Эссе: Использование критериального оценивания учащихся на уроках познания мира.
Эссе: Использование критериального оценивания учащихся на уроках познания мира.
У учеников, которым трудно даётся учёба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Поэтому необходим индивидуальный подход, основанный на личностно - ориентированном принципе и новые методы оценивания учащихся, которые помогут решению этой проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе: Использование критериального оценивания учащихся на уроках познания мира.»
Эссе
Использование критериального оценивания учащихся на уроках познания мира.
Амангельдина Лариса Леонидовна
учитель начальных классов
гимназии № 6 города Астана
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству
У. Джеймс
В настоящее время происходят качественные изменения в содержании образования. Это влечёт за собой изменения в оценивании. Я задумалась над тем, что разные учащиеся по-разному воспринимают и усваивают один и тот же материал, что приводит к неодинаковым успехам. В результате у учеников, которым трудно даётся учёба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Поэтому необходим индивидуальный подход, основанный на личностно - ориентированном принципе и новые методы оценивания учащихся, которые помогут решению этой проблемы.
Что значит оценить ученика? В традиционной форме это определить насколько ученик знает и что умеет. Но традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, не даёт продвижение в обучении.
После прохождения уровневых курсов, я пришла к выводу, что необходимо использовать оценивание, которое будет мотивировать ученика на успех, давать возможность повышать качество обучения.
Изучение познания мира с интересом возможно лишь тогда, когда у ребёнка удается сформировать интерес к предмету, его понятиям, методам. А для этого необходимо, чтобы ученики имели представление о роли окружающего мира в жизнедеятельности человека.
В настоящее время основной целью образования является «развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию». Большое значение имеет способность планировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять возникающие трудности.
На уроках познания мира, учителю необходимо побуждать учащихся к активному познанию окружающей действительности, учить самостоятельно добывать знания. Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интереса ученику. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизируют их мыслительную деятельность, формируют природоведческие представления и понятия.
Все это способствует повышению качественного уровня знаний учащихся о природе, формирования умения применять эти знания в различных ситуациях; развитию познавательных процессов мышления, памяти, речи, восприятия; воспитанию интереса к природе, бережного отношения к растениям и животным.
Мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, по пятибалльной системе оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому необходимо использовать на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.
«Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные стороны, а не на недостатки».
Критериальное оценивание - оценка с использованием конкретных критериев, а точнее все то, что ученик должен усвоить на конкретном уроке (выполнение ГОСО). Учащимся предлагаются критерии, которые позволят учителю и ученику видеть реальную оценку за свою деятельность на уроке. Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, сколько он должен заработать, чтобы получить «3», « 4» или «5».
«Если вместе с ребёнком проанализировать, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата.» (Руководство для учителя. Стр. 175).
На своих уроках я использую критериальное оценивание для того, чтобы:
- создать условия для самостоятельной работы;
- обозначить ориентиры для учебного процесса; - сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным;
- облегчить процесс оценивания прогресса учащихся.
Совместная деятельность учителя и ученика для улучшения результатов обучения, способствует формированию умения учащихся самостоятельно оценивать свои знания и корректировать процесс обучения с учётом результатов.
Особое внимание надо уделять разработке критериев оценивания совместно с учащимися. Необходимо работать над объективностью само оценивания, чтобы каждый ученик чувствовал ответственность за процесс своего познания и взаимо оценивание, чтобы учащиеся умели выделять сильные и слабые стороны других и могли анализировать свою деятельность.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
На уроках я применяла критериальное оценивание (учащиеся сами вырабатывали критерии), самооценивание и взаимооценивание (листы оценивания). При работе в группе взаимооценивание осуществлялось по предложенным критериям. Очень часто учащиеся начальных классов дают неполный или неправильный ответ. Я стараюсь показать, что ответ каждого учащегося важен.
Во время проведения групповой работы на уроке познания мира, с последующей её защитой, была использованы взаимооценка учащихся группы. Работу своих товарищей дети предложили оценить по следующим критериям:
Предлагал идеи.
Участвовал в обсуждении.
Помогал участникам группы.
Слушал других.
Участвовал в презентации.
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока:
Основные понятия
Знал до изучения темы
Узнал
Могу применить
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником как рекомендации для улучшения своих результатов.
В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. Не надо подходить ко всем детям с одинаковыми мерками.
При внедрении критериального оценивания каждый ребёнок сможет достигнуть определённого уровня в развитии и не получит двойку, так как оценивание направлено на самореализацию ученика.
Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.