результат (продукт), полученный в ходе телекоммуникации.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах интернета. В процессе работы над проектом учащиеся обмениваются опытом, мнениями, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок, выполняют разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.). Взаимодействие участников происходит через специально созданный сайт проекта. Организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. Средства организации такой совместной деятельности включают: электронные доски объявлений, дискуссионные группы, сервисы Web 2.0.
Рассмотрим подробнее технологию сетевого проекта.
№ 1. Определение темы.
№2. Разработка триады направляющих вопросов, которые фокусируют проект на приоритетных задачах обучения. Направляющие вопросы состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:
1. Основополагающие вопросы – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.
2. Проблемные вопросы – вопросы учебной темы, четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.
3. Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
№ 3. Определение структуры проекта.
Название, лозунг, аннотация, цели и задачи, участники, условия регистрации, сроки реализации проекта, этапы проведения, условия участия, виды деятельности, формы взаимодействия организаторов с участниками, критерии оценивания работ, результаты проекта, награды.
№4. Формулировка проектных заданий.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать задания, которые не имели бы единых, известных решений: сравнительное изучение, исследование; проведение наблюдений; создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой); проведение экскурсии, состязания; сетевое общение.
№ 5. Разработка критериев оценивания этапов проекта.
Критерии оценки образовательных результатов проекта вытекают из поставленных целей проекта и зависят от характера работы на этапе. К общим можно отнести: соответствие теме, наличие исследования, грамотность, дизайн, оригинальность.
За 3 года со своими учениками приняла участие в интернет-проектах: «Как жили в старину» (реализуется в рамках изучения раздела «Как люди жили в старину», а также уроков и занятий внеурочной деятельности по краеведению, литературному чтению и технологии. Цель: создание условий для знакомства с историей народов. Возникновение имени, фамилии, отчества, народных промыслов, праздников разных народов является материалом исследовательской работы участников проекта), «Математика в мире животных» (дети знакомятся с Красной книгой, изучают редких животных, учатся составлять математические рассказы-задачи), «Будьте здоровы!» (реализуется в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы православной культуры», узнают, что такое нравственное здоровье и чем оно отличается от здоровья физического, психического, интеллектуального, социального, экологического, эстетического; ищут ответ на вопрос «Как действуют нравственные законы в жизни человека?»), «Главные уроки», «Семейное лукошко» (дети ищут ответ на вопросы: «Зачем нужно знать родословную своей семьи? Почему важно помнить семейные даты? Зачем в семьях хранят семейные реликвии? Каким образом семейные традиции делают семью крепче и счастливее?»), «Ступеньки к мудрости» (цель проекта: повышение интереса к современной и классической литературе и чтению, практического осмысливания извлечённой информации «читать и понимать что не написано» - Я.Б. Княжнин), «Россия, любимая моя» (дети ищут ответы на вопросы «Какое место в жизни человека занимает его малая родина? Каким образом через произведения искусства можно выразить любовь к России? Какую роль сыграли дети в приближении Дня Победы? Зачем нужно знать историю своей Родины?), «Человек и время» (реализуется в рамках модуля «Основы православной культуры» и раскрывает темы:
«Православный календарь: его символическое значение», «Православный календарь: почитание святых», «Православный календарь: праздники»). «Калейдоскоп стран мира» (реализуется в рамках изучения темы «Путешествуем по городам и странам». Необходимость подготовить встречу делегаций разных стран и организовать их комфортное пребывание на территории России мотивирует учащихся познакомиться с государственными устоями, национальными традициями, культурой и особенностями жизни основных мировых держав. Учащиеся проводят исследования в разных областях: истории, литературе, искусстве. Результаты представляют в виде различных продуктов проектной деятельности (Google-презентациий, Google Docs, информационных плакатов, словарей, рекламных буклетов, ментальных карт и др.).
Практическая ценность этих сетевых проектов в том, что значительная часть продуктов проектов используется в дальнейшем в урочной и внеурочной деятельности. Эти проекты удачно сочетаются с уроками окружающего мира. Каждое такое участие – это приобретение новых знаний, умение работать в новом сервисе, обмен информацией и продуктами собственной деятельности, приобретение навыков общения в сети.
Важной чертой сетевых проектов является то, что они построены из блоков.
Сетевые проекты начинаются с подготовительного этапа: освоения правил безопасного поведения при работе с правила безопасного поведения при работе в интернете, нормами и правила общения в сетевом сообществе. Совместное дело начинается с знакомства. Перед началом работы над проектом, команда создаёт визитную карточку, в виде страницы веб-сайта, где команда представляется координаторам и участникам проекта: девиз, краткое описание учебного учреждения и, конечно, же рассказывает о себе. На этом этапе учащиеся приобретают навыки работы с Google-картой, в Google Docs заполняют карты «З-И-У», заполняют таблицы по самоорганизации.
Под руководством учителя дети выполняют предложенные задания и по результатам проделанной работы проходят в следующий тур. Каждый этап предполагает выполнение в установленные сроки конкретных заданий, которые размещаются на отдельных страницах сайтов. В любое удобное время участники каждой команды могут самостоятельно работать на сайте проекта.
По результатам проделанной работы командой готовится отчёт и публичная презентация. В рамках работы над сетевыми проектами, ребята осваивают новые информационные технологии, создают интерактивные плакаты, ленты времени, анимированные изображения, виртуальные памятники, размещение достопримечательностей своего города, создание видеофильмов, 3D-книг, викторин, плейкастов, кроссвордов. Все сервисы - социальные, а значит, создаваться готовые работы могут коллективно.
На каждом этапе предусмотрена рефлексия, позволяющая ученику:
осознать свою потребность в учебной деятельности, её цели; поставить учебную задачу, выбрать способ её решения; осознать и проанализировать свои действия; соотнести свой результат с целью деятельности: понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать;
выявить и скорректировать схему и средства возможной будущей деятельности; мобилизовать собственные ресурсы.
Благодаря участию в сетевых проектах, мои ученики углубляют знания по предмету, проявляют свои способности; реализуют творческие возможности; приобретают опыт работы с сетевыми и телекоммуникационными средствами, приобретают опыт общения с людьми, первоначальные навыки работы с учебными научно-познавательными текстами, осознают себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Ребята становятся ответственными за свои знания и за сам процесс. Они учатся организовать свое время, решать какой материал должны использовать, в какой форме представлять свою информацию. Сетевые проекты развивают критическое мышление. Школьники не только собирают информацию, а анализирует, изменяют её, чтобы решить поставленную задачу. Считаю, что сетевые проекты в школе необходимы.
Условия эффективности опыта
Наличие электронной почты gmail.com и высокой мотивации учителя. Наличие компьютера у детей. Ученик должен быть готов к самостоятельному изучению учебных материалов, выполнению творческих заданий. Доброжелательность, обязательность в выполнении всех заданий в установленные сроки, взаимопомощь в работе, тщательное и добросовестное выполнение работы, полное равноправие мыслей и идей – необходимые требования к участникам сетевого проекта. Учитель должен уметь использовать современные интернет-технологии.
Перспективы использования опыта.
Сеть позволяет проведение проекта с учениками и учителями других школ, городов, возможность создания коллективного продукта. При этом все участники имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат, каждый может стать лидером готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии.