Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников через урочную и внеурочную деятельность посредством предмета орксэ»
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Гудкова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов;
Назимова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 19»
г. Кандалакша
Главное наше достояние – это дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Неслучайно в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» основными приоритетами государственной политики является формирование высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; приобщение детей к культурному наследию через эффективное использование уникального российского культурного наследия.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» немаловажная роль отведена использованию воспитательного потенциала урока в достижении основных целей и задач воспитания. Стратегия предполагает развитие воспитания в системе образования через полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей. В соответствии с этим положением в программе воспитания МАОУ ООШ № 19 одним из модулей является «Школьный урок». Реализация его потенциала предполагает использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для решения воспитательных задач мы активно используем курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который был введён в школах по «Поручению Президента РФ» с 2012 года.
Основная цель данного курса созвучна с основными приоритетами государственной политики, отражёнными в Стратегии, а именно формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Все учебные занятия курса ОРКСЭ основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
В рамках урока «Жить во благо себе и другим» дети написали сочинение на тему: «К какому благу я стремлюсь в своей жизни». Размышляя на эту тему, ученики писали, что бережное и неравнодушное отношение к окружающему миру и есть настоящее благо для души. «Я часто помогаю своей соседке, бабушке Нине, вынести мусор. Казалось бы, это совсем лёгкое дело, но на душе становится радостно», «Однажды я помог женщине с коляской зайти в подъезд», «Я помогаю младшему брату делать уроки», «Я читаю на ночь сказки своим младшим сестрёнкам». Дети испытывают чувство радости, когда помогают другим людям. Желание служить общему благу становится для них условием личного счастья.
Интересно и необычно прошёл урок «В развитии добрых чувств – творение души». Это был урок-диспут, на котором дети в живой и непринуждённой обстановке искали ответ на вопрос «Что значит быть человеком?» Помимо телесной оболочки каждый человек наделён душой. В итоге, ученики пришли к выводу, что душа – это суть человека, его внутренний мир. И у души, как у тела, есть своя гимнастика, которую можно и нужно тренировать в течение всей жизни.
Для достижения эффективного формирования духовно-нравственных ценностей во время проведения уроков ОРКСЭ мы часто используем игровые ситуации. Выполняя игровые действия, воспитанник поднимается над самим собой, осуществляет такое поведение, которое пока что не доступно в повседневной жизни. С точки зрения духовно-нравственного воспитания – это может быть осуществление поведения образа-эталона. Также нельзя без внимания оставить и эмоциональное познание действительности, которое происходит в игровом процессе.
Для более глубокого осознания и принятия необходимо проводить взаимосвязь услышанного на уроке и прочитанного в учебнике с жизнью. Одной из наиболее интересных форм проведения уроков ОРКСЭ являются экскурсии, как интерактивная форма работы с детьми. Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности школьная экскурсия является эффективной формой передачи знаний учащимся, способствует их прочному усвоению, оказывает сильное воздействие на формирование детского мировоззрения. Процесс обучения при помощи экскурсий становится интересным, насыщенным, качественным, а это позволяет достичь наиболее высоких результатов.
Мы родились в Кандалакше. На первый взгляд - это маленький обыкновенный городок, как все остальные. Но если углубиться в историю, приходит осознание уникальности того места где мы живём.
В рамках урока «Жизнь протекает среди людей» мы посетили православную мастерскую прихода Святой Нины «Багряница».
Многие дети не знали о существовании в нашем городе такой мастерской, где теплится русская культура и любовь к ней. Не знали, что есть в нашем родном крае неравнодушные люди к истории Земли Кольской, к ремёслам поморов, храмам, промыслам, что и сегодня есть те, кто возрождает из обломков, строит с нуля, создаёт, чтобы сохранить и передать потомкам духовно-нравственные основы нашей малой Родины.
Рукодельницы православной мастерской возрождают традиционное занятие поморских девушек - жемчужную вышивку. Ведь у нас на Поморье добывалось очень много жемчуга. Жемчугом расшивали не только народные костюмы, варежки и валенки, но также церковную утварь, иконы. Наши предки не были дизайнерами, но они создавали настоящие произведения искусства. Наш народный поморский костюм невероятно красив и богат.
Руководитель мастерской Валентина Лисина заняла 1 место во Франции на международном конкурсе модельера Пьера Кардена за сумочку расшитую серебром и жемчугом, и это очень впечатлило наших детей.
Мы ещё раз убедились в том, что наша страна по праву входит в мировые державы, имеющие бесценное культурное и природное наследие. С любования и восхищения начинается воспитание гордости за державу, воспитание настоящего патриотизма.
Во время экскурсии мы увидели, как мастерицы шьют наряды для музейных экспозиций, делают кокошники.
«Без прошлого нет будущего. Когда я окунулась в историю, когда я надела этот сарафан, я почувствовала, что что-то во мне изменилось, что-то стало не так. И я захотела этим поделиться с другими» - говорит Валентина Константиновна.
Так у нас возникла идея проведения фольклорного фестиваля «Посиделки у Белого моря», где дети смогли примерить поморский костюм – сарафаны, кокошники, рубахи. С интересом и желанием девчонки и мальчишки разучивали поморские хороводы, пели песенки и заклички.
Такая совместная деятельность детей, способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Формируется уважение к культурным традициям и обычаям северных народов.
Многие улицы нашего города названы в честь героев Великой Отечественной войны. При изучении раздела «Судьба и Родина едины» ребята работали над проектом «Имя героя в названии улицы».
На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с музеем истории города Кандалакши. Поэтому некоторые темы разделов, например, «Посеешь поступок – пожнёшь характер», мы проводили в музее. Рассказы о самоотверженных поступках - подвигах людей во имя победы сопровождаются знакомством с музейными экспонатами.
Такая работа необходима и направлена она на то, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому, истории и культуре своей малой родины. Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, ребята учатся быть добрыми, милосердными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей, т.е. приобщаются к духовно-нравственным ценностям.
Вы только вслушайтесь в названия тем уроков ОРКСЭ: «От добрых правил – добрые слова и поступки», «Природа – волшебные двери к добру и доверию», «Человек рождён для добра». Успешность осознания детьми своей значимости и полезности в этом удивительном мире зависит от реальных дел и поступков. Такие формы работы, как социальный проект, социальная акция, способствуют развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Нравственное развитие неразрывно связано с социально-личностным, то есть с формированием отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу и социальные акции и проекты как раз и направлены на развитие нравственных и личностных качеств школьников.
Кроме того, при проведении социальных акций и реализации мини-проектов предполагается работа не только с детьми, но и с родителями. Родители становятся помощниками или участниками данных мероприятий. Первые уроки нравственности дети получают в семье. Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Всё лучшее закладывается в семье: дети впитывают все жизненные впечатления, и жизненный опыт получают вместе с любовью матери и её поддержкой, с отцовским уважением. К сожалению, современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. Поэтому, реализуя программу курса «Основы православной культуры и светской этики», мы работаем над осуществлением ещё одной важной задачи, отражённой в Стратегии развития воспитания, а именно обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
Со своими учениками и их родителями мы проводим социальные акции и реализуем мини-проекты по разным направлениям (каждая под своим девизом):
- «Подари частичку души людям» - концерт для одиноких пожилых людей;
- «Мы в ответе за тех, кого приручили» - сбор корма для бездомных собак из приюта «Собачий ангел» и кошек из приюта «Мурдом»;
- «Письмо водителю» - обращение к водителям автотранспорта;
- «Подари книгу библиотеке».
Такая совместная работа благотворно влияет на развитие нравственных качеств детей, способствует духовной связи поколений.
В этом учебном году наши воспитанники, обучающиеся 4-х классов работают над проектом «Поморские обереги - эхо истории». Само название проекта говорит об эффективном использовании уникального культурного наследия земли Кольской. В рамках реализации проекта ребята узнали о духовных традициях своих земляков. В наше время многие люди для решения своих проблем обращаются к психологам. В древности наши предки умели успокоить своё эмоциональное состояние за изготовлением оберегов. Это занятие, которое как бы очищает человека от плохих мыслей. Наши ученики посетили мастер-классы по изготовлению «Поморской козули» и «Северной Берегини». Атмосфера добра и радости царила во время проведения этих мероприятий. На собственном опыте дети убедились в том, насколько мудрыми и духовно богатыми были их предки.
Результатом работы по духовно-нравственному воспитанию личности является активное участие наших учеников в конкурсах и фестивалях разного уровня. На муниципальных, региональных и федеральных конкурсах наши ученики неоднократно занимали и занимают призовые места.
2020-2021 учебный год:
- Открытый городской патриотический фестиваль-конкурс детского творчества «Кольская волна», результат - один победитель, один призёр;
- Муниципальный конкурс «Песни победы», результат - победитель в номинации «Лучшее исполнение»;
- Региональный этап VII конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», результат - 3 победителя;
- Региональный этап Всероссийского конкурса изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического «Палитра ремёсел», результат – один победитель, один призёр;
2021-2022учебный год:
- Всероссийский этап VII конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», результат - 3 участника;
- Международный конкурс детского рисунка «Моя семья и новогодняя сказка», результат -приняли участие 16 обучающихся.
Традиционно наши обучающиеся являются активными участниками школьных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений, посвящённых памятным датам и православным праздникам.
Имея опыт работы по реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики», мы можем с уверенностью сказать, что это уроки жизни, где дети задумываются о вечных ценностях, о своём отношении к миру. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво и терпеливо и только тогда наши ученики станут личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.
Список литературы
1. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002. 2. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004.
3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. Т.2. М.: Педагогика,1980.
4.Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28 5. Нравственность в современном мире: методический материал /Сост. Крючкова О.В., Хаткевич О.А.. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).