Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Мастера-умельцы малой родины"»
Занятие факультатива «Язык через культуру»
Срок проведения: 25.02 2019-
ТЕМА: МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Цели:
1.Сформировать у детей представление о народном искусстве, о рукодельницах с. Пелым, как о творческих личностях
2. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на искусство народных мастеров, понимания роли искусства в жизни человека
3.Расширение кругозора обучающихся о художественных народных промыслах, народных умельцах;
4.Привитие обучающимся любовь и уважение к малой Родине, к народному искусству.
5.Воспитание чувства гордости за культуру и искусство своего народа; -
Планируемые результаты
Личностные:
1.Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родному краю, своему народу.
Метапредметные:
2. Участвовать в диалоге на коми-пермяцком языке; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
3.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
4.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Оформление и наглядный материал: - выставка работ «Золотые руки наших мастеров» Оборудование: трафареты, набойки, краски и губки, вискозные салфетки. -мультимедийное оборудование. Методы обучения: словесное, наглядное. Форма работы: групповая, фронтальная Тип учебного занятия: комбинированный Предлагаемый результат:
Формирование у обучающихся первоначального представления о наших рукодельницах, проявление интереса к народному искусству.
Эмоционально-положительный настрой на дальнейшее творчество.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Добрый день, друзья мои!
– Добрый день, ответим мы.
Как две ниточки связали доброты и теплоты.
2.Самоопределение к деятельности.
Послушайте внимательно стихотворение, оно вам поможет определить тему сегодняшнего занятия.
Живут в Пелыме чудо-мастера, умельцы дивные, чьи золотые руки творят шедевры с раннего утра, ремесел помня древние науки.
Орнаменты, фигуры и цветы художественной творческой мечтой пленяют, полны чудной высоты, изящных тонких линий красотой!
Промчатся и столетья и года, но не постигнет мастера забвенье! Ведь эти вещи для людей всегда- источник радости, любви и вдохновенья!
-О ком это стихотворение? (о мастерах)
Сформулируйте тему сегодняшнего занятия
(на доске «Мастера-умельцы малой родины)
На столах есть карточки-помощники. Попробуйте сами сформулировать цели.
Узнать …( о природных явлениях, о мастерах-умельцах малой родины, о традициях коми-пермяков);
Развивать … ( творческие способности, силу и ловкость, орфографическую зоркость)
- А что мы называем малой родиной? (ответы детей)
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной. Мы с вами живём в селе Пелым.
А люди какой национальности живут в нашем селе? (ответы детей)
Это земля наших дедов и прадедов. Из покон веков в нашей деревне жили коми-пермяки. Наша земля издавна славилась своими промыслами и ремеслами.
Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь – почти всё в прошлом мастерилось своими руками.
Если вернуться в прошлое и посмотреть на некоторые предметы старины (показ пестерь, лапти), наверное такое изделие мог сделать только мастер. Кринка, сделанная из глины, обмотанная искусно берестой. Опять же необходимо мастерство. Раньше в каждом дворе держали лошадь. А для этого каждый крестьянин умел делать и упряжь, телегу, сани.
Распространённым видом рукоделия в нашем селе было ткачество. На ткацком стане ткали холсты, пестрядь, мешковину, браные полотенца. Пестрядь (холст в клетку) использовалась для пошива мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Самыми нарядными были браные полотенца, с узорами красного цвета. Каждую деревенскую избу украшали половики - домотканые пёстрые дорожки.
Многие образцы народных промыслов и ремесел хранятся сегодня только в музеях.
Но если посмотреть на эту выставку можно с уверенностью сказать, что есть ещё мастера – золотые руки.
По праву мастерами-умельцами можно назвать наших рукодельниц: Костареву Раису Васильевну, Петрову Раису Михайловну, Поварницыну Юлию Михайловну, Никонова Раиса Степановна. И вот они у нас в гостях.
Преставление мастериц-умельцев.
1.Костарева Раиса Васильевна
Раиса Васильевна 37 лет проработала в Пелымской средней школе учителем. Многообразие её работ поражает. Она является участницей разных конкурсов, мастер-классов, встреч, выставок декоративно-прикладного искусства. Она входит в реестр мастеров народных промыслов и ремёсел по двум видам: вышивка, вязание. Любуясь её работами понимаешь, какой труд стоит за этим. Раиса Васильевна сама расскажет о своём хобби.
Выступление (Демонстрация готовых работ ).
2. Поварницына Юлия Михайловна.
Следующую мастерицу я представлю такими замечательными строками из стихотворения.
. В ее руках любые нити Мгновенно могут оживать, И вьются линии событий Подобно тонким кружевам.
Умелец может сделать многое из ниток, Они чаруют и ласкают взор.
Представить трудно, как это возможно Создать невиданной красы узор
Юлия Михайловна всю свою жизнь посвятила маленьким детям, проработав в садике лет. Своими талантами она делится на кружке «Умелые руки». В этом году её подворное хозяйство было признано самым лучшим.
Выступление.
Спасибо за интересный рассказ.
3. Представление. Петрова Раиса Михайловна.
Золотые руки не из золота,
А из таланта и уменья!
И создают они такие чудеса
И им ни днём, ни ночью не до сна.
Эти тёплые слова можно сказать о прекрасном человеке, которая живёт с нами рядом. Это Петрова Раиса Михайловна. Она честно и добросовестно проработала бухгалтером в совхозе «Петуховский» и в администрации Пелымского сельского поселения.
(Выступление)
4.Никонова Раиса Степановна
Мастер слова и оратор,
Секретарь, организатор.
Всюду надо ей успеть
Пироги, блины испечь.
Концерт, праздники, отчёты
Очень важные заботы.
Вечер. Вышивка, канва
Ох успеть бы всё с утра.
За трудовые заслуги Раиса Степановна награждена медалями «За доблестный труд», «За преобразование Нечерноземья РСФСР», множеством районных, окружных, областных почётных грамот, лаурят II Всесоюзного фестиваля народного творчества. Она не только любит рукоделие, но является мастером слова.
Вот такие талантливые мастера живут рядом с нами.
А как вы думаете, какими качествами должен обладать мастер, чтобы создать такие красивые изделия? (ответы детей, трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность)
Сейчас мы с вами быстро проведём физминутку
А теперь мастер-класс «Радуга талантов», вот в таких творческих группах. Где вы сами можете научиться у наших мастериц.
3.Мастер-класс. «Радуга талантов» (10 мин) Видео ролик «Как прекрасен этот мир»
Сейчас вы будете работать в творческих группах. При работе не забывайте о правилах работы в группах, тогда у вас всё получится. На каждом столе есть необходимые рекомендации для работы
1 группа. Украсить поясок (пöкрöм) с помощью набойки.
2 группа. Украсить накидку с помощью приготовленных трафаретов.
3 группа. Украсить полотенце (чышкöт), с помощью штампиков.(коми-пермяцкий орнамент).
Правила работы в группе и распределение обязанностей на столах.
1.Распределите обязанности по способностям(на обратной стороне в кармашке. Старший мастер – 1 чел., мастер-оформитель – 4 чел., мастер-слова – 1 чел.) ).
2. Прежде чем приступить к работе, обсудите с мастером –умельцем ваш план действий.
3.Работаем тихо, дружно, быстро.
4.Представляем результат.
При выступлении можно использовать:
Мы выполнили …
Нам понравилось …
Работа получилась …
Подведение итогов. Давайте сделаем итог нашего занятия. Выберите одну из пословиц, которая больше подходит к нашей теме.
Слайд.
Кытшöм мастер, сэтшöм и пестер.
Кужись киэз уджсис оз полö.
Мортсö уджыс донтö.
Бур мастерыс кинас керö, а умöльыс – öмнас.
Бур уджалíсьлö быдлаын почёт.
Объясните смысл этой пословицы. (ответы детей)
Моя цель занятия не просто познакомить с этими мастерами, но чтобы мы этих людей уважали, ценили за такое мастерство.
Ребята, мне бы хотелось узнать, какие впечатления у вас от сегодняшней встречи с мастерами-умельцами малой родины? Мне хотелось бы сказать большое спасибо ……, за то … ……. .
Мне очень понравилось ….
Я хотел(а) бы научиться ….. .
Выступление детей с песней «Чик-чок»
Вид промысла и мастера 1.Художественные изделия из дерева (резьба по дереву)
Петров Михаил Семёнович
Хомяков Александр Леонидович
2. Ручные кружева и кружевные изделия.
Дружинина Любовь Николаена
Поварницына Юлия Михайловна
3. Художественные вязаные изделия.
Петрова Раиса Михайловна
Петрова Татьяна Прокопьевна
Перебатова Мария Петровна
4.Художественные изделия с вышивкой
Костарева Раиса Васильевна
Гладикова Антонина Михайловна
Поварницына Юлия Михайловна
4. Подведение итогов
Что больше всего вам понравилось и запомнилось?
Какие виды ремесла вы запомнили?
Какие ремесла вам понравились больше всего? Почему?
Что нового вы узнали о промыслах?
Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?
Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.
Возрождение традиций, обычаев коми-пермяков, возрождение коми-пермяцких промыслов и ремёсел, изучение родного языка позволит сохранить культурное наследие Пармы.