№1 Расставь в записи 7 9 + 12 : 3 – 2 скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно:
а) 23; б) 75
№2 Дед в 2 раза сильнее бабки, бабка в 3 раза сильнее внучки, внучка в 4 раза сильнее Жучки, Жучка в 5 раз сильнее кошки, кошка в 6 раз сильнее мышки. Сколько потребуется мышек, чтобы выдернуть репку?
№3. . Галя и Зоя занимались спортом: кто-то играл в теннис, кто-то в шашки. Кто каким спортом занимался, если Зоя играла в шашки? _________________
№4. В бочке находится не менее 13 ведер бензина. Как отлить из нее 8 ведер с помощью девятиведерной и пятиведерной бочек?
№5.На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 5 голов и 14 ног. Сколько гусей и сколько лошадей? Ответ: ___________________
№6. В записи 4 12 + 18 : 6 + 3 поставь скобки так, чтобы получилось выражение равное 50.___________________________________________________
Ответы. Занятие №1.
№1 Решение: Сначала рассмотрим все возможные случаи заключения в скобки двух рядом стоящих чисел. Так как заключение в скобки произведения 7 9 и частного 12 : 3 порядок действий не меняет, остаётся рассмотреть выражения:
7 (9 + 12) : 3 – 2 7 9 + 12 : (3 – 2)
Лишь значение второго удовлетворяет условию задачи: оно равно 75.
Затем рассмотрим заключение в скобки трёх и четырёх рядом стоящих чисел и единственный случай одновременного заключения в скобки двух и трёх рядом стоящих чисел:
(7 9 + 12) : 3 – 2 (7 9 + 12) : 3 - 2
7 (9 + 12 : 3)– 2 7 (9 + 12 : 3 – 2)
7 9 + (12 : 3 – 2) (7 9 + 12) : (3 – 2)
Вычислив значения всех выражений, убеждаемся, что подходящих лишь два варианта.
О т в е т : (7 9 + 12) : 3 – 2 = 23 ; 7 9 + 12 : (3 – 2) = 75;
(7 9 + 12) : (3 – 2) = 75.
Занятие 2 Цель: развитие способностей анализировать.
№1 Расшифруйте ребус: ААА 3 = ББ6
№2 Решите ребус ЧАЙ : АЙ = 5
№3 Чему равно произведение всех чисел?
№4Число яблок в корзине – двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 2, 3 или 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?____________________________
№5 Тигра в четыре раза сильнее Винни-Пуха, а Винни-Пух в три раза сильнее Кролика. Кролик в два раза сильнее Пятачка. Известно, что Тигра, Винни-Пух и Кролик не могут вытащить Слонопотама из ямы без помощи Пятачка, а с Пятачком могут. Сколько Пятачков могут вытащить Слонопотама без помощи остальных?__________________________________________
Ответы. Занятие №2.
№1Р е ш е н и е : Так как на конце произведения стоит цифра 6, а второй множитель равен 3, то первый множитель оканчивается на 2. Поэтому А = 2.
О т в е т : 222 3 = 666.
№2 Р е ш е н и е : Из условия следует, что ЧАЙ = АЙ 5, то есть
Ч 100 + АЙ = АЙ 5.
Откуда Ч 100 = АЙ Ч и Ч 25 = АЙ. Так как число АЙ двузначное, то Ч может быть равно только 1, 2, или 3. Каждому значению Ч соответ-ствует определённое решение: если Ч = 1, то АЙ = 25, если Ч = 1 , то АЙ = 25, если Ч = 2, то АЙ = 50, если Ч = 3, то АЙ = 75. Значит, расшифровать запись можно тремя способами.
О т в е т : 125: 25=5, 250:50=5, 375:75=5.
Занятие №3 Цель: развитие способностей анализировать.
1.С помощью цифр 3, 5, 7 напиши все двузначные числа, которые можно составить при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут. ______________________________
2. За 20 с заяц пробежал 60 м. Сколько метров он успеет пробежать за 1 мин?___________________________________
3. Используя знаки и скобки получи 100.
2 2 2 2 2 2 = 100
4.Тамара спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша ответил: «Если число моих лет увеличить в 3 раза, а потом уменьшить на 16, то мне было бы 17 лет». Сколько лет Саше?__________
5.Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8. Ответ: ______________________________________________________________
6. На квадратном огороде, длина всех сторон которого 80 м, посадили собаку на цепь длиной 9 м 70 см и прикрепили цепь к столбу, торчащему в самом центре огорода. Длина собаки от ошейника до передних зубов – 30 см. Остались ли на огороде места, безопасные для воров?
Занятие №4
1.Масса поросенка и пса – 64 кг, барана и поросенка – тоже 64 кг, а пса и барана - 60 кг. Какова масса поросенка?
2.Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой – 5. Всего 7 точек. Покажи их на рисунке.
3.Площадь прямоугольника 91 см2. Одна из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника?.
4.Найди такое трехзначное число, чтобы оно делилось на 3, 17, 19.
5.Двое учеников очистили 400 картофелин, один очищал 3 штуки в минуту, другой – 2. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса.
Занятие №1 Цель: развитие способностей анализировать.
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
7.Лик + пена = пеликан Иск + том = москит, мостик
Кожа + ворон = жаворонок
Занятие № 3 Цель: развитие гибкости мышления
1.Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.
2. Закончи пословицы:
Какова пряха, …
Не сиди сложа руки, …
3. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.
ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.
ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.
4. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
5. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
6. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.
7. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.
телевидение – сущ., лишь – наречие.тридцатое – числительное,тебе – местоимение.
2.Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.
3. Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.
4. Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
5.Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.
1. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.
2. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …
3. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
4.В этом тексте подчёркнуты сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
5. О происхождении какого фразеологизма идёт речь?
В стародавние времена четверг был Громовым днём. В этот день славяне молились о дожде своему суровому богу Перуну. Но мольбы часто оставались тщетными.
6.Над каждым фразеологическим оборотом напиши, что он обозначает
Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте
правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас
за нос и даже оставить вас с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему:
2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.
2) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд
3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.
3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств
Каменное здание - каменное сердце
Строить планы - строить мост
Ответы к заданию №6
1. 10 слов
2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.
2 ) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд
3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.
( вечер, мина, молния)
3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся семья опять сядет за стол,предврительно вытри со стола.
4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
- жар чувств - каменное сердце Строить планы
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.
6.Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев из перьев, скреплённых воском.________________
7.Участники похода в Колхиду за шкурой волшебного барана.__________________________
6.Соедини линиями фамилию автора и название произведения
К.И.Чуковский «Волшебник изумрудного города»
Н.Носов «Волшебное слово»
В Осеева «Тараканище»
А.Волков «Фантазёры»
Д.Мамин-Сибиряк «Кот-ворюга»
К.Паустовский «Сказка про храброго зайца»
7.Напиши название произведения
1.В сказке Г. Х. Андерсена осколок зеркала изменил характер героя. ___________________________________________________
2.В басне И.А. Крылова героиня рассталась со своим имуществом из-за своей глупости и доверчивости. ___________________________________________________________________
3.В рассказе Л.Н.Толстого некие фрукты способствовали вызову у героя чувства стыда _______________________________
5.В произведении А.Гайдара сокрытие правды привело двух братьев и их маму в таёжный лес. _______________________________________________________________________
6.В рассказе В.Катаева героиня излечивает мальчика от тяжёлого недуга.______________________________________
2.Настоящее имя этого американского писателя - Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников - Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?________________________________________________
3.На одном из языков Индии слово "тигр" звучит как "шерхан", "медведь" - "балу", "удав" -"каа", а "лягушонок" - именно так. Как звали главного героя этой сказки и кто её автор?___________________________________________________________
4.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется "Белоснежка и семь гномов". А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?______________________________________________________________ 5.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним._____________________________________________