Просмотр содержимого документа
«Эссе «Старообрядчество в современной России» по курсу ОРКСЭ»
Курсы повышения квалификации
«Основы религиозных культур и светской этики»
Эссе
«Старообрядчество в современной России»
Выполнила:
Ягина Елена Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №174»
Нижний Новгород
2025
Содержание
Оглавление
Введение
История развития старообрядчества
- Реформы Патриарха Никона и начало раскола
- Преследование старообрядцев
- Особенности обрядов
- Старообрядчество в современном мире
Заключение
Список использованных источников
Введение
Старообрядчество является одним из наиболее интересных явлений русской религиозной истории. Оно возникло в XVII веке в результате раскола Русской православной церкви, вызванного реформами патриарха Никона. Несмотря на преследования и гонения, старообрядцы сохранили свою веру и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Сегодня старообрядчество продолжает существовать в России, хотя и в меньших масштабах, чем раньше. По данным переписи населения 2010 года, около 80 тысяч россиян считают себя старообрядцами. Однако эта цифра не отражает всей картины, поскольку многие старообрядческие общины находятся в отдаленных регионах и труднодоступных местах.
В истории русских церквей есть переломный момент, который имел большие последствия для истории страны. Основная причина реформы, которую с 1653 года начал проводить Патриарх Никон при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, носила политический характер. И государство, и церковная иерархия считали необходимым привести обрядовую жизнь Русской Церкви в соответствие с богослужебной практикой восточнославянских народов (украинцев и белорусов), чтобы обеспечить беспрепятственное вхождение этих народов в состав России. Введение книгопечатания также послужило косвенной причиной реформ патриарха Никона, повлекших за собой церковный раскол. Точное следование греческим и славянским источникам, взятым при печатании за образец, было обязательным требованием. Окончательную редакцию утверждал сам Никон.
Как в былые времена, так и сегодня русское старообрядчество является неведомой землей для большинства граждан Российской Федерации. На поставленный социологами вопрос: «Что вы знаете о старообрядчестве?» большинство россиян (48%) ответило — ничего, 29% сказали, что это какая-то секта, 8% — что это православные христиане, отколовшиеся, однако, от Церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов, и только 4% респондентов ответили, что это остатки древнерусской Церкви. Таким образом, российское общество до сих пор не имеет представления об исконно русских людях, сохранивших не только древнерусский церковный обряд, но и традиции народнобытовой культуры прошлого. Изучение общественного мнения еще раз подчеркивает, насколько актуален этот вопрос в настоящее время
Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.
История развития старообрядчества.
Реформы Патриарха Никона и начало раскола
Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием в истории нашей Родины. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка великого князя Владимира, приняла святое крещение и, по словам летописца, «многих ко вере приводе».
К XVI в. русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета. Но вскоре в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.
Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.
Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело. Все страшились и трепетали перед Никоном.
Деятельность Никона и его единомышленников свелась к церковным нововведениям. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.
Преследование старообрядцев
Положение христиан в России в XVII столетии во многом было похоже на положение христиан в Римской империи. Как тогда христиане из-за сильных гонений со стороны языческих властей вынуждены были скрываться в катакомбах, в загородных пристанищах, так и русским людям, православным христианам XVII века, пришлось бежать в пустыни и леса, скрываясь от преследований со стороны государственных и церковных властей.
По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. В них старообрядцы обзываются «ворами», «раскольниками», «противниками церкви» и караются страшными казнями.
Огромное большинство преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где заводили себе приют. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».
Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. «Нет нигде места, - говори они, - только и уходу, что в огонь да в воду». Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви просмоленные и обложенные соломой.
Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Только события, связанные с революцией 1905 года, дали старообрядцам возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Но до самого 1917 г. старообрядцы так и не получили полной религиозной свободы.
Особенности обрядов
- Символ веры (В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого»).
- Имя Иисус (В ходе церковных реформ традиционное написание имени ХристаИсус было заменено на заимствование из греческого написания Иисус).
- Трисоставный восьмиконечный крест (Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос.Крест трисоставный, по учению Церкви, представляет собой образ Святой Троицы, Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Троицы).
- Двуперстие (Двуперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Но в ходе реформы Никона двуперстие заменилось Троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия).
- Поклоны (Поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю. сие есть велие самочиние и безчиние (Око церковное, лл. 3 об. _ 4).
- Иконопись (Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов).
- Богослужебное пение (Сохраняемое староверами знаменное (крюковое) пение получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение).
Старообрядчество в современном мире
Особенности современного старообрядчества
Современные старообрядцы отличаются от представителей официальной Русской православной церкви рядом особенностей:
1. Обряды: Они сохраняют древние формы богослужения, включая использование двуперстия при крестном знамении, чтение церковнославянских книг и особое отношение к иконам.
2. Традиционные ценности: Старообрядцы придают большое значение семейным ценностям, традициям и культурному наследию предков.
3. Самодостаточность: Многие старообрядческие общины живут изолированно, занимаясь сельским хозяйством и ремеслами, что позволяет сохранить традиционный уклад жизни.
4. Социальная активность: Некоторые старообрядческие организации участвуют в общественной жизни, поддерживая благотворительные проекты и образовательные инициативы.
Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.
В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.
Количество старообрядцев, по-прежнему живущих в тайге исчисляется тысячами. При этом речь идет не только об обитателях глухих скитов или монастырей (они начали появляться здесь в XVIII столетии и существуют до сих пор), но и о жителях довольно многолюдных по современным российским меркам деревень. Многие из них всё еще живут с советскими паспортами или без документов вовсе — в том числе и иностранцы, когда-то переехавшие в Восточную Сибирь. Долгое время и власть, и самих старообрядцев их обособленное существование вполне устраивало — однако они всё чаще сталкиваются с цивилизацией, и нередко эти столкновения оказываются болезненными. При этом никаких механизмов защиты для представителей таких общин в крае, где они проживают исторически, не предусмотрено.
Проблемы и перспективы
Несмотря на сохранение традиций, старообрядцам приходится сталкиваться с рядом проблем: - Молодежь часто покидает общины, стремясь к городской жизни и новым возможностям. - Недостаточная интеграция в современное общество затрудняет доступ к образованию и медицинским услугам. - Сохранение традиционных ценностей становится сложнее в условиях глобализации и секуляризации общества. Однако существуют и положительные тенденции: - Возрождение интереса к традиционной культуре среди молодежи. - Поддержка государства и общественных организаций, направленных на сохранение культурного наследия. - Развитие туризма, связанного с посещением старообрядческих поселений. Таким образом, старообрядчество остается важной частью духовной и культурной жизни России, сохраняя связь поколений и обогащая национальную историю уникальными традициями и обычаями.
Заключение
Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Список использованных источников
1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.
3. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.