«формирование базовых национальных ценностей при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».
«формирование базовых национальных ценностей при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».
Методическая разработка раздела образовательной программы
«Формирование базовых национальных ценностей в УМК «Начальная школа XXI в.» при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««формирование базовых национальных ценностей при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».»
Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Аттестационная работа на высшую категорию
Методическая разработка раздела образовательной программы
«Формирование базовых национальных ценностей в УМК «Начальная школа XXI в.» при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».
Выполнил:
педагог начальной школы
МБОУ Школы№17 города Сарова
высшей квалификационной категории
Огородова Людмила Владимировна
Образование: высшее, АГПИ
Педагогический стаж: 29 года
Контактный телефон: (8-831-30) 78271
89101089881
Нижний Новгород
2019
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………...
Глава I. Теоретическое обоснование используемого материала в образовательном процессе по разделу программы……………
1. Образовательные технологии……………………………
2. Методы обучения………………………………………...
3. Формы организации познавательной деятельности…..
Глава II. Механизм реализации программы……………………..
1. Подготовительный этап (1 класс)……………………….
2. 2. Основной этап (2 класс)………………………………….
Содержание собственного опыта
а) Система знаний и система деятельности учащихся
б) Описание методов интерактивных технологий……..
2. 3. Проектная деятельность как итог работы по разделу программы по окружающему миру во 2 классе
а) исследование исходного уровня развития младших школьников
б) этапы работы над проектом
в) результативность работы по организации проектной деятельности.
2. 4. Проект в 3, 4 классах в рамках внеурочной деятельности……………………………………………..
Заключение………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………
Календарно-тематическое планирование……………………….
Приложения……………………………………………………….
Разработка проекта урока по окружающему миру во 2 классе…
3
Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!
«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
В. Песков
Пояснительная записка
Современный период в российском образовании – время смены ценностных ориентиров. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Сегодня образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном сплочении нашего государства.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Эта мысль широко представлена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.). В Концепции выражена озабоченность государства состоянием духовно-нравственной среды, которая приходит в упадок, обозначены цели и задачи духовно-нравственного воспитания.
Концепция закрепила важнейшую цель современного отечественного образования и приоритетные задачи общества и государства – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Решать данные задачи можно и нужно средствами школьных предметов, привлекая в первую очередь семью.
В основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся, лежат базовые национальные ценности.
Каждая из базовых ценностей, практически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
Истории России, российских народов, своей семьи, рода;
Жизненного опыта своих родителей, предков:
Традиционных российских религий;
Фольклора народов России и др.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но и открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Такое духовное развитие ребенок может получить уже в начальной школе, обучаясь по образовательной программе «Начальная школа XXI века». Особенностью данной системы является неразрывность образовательного и воспитательного процесса. Особенно это прослеживается в учебнике Окружающий мир, созданного Н.Ф. Виноградовой. Это учебник создан в рамках философии развивающего обучения, развития личностного потенциала обучающегося.
В этой связи возникла идея становления темы «Формирование базовых национальных ценностей в УМК. «Начальная школа XXI в.» при изучении родословной своей семьи средствами исследовательской и проектной деятельности».
Особенно актуально сегодня изучение раздела «Кто живет рядом с тобой», раскрывающий тему «Что такое семья» в новом объеме.
Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов. Деятельность по данному направлению развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни). Исследовательская работа формирует познавательные и коммуникативные компетенции у детей: умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать, работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Русский философ Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода. Философ утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача, которую он призван решать». Такое понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной и проводит это изучение инструментом самопознания, заставляет серьезно отнестись к предстоящей работе составления родословной. Нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Но разве не интересно своими руками создать свое родословное древо! Как торжественно звучит: «род Рюриковичей», «род Толстых», «род Пушкиных»! А чем знаменита, чем гордится ваша семья, ваш род? Это не менее интересно, чем истории русских царей и египетских фараонов. Читая старинные документы, общаясь с близкими и дальними родственниками, дети, словно на машине времени промчатся сквозь годы, соединив прошлое и настоящее. Мы не должны терять уважение к предкам, к их делам, к их достижениям. Каждому человеку следует знать историю своей семьи.
Актуальность исследования вопросов, связанных с ознакомлением младших школьников с родословной семьи, обычаями и традициями и воспитанием у них на этой основе любви к семье, родному краю, стране налицо. Назрела необходимость отбора доступных детям сведений о генеалогии, как науке, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако, высказанные авторами разных УМК полезные идеи, касающиеся проблемы познания традиций и семейных устоев детей младшего школьного возраста, носят разрозненный и не системный характер.
На современном этапе развития педагогики остаются не исследованными психолого-педагогические предпосылки ознакомления с родословной семьи у школьников, сущность самого процесса, содержание и методические основы работы в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны.
При изучении и анализе образовательных программ в разных системах обучения курса «Окружающий мир» по данному вопросу удалось выявить следующее.
Так в программе по «Окружающему миру» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которую разработали Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков, тема семьи освещается лишь в 1 классе в разделе «Человек и общество» (18ч.). На нее отводится около 4 часов, что недостаточно для полного изучения. Возраст первоклассника не позволяет серьезно разобраться и глубоко изучить свою родословную. В 2,3,4 классах к истории семьи программа не возвращается.
В УМК «Школа России» во 2 классе в разделе «Общение» (5ч.) есть темы, которые косвенно затрагивают данный вопрос («Труд и отдых человека», «Имена и отчества родителей»).
УМК «Гармония», автор Поглазова О.Т. Во 2 классе в разделе «Человек и общество» из 8 часов только 3 часа уделяется на изучение тем «Семья, родственники», «Семейные заботы и традиции», «Родословная семьи».
Считаю, что этого недостаточно для глубокого осмысления данного вопроса. Очень хорошо тема освещена в УМК «Школа 2100» (Вахрушева А.А.). В 1 классе на раздел «Твоя семья и твои друзья» отводится 7 часов. В 3 классе – 4 часа в разделе «Твои родные и твоя Родина в потоке времени». Это позволяет вести планомерную работу не только на уроках, но и внеклассную.
На мой взгляд, УМК «Начальная школа 21 века» правильно подошел к разработке данного вопроса. Уже в 1 классе учащиеся в разделе «Семья» говорят на доступные для них по возрасту темы «Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи». К концу 1 класса смогут научиться рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи.
Во 2 классе, осваивая раздел «Кто живет рядом с тобой» (6 ч.), учащиеся еще глубже развивают свои познавательные учебные действия. Тематика занятий говорит сама за себя: «Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности» и т.д. Заложив базу, 3 и 4 классы дают прекрасную возможность продолжить исследовательскую работу, выйдя за рамки урока. Кроме этого, два года работы по данному направлению являются хорошей подготовкой для восприятия в 3 классе исторических тем.
Учащиеся знакомятся с понятиями «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок». Обучающиеся узнают историю возникновения имен и фамилий; степени родства в семье; о профессиях предков; о семейных увлечениях и традициях. На уроках дети составляют «ленту времени» своей жизни; родословное древо; вместе с родителями разработают свой фамильный герб. Все это, так или иначе, готовит детей к изучению уроков истории в среднем и старшем звене. Важно привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.
Систематизировано содержание раздела, изучаемого во 2 классе, через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Создано авторское поурочноепланирование с расширением содержания раздела лингвистическим и краеведческим материалом. Процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.
Новизной представленной разработки является то, что все учащиеся вместе с семьями живут одним общим делом, которое предлагает им данная программа.
При разработки раздела программы «Кто живет рядом с тобой» опиралась на следующие идеи:
идею первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д.Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).
идею опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
идею развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
идею совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. Макаренко).
идею социального партнерства общества-семьи-школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Представленная разработка соответствует целям и задачам образовательной программы, обладает новизной для учащихся, обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляет собой педагогическую ценность.
Цели и задачи раздела
Цели:
развитие личности ребенка и раскрытие его нравственных качеств и творческого потенциала;
обучение младших школьников ориентированию в исторической информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
Познавательные задачи, то есть знания и предметные умения:
а) формировать представление о генеалогии, как науке о родословной семьи;
б) узнать историю своей семьи, ее традиции и реликвии;
в) создавать условия для развития познавательных компетенций через работу со словарями, справочной литературой и др. источниками;
г) научить составлять родословную семьи;
Развивающие задачи, то есть способы деятельности и мыслительные операции:
а) развивать логическое мышление, память, воображение, наблюдательность, творческие способности детей;
б) формировать навыки исследовательской и проектной деятельности;
в) развивать коммуникативные универсальные действия через сотрудничество и взаимодействие с ровесниками, педагогом и взрослыми членами семьи.
Воспитательные задачи, то есть ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного содержания:
а) способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков;
б) заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;
в) воспитывать уважительное отношение к семье, ее традициям;
г) укреплять связи семьи со школой, классным коллективом.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Построение процесса обучения по данной теме ориентировано на развитие психических функций и освоения младшими школьниками учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Ребенок 6-9 лет – существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно-неправильно», «можно-нельзя», «красиво-некрасиво», «нравственно-безнравственно» и т.п.).
Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» - о жизни и смерти, о детстве и старости и т.п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых – рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т.п. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения с людьми разного возраста.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми – взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень развития эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.
У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его во внимание в современной деятельности.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Умения, формируемые в процессе изучения темы:
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой род, семью.
Формирование активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремление к самовыражению.
Бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
Учащиеся научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена, фамилии).
Дети будут знать и продолжать семейные традиции.
Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Научатся самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения в семье.
Использовать основные формы этикета в кругу семьи.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся правильно называть фамилии, имена, отчества своих предков, узнают их годы жизни.
Составлять тексты о семье, ее труде и отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
Научатся составлять родословную своей семьи и оформлять ее по собственному замыслу. Оформят специальный альбом «Моя родословная».
Метапредметные результаты
Познавательные
Умение вести поиск и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Формирование умения моделировать родословие своей семьи.
Коммуникативные
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение инициативно сотрудничать со взрослыми с целью поиска и сбора информации по изучению истории семьи.
Регулятивные
Умение планировать свою проектную деятельность.
Умение контролировать, оценивать и вносить коррективу в план и способ действия.
I.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Использование различных технологий, форм и методов в процессе обучения позволяют мотивировать учащихся на поиск и приобретение знаний, умений, навыков; поддерживать интерес к учебе и добиваться хороших результатов при изучении окружающего мира.
Компьютерные технологии
Применение технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность. Информационные технологии позволяют показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.
Личностно ориентированные педагогические технологии
Эти технологии предусматривают диагностику личностного роста, ситуационное и игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном и образовательном пространстве, создают условия для саморазвития ученика.
Проблемно-развивающие технологии
Это обучение творческое, преподносящее ребятам ход познания, путь рождения того или иного научного понятия. Приобретение знаний происходит при помощи решения проблемы. Учебная проблема побуждает их к активной мыслительной деятельности. В ходе ее решения дети овладевают мыслительными приемами, анализом, синтезом, обобщением. Главное, что дети приобретают знания не в готовом виде, а добывают их сами. При этом учатся использовать ранее приобретенные знания, активно наблюдать, сравнивать, устанавливать связь между явлениями, делать выводы и применять полученные знания на практике.
Здоровьесберегающие технологии
Эти технологии позволяют проводить процесс обучения без причинения вреда здоровью учащихся через соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе, проведение физкультминуток, применение различных форм и методов обучения, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Технология деятельностного метода обучения
Организация образовательного процесса по данной технологии позволяет обучающимся получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентирует на реализацию идей педагогики сотрудничества. Принцип вариативности способствует формированию у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Данная технология позволяет обеспечить преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Игровые технологии
Обеспечивают эмоциональное и рациональное в обучении. В процессе игры учащиеся сталкиваются с ситуацией выбора, в которой они проявляют свою индивидуальность. Идея вариативности, свобода выбора заданий и организационных форм деятельности получает в игровой технологии возможности для своей реализации.
Технологиядифференцированного обучения
Для этой технологии характерен учет типичных индивидуальных различий.
Технология проектной деятельности
Интерактивные технологии
Формируют личностные и метапредметные компетенции (внутреннюю позицию ученика, культуру дискуссии, критическое мышление, навыка публичного выступления)
Методы обучения, используемые при изучении раздела.
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
По принципурасчленения или соединения знаний: сравнительный, классификационный, обобщающий, аналитический.
Формы организации познавательной деятельности приизучении раздела.
1.Фронтальная (общеклассная) форма познавательной деятельности.
Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими познавательной задачи.
Индивидуальная форма.
Имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.
Групповая форма организации познавательной деятельности.
Это организация учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. При этой форме отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.
Разновидности групповой работы:
а) бригадная: временные группы по 5-7 человек;
б) звеньевая: постоянный состав групп;
в) дифференцированно-групповая: каждой группе дается задание, соответствующее ее уровню.
г) работа в паре: статическая, динамическая, вариационная.
II.
Механизм реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Реализация рассчитана на 4 года начального образования 1, 2, 3 и 4 классы и представляет собой три ступени развития, три содержательных блока:
1 блок «Моя семья» - 1 класс
2 блок «Моя родословная» - 2 класс
3 блок Проектная деятельность – 3, 4 классы(внеурочная деятельность)
Блок: Подготовительно-организационный этап.
аналитико-диагностическая деятельность (мониторинг уровня знаний о своей семье, диагностика готовности родителей к сотрудничеству);
выявление приоритетных направлений работы;
выпуск книжки-малышки «Моя семья»
Блок: Основной этап.
изучение истории семьи, своей родословной;
изучение краеведческого материала;
совместная с родителями и родственниками работа учащихся по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных альбомов, презентаций «Моя родословная»
Блок: Заключительный этап.
участие в проектах;
анализ результатов проделанной работы;
составление дальнейшего плана действий с учетом аналитической деятельности;
начальный этап написания книги семейной родословной
1 КЛАСС (Подготовительно-организационный этап)
I Блок «Моя семья»
Основополагающий вопрос блока звучит так: Моя семья. Какая она?
На уроках в 1 классе рассматриваются такие учебные вопросы как:
Формирование представлений о семье.
Формирование элементарных представлений о родственных связях.
Формирование представлений о разнообразии профессий.
Обучение составлению рассказа о своей семье.
Воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи.
Воспитание уважения к труду взрослых.
Работа строиться в результате следующей подготовительной работы:
Классное родительское собрание на тему «Уроки семейной любви». Анкета для родителей «Обычаи и праздники семьи».
Тест-рисунок для учащихся «Моя семья».
На протяжении нескольких уроков и вне урока формировалась предметно-развивающая среда, включающая в себя разнообразные центры активности:
а) «Фантазер»: иллюстрации, картины «Моя семья», коллаж «Моя семья», портреты членов своей семьи, разрезные картинки.
б) «Это интересно»: сосчитать, сколько людей живет в доме (состав семьи); у скольких детей глаза синие, серые, карие, зеленые, сколько букв в имени мамы, папы и т.д.
в) «Читайка»: рассказать о себе и о своей семье, сделать книжку-малышку о своей семье (Приложение № 1), увлечениях; написать письмо или открытку маме (бабушке). Рассмотреть фотоальбом «Семья», написать слова по теме «Моя семья».
г) «Мастерок»: изготовить открытку для члена семьи, подарок брату или сестре.
д) «Закулисье» (театрализованная деятельность): атрибуты для разыгрывания «Семейных этюдов», разные сумки, одежда, украшения.
е) «Игромания»: сюжетно-ролевая: «Дом», «Семья», «Семья празднует день рождения», «Семья отправляется в путешествие», «Семья в зоопарке», «Семья отправляется в магазин», дидактические: «Дом, в котором я живу», «Посылка из деревни», «Где я живу», «Кому что нужно», режиссерские: «Квартира, в которой я живу», «Наш семейный дом».
ж) «Наука»: подобрать картинки с изображением разных семей; знать и называть родственные отношения (кто есть кто в семье); картинки людей с разными эмоциональными состояниями (Почему радуется мама? Почему рассердился дедушка.).
Итогом такой деятельности является проведение семейного праздника «Моя семья».
В течение ряда уроков дети выполняли самооценку своей деятельности в таблице, а именно на первом и последнем уроках.
Знаю
Интересуюсь
Узнал (а)
Что такое семья?
Название членов семьи по Ф.И.О.
Правила взаимоотношений в семье
Как составлять родословное дерево
Результаты показали, что на 1 вопрос ответили утвердительно: 92%, на 2 вопрос – 73%. Правила взаимоотношений узнали все 100%. Зато последний вопрос показал, что только 8% (2 учащихся) интересуются составлением родословной своей семьи.
Данные анкетирования выявили противоречия:
Между социальным заказом общества на формирование национальных базовых ценностей личности и низким уровнем этих качеств у учащихся;
Между знаниями учащихся о членах своей семьи и неумением исследовать и составлять на практике родословное древо.
Опираясь на опыт работы в 1 классе, пришла к выводу: работа по изучению вопросов семьи интересна мне, моим ученикам и родителям. Но этого недостаточно. Результаты опроса сподвигли меня на разработку и реализацию II блока «Моя родословная» (основного этапа).
2 КЛАСС (Основной этап)
II блок «Моя родословная».
Содержание собственного опыта в реализации учебной программы.
Расширив тематику занятий по Виноградовой Н.Ф., я разработала свою систему знаний для учащихся. Следовательно, расширилась и сама деятельность учащихся.
Система знаний и система деятельности.
Знания
Деятельность детей
Понятие о генеалогии. Поколение, потомки, предки, род.
Работа с энциклопедическими словарями (понятия: домочадцы, поколение, потомки, род, предки). Работа с ключевыми понятиями: сравнение, анализ. Употреблять слова в предложениях, подходящих по смыслу.
Обсуждение в группах ответа на вопрос «Что такое семья?»
Составление рассказов о семье.
Рассматривание семейных фотографий.
Знакомство с историей образования своей семьи. Умение называть полностью фамилию, имя, отчество членов своей семьи.
Мини-сочинение «За что я благодарен своим родителям».
Родственники. Степени родства в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Беседа о родных братьях и сестрах.
Работа с энциклопедическими словарями (понятия: шурин, брат, деверь, невестка, золовка, сват).
Выяснение информации о близких и дальних родственниках.
Термины родства и свойства (Приложение № 3).
Рассказ о родственниках. Составление и разгадывание кроссворда «Семейные узы». Составление рассказа по вопросам о каждодневном общении членов семьи в паре. (Приложение № 4). Работа в группах по составлению памятки «Правила поведения в семье». Анализ русских пословиц о семье.
Дискут с элементами тренинга «Проблемы заботы и согласия в семье». Разыгрывание семейных сценок.
Связь поколений с бабушки и дедушки, их ближайшие родственники (прабабушки и прадедушки).
Составление и заполнение таблицы «Мои родственники».
Оформление выставки рисунков. Портреты родственников.
Мастерская письма «Мои бабушки и дедушки»: составление краткого очерка.
Выставка «Я смотрю на фотокарточку».
Беседа об уважительном отношении к родным и близким.
Обсуждение вопроса в группах:
Iгруппа «Ценности семейной жизни наших предков».
IIгруппа «Путешествие в детство наших бабушек и дедушек».
Рассматривание семейных фотографий.
Чтение стихов, разыгрывание сценок.
Родословное древо. Составление родословных в прошлом. Составление генеалогического древа своего рода.
Анкетирование «Мои планы на будущее…» (Приложение № ).
В «стандартах второго поколения» обращается внимание на необходимость вовлечения младших школьников в активную познавательную деятельность. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXIвека как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями, умениями, теорией и практикой.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения исследовательской деятельности.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений.
К ним относятся: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться.
Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
К ней относятся: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи; наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
К ней относятся: умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Более подробно опишу приемы для формирования коммуникативных умений.
Умение договариваться, выражать свою точку зрения, то есть формировать коммуникативные умения, помогает использование интерактивной технологии.
Метод «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Аквариум
Сценка из жизни семьи «Кто прав?»
б
бабушка
мама
сын
дочь
тец
дедушка
дедушка
мама
папа
Метод «Карусель»; когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а внешнее – ученики через каждые 30 секунд меняются.
КАРУСЕЛЬ
За несколько минут дети успевают проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте. Например, таким образом проходила работа над анализом пословиц о семье. Подготовленные дети, выслушав собеседника, давали точную оценку той или иной пословице.
Метод «Незаконченное предложение»
Предложение
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
Когда рядом со мной бабушка…
…мне спокойно и тепло,… она расскажет историю о своей жизни
…то она все делает за меня, … надо мной будут шутить
Если я буду знать своих предков…
…я узнаю много интересного об их жизни, …узнаю страницы истории страны, …смогу передать свои знания младшему брату.
…слишком много имен и фамилий перемешается в моей голове и я запутаюсь, …то это никому не интересно, так как их никто не знает.
Метод «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ», или «СОГЛАСЕН» или «НЕ СОГЛАСЕН». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Вопросы могут звучать следующие:
Бабушки и дедушки должны жить отдельно от своих внуков.
Культурный человек должен знать свои корни.
Метод «Дерево решений».
Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ
Нужна ли человеку
семья?
Учащиеся очень любят работать в паре, то есть с тем, с кем сидишь на уроке и разделяешь как радости, так и огорчения школьной жизни.
Разгадали кроссворд, установили первыми соответствие, нашли в словаре нужное определение – и вот уже на парте «стоит» домик из рук. Это своеобразный сигнал, что работа выполнена быстро, и двое сумели договориться.
ГОТОВЫ!
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Подготовка к проектной деятельности начинается с первого класса. Создание книжек-малышек о семье – маленький опыт, но очень важный для последующей работы.
Итогом деятельности учащихся на уроках окружающего мира по теме «Кто живет рядом с тобой?» - должен стать выпуск альбома (презентации) «Моя семья» - проекта, рассчитанного на 3-4 недели.
Для определения готовности к проектной деятельности во 2 классе проведен диагностический комплекс, состоящий из 4 методик:
Мотивация учебной деятельности. Анкетирование.
(Автор Лусканова Н.)
Диагностика коммуникативных умений.
(Авторская модификация)
Диагностика уровня любознательности.
(Методика Капустина Н.П.)
Диагностика познавательной активности младших школьников.
(Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)
Входная диагностика была проведена в начале года. Результаты диагностики помогли спланировать работу по организации проектной деятельности (Приложение № 8). Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но степень самостоятельности зависит не от возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Роль учителя важна на первом и последних этапах проекта. Ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Учитель поможет сделать умозаключения, протянуть «мостик» к следующей теме.
На всех этапах работы над проектом учитель выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника.
При выполнении проекта роль ученика изменяется в зависимости от этапов работы. На всех этапах ученик принимает решения. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности. Ученик выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Это не только ролевое участие в команде, это взаимодействие с учителем-консультантом. В поисках информации за пределами школы ученик вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с новых позиций: с позиции социальной инфантильности на позиции сотрудничества.
Ученик учится оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе деятельности; оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиции ее полезности для проекта. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 5-10 % (Приложение № 8).
Вывод: В ходе проекта возрастают познавательные потребности младших школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Программа «Intel» помогла созданию компьютерных презентаций и проектов.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации общества является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла необходимость в более глубоком изучении этой темы. Родословное древо человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.
Работа продолжалась в течение 3-4 недель.
Тема проекта: «История моей семьи».
Предмет изучения:
Родословная каждого ученика в отдельности.
Цель проекта:
Создание генеалогического альбома «Моя семья» каждым учеником.
Задачи проекта:
Познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
Изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Гипотеза:
В результате изучения родословного древа семьи, у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях; учащиеся откроют для себя новые сведения о своих родственниках; будут испытывать чувство гордости и уважения за своих родных.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения.
Подготовка детей к проектной деятельности. Формирование навыков проектной деятельности. Просмотр учебных презентаций: «Как организовать проектную деятельность» и «Я – исследователь».
Родительское собрание на тему «Уроки родословия».
Родителей познакомили с технологией исследования и технологией проектной деятельности в начальных классах. Родители получили консультации « Источники информации для построения генеалогического древа» и «Способы изображения родословной».
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Сбор информации о своих предках.
Беседы со взрослыми членами семьи.
Просмотр семейных архивов.
Сочинения на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи».
Составление родословного древа.
Итоги, выводы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Проведение урока на тему «История моей семьи».
Презентация проектов.
Завершающим этапом проектной деятельности явилась презентация проекта, где дети вместе с родителями делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и ее традициях.
Все работы независимо от качества были одобрены. Это связано с тем, чтобы создать «ситуацию успеха» каждому и вызвать желание продолжать и дальше проектную деятельность (Приложение: детские альбомы и презентации)
.
Итог работы над проектом:
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Учащиеся стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Родители получили массу советов по составлению родословных, осознали значимость этой работы.
У родителей появилась гордость за своих предков, ответственность перед своими детьми.
Таким образом, работа над проектом позволила сформировать коллектив единомышленников с общими интересами в понимании проблемы, что, в свою очередь, привело к высоким результатам в достижении поставленной цели.
Очень важно, что дети учились оценивать плоды своего труда. После итогового занятия учащимся был предложен «Лист самооценки исследовательской работы» (Приложение № 9). Причем, для меня наиболее ценным стал не общий результат – показатель суммы набранных баллов, а рефлексия, где дети должны были закончить начатые предложения вида:
В процессе исследования я узнал, что…
Для меня это важно, потому что…
В работе над проектом мне понравилось…
В работе над проектом я изменил бы…
Такая самооценка направлена на формирование личностных универсальных учебных действий, которые в свою очередь помогают формировать базовые национальные ценности.
Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов. И вот уже проект на тему «Профессия «учитель» - вчера, сегодня, завтра» принимает участие в городской научно-практической конференции. Его представила ученица 2 класса Глухова Татьяна. Изучив родословную своей семьи, она выявила в своем роду целую учительскую династию, по которой можно изучать отдельные страницы истории нашей страны (Приложение № 10).
Подобная форма работы нашла отклик и в сердцах родителей. По итогам анкеты для родителей возникла потребность в продолжении подобного рода деятельности. 97% хотели бы продолжить работу, 100% учащимся проект понравился (Приложение № 11).
Интерес к изучению своей родословной не пропал ни у детей, ни у их родителей, а только усилился. Ребята и взрослые просили расширить работу и выйти на качественно новый уровень. Единогласно постановили, что в 3 классе будет продолжена работа по изучению родословной семьи.
Проект во внеурочной деятельности
3 КЛАСС
3 БЛОК «Проектная деятельность»
2017-2018 учебный год стал годом новых открытий и изысканий для учащихся и их родителей в познании своей родословной.
Став взрослее, третьеклассники смогли более грамотно подойти к реализации своих проектов. Более подробно изучался реферативный (теоретический) аспект работы. Проводимое исследование полностью проходило самостоятельно по памятке. Учитель оказывал помощь в индивидуальной работе и давал общие рекомендации по оформлению (Приложение № ).
С презентациями проектов обучающиеся выступали на школьных и городских научно-практических и исследовательских конференциях. Одна из работ представлена в Приложении
В 4 классе проектная деятельность была продолжена по перспективному плану (Приложение №), куда вошли этапы индивидуальной работы с семьей по созданию своей родословной, но уже на более научной основе с привлечением архивных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Очень хотелось эти мысли вплести в свою педагогическую деятельность. Очень они важны для молодого поколения.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу: работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребенка уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе больше, чем безликая оценка.
Как здорово, что наши проекты не просто дают возможность познать, они несут гражданское, патриотическое и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Это подтверждают и слова исследователя А. Алексеева. По его мнению, порождение автобиографических повествований, создание и накопление «историй жизни» и «семейных хроник», есть задача не только гуманитарно-научная, но и общекультурная. Это задача продления памяти человечества. История рода – это всегда история страны. Открытие детьми жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – пожалуй, самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма. Ведь «общую нашу историю мы можем острее почувствовать через историю своей семьи».
ЛИТЕРАТУРА
Бычкова М.Е. «Что значит именно родные». – М.: Богород, печатник, 2000.
Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: История и перспективы, - М.: Территория, 2004. -280 с.: ил.
Василевская В.С. Моя родословная. Пособие для начальной школы. М.: Вита-Пресс,2001.
Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерус, имена, прозвища и фамилии, М., 1974.
Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. –Минск, 1983.
Громова Л.А. Проектная деятельность мл. школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Пешков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М.: Школьная пресса, 2000.