Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
На занятиях по математике применяется многократная повторяемость материала, постепенное усложнение заданий по мере усвоения. Для формирования элементарных математических представлений на уроках используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью»
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
Занятия по формированию математических представлений могут состоять из нескольких частей, которые объединены логической связью на основе единого сюжета либо просто включать задания в некой последовательности. В связи с замедленным характером младших школьников со средней степенью умственной отсталостью при обучении математическим представлениям следует планировать минимум материала для усвоения. Для этой цели широко применяются яркие наглядные пособия, раздаточный дидактический материал; карточки с цифрами, денежными знаками и монетами; обучающие компьютерные программы.
На занятиях по математике применяется многократная повторяемость материала, постепенное усложнение заданий по мере усвоения. Для формирования элементарных математических представлений на уроках используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.
Приведем примеры заданий по формированию элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости.
Так, занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания:
Нарисовать цифру «1» в воздухе правой (левой) рукой.
Выложить цифру «1» из фасоли, найти ее в индивидуальных наборах.
Достать из мешочка на ощупь цифру «1».
Вылепить цифру «1» из пластилина.
Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру «1», когда услышишь «один».
Занятие на тему: «Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий» содержит следующие упражнения:
Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»: а) Разложить грибы по величине: большие — грузди, маленькие — опята. б) Положить большие грибы под большие деревья, маленькие — под маленькие деревья. в) Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы — в большую корзину, маленькие — в маленькую.
Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках — большие пуговицы, для маленьких — маленькие.
Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить. Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку — меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой — маленькие.
Для отработки навыков прямого и обратного счета, усвоения порядка следования числового ряда разработана игра «Считай, не ошибись».
Возможность закрепить навык порядкового счета также помогают таблицы с героями из сказок «Репка», «Теремок». Ребенку задаются вопросы о том, кто будет первым, кто идет второй, какая по счету была Жучка? и другие.
Школьнику важно знать название дней недели, месяцев, и их последовательность. Формирование данных знаний возможно осуществить, используя дидактические игры «Назови дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год».
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Для овладения детьми пространственными представлениями, их расширения и закрепления включается дидактическая игра «Где зазвонил колокольчик?». Ребенок указывает на источник звука, используя слова слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, ориентируясь в пространстве помещения для игры. Также способствуют развитию пространственной ориентировке у детей такие игры как «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник» и другие.
Включение в процесс обучения математике игр «Лото», «Геометрическая мозаика», «Сложи картинку из фигур» способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.
Составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур по образцу или по собственному замыслу успешно выполняется детьми, они радуются своему результату, желая выполнять задание снова и еще лучше. Такими дидактическими играми могут стать: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности, конструирования.