kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс занятий "Думай, смекай, отгадывай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий повышенной сложности по предметам для учащихся 4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс занятий "Думай, смекай, отгадывай"»

Факультативные занятия «Думай, смекай, отгадывай»(4 класс).

Олимпиадные задания по математике для 4 класса.

Занятие 1 Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений.

№1 Расставь в записи 7  9 + 12 : 3 – 2 скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно:

а) 23; б) 75

№2 Дед в 2 раза сильнее бабки, бабка в 3 раза сильнее внучки, внучка в 4 раза сильнее Жучки, Жучка в 5 раз сильнее кошки, кошка в 6 раз сильнее мышки. Сколько потребуется мышек, чтобы выдернуть репку?

№3. . Галя и Зоя занимались спортом: кто-то играл в теннис, кто-то в шашки. Кто каким спортом занимался, если Зоя играла в шашки? _________________

№4. В бочке находится не менее 13 ведер бензина. Как отлить из нее 8 ведер с помощью девятиведерной и пятиведерной бочек?

Ответ: ________________________________________________________

№5.На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 5 голов и 14 ног. Сколько гусей и сколько лошадей? Ответ: ___________________

№6. В записи 4  12 + 18 : 6 + 3 поставь скобки так, чтобы получилось выражение равное 50.___________________________________________________


Ответы. Занятие №1.

№1 Решение: Сначала рассмотрим все возможные случаи заключения в скобки двух рядом стоящих чисел. Так как заключение в скобки произведения 7  9 и частного 12 : 3 порядок действий не меняет, остаётся рассмотреть выражения:

7  (9 + 12) : 3 – 2 7  9 + 12 : (3 – 2)

Лишь значение второго удовлетворяет условию задачи: оно равно 75.

Затем рассмотрим заключение в скобки трёх и четырёх рядом стоящих чисел и единственный случай одновременного заключения в скобки двух и трёх рядом стоящих чисел:

(7  9 + 12) : 3 – 2 (7  9 + 12) : 3 - 2


7  (9 + 12 : 3)– 2 7  (9 + 12 : 3 – 2)


7  9 + (12 : 3 – 2) (7  9 + 12) : (3 – 2)

Вычислив значения всех выражений, убеждаемся, что подходящих лишь два варианта.

О т в е т : (7  9 + 12) : 3 – 2 = 23 ; 7  9 + 12 : (3 – 2) = 75;


(7  9 + 12) : (3 – 2) = 75.


Занятие 2 Цель: развитие способностей анализировать.

№1 Расшифруйте ребус: ААА  3 = ББ6

№2 Решите ребус ЧАЙ : АЙ = 5

№3 Чему равно произведение всех чисел?

№4 Число яблок в корзине двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 2, 3 или 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?____________________________

№5 Тигра в четыре раза сильнее Винни-Пуха, а Винни-Пух в три раза сильнее Кролика. Кролик в два раза сильнее Пятачка. Известно, что Тигра, Винни-Пух и Кролик не могут вытащить Слонопотама из ямы без помощи Пятачка, а с Пятачком могут. Сколько Пятачков могут вытащить Слонопотама без помощи остальных?__________________________________________


Ответы. Занятие №2.

№1Р е ш е н и е : Так как на конце произведения стоит цифра 6, а второй множитель равен 3, то первый множитель оканчивается на 2. Поэтому А = 2.

О т в е т : 222  3 = 666.

№2 Р е ш е н и е : Из условия следует, что ЧАЙ = АЙ  5, то есть

Ч  100 + АЙ = АЙ  5.

Откуда Ч  100 = АЙ  Ч и Ч  25 = АЙ. Так как число АЙ двузначное, то Ч может быть равно только 1, 2, или 3. Каждому значению Ч соответ-ствует определённое решение: если Ч = 1, то АЙ = 25, если Ч = 1 , то АЙ = 25, если Ч = 2, то АЙ = 50, если Ч = 3, то АЙ = 75. Значит, расшифровать запись можно тремя способами.

О т в е т : 125: 25=5, 250:50=5, 375:75=5.


Занятие №3 Цель: развитие способностей анализировать.

1.С помощью цифр 3, 5, 7 напиши все двузначные числа,
которые можно составить при условии, что цифры в записи
числа повторяться не будут. ______________________________

2. За 20 с заяц пробежал 60 м. Сколько метров он успеет
пробежать за 1 мин?___________________________________

3. Используя знаки и скобки получи 100.

2 2 2 2 2 2 = 100

4.Тамара спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша отве­тил: «Если число моих лет увеличить в 3 раза, а потом умень­шить на 16, то мне было бы 17 лет». Сколько лет Саше?__________

5.Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8.
Ответ: ______________________________________________________________

6. На квадратном огороде, длина всех сторон которого 80 м, посадили собаку на цепь длиной 9 м 70 см и прикрепили цепь к столбу, торчащему в самом центре огорода. Длина собаки от ошейника до передних зубов – 30 см. Остались ли на огороде места, безопасные для воров?



Занятие №4

1.Масса поросенка и пса – 64 кг, барана и поросенка – тоже 64 кг, а пса и барана - 60 кг. Какова масса поросенка?

2.Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой – 5. Всего 7 точек. Покажи их на рисунке.

3.Площадь прямоугольника 91 см2. Одна из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника?.

4.Найди такое трехзначное число, чтобы оно делилось на 3, 17, 19.

5.Двое учеников очистили 400 картофелин, один очищал 3 штуки в минуту, другой – 2. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?




Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса.

Занятие №1 Цель: развитие способностей анализировать.

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка; (Г) посёлок; (Д) укротитель.

2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

3.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

4.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.

5. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос - ____________________________

Резиновая соска для младенца - ____________________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос - ________________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам - ___________________________________

Непосещение школы без уважительной причины - ____________________________

Устройство для замораживания продуктов - __________________________________

Подземный транспорт - ___________________________________________________

Детская игрушка волчок - _________________________________________________

Сумка туриста - _________________________________________________________

Сахар в кусочках - _______________________________________________________


Ответы к занятию №1.

1.(Б) камыш .

2.Бахрома

3Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец

4. (Аквариум)

[а] – 16 раз; [о] - 8 раз.

5.Шампунь Пустышка Локон Дециметр Прогул Морозильник Метро Юла Рюкзак Рафинад



Занятие №2 Цель: развитие способностей анализировать.

1. . Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

________________________________________________________________________

2. Какое слово написано с ошибкой?(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.

3.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

4. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу? (А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;

(Г) расписаний; (Д) по расписанию.

5. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________ хозяева - _______________________

туфли - _____________________ санатории - ________________________

носки - _____________________ помидоры - ________________________

килограммы - _________________ каникулы - _______________________

ботинки - __________________ домишки - ________________________

6. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Готовь лыжи летом. __________________________________________________

Шайбы по весне считают ______________________________________________

Когда в соседях согласья нет ______________________________________________

7. путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное должны быть использованы все буквы.

Лик + пена =_________________________________________

Иск + том = _________________________________________

Кожа + ворон = ________________________________________


Ответы к занятию №2

1. бигуди, жалюзи санки, каникулы.

2.(Б) клеют;

3. столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

4.(В) расписанию;

5.чулки - чулок хозяева - хозяев

туфли - туфель санатории - санаториев

носки - носков помидоры - помидоров

килограммы - килограммов каникулы - каникул

ботинки – ботинок домишки - домишек

6.Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Цыплят по осени считают.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

7.Лик + пена = пеликан Иск + том = москит, мостик

Кожа + ворон = жаворонок


Занятие № 3 Цель: развитие гибкости мышления


1.Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

2. Закончи пословицы:

Какова пряха, …

Не сиди сложа руки, …

3. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

4. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

5. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

6. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

7. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.


Ответы к заданию №3

1.Ответ: Теплое – прилагательное, Лить – глагол, тверже – наречие, лесть – сущ.,табачище – сущ., лань – сущ.,творение – сущ., лапоть – сущ.,

телевидение – сущ., лишь – наречие.тридцатое – числительное,тебе – местоимение.

2.Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.

3. Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.

4. Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

5.Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.

6. Ответ: Вера, Света, Настя танцуют

7. Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.



Занятие № 4. Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений

1. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

2. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

3. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

4. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

5. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.


Ответы к занятию №4

1. Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.

2. Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.

3.Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».

4.Ответ: Возможны любые из вариантов.

а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-

па – водитель, водит, шофёр, таксист.

б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит.

в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

5.Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.



Занятие № 5. Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений

1. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

2. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

3. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

4.В этом тексте подчёркнуты сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

5. О происхождении какого фразеологизма идёт речь?

В стародавние времена четверг был Громовым днём. В этот день славяне молились о дожде своему суровому богу Перуну. Но мольбы часто оставались тщетными.

6.Над каждым фразеологическим оборотом напиши, что он обозначает

Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте

правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас

за нос и даже оставить вас с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему:

«Мне это не по ноздре!»


Ответы к занятию №5.

1. Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.

2 Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).

3. Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.



Занятие №6. Цель: развитие гибкости мышления

1.Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов.

Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. _________________________

2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.

1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.

2) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд

3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.

3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.

________________________________________________________________________


4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

Жар солнца - жар чувств

Каменное здание - каменное сердце

Строить планы - строить мост


Ответы к заданию №6

1. 10 слов

2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.

1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.

2 ) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд

3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.

( вечер, мина, молния)

3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся семья опять сядет за стол,предврительно вытри со стола.


4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

- жар чувств - каменное сердце Строить планы




Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.


Занятие №1 Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений

1.Выбери из перечисленных книг авторское произведение о животных, написанное в прозе.

1.В.Катаев «Цветик-семицветик»

2.Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

3.Э. Успенский «Школа клоунов»

4.В.Бианки «Мышонок Пик»

5.Б.Заходер «Мартышкин дом»

2.По какому признаку можно разделить на группы? Обоснуй свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Соедини стрелками автора и их любимые темы

В.Драгуеский О детях

Н. Артюхова О человеческих недостатках

С.Адексеев О волшебстве

Е.Чарушин Об истории

А.Крылов О забавных необыкновенных происшествиях

Д.Роулинг О животных

4.Какое слово надо поставит вместо многоточия?

1.Сказка Ш.Перро «Красная …»

2.Сказка М.Метерлинка «Синяя…»

3.Сказка Д.Мамина-Сибиряка «Серая…»

4.Сказка Ш.Перро «Синяя…»

5.Волшебная повесть А.Погорельского «Чёрная …»

5.Вспомни героев древнегреческих мифов

1.Герой, обладатель шлема-невидимки. Он добыл голову Медузы-Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду.________________________

2.Титан. Похитил с Олимпа огонь и принёс его людям.______________________________

3.Бог морей.____________________________________

4.Юноша, который не мог наглядеться на самого себя. Боги превратили его в цветок._______________________

5.Герой, одолевший минотавра.__________________________________

6.Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев из перьев, скреплённых воском.________________

7.Участники похода в Колхиду за шкурой волшебного барана.__________________________

6.Соедини линиями фамилию автора и название произведения

К.И.Чуковский «Волшебник изумрудного города»

Н.Носов «Волшебное слово»

В Осеева «Тараканище»

А.Волков «Фантазёры»

Д.Мамин-Сибиряк «Кот-ворюга»

К.Паустовский «Сказка про храброго зайца»

7.Напиши название произведения

1.В сказке Г. Х. Андерсена осколок зеркала изменил характер героя. ___________________________________________________

2.В басне И.А. Крылова героиня рассталась со своим имуществом из-за своей глупости и доверчивости. ___________________________________________________________________

3.В рассказе Л.Н.Толстого некие фрукты способствовали вызову у героя чувства стыда _______________________________

4.В рассказе В.Драгунского манная каша помешала герою пойти в Кремль. ________________________

5.В произведении А.Гайдара сокрытие правды привело двух братьев и их маму в таёжный лес. _______________________________________________________________________

6.В рассказе В.Катаева героиня излечивает мальчика от тяжёлого недуга.______________________________________



Занятие №3 Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений

1. Назови самых маленьких сказочных персонажей.


2.Настоящее имя этого американского писателя - Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников - Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?________________________________________________

3.На одном из языков Индии слово "тигр" звучит как "шерхан", "медведь" - "балу", "удав" -"каа", а "лягушонок" - именно так. Как звали главного героя этой сказки и кто её автор?___________________________________________________________

4.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется "Белоснежка и семь гномов". А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?______________________________________________________________ 5.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним._____________________________________________

6.Напиши имя и отчество писателей.

Некрасов_______________________________________________________________

Бианки_________________________________________________________________

Лермонтов______________________________________________________________

7.Именно эта страна три тысячи лет тому назад подарила миру олимпийские игры.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Факультативный курс занятий "Думай, смекай, отгадывай"

Автор: Пархоменко Светлана Валерьевна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства