Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе
Современное образовательное пространство предъявляет к школе новые требования, в том числе к подготовке учащихся к жизни в условиях рынка и финансовой самоопределенности. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе»
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе
Современное образовательное пространство предъявляет к школе новые требования, в том числе к подготовке учащихся к жизни в условиях рынка и финансовой самоопределенности. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества.
С самого раннего детства наших детей окружают деньги. Они знакомятся с ролью денег в жизни человека из разговоров взрослых дома, по телевидению, на улице, и, конечно же, в школе. Дети начинают понимать - деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию своего маленького «капитала».
Поэтому для успешного усвоения материала по формированию навыков финансовой грамотности в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы.
Исследования показывают, что раннее формирование этих умений у детей способствует улучшению их финансового поведения в будущем и снижает риск возникновения долговых проблем.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Широкими возможностями для формирования основ финансовой грамотности обладает предмет «математика». Математика предоставляет множество возможностей для практического применения знаний о финансах. Формирование финансовой грамотности учащихся на этапе обучения в начальной школе на уроках математики, происходит постепенно, поэтапно от класса к классу. В первом классе учащиеся получают самые элементарные знания о финансах, а уже в четвертом классе – они могут производить несложные математические расчеты, лежащие в основе их личной финансовой деятельности.
На уроках математики учащиеся изучают важные темы, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, которые становятся основой для понимания финансовых операций. Так, при изучении раздела программы по математике «Числа и величины» могут быть рассмотрены такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс), «Какими могут быть деньги» (2 класс), «Откуда берется цена?» (3 класс), «Национальная валюта» (4 класс).
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
Во 2-м классе ученики знакомятся с мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.
Во 2 классе при изучении темы «Задачи цена, количество, стоимость» можно включить занятие по финансовой грамотности «Жизненная арифметика». При изучении темы «Повторение: деление на 3» - «Сколько стоит свое дело».
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.
В 3 классе тема по математике «Решение задач и закрепление материала», на этом же уроке модуль по финансовой грамотности «Зачем семье сбережения».
В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
В четвертом классе в тему «Математика вокруг нас» включить модуль «Зачем семье вести бюджет».
Результативным средством формирования финансовой грамотности у детей являются и ролевые игры, которые способствуют имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. Подобные игры позволяют воплощать дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка в работу, учитывая его интересы, склонности и способности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему содержанию, назначению и способам организации их проведения. Мы проводим в классе игры «В магазин за покупками», «Супермаркет». Дети отправляются в виртуальный магазин. Это может быть и книжный магазин, и магазин игрушек, канцтоваров и продуктовый супермаркет. Дети выступают в роли продавцов, покупателей. Игры можно проводить и во время устного счета, и при изучении нового материала, а также при закреплении материала.
Примеры задач на финансовую грамотность в начальной школе.
Задача 1: Рассчитываем остаток после покупок.
Задача: «У Лены было 50 рублей. Она купила тетрадь за 15 рублей и ручку за 10 рублей. Сколько у неё осталось денег?
Задача 2: Сравнение стоимости товаров.
Задача: «В магазине продаются две одинаковые по размеру шоколадки. Одна стоит 30 рублей, другая — 25 рублей. Какую шоколадку выгоднее купить?»
Задача 3: Накопления для достижения цели.
Задача: «Миша хочет купить игрушечную машинку за 100 рублей. Каждую неделю он откладывает по 10 рублей. Сколько недель ему нужно копить, чтобы купить машинку?».
Задача 4: Планирование бюджета.
Задача: «У Алины есть 100 рублей. Она хочет купить сок за 30 рублей, печенье за 20 рублей и игрушку за 60 рублей. Хватит ли ей денег на все покупки?».
Задача 5: Понимание скидок.
Задача: «Машинка стоит 50 рублей, но на неё скидка 10%. Сколько она будет стоить со скидкой?».
Задача 6: Планирование накоплений.
Задача: «У Даши есть 100 рублей. Её родители добавляют по 20 рублей каждую неделю. Сколько у неё будет через 5 недель? Если она потратит 50 рублей на книжку, сколько останется?».
Задача 7: Составление бюджета на примере семьи.
Задача: «Семья Ивановых получает 1000 рублей в месяц. Они планируют потратить 400 рублей на еду, 300 — на коммунальные услуги, 200 — на одежду. Сколько у них останется после всех трат?»
Влияние задач по финансовой грамотности на развитие детей:
Включение финансовых задач в школьную программу начальных классов оказывает ряд положительных эффектов на развитие детей:
1. Формирование ответственного отношения к деньгам. Даже простые примеры учат детей взвешенно относиться к ресурсам и понимать ценность денег.
2. Развитие навыков планирования и приоритизации. Решая задачи, связанные с бюджетом и накоплениями, дети учатся планировать, расставлять приоритеты и отказываться от того, что не укладывается в бюджет.
3. Увеличение интереса к математике. Практические задачи привлекают внимание детей, потому что связаны с их повседневной жизнью. Они понимают, что математика полезна и помогает в реальных ситуациях.
4. Подготовка к взрослой жизни. Научившись основам финансовой грамотности в детстве, школьники легче адаптируются к управлению личными финансами во взрослом возрасте.
Финансовая грамотность как элемент школьного образования сегодня приобретает всё большее значение. Ведь современный мир требует от людей высокой осведомленности в финансовых вопросах. Если дети с младшего возраста начнут понимать, как управлять своими средствами, они будут более подготовленными и адаптированными к взрослой жизни, смогут избежать множества типичных финансовых ошибок.