kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические материалы, подобранные задания, практические результаты исследования помогут учителям начальных классов, студентам специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (в рамках различного вида практик) организовать деятельность младших школьников в ходе уроков окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников на уроках окружающего мира»

Министерство общего и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»












Курсовой проект

по профессиональному модулю

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования



Формирование элементов эколого-эстетической культуры

младших школьников на уроках окружающего мира



44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании





















Исполнитель:

Овсянникова Е.А.,

студентка 3 кп группы

Руководитель:

Анциферова Л.В.,

преподаватель












Камышлов, 2020



Оглавление



Психолого-педагогическое обоснование воспитания элементов эколого-эстетической культуры младших школьников………………………9

Возможности воспитания эколого-эстетической культуры младших школьников……………………………………………………………………..11

Анализ имеющегося педагогического опыта использования элементов экологического образования как элемента общего образования………...…20

Анализ УМК «Школа России», «Перспектива», с позиции формирования эколого-эстетической культуры младших школьников на уроках Окружающего мира..………………………………………………….24

Общая характеристика компонентов сборника конструктов, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников………………………………………………………….31

Обоснование способов оценки качества и показателей действенности сборника конструктов, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников……………………………….

Подборка конструктов, направленных на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников……………

Список литературы……………………………………………………

Приложения













Пояснительная записка



Актуальность, цель, задачи курсового исследования


В современной науке понятие «экология» не ограничивается только биологическим значением, ибо нельзя исключить его приложения к человеку, обществу. Применительно к обществу, человеку биологическая сторона этого понятия выступает в единстве с социальными, экологическими, техническими факторами жизни людей.

Немало сделано для усовершенствования системы научных знаний о природе, отражённых в учебных программах и учебниках. Процессу изучения природы и общению учащихся с ней придаётся деятельный характер, поскольку формирование отношений к действительности, в том числе к природной среде.

«Природа – эта самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать». (Н. Гарин)

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы учителя осуществляют посредством учебных задач, инструкций, вопросов, упражнений, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей, согласованное воздействие учебных предметов начальной школы на развитие различных аспектов формирующегося отношения учащихся к социальной и природной среде. Поэтому учащимся предлагается составить и решить задачи экологического характера, вспомнить художественные описания природы из учебников чтения, написать сочинение, сказку, сделать рисунок, поделку из природного материала, оказать посильную помощь растениям и животным.

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу, как учителя, так и учащихся, вызывая эмоциональный отклик, способствуя формированию активной жизненной позиции, проявляющейся в делах и поступках.

Как показывает опыт некоторых учителей, большие резервы экологического образования младших школьников таят в себе комплексные экскурсии в природу или на различного рода промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Экскурсии как одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом окружающей средой, приносят положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных предметов. Поэтому при подготовке к комплексной экскурсии учительница тщательно продумывает систему заданий для учащихся с учётом межпредметных связей и намечает перспективу использования полученных на экскурсии материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Именно это и имел в виду Николай Константинович Рерих, говоря, что «жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура».

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысло-жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, или, как сейчас говорят, общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Через передачу культуры воспитание участвует в формировании культурного опыта каждого.

В русле российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.

Формирование отношений к окружающей среде и природе как её части не может происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственности по отношению к природе.

Чтобы учебно-воспитательный процесс приобрёл экологическую направленность, администрация школы, и каждый учитель должны знать те качества личности, которыми обладает воспитанник и которые он должен развивать, представлять себе, каковы должны быть конкретные результаты его воспитательных усилий на каждом этапе экологического обучения и воспитания.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального воздействия ребенка с природой.

Тема эколого-эстетического воспитания волновала общество и педагогов во все времена и продолжает быть актуальной в наше время.

Наряду с этим, актуальность исследования можно обосновать с опорой на требования Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО. В требованиях отмечается необходимость формирования основ бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

6 октября 2009 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён ФГОС НОО, который направлен на обеспечение эколого-эстетического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится конкретно об экологическом воспитании: становлении и развитии у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формировании у детей экологической картины мира, развитии у них стремления беречь и охранять природу; воспитании чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Проблема эколого-эстетического воспитания приобрела государственное значение в связи с проявлением принципиально новых подходов к пониманию, сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов эколого-эстетического воспитания младших школьников в условиях современной школы.

Проблема исследования: недостаточный уровень сформированности эколого-эстетической культуры младших школьников.

Объектом данного исследования является процесс формирования элементов эколого-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста (экологическое образование младших школьников).

Предполагаемая форма проектирования – учебно-методическое обеспечение по разделу «Чему учит экономика», направленного на эколого-эстетическое воспитание.

Цель данного курсового исследованиятеоретически обосновать возможности формирования элементов эколого-эстетической культуры младших школьников посредством подборки конструктов уроков.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы формирования элементов эколого-эстетической культуры младших школьников;

  2. выявить возможности формирования элементов эколого-эстетической культуры, особенности организации эколого-эстетического воспитания на уроках окружающего мира;

  3. проанализировать имеющийся педагогический опыт использования данного проекта на уроках окружающего мира для формирования элементов эколого-эстетической культуры младших школьников;

  4. проанализировать УМК «Школа России» и «Перспектива» для выявления возможностей организации уроков окружающего мира, как средства формирования элементов эколого-эстетической культуры;

  5. описать общую характеристику, структуру и содержание модели методической разработки и обосновать способы оценки качества, показатели результативности её реализации.

Для решения данных задач в ходе исследования использовались следующие методы: теоретические методы исследования - анализ педагогической, психологической, методической литературы, статей в специализированных и периодических изданиях по формированию элементов эколого-эстетической культуры детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость: теоретические материалы, подобранные задания, практические результаты исследования помогут учителям начальных классов, студентам специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (в рамках различного вида практик) организовать деятельность младших школьников в ходе уроков окружающего мира.



Психолого-педагогическое обоснование воспитания элементов эколого-эстетической культуры младших школьников


Дети достаточно сильно обеспокоены состоянием окружающей среды. В то же самое время они не считают ситуацию безнадежной.

Испытывая большое эстетическое удовольствие от общения с природой, дети озабоченны её продолжающимся от загрязнения. Эта эмоция выживания (грусти) сильно коррелирует с готовностью к политическим акциям в защиту природы.

Можно предположить, что в сочетании с продемонстрированной детьми и подростками высокой готовностью к политическим акциям, такое эмоциональное переживание экологических проблем приводят к формированию активной позиции по отношению к ним.

Однако готовность детей к личным действиям в этом направлении низка. Это может происходить по нескольким причинам. Дети очень мало знакомы с деятельностью экологических групп в защиту окружающей среды. Такое положение является следствием того, что в России не только отсутствует школьная государственная экологическая программа, но и средства массовой информации уделяют этой проблеме недостаточно внимания. Кроме того, ученики не общаются со взрослыми-учителями и родителями по экологическим проблемам. В результате можно заключить, что дети не чувствуют поддержки со стороны взрослых. С дефицитом информация отсутствие такой поддержки может являться одной из причин низкой готовности детей и подростков к личным действием в защиту окружающей среды. А тяжёлая экологическая и ситуация в стране делает для детей первоочередными другие проблемы.

Таким образом, выделяется два направления, в рамках которых можно усилить готовность детей к личным действием защиты окружающей среды:

  1. создание новых источников информации об экологической ситуации в стране для детей. Это может быть, например, включение соответствующей информации в курс окружающего мира в школе, положительно повлиять на различные действия детей в защиту окружающей среды;

  2. создание такой атмосферы в обществе, в которой дети чувствовали бы поддержку у взрослых своих усилий, направленных на защиту окружающей среды.

Формирование нравственных отношений и бережного отношения к природе происходит в процессе упражнения ребёнка в определенных формах поведения, осуществляющегося лишь при наличии соответствующей мотивации, а не по принуждению. Такая форма поведения становится устойчивой только в том случае, если после овладения соответствующими способами поведения у него возникают внутренние побуждения вести себя согласно утвержденным образцам. Для формирования у школьников бережного отношения к природе, необходима определенная организация как их поведения в природе, так и мотивации [4].



Возможности воспитания эколого-эстетической культуры младших школьников


Многие годы проблемы изучения природы и формирование отношения к ней у школьников было предметом методики естествознания. Была создана общая учебно-методическая литература по организации наблюдений в природе, проведение экскурсий, постановки опытов, в уголках живой природы и т.п. Особое место уделялось деятельностью школьников по преобразованию природы, их участию полезном и производительном труде, сельском хозяйстве.

В трудах В.А. Сухомлинского показано, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом. Восприятия красоты природы сливалась с нравственным воспитанием, развитием гражданских чувств, любви к Родине. Что красота родных полей и лугов должна стать для человека самый дорогой, оставить садик неизгладимый След отпечаток в сердце. Если ребёнок наслаждается красотой и творит её собственными руками, он не способен на зло, подлость, цинизм.

«Образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа». (В.Г. Белинский).

Экологическое образование можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением учащихся полученным и основами взаимодействия природы и общества. целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих восстановление ответственного отношения любви школьников в окружающей среде во всех видах их деятельности.

Закономерно, что современные проблемы взаимодействия общества с природой имеют социально-экологические, естественно научные, технические, этические, правовой, философский, аспекты. Они выражают экологизация различных областей социальной жизни. Между дисциплинарность экология определяет характер её влияние на всю систему образования. Поэтому общая цель формирования экологической культуры подрастающих поколений стоит перед всеми учебными предметами.

Следует отметить традиционно сложившиеся представления о ведущей роли. В этом процессе базисных предметов комплексного характера происходит ознакомление с предметом «Окружающий мир» с 1 по 4 класс, раскрывающих лишь некоторые вопросы взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой.

Начальное природоведческое образование закладывает основы научных знаний о природе и первичное осознание мира природы в единстве с миром людей. Однако переоценка роли этих предметов, воспитание ответственного отношения к природе у младших школьников очевидна: отношение к природе или сложное комплексное образование, сплав знаний, чувств и действий. Формировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Почти все учебные предметы начальной школы - ознакомление с окружающим миром, русский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, математика содержит некую информацию о жизни природы, о взаимодействии с ней человека, о ценностных свойствах природы, определённое специфическими целями и познанием каждого предмета. Природоведческий материал раскрывается в логике содержания того или иного учебного предмета с новой стороны, что значительно расширяет сведения учащихся о природе, поглощает их чувства и развивает умение общаться с объектами природы.

Возможности отдельных учебных предметов в раскрытии содержания экологического образования неравноценны. Они определяются спецификой содержания, характера методов обучения, целевым назначением конкретного учебного предмета. Например, для русского языка устная и письменная речь, формирование орфографических навыков и умений, осознание языковых средств, закреплённых в правилах грамматики. Соответственно учебный материал о взаимодействии природы и общества должен помочь решению этой задачи, обеспечить оптимальное усвоение специальных предметных знаний. В тоже время этот материал содействует формированию экологической культуры младших школьников. Поэтому учителям начальных классов важно иметь четкое представление о месте каждого учебного предмета в системе экологического образования учащихся.

Одним из направлений организации работы учителей начальных классов по экологическому образованию младших школьников является установление продуманных межпредметных связей. При этом нужно ориентироваться на то, чтобы каждый предмет решал свои задачи и в тоже время представление учащихся об окружающем мире, и формировал ценностное отношение к людям и природе. С этой целью необходимо продумать методические приемы обогащения, расширения представлений учащихся в каждом учебном предмете, пути сообщения соответствующих умений.

Из этого выделяют следующие задачи экологического образования и воспитания:

- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами;

- понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать решение по его улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

- сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда, загрязнение или разрушение природной среды;

- развитие потребности в общении с природой, в её облагораживающем воздействии, стремления к познанию окружающей природы в единстве с нравственного-эстетическими переживаниями;

- активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим ей вред, пропаганда природоохранительных идей.

Для решения этих задач следует опираться на следующие положения: процесс формирования ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания; в этом процессе учитывается взаимосвязь глобального, национального и краеведческого восприятия среды и практической деятельности, непрерывности и междисциплинарности экологического образования и воспитания, а также представление о целостности окружающей среды.

Исходя из интегрального характера экологии, её отражение в школьном образовании практически влияет на все циклы учебных предметов: естественнонаучный, общественно-исторический и гуманитарно-эстетический. Мировая практика широко подтверждает преимущества экологического образования, которое должно «иметь междисциплинарный подход, опираться на конкретное содержание каждой дисциплины». Вместе с этим есть некоторые попытки создать интегрированный курс «Биосфера и человек» или подобные ему.

Межпредметный подход предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой, которые изучаются в различных учебных предметах. Важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета, с последовательным углублением и обобщением экологических проблем.

Анализ учебных программ и учебников по различным предметам показал, что в ряде случаев они игнорируют задачи экологического образования или реализуют их непоследовательно. Предстоит тщательная, продуманная работа по «экологизации» всех учебных предметов.

Многое зависит от учебных предметов, программ, учебников, от подготовки учителя, осознания им возможностей учебного предмета в формировании экологической культуры школьников.

Эффективность формирования экологической ответственности школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения-установки-потребности-интересы-цели-мотивы-ценностные ориентации. Каждое звено этой последовательности обладает относительной самостоятельностью.

Задача экологического воспитания и обучения состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьникам общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий. Поэтому в целях эффективного формирования у школьников бережного, ответственного отношения к природе следует включать экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у них экологическое сознание, поскольку каждый из данных уровней в отрыве от других не может обеспечить плодотворной экологической деятельности.

Формирование у школьников экологических убеждений происходит лишь в том случае, когда усвоение ими экологических знаний сопровождаются соответствующими эмоциональными переживаниями. Экологическое воспитание школьников будет эффективным лишь при условии формирования всех этих компонентов в единстве и взаимосвязи.

Как говорил Жак Ив Кусто: «Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе».

Бережное, ответственное отношение человека к природе, как и любое другое отношение, состоит из ряда компонентов: мировоззрения, убеждения, идеалов, интересов.

В экологическом воспитании школьников недопустима недооценка любого из компонентов бережного отношения к природе, обособления отдельных у них. В целях эффективности формирования у детей бережного отношения к природе педагогам необходимо так организовать этот процесс, чтобы все компоненты данного отношения развивались и формировались у школьников в тесном единстве и взаимосвязи [8,10].

В отношении человека к природе, прежде всего, проявляются и реализуются нравственные свойства его личности: доброта, сострадание, стремление помогать слабым или их противоположности: жестокость, равнодушие и т.п. Следовательно, отношения человека к природе, в особенности к животным и растениям, является, прежде всего, специфическим проявлением его нравственной культуры. С другой стороны, основные нравственные качества (милосердие, ответственность за всё живое и т.п.) развиваются и формируются в проявлении бережного, гуманного отношения к природе. Кроме того бережное отношение человека к природе тесно связано со всеми другими сторонами его личности. Специфика экологических ценностей состоит в их универсальности, они охватывают средства природы с точки зрения не только практической, но и познавательной, эстетической, нравственной, экологической. Поэтому необходимым условием формирования бережного отношения к природе является формирование у школьников понимания многосторонней ценности природного окружения. Взаимосвязь, взаимообогащение экологического воспитания детей, их умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания обоснованы и экспериментально доказанный В.А. Сухомлинским, разработавшим методику воспитания через природу. Он доказал, что без творческой деятельности человека в природе, в которой соединены и самостоятельная мысль, и эстетическое чувство, и физическая работа, невозможно воспитать творческую, гуманную, всесторонне развитую личность.

Следовательно, бережное, ответственное отношение школьников к природе характеризует не только нравственные свойства личности, но и всестороннее её развитие, а формирование такого отношения способствует развитию всех её сторон.

Бережное, ответственное отношение школьников к природе необходимо формировать во всех видах их деятельности: в учебной, общественно-трудовой, игровой, повседневной деятельности. В связи с тем, что формирование отношений детей к ней происходит в процессе всей жизнедеятельности, принципиально важным является то, чтобы организация любого вида их деятельности, в том числе трудовой, спортивной, была направлена на сохранение и восстановление природы. Любой вид труда школьников педагогу следует организовать таким образом, чтобы в этом процессе экономно расходовались материалы, энергия, бережно исследовались инструменты, по возможности прогнозировали последствия преобразующей природу деятельности. Для закрепления у детей знаний, норм и правил индивидуального поведения в природе целесообразно использовать знания спортом и туризмом.

В основе цивилизации лежит образование, передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношения человека и природы. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Она также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой [6,7,9].

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

- знание экологических проблем и способов их разрушения;

- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки, улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание ценностей ориентаций экологического характера;

- мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

- стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Экологическое воспитание и образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна и роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. В эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребёнком находился умный, грамотный наставник, способный развить в нём начало экологической культуры [31].

В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодежи школа, особенно городская, выносит на себе основной груз не только из-за того, что позволяющее число учащихся получает в ней образование, но и потому, что в настоящее время город и городская среда наиболее мощные импульсы, определяющие жизнь современных людей, характер их взаимоотношений с природой.

Основное содержание формирования эколого-эстетического воспитания учащихся составляют знания об отрицательной для природы и человека. В результатах деятельности создание и поддерживание детей модели безысходности не позволяет сформулировать у них бережного отношения ни к природе, ни к человеку.

Низкая эффективность экологического образования в современной школе связана и с трудностью педагогических технологий, используемых учителями, что крайне редко педагоги переходят к игре как наиболее универсальному средству воспитания детей любого возраста. Весьма редкими стали загородные поездки со школьниками, прогулки по лесу. Бывает и разнообразие видов деятельности по мере взросления детей. Дела, поступки - это своего рода проекция образа мыслей человека, в конечном счете, именно они являются основами экологической культуры [30].



Анализ имеющегося педагогического опыта использования элементов экологического образования как элемента общего образования


Посредством анализа имеющегося педагогического опыта, можно выделить педагогические средства, направленные на формирование эколого-эстетического воспитания в начальной школе.

Педагогический опыт - означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

В ходе анализа педагогического опыта выделены основные положения по природоведению и естествознанию в начальной школе, учет которых необходим при разработке методического продукта.

К.П. Ягодовский (1877-1943) - автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе: «Уроки по естествознанию в начальной школе», «Практические занятия по естествознанию в начальной школе», «Как преподавать естествознание в начальной школе», «Живой уголок в школе и дома», «Уголки природы в начальной школе», «Практика преподавания естествознания» и др.

В работах К.П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы. Он считал, что решающим при построении системы получения знаний о природе в начальной школе должен быть методически целесообразный отбор материала для изучения, а также воспитание у учащихся навыков в обращении с конкретными фактами.

Итогом всей его научной деятельности является книга «Вопросы общей методики естествознания». Рассматривая вопрос об образовании понятий, автор особое внимание уделяет руководству познавательным процессом учителя в учебно-воспитательной работе, считая, что «методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного процесса, протекающего в сознании ученика».

П.А. Завитаев (1890-1970) внес существенный вклад в методику преподавания природоведения в начальных классах. В своих работах он стремился показать, как формировать природоведческие представления и понятия методами, которые свойственны естественным наукам. Разработанная им методика проведения наблюдений, опытов и экскурсий помогала создавать конкретно - чувственную основу для формирования природоведческих понятий. П.А. Завитаев наметил систему предметных уроков, определил их содержание и методику проведения («Экскурсии и предметные уроки в I-IV классах»). Много внимания он уделял занятиям на пришкольном участке («Учебно-опытный участок I-IV классов», «Труд учащихся I-IV классов на учебно-опытном участке»), где учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию растений. Он считал, что естествознание составляет начальную ступень политехнического обучения учащихся.

М.Н. Скаткин (1900- 1991) - методист по преподаванию естествознания в начальных классах и политехнического обучения школьников; автор программ по естествознанию в начальной школе; автор учебников по природоведению для III и IV классов. Им созданы серии наглядных пособий, таблиц, картин, коллекций, кинофильмов, а также методические указания к их применению на уроках.

Ирина Трофимовна Вепрева - доктор филологических наук, профессор. Подчеркивает важность формирования эколого-эстетической культуры. «Общей задачей всех образовательных областей, каждой учебной дисциплины есть задача развития самостоятельности и креативности мышления, развитие умений работать в группе, восприятия внешней критики, свободного высказывания суждений и аргументирования своей точки зрения. Включение каждого в реальную экологическую деятельность, как сочетание природоохранной, адаптивной и собственно управленческой (принятие решений в экологических ситуациях), позволит воспитывать не только интеллект и эмоции, но также волю, развивать практические умении экологического характера».

Ирина Трофимовна в своих книгах подчеркивает: «…..нельзя ограничиться и теорией поэтапного формирования умственных действии: для решения экологических проблем основной задачей является как раз не столько формирование понятий и осуществлению этой деятельности, как в учебной ситуации, так и в реальной действительности». Она обращает внимание на то, что формирование экологической грамотности должно происходит на практике в действительности. В своей практике она применяла, такую форму организации при, которой должен быть дополнен ситуативным подходом; который, обеспечивает принятие решения в конкретной, реальной, неразрешенной, а не модельной (как в проблемном обучении) ситуации и должно включать такие этапы:

1) анализ ситуации;

2) обнаружение проблемы;

3) разработка альтернатив;

4) определение критериев выбора;

5) выбор (принятие решения);

6) практическая реализация решения;

7) оценка эффективности решения.

На основе анализа педагогического опыта были выделены следующие методы и приёмы, которые находят отражения в сборнике конструктов уроков, направленные на формирование эколого-эстетической культуры младших школьников. А именно такие как:

- организация наблюдений в природе;

- организация дидактических игр на уроках;

- организация чтения экологических сказок.

Исходя, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что многие работы современных исследователей рассматривают в качестве основного педагогического средства формирования эколого-эстетической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, подчеркивают значимость применения активных методов. Для формирования точных представлений детей о явлениях природы необходимо использовать наглядные методы: это таблицы, картины, видеофильмы, коллекции. Однако следует отметить для формирования воспитательного компонента эколого-эстетической культуры необходимо вовлечение детей в активную деятельность.

Таким образом, на основе анализа педагогического опыта, можно сделать вывод, что  экологические проблемы можно и нужно решать через взаимодействие с окружающей средой и изучение тем на уроках Окружающего мира по экологии. Данное учебно-методическое обеспечение гарантирует достижение наиболее высоких результатов так, как во время проведения уроков происходит развитие познавательных учебных действий.



Анализ УМК «Школа России», «Перспектива», с позиции формирования эколого-эстетической культуры младших школьников на уроках Окружающего мира


Особое место в решении задач формирования эколого-эстетической культуры отведено начальной школе, так как именно в этом возрасте представляется эффективная возможность показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя на природе. У младших школьников экологическое воспитание, так же способствует интенсивному формированию эстетических отношений, развития мыслительного процесса, внимания. Если школа вовремя не «заложит кирпичик экологии» в воспитание ребенка, в будущем произойдет более серьезная экологическая проблема. Для определения значимости и возможности проведения уроков окружающего мира по темам экологии в процессе формирования экологического воспитания необходимо проанализировать примерные программы по учебной дисциплине «Окружающий мир» и разработанные УМК.

УМК - совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии, будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Разрабатывается с целью системно-методического обеспечения учебного процесса. УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы [5].

Примерная (типовая) учебная программа документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Для анализа возможности использования в учебном процессе элементы эколого-эстетического воспитания, как средства формирования экологического воспитания, были выбраны УМК «Школа России», «Перспектива». Так, как именно эти две основные УМК в большинстве применяются в школах России. Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Практика показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по данному УМК. УМК «Перспектива» занимает втрое место по использования в школах учебно-методических комплектов [24].

«Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [23].

В ее основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы. Модуль "Школа России" развивает у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшей его составляющей являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности ребенка [23].

Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества [23].

Цель курса «Окружающий мир» является, воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Основные идеи курса: многообразие мира, экологическая целостность мира, уважение к миру [22].

Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместные прогулки, экскурсии, поездки).

В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).

Именно поэтому использования в процессе обучения по УМК «Школа России» элементов эколого-эстетического воспитания, как средства формирования самого экологического воспитания младших школьников позволит, только улучшить процесс формирования экологического воспитания. В рабочей программе по учебной дисциплине «Окружающий мир» УМК «Школа Росси» были выделены темы, в которых можно применять эколого-эстетические элементы, как средство формирования экологического воспитания младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Школа России», стремиться в организации обучения, у учащихся формировать экологическое воспитание, но уделяет немного времени эколого-эстетической деятельности обучения в 3 классе. Поэтому можно, сказать, что наш методический продукт – методическое пособие, направленное на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников, очень нужен в организации обучения, по учебной дисциплине «Окружающий мир» УМК «Школа России» для формирования экологического воспитания младших школьников, посредством включения элементов эколого-эстетической культуры.

УМК «Перспектива» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [24].

Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон [22].

Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться [22, 24].

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию [24].

Главной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС [22].

Кроме того, с целью освоения основ элементов эколого-эстетического воспитания в учебниках всех классов предусмотрена деятельность по распознаванию природных объектов с применением специально разработанного пособия для учащихся - атласа-определителя « От Земли до неба», отмеченного в учебниках особым знаком. Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы способствуют многие материалы учебников, в том числе задания, организующие работу с учебным пособием «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этике». Этому же способствует материалы приложения «Странички Умного совёнка» [22].

При всех преимуществах обучения по УМК «Перспектива». Было выявлено при анализе, что в процессе учебной деятельности на эколого-эстетические элементы, как средства формирования экологического воспитания, было выделено в рабочей программе всего 8 часов на 4 года обучения. А именно по таким темам, как: «Охрана природы в культуре народов России и мире», «Лес волшебный дворец», «Времена года и их особенности», «Положительное и отрицательное влияние человека на природу», «Где мы живём», «Живая и не живая работа», «Путешествие», «Среди лесов». Несмотря на то, что УМК «Перспектива» присутствуют элементы эколого-эстетического воспитания, как форма организации учебного процесса, мы можем с уверенностью сделать вывод, что их мало для формирования самого экологического воспитания младшего школьника. Именно поэтому был создан сборник, как средство формирования эколого-эстетического воспитания. Он полностью соответствует рабочей программе УМК «Школа России», в нем созданы конструкты по темам этого УМК.

Анализ УМК «Школа России», «Перспектива» показал, что оба УМК имеют недостаточное, на наш взгляд, отводимое количество часов на экскурсии в природу. А ведь именно изучение элементов эколого-эстетического воспитания гарантирует достижение наиболее высоких результатов так, как во время проведения уроков с активными видами работы происходит развитие наблюдательности у детей, приучение их к систематическим наблюдениям за природными объектами и явлениями. Поэтому мы увидели необходимость дополнить количество эколого-эстетических элементов, направленных на формирование экологического воспитания.



Общая характеристика компонентов сборника конструктов, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников


Проанализировав рабочие программы и методическую литературу по вопросу формирования элементов эколого-эстетической культуры младших школьников, можно констатировать факт достаточного количества разработанных методических продуктов - методических пособий, направленных на формирование экологического воспитания младших школьников и часов, запланированных в рабочей программе на тему экологии на весь год. Поэтому нами выбрана форма проектирования – учебно-методическое обеспечение, направленное на формирование эколого-эстетической культуры младших школьников.

Учебно-методическое обеспечение – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение, направленное на формирование эколого-эстетических элементов младших школьников – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса формирования экологической культуры.

При разработке методического обеспечения, направленных на формирование экологической культуры младших школьников мы руководствовались, принципами педагогического проектирования:

  • принцип целостности и системности педагогического процесса- экскурсии построены с учетом рабочей программы по УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир»;

  • целенаправленности педагогического процесса – каждый новый урок дополняет теоретический материал, изученный на прошлых уроках окружающего мира;

  • гуманистической направленности педагогического процесса уроки проходят с учетом уважения достоинства и чести учащихся;

  • сознательности и активности личности в педагогическом процессе – уроки построены, таким образом, что учащиеся принимают активное участие в них;

  • принцип человеческих приоритетов, как принцип ориентации на человека. Человеческий приоритет означает реализацию педагогических принципов при проектировании любого объекта педагогики;

  • принципы природосообразности – при конструировании уроков были учтены возрастные особенности учащихся;

  • принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Разработанное на основе обозначенных принципов методическое обеспечение, будет апробировано в процессе производственной преддипломной практики. Оценки качества методической разработки будет осуществляться на основе программы пробации (См. приложение 4), которая позволит выявить уровень сформированности экологической культуры.

При разработке методического обеспечения уроков Окружающего мира, направленного на формирование эколого-эстетической культуры младших школьников были учтены основные этапы проектирования, предложенные М.В. Шакуровой. Выбранный подход не противоречит подходу этапам педагогического проектирования В.С. Безруковой, а лишь дополняет его.

1. Подготовительная работа:

  • анализ объекта проектирования;

  • выбор формы проектирования;

  • теоретическое обеспечение проектирования;

  • методическое обеспечение проектирования;

  • пространственно – временное обеспечение проектирования;

  • материально – техническое обеспечение проектирование;

  • правовое обеспечение проектирование.

2. Разработка проекта:

  • выбор системообразующего фактора;

  • установление связи и зависимости компонентов.

3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта (экспертная оценка проекта).

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об использовании проекта.

В результате мы пришли к выводу, что сборник уроков Окружающего мира должен состоят из следующих частей:

  1. титульный лист;

  2. аннотация;

  3. содержание;

  4. пояснительная записка;

  5. основная часть;

  6. список литературы;

  7. приложение.

Характеристика данных частей:

1) на титульном листе указывается название темы, учреждения, кто разработал и год издания;

2) аннотация содержит краткое описание предназначения данного методического обеспечения, указывается составитель, рецензент;

3) в содержание прописываются разделы методического обеспечения в природу;

4) в пояснительной записке краткое обоснование методического обеспечения, который включает в себя пояснение важности данного методического продукта;

5) в основной части методического обеспечения содержит непосредственно сами конструкты уроков окружающего мира с целью, задачами с ходом и этапами урока;

6) список литературы содержит источники, с помощью, которых составлялся данный методический продукт. В нем указывается номер, автор, название книг, место и год издания, название интернет источника, ссылка;

7) приложение содержит иллюстративный, наглядный материал для организации уроков окружающего мира.

Независимо от вида, уроки имеют определённую структуру, отличающую её от других форм организации внеурочной деятельности детей.

Структура, этапы урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы, цели и задач урока.

4. Открытие новых знаний.

5. Закрепления изученного.

6. Рефлексия.

Уроки, экологической направленности имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время проведения уроков на данную тему, кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, вокруг которой учащиеся получают знания, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Педагогическая эффективность уроков окружающего мира зависит не только от умения педагога ставить образовательные и воспитательные цели, и предварительной подготовки учащихся к занятию, но и от удачного выбора заданий на урок.

Целью методической разработки является подбор и систематизация конструктов уроков окружающего мира, направленных на формирование элементов эколого-эстетического воспитания младших школьников.

Задачи:

1) подбор конструктов уроков окружающего мира, направленных на формирование элементов эколого-эстетического воспитания учащихся 3 класса;

2) систематизация конструктов уроков окружающего мира по определенным разделам;

3) оформление методического обеспечения, направленных на формирование элементов эколого-эстетического воспитания учащихся 3 класса.

Содержание методического обеспечения соответствует рабочей программе по УМК «Школа России» учебной дисциплине «Окружающий мир» в третьем классе (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Соотношение тематики учебных занятий по предмету «Окружающий мир» в 3 классе и тематики уроков.


Класс

Раздел, тема урока

Понятие

Живая/неживая природа

3 класс

1 часть

Раздел «Природа».

Тема: «Разнообразие природы», 4 стр.





Учащиеся узнают, на какие царства учёные делят живую природу. Будут учиться классифицировать объекты природы осознавать ценность природы для людей. Вспомнят, то относится к неживой природе. Понятия: дикорастущие растения, культурные растения, группы животных.

Живая и неживая природа

Раздел «Природа».

Тема: «Ценность природы для людей», 6 стр.


Раздел: «Что такое экология».

Тема: «История с комарами и кошками», 24 стр.


Учащиеся вспоминают, что такое окружающая среда, описывают окружающую среду природных объектов.

Понятия: наука экология, значение экологии для людей, экологические связи (с помощью модели).

Живая природа

Раздел: «Что такое экология».

Тема: «Что же изучает наука экология», 26 стр.


Неживая природа

Раздел: «Что такое экология».

Тема: «Природа в опасности», 29 стр.

Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Тела, вещества, частицы», 36 стр.



Учащиеся учатся различать тела, вещества частицы, описывать изученные вещества; проводить наблюдение и составлять опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы; моделировать круговорот воды в природе; классифицировать растений и животных; обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой взаимосвязи; в живой природе моделировать их использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; используя текст и иллюстрации учебника и другие источники информации для поиска ответов на вопросы объяснений подготовки собственных сообщений.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Разнообразие веществ», 41 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Воздух и его охрана», 46 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Вода», 51 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Превращения и круговорот воды», 55 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Берегите воду», 59 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Что такое почва», 64 стр.

Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Разнообразие растений", 69 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Солнце, растения и мы с вами», 74 стр.


Живая и неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Размножение и развитие растений», 78 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Охрана растений», 82 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Разнообразие животных», 87 стр.

Живая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Кто что ест», 94 стр.


Живая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Размножение и развитие животных», 100 стр.


Живая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Охрана животных», 106 стр.


Живая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «В царстве грибов», 112 стр.


Неживая природа

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тема: «Великий круговорот жизни», 118 стр.

Неживая природа

3 класс

2 часть

Раздел: «Чему учит экономика».

Тема: «Полезные ископаемые», 46 стр.

Учащиеся узнают о полезных ископаемых, их свойствах, и применении.

Понятия: полезные ископаемые.

Неживая природа

Раздел: «Чему учит экономика».

Тема: «Растениеводство», 51 стр.

Учащиеся узнают о выращивании растений, о группах культурных растений и профессиях в растениеводстве.

Неживая природа

Раздел: «Чему учит экономика».

Тема: «Животноводство», 56 стр.

Учащиеся узнают, для чего люди занимаются животноводством; каких домашних животных разводят люди, где содержат сельскохозяйственных животных.

Понятия: животноводство.

Живая природа


Таким образом, мы можем сделать вывод, что данная методическая разработка имеет большое значение в формировании экологической воспитания младших школьников. На уроках они знакомятся с разнообразными объектами живой природы, познают закономерности исторического органического мира, особенности организации живых систем разных уровней сложности. Это позволяет им глубоко и прочно усвоить учебный материал, формирует у них практические навыки и умения. Дети вспоминают животных, появляется возможность виртуально понаблюдать за их жизнью, определять черты приспособленности в строении и поведении в той или ионной среде обитания.

Уроки окружающего мира имеют большое значение для экологического воспитания учащихся. При общении с живой природой они познают связи между различными организмами: растениями, животными, грибами и т.д. У них развивается познавательный и исследовательский интерес, вырабатывается ответственное отношение к природе, без чего невозможна ее охрана.



Обоснование способов оценки качества и показателей действенности сборника конструктов, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников


Оценка особенностей и отслеживание динамики развития экологического воспитания у детей младшего школьного возраста, а следовательно, и действенности разработанного методического обеспечения возможны на основе применения диагностических методов и методик.

Их выбор осуществляется в соответствии с целью курсового проекта. Целью курсового проекта является теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение, обеспечивающее формирование элементов эколого-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста. А целью диагностической деятельности в процессе апробации является – оценка разработанного методического продукта методического обеспечения, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста.

Для сбора достоверной информации об уровне сформированности эколого-эстетической культуры младших школьников будут применяться диагностические методы и методики, позволяющие осуществлять сбор различных типов данных: L – данные – это данные полученные путем регистрации каких-либо зафиксированных явлений в реальной жизни (наблюдение); Q – данные осуществляются с помощью личностных опросников и других методов самооценок (опросные методы); Т-данные – данные, полученные в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценок или экспертов (тесты).

В качестве оснований для выявления и оценки уровня сформированности эколого-эстетической культуры учащихся 3 класса можно рассматривать критерии, выявленные и описанные М.В. Моисеевой, Л.В. Колтуновой в книге «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников».

Для оценки выявленных критериев, введены следующие показатели. (См. таблицу 2)

Таблица 2 - Диагностические критерии и показатели.


Полнота познания

  1. Не задает вопросов

  2. Задает 1-2 вопроса случайного содержания на определения предметов (кто? Что?)

  3. Задает 3-5 вопросов из одной области знаний на определение предметов по требованию учителя.

  4. Задает 6-8 вопросов из 2-3 областей знаний, разных по собственной инициативе.

  5. Задает не менее 8 вопросов более чем и областей знаний, вопросы о причинах явлений, о следствиях.

Эмоциональное отношение к природе

  1. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, отрицательные эмоции по отношению к природным объектам, торможение этических и эстетических начал природоощущения.

  2. Неумение видеть красоту, слабая эмоциональная развитость личности.

  3. Незначительная эмоциональность, умеет видеть красоту природы, но эмоционально не проявляет своего отношения к природе.

  4. Эмоционально отзывчив, но не проявляет желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности.

  5. Эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы, желает выразить своё отношение в творчестве.

Природоохранная пропаганда

  1. Не пропагандирует идеи охраны природы, считает это не нужным делом.

  2. Пропаганда природоохранных идей носит эгоцентрический характер.

  3. Не занимается пропагандой, хотя считает, что это необходимо.

  4. Умеет оценивать, но не использует все показатели, проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков - своих и чужих.

  5. Умеет оценивать с экологических позиций, критически оценивает свои и чужие поступки, осуждает неправильное и уничтожение природных объектов.

Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе

  1. Слабое знание, не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в природе.

  2. Экологические знания удовлетворительные, поведение в природе не соответствует известным нормам и правилам.

  3. Экологические знания хорошие, но поведение в природе не соответствует известным нормам и правилам.

  4. Экологические знания хорошие поведение в природе почти всегда соответствует известным нормам и правилам.

  5. Экологические знания высокие, поведение в природе соответствует известным нормам и правилам.

Практическое применение знаний

  1. Пассивность, не включается в деятельность, равнодушие к учебе, только исполнительная деятельность.

  2. Активен только по требованию, не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам, нет природоведческой деятельности, исполнительная деятельность.

  3. Внешняя активность, выбирает наиболее легкий путь, поисковая деятельность в природе случайна, только по заданию, исполнительная деятельность.

  4. Активен не всегда, демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе, часто без результатно, исполнительная и творческая деятельность.

  5. Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает деятельность в природе, демонстрирует знание природных объектов, творческая и исследовательская деятельность.


Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа [32].

Положительной стороной метода наблюдения является возможность собрать в естественных условиях многообразные факты, характеризующие поведение в разнообразных ситуациях и на этой основе составить достаточно обстоятельную и доказательную характеристику наблюдаемого.

Недостатки метода в его чрезвычайной трудоемкости (для получения объективных выводов нужно длительное и систематичное наблюдение в разных условиях), зависимость процесса наблюдения от случайно возникающих ситуаций, иногда не имеющих значения для ответа, на поставленный в исследовании вопрос, отсутствие достаточно сравнительных критериев оценки поведения в разных ситуациях [32].

Метод тестирования – это метод, который состоит из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответов.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых [32].

При помощи теста, возможно, получить надежные результаты за достаточно короткий промежуток времени, которые интерпретируются за тем качественные результаты. Тестирование также может проводиться компьютеризировано. Однако может возникнуть опасность появления «слепых» ошибок; теряется индивидуальный подход; возможно появление социальной косметики.

Для оценки качества методической разработки был выбран метод экспертной оценки.

Экспертная оценка – это диагностический метод измерения, процедура получения оценки проблемы на основе мнения экспертов с целью последующего принятия решения [32].

Положительной стороной данного метода является синтез опыта и интуиции для получения нового знания, возможность получения количественных оценок в случаях, когда отсутствуют статистические сведения или показатель имеет качественную природу, а также быстрота получения результатов.

Одним их основных недостатков экспертных оценок является то, что достоверность и надежность исследования в первую очередь зависят от компетентности специалистов, участвующих в оценивании. Нет никаких гарантий, что полученные оценки в действительности достоверны. Помимо этого, зачастую оценки экспертов не обладают достаточной устойчивостью, т.е. эксперт может одни и те же события при нескольких повторных экспертизах оценить по-разному. Кроме того, при нахождении оценок экспертным путем, помимо погрешности, вносимой недостатком информации о событиях и недостаточной компетентности экспертов возможна и погрешность совсем иного рода, обусловленная заинтересованностью экспертов в результатах оценки, что сказывается на их достоверности. Наличие такого рода погрешности может значительно искажать оценки.

В процессе пробации предусмотрено комплексное применение разнообразных методов психолого-педагогической диагностики, которые позволят осуществить сбор разных типов данных о сформированности эколого-эстетического воспитания учащихся 3 класса. Учитывая, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют как свои плюсы, так и минусы, планируется их применение в комплексе. Это будет способствовать получению качественных результатов, надежных данных, на основе которых можно делать вывод об уровне сформированности эколого-эстетического воспитания учащихся 3 класса.

Для оценки действенности методического обеспечения для уроков окружающего мира, направленных на формирование экологического воспитания, возможна на основе достоверных, надежных и валидных диагностических методик.

1. Метод тестирования. Тест на определение уровня природоохранительных знаний, выявления мотивов действия и поступков по отношению к природе, выявления отношений к природе, определения знаний взаимосвязей природы и общества. В качестве основания для теста взяты данные из книги М.В. Моисеевой, Л.В. Колтуновой «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников». Полученные результаты соотносятся со стандартной шкалой перевода среднего балла в уровень.

Уровни сформированности: 1 уровень (1 – 6 баллов) низкий, 2 уровень (7-12 баллов) ниже среднего, 3 уровень (13-18 баллов) средний, 4 уровень (19-24 баллов) выше среднего, 5 уровень (25-30 баллов) высокий.

2. Карта наблюдения во время использования методического обеспечения за уровнем сформированности экологического воспитания учащихся 3 класса. Цель наблюдения: системное восприятие, выявление и оценка особенностей проявления экологического воспитания младших школьников во время уроков окружающего мира. Показатели в карте наблюдения направления на выявления уровня полноты знаний учащихся о природоохранной деятельности, полноты познания о теме урока, понимание процессов происходящих в природе, практическое применение знаний с урока окружающего мира. Оценка производиться во время наблюдения. Проявляет ли учащийся 3 класса этот показателей или нет. Полученные результаты соотносятся со стандартной шкалой перевода среднего балла в уровень. Перевод баллов в уровни: 25-30 б. – высокий уровень; 19-24 б. – выше среднего; 13-18 б. – средний уровень; 1-12 б.- ниже среднего 1-6 б. – низкий уровень.

3. Лист экспертной оценки методического обеспечения. Цель экспертной оценки - диагностический метод измерения, получения оценки проблемы на основе мнения экспертов с целью последующего принятия решения. Для повышения достоверности данного метода экспертная оценка планируется осуществляться в очной форме, что позволит сосредоточить внимание эксперта на решаемой проблеме.

Сопоставление данных, полученных об уровне сформированности экологического воспитания учащихся 3 класса на основе применения письменного опроса и карты наблюдения, позволит проверить действенность методического обеспечения. В процессе пробации предусмотрены условия проведения диагностических замеров. Диагностические замеры будут проводится в 4 четверти 2020 года в рамках преддипломной практики на базе МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»

Таблица 3 – Диагностические методы и методики для определения уровня сформированности экологической культуры во время проведения уроков Окружающего мира.

Метод диагностики

Методика диагностики

Цель диагностики

Диагностические показатели

Обработка результатов

Форма проведения диагностики

Замер

Наблюдение

Карта наблюдения

Системное восприятие, выявление и оценка особенностей проявления экологического воспитания младших школьников во время уроков окружающего мира.

1.Полнота знаний

2.Эмоциональное отношение к природе

3.Практическое применение знаний

4.Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе

5.Природоохранная пропаганда

В карте наблюдений


Групповая

Время проведения: 45 минут

2 замер

Опрос

Письменный опрос

Определение уровня природоохранительных знаний, выявления мотивов действия и поступков по отношению к природе, выявления отношений к природе, определения знаний взаимосвязей природы и общества.

Уровни сформированности: 1 уровень (1 – 6 баллов) низкий, 2 уровень (7-12 баллов) ниже среднего, 3 уровень (13-18 баллов) средний, 4 уровень (19-24 баллов) выше среднего, 5 уровень (25-30 баллов) высокий.

Письменный опрос на выявления уровня экологического воспитания


Индивидуальная/групповая

Время проведения: 30 минут

2 замера


Оценка качества разработанного методического обеспечения будет осуществляться на основе метода экспертных оценок. Выбор экспертов предполагается осуществить по следующим характеристикам: должность, педагогический стаж, профессиональное образование, главные достижения в профессиональной деятельности, наличие опыта экспертной деятельности. Для более качественной и объективной оценки могут выступать несколько экспертов: классный руководитель, учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей начальных классов.

Для оценки качества методического продукта определены следующие критерии.

Актуальность методического обеспечения для организации уроков окружающего мира:

  1. аргументированность выбора проблемы;

  2. научность;

  3. новизна.

Оформление системы заданий:

  1. логическое построение (системность, последовательность);

  2. использование чёткой формулировки заданий;

  3. соответствие содержанию рабочей программы, тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» для 3 класса;

  4. соответствие заданий, возрастным особенностям детей.

Удобство в использовании системы заданий.

При оценивании методического продукта будет использована такая система оценивания как: 0 б. – не проявляются, 1 б. – проявляется частично, 2 б. – проявляется максимально. По результатам оценивания подсчитывается средняя сумма баллов с переводом в заявленные уровни: 1,7-2 б. – высокий уровень, 1-1,6 б. – средний уровень, 0,5-0,9 б. – низкий уровень, 0-0,4 б. – недопустимый уровень.

Таким образом, подобранный диагностический инструментарий соответствует цели проекта и цели методического обеспечения для организации уроков окружающего мира, направленного на формирование элементов эколого-эстетической культуры учащихся 3 класса, что позволяет сделать вывод о действенности методического обеспечения.

Приложение 4.

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ


Показатели экспертизы

Оценка

Эксперта

1.Актуальность учебно-методического обеспечения

1.1. Аргументированность выбора проблемы

1.2. Научность

1.3. Практическая значимость учебно-методического обеспечения


2. Оформление учебно-методического обеспечения

2.1. Структурированность

2.2. Комплексность, системность

2.3. Оформление в соответствии с требованиями



3. Содержательность учебно-методического обеспечения

3.1.Ориентированность учебно-методического обеспечения на формирование элементов эколого-эстетической культуры младших школьников

3.2. Направленность на решение проблем формирования элементов эколого-эстетической культуры младших школьников.




4. Учебно-методическое обеспечение удобно в использовании


Общая оценка показателей экспертизы


Средняя оценка показателей экспертизы





Список литературы


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

  4. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  5. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999

  6. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. 1994

  7. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» психологическое исследование издательство // Просвещение Москва 1978

  8. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. - М.: Вентана-Граф. 1999.

  9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999

  10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997.

  11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.

  12. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». – М.: «Родное слово», 1997.

  13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986г.

  14. Дерябо С. Д, В. А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

  15. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981.

  16. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2010.

  17. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. Воспитание младших школьников -М.: Педагогика, 2007.

  18. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. А.Ю. Коджаспиров / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  19. Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1980, т. 6.

  20. Мухина, В.С. Младший школьник // В.С. Мухина.– М.: Новая школа, 2009.

  21. Моисеева М.В., Колтунова Л.В. книга - Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1993

  22. Окружающий мир (1- 4 класс). Учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. на электроном носителе // А. А, Плешков. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. - ил. – ( Школа России)

  23. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школы России». 1-4 классы: пособие для общеобразоват. Организаций / А.А. Плешаков. – М: Просвещение, 2014.

  24. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2011.

  25. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. М.,1999. с www.i-gnom.ru (дата обращения 16.12.19)

  26. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.

  27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит.- М.: Новая школа, 1994.

  28. Сметанкина И. П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. 2003.

  29. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Учебное пособие / Свердл. пед. инст. Свердловск, 2008.

  30. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.

  31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.

  32. Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/10/18/ekologicheskaya-konferentsiya-dlya-mladshikh-0 - 15.11.2019 г.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Овсянникова Екатерина Александровна,

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства