kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы работы по формированию навыка чтения для разных категорий умственно отсталых детей со сложным дефектом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология обучения чтению умственно отсталых детей со сложными нарушениями развития включает четыре этапа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы по формированию навыка чтения для разных категорий умственно отсталых детей со сложным дефектом»

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Чагина Галина Сергеевна




Этапы работы по формированию навыка чтения для разных категорий умственно отсталых детей со сложным дефектом

Технология обучения чтению умственно отсталых детей со сложными нарушениями развития, включает четыре этапа:

– формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения);

– усвоение гласных и согласных звуков и букв;

– изучение слоговых структур и отдельных слов;

– чтение элементарных текстов.

1. Этап формирования мотивации, интереса к процессу чтения.

Цель: формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения).

Задачи:

- развивать интерес к чтению, мотивацию к оперированию буквенными знаками,

-формировать умение узнавать и запоминать написанные целиком слова, отдельные буквы и соотносить их с картинкой,

- накапливать в речевой памяти акустические образы слов, в двигательной – кинестетические образы и соотносить их с графической формой,

- вырабатывать навык передвижения взгляда по строке слева направо,

-формировать правильное произношение букв и слов.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению является главным в традиционной методике обучения русскому языку в коррекционной школе. Однако некоторые практики отмечают, что при обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью работать только в традиционной системе не эффективно и не продуктивно (Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова). Ряд авторов предлагают использовать элементы глобального чтения и метод пиктограмм в работе с детьми, испытывающими особые трудности в овладении чтением. Они отмечают, что в работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью не может быть универсального подхода, и выбор методов зависит от образовательных возможностей учащегося (Л.Б. Баряева, Е.И. Капланская, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Л.Г. Нуриева) [4]. Элементы глобального чтения, используемые нами в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной недостаточности, сочетанных нарушений и речевого недоразвития.

Традиционно ребенка сначала привлекают иллюстрации, в связи с чем и используется картинка, отражающая смысловое содержание слова. Наш опыт показал, что составление подписей к картинкам, узнаваемых глобально, развивает интерес к процессу чтения, что также может рассматриваться как источник знаний, т.к. формирует словарь умственно отсталого ребенка со сложными нарушениями. При глобальном чтении дети ориентируются на образец произношения, данный педагогом. Дети проговаривают написанное на табличке сопряженно или сопряженно-отраженно. На начальном этапе глобального чтения, педагог, показывая направление чтения движением руки (указки), вырабатывает у школьников навык передвижения взгляда по строке слева направо. Таким образом, уже на подготовительном к чтению этапе, в период глобального чтения постепенно формируется навык, необходимый при аналитическом чтении.

2. Этап изучения букв.

Цель: формирование обобщенного образа буквы, включающего акустический, кинестетический и зрительно-пространственный образы.

Задачи:

-знакомить с буквами и элементами, из которых состоят печатные буквы, конструировать буквы из отдельных элементов и их запоминать,

- развивать психические процессы (внимание, память, мышление), различные виды восприятия (слуховое, зрительно-пространственное, кинестетическое) мелкую моторику,

-развивать фонематический слух, выделять и распознавать звуки,

- развивать кинестетические ощущения артикуляционного аппарата, представления об артикуляционной позе, закреплять правильную артикуляцию каждого звука, развивать звукоподражание,

-отрабатывать навык прослеживания взглядом за перемещаемым предметом, выделять части предмета, сравнивать их, располагать в определенной последовательности,

-формировать представления о пространственной ориентации при конструировании на листе.

В связи с тем, что слоговой принцип чтения в русском языке требует, чтобы зрительное сканирование текста, движение взора при чтении было организовано таким образом, чтобы происходило предвосхищение, опережающее опознание последующей буквы (гласной) прежде или одновременно с предыдущей (согласной), то все гласные буквы мы отрабатываем заранее, на отдельном этапе обучения чтению. Порядок изучения гласных традиционный. Цель работы с гласными – отработка фонетико-фонематической базы для формирования и коррекции нарушений слоговой структуры слова. В дальнейшем при обучении чтению слога-слияния все гласные уже известны, узнаются и правильно называются.


3. Этап изучения слоговых структур и отдельных слов.

Цель: правильное прочтение различных слоговых структур, узнавание их в словах, правильное прочтение элементарных слов.

Задачи:

-учить слиянию звуков в слоги при сочетании двух гласных; при сочетании согласного с гласным в прямом слоге; в двусложных слова по типу ГСГ (гласный- согласный-гласный); в односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный); в двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов; в двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

-продолжать учить различать зрительные образы разных букв;

-продолжать учить дифференцировать звуки и соотносить их с буквами;

-продолжать развивать зрительный анализ по узнаванию и запоминанию зрительных образов букв и слов;

-учить составлять слово из слогов (по первому слогу), выбрать нужный слог/слово из ряда лексем;

-обучать послоговому чтению слов и чтению целым словом.

Мы выбрали в качестве «оперативной единицы чтения» открытый слог (А. Н. Корнев, 2006). «Собственно, овладение слиянием согласного с гласным и является основным в обучении чтению». Осознанный выбор начала обучения с открытого слога умственно отсталых детей со сложными нарушениями был обусловлен тем, что мы исходили из основного закона, которому подчиняется структура слога русского языка. Это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком, т. е. гласным (П. А. Лекант, В. В. Виноградов, Н. М. Шанский)

Технология работы и приемы, с помощью которых достигаются поставленные задачи:

-задания на соотношение кинестетического образа звука и звукового контроля – сопоставление произношения взрослого и своего собственного;

- задания на подражание взрослому;

- задания на чтение по аналогии;

- задания на медленное прочтение взрослым;

- задания на сопряженное чтение;

- задания на медленное хоровое чтение;

- задания на подкрепление прочтения подстрочными символами (дуга – слог- слияние, точка – изолированный звук);

- задания на многократное повторение, накапливание в памяти отработанных слогов и слов.

Осмыслению понимания принципа прочтения способствует протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение по подобию (ха — са — ма), запоминание слога. Отработке чтения прямых открытых слогов отводится значительная часть времени. Затем к ним добавляется гласная / согласная как отдельный звук (прием наращивания) у–ха, у–хо и т.д./ ма–х, мо–х, со–м и т.д. Т.е. все остальные слоговые структуры изучаются на базе открытого слога.

Когда начинается отработка навыка в трехбуквенных словах – словах, знакомых детям, усиливается заинтересованность в процессе усвоения чтения. Опять делается акцент на чтении слога слева направо. Чтобы облегчить детям прочтение слова, слог-слияние выделяется внизу дугой, а под изолированной буквой ставится точка. Ученикам становится интересно читать слова и подбирать к ним картинки или читать подписи к картинкам. Так к слову («дом») подбираются карточки с разными вариантами картинок, и карточки с подписями слова разным шрифтом и размером букв. Как и при игре в лото, к слову, подбирается картинка и наоборот.

Когда изучаются четырехбуквенные слоги: CГCC (полк), ССГС (крот), обучающимся такое чтение объясняется как «приклеивание» буквы в конце слога или в начале слога. Символы выделения слогов слияния и изолированных букв остаются одинаковыми на протяжении всей работы. Полученные слоги отрабатываются изолированно при чтении слоговых таблиц, далее при чтении слов.


4. Этап чтения элементарных текстов.

Цель: Правильное прочтение и понимание адаптированного текста

Задачи:

-учить правильно читать и понимать адаптированный текст;

-учить ориентироваться в предложении;

-учить читать предложение слева направо;

-учить определять начало и конец предложения, слова в предложении;

-учить выделять паузы между предложениями;

-развивать семантический уровень, работать над словарем.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Конечно, аналитико-синтетическое чтение в полном объеме не доступно всем умственно отсталым детям классов со сложным дефектом. Однако при индивидуальном подходе аналитико-синтетический метод доступен некоторым обучающимся со сложным дефектом: правильно прочитать слово, разложить слово на слоги, в слоге соотнести букву и звук, связать звуки слога воедино и правильно подобрать артикуляцию и произнести. У детей с умеренной умственной отсталостью многократное прочтение одного и того же текста с пояснениями учителя влечет постепенное понимание содержания текста, заучивание алгоритма и осознание своих действий. Накопление зрительных образов слов через многократное повторение позволяет развивать лексико-семантическую сторону речи. Сенсомоторный уровень (как читаем) обеспечивает семантический уровень (что читаем), т.е. технически правильное чтение является предпосылкой для понимания написанного, именно поэтому столько времени уделяется именно техническому чтению. Понимание, осмысление прочитанного также осуществляется только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи, т.е. в том случае, если ребёнок понимает значение каждого слова, и понимает связи между ними в предложении.

Особое значение в этом случае уделяется развитию семантического уровня. Это ответы на вопросы по каждому предложению (элементы пересказа по вопросам по тексту), подбор картинок к словам и предложениям текста, проигрывание ситуации, например, при заучивании простых, адаптированных стихотворений, выбор картинок со слуха из изображенных к каждому действию прочитанного текста, выбор одной картинки из двух, или выбор из объемного демонстрационного материала, практика выработки навыка чтения при выполнении бытовых заданий и т.д. Именно работа с картинками (демонстрационным материалом) способствует расширению словаря путем заучивания произношения новых слов и их значений. Также обязательно используются упражнения по ориентировке в тексте: дать ответ, используя текст, прочитать ответ из текста.

На данном этапе в процессе овладением навыком чтения возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным, поэтому процесс чтения должен быть индивидуализирован.

Технология работы и приемы, с помощью которых достигаются поставленные задачи:

а) чтение целых слов, односложных предложений; представление о количестве слов в предложении, большой букве в начале и точки в конце предложения.

На этом этапе вводится понятие «предложение». Подсчитывается количество слов, обращается внимание на большую букву в начале и точку в конце предложения. Начинается работа по интонированию.

При чтении адаптированных текстов количество предложений подсчитывается по точкам. Предложения специально «не укладывается» на одну строку, а делится на две, чтобы ученик понял, что такое конец предложения, увидел знак в конце предложения – точку и мог в дальнейшем соблюдать паузы при чтении. Такое деление сделано умышленно, т.к. все умственно отсталые дети со сложным дефектом начинают читать предложение просто с новой строки, т.к. им не важно, что оно будет начинаться с окончания какого-то слова. Без подготовительной работы ребенок «не видит» написанное предложение и просто механически называет слоги, не задумываясь о смысле

б) деление слова на слоги.

Сначала слова в предложении делятся дефисной чертой на слоги, далее слово делится вертикальной чертой, что способствует целостному его восприятию, в дальнейшем для достижения положительных результатов целесообразно не делить слова на слоги, создавая тем самым предпосылки для чтения целыми словами.

в) отработка техники чтения.

Хоровое чтение – один из приемов перехода к чтению «по цепочке», формирует навык слежения по строчке за читающим и навык «подключения» к читающему. Наблюдения учащихся за чтением друг друга важны для формирования навыка правильного чтения. Этот прием стимулирует активность всего класса на уроке. Постоянная тренировка в чтении (большая часть урока) способствует уменьшению количества имеющихся ошибок.

Многократность повторения – залог успешного формирования навыка чтения. Приемы, с помощью которых достигаются поставленные задачи:

- задания на ориентировку на листе бумаги,

- задания на выделение начала и конца предложения,

- задания на определение количества слов в предложении,

- задания на определение количества предложений в тексте,

- задания на определение знаков препинания,

- задания на «хоровое» чтение,

- задания на подражание взрослому (правильное прочтение и соблюдение интонации),

- задания на «дирижирование» голосом (интонирование).

- задания на использование подстрочных символов,

- задания на многократное повторение, накапливание в памяти отработанных слов,

- задания на формирование навыка слежения по строчке за читающим и навыка «подключения» к читающему.

г) работа с сюжетными картинками.

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных слов и усвоению новых, развивает мыслительные способности обучающихся. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования при анализе сюжетов картинок.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков; под ред. Бгажноковой И. М. – М.: Владос, 2013. – 181с. 15. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина — СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 44 с.

2. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография / В. В. Воронкова. – АСОУ, 2016. – 200с.

3. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1965. – С. 272.

4. Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г. В. Григорьева // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 23–27.

5. Каткова, И. А. Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом / И. А. Каткова // «Педагогика и психология образования». – 2016. – №3. – С. 61–67.

6. Каткова, И. А. Пути преодоления трудностей обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями / И. А. Каткова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференции. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2016. – С. 2199–2209. – URL: http://new.asoy-mo.ru/image/2017/08/29/sb-4-2016.pdf

7. Каткова, И. А., Ткачева В. В. Психолого-педагогические условия развития навыков чтения у умственно отсталых обучающихся со сложным дефектом / И. А.Каткова, В. В. Ткачева // Специальное образование, ЛГУ, 2016. – С. 41–45.

8. Малофеев, Н. Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке) / Н. Н. Малофеев. – М: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. – 145с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Чагина Галина Сергеевна

Дата: 24.02.2024

Номер свидетельства: 646282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства