Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Этапы конструирования урока-исследования в начальной школе.
Предварительные этапы в работе учителя
1.
Сформулировать обобщение урока
Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы
2.
Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение
Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев
3.
Определить тип учебного исследования: предметное, межпредметное, интегрированное (взаимосвязь видов искусства или художественной деятельности)
Учесть специфику обобщения, особенности
материала, задачи, которые ставит учитель
Основные этапы исследовательской деятельности учащихся
4.
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников
Этап мотивации
Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого) обобщения
5.
Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы учащихся
Этап исследования
Учесть принципы и правила организации работы в малых группах
6.
Представление находок учащихся, мнений, соотнесение своего и чужого мнения
Этап обмена информацией
Продумать форму представления полученной информации, знаний, УУД
7.
Классификация, сортировка информации, выявление сходства и различия, общей закономерности, принципа
Этап организации информации
Применение различных технологий обучения, направленных на выявление способов деятельности, формирования УУД
8.
Формулирование связующего принципа, идеи для добытой информации
Этап связывания информации
Помощь учителя: консультирование групп, совместный поиск формулировки идеи
9.
Понимание выбранного решения: ответ на вопрос «Раскрыта ли проблема исследования?»
Этап подведения итогов, рефлексия
Проверка осознанности выбора решения: вопросы, столкновение мнений
10.
Выявление нерешенных проблем для следующих исследований
Этап постановки новых вопросов
Систематизация учителем нерешенных проблем,
определение их значимости
11.
Возможность «переноса» приобретенной информации в новые условия. Проверка гипотезы исследования: урок, самостоятельная работа (в рабочих тетрадях), экспресс-тест (с применением ИКТ), внеурочная деятельность
Этап применения полученной информации
Учитель стимулирует учащихся на выбор форм подтверждения значимости добытой при исследовании информации.
Этапы исследовательской деятельности рекомендуется рассмотреть при конструировании уроков-исследований по учебнику «Музыка» (авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина):
Второй класс: «Могут ли иссякнуть мелодии?» (с. 128)
Третий класс: «Радость к солнцу нас зовет» (с. 128)
Четвертый класс: «Музыка моего родного края», «А.С. Пушкин и музыка», «Роль песни в народном празднике»,
«Мои любимые композиторы»; «Что мы знаем о современных исполнителях»; «Музыкальный театр: играем в оперу (в балет, мюзикл)» (работа в малых группах, темы по выбору слушателей)
При разработке проектов слушатели классифицируют УУД.
В результате исследовательской деятельности младших школьников формируются все виды УУД:
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные (использование информации, полученной в сети Интернет).
Литература:
По книге: Развитие исследовательских умений младших школьников/под ред. Н.Б. Шумаковой. –
М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт