Тема проекта актуальна, т.к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель и задачи проекта, объект и предмет исследования…........10
Методы реализации проекта………………………………………….12
Этапы реализации проекта…………….……………………………..18
Основные виды ресурсов проектной деятельности…….……...27
Заключение……………………………………………………………..29
Список используемых источников……...……………………………30
Введение
“…Именно энергия, а не деньги станет
мерой богатства человечества
в ближайшие десятилетия”
Кеннет Уатт
(Дежкина В. В., “Беседы об экологии”)
Солнце встаёт из-за горизонта и согревает Землю своими лучами. Жаркие летние деньки сменяются золотой и дождливой осенью, а снежная морозная зима – весенней капелью. И так происходит каждый год…
За каждодневной суетой мы перестаём замечать эти чудеса, нам кажется, что так было, есть и будет всегда. Однако современная ситуация такова, что все виды деятельности человека, связанные с затратами энергии и под его воздействием, приводят к серьёзным изменениям на планете, а с ними и к глобальным проблемам.
Энергосбережение – это одна из самых актуальных тем для человека любого возраста, живущего на нашей планете и пользующегося благами цивилизации. С проблемами экономии и бережливости каждый из нас сталкивается в современной жизни. Экономические знания нужны всем: и взрослым, и детям. Недаром 2013 год Указом Президента Республики Беларусь № 537 объявлен «Годом бережливости», который стал логическим продолжением реализации Директивы № 3 от 14.06.2007 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Выработку привычки рационально использовать электроэнергию в быту, формирование основ экономической культуры важно начинать с раннего детства и продолжать в процессе всей жизнедеятельности человека.
Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды. Использование невозобновляемых источников энергии усугубляет уже заметное глобальное изменение климата. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы. Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы
Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако, доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе. Наш век информационный, и часто мы из средств массовой информации получаем много негативных сообщений, которые заставляют нас чувствовать свое бессилие в решении экологических проблем.
Энергия всегда являлась и является основой существования общества. Стремление жить лучше, комфортней, приводило и приводит к большему потреблению энергии (лучшее освещение и отопление жилища, лучший транспорт и т.д.). Каждая эпоха характеризовалась своей энергосистемой, которая была неотъемлемым компонентом инфраструктуры данного общества. До промышленной революции человечество в обеспечении своих энергетических потребностей ориентировалось исключительно на выращивание растений и разведение животных. Растения использовались для пищи и в качестве топлива, животные - для пищи и механической работы. Энергия ветра и гидроэнергия использовались лишь для мельниц и судов. Такая картина сохранялась в течении многих тысячелетий.
Но несколько веков назад ситуация в мире начала быстро меняться. В XVIII столетии с появлением паровых машин и фабричного производства уголь становится основным видом топлива для нужд промышленности; в конце XIX века после создания двигателей внутреннего сгорания к нему присоединяется нефть, а в XХ веке еще и природный газ.
Древесное топливо и биомасса и в наши дни продолжают оставаться важнейшими источниками энергии, в особенности в развивающихся странах. По разным расчетам, доля этого топлива в мировых запасах первичной энергии составляет 6-15 %.
Человечество не только находило новые источники энергии, но и постоянно увеличивало её потребление. По некоторым оценкам, прирост потребления энергии в ХХ веке в среднем составлял 3 %, и за последние 20 лет прошедшего века человечество потребило больше энергии, чем за всю известную до этого историю существования цивилизации.
Однако, такая тенденция увеличения расходования энергии и, в первую очередь, ископаемого топлива не может больше продолжаться столь высокими темпами. Общество стало признавать фактор ограниченности ресурсов и то, что никакая энергетическая система не в состоянии обеспечить долгосрочный постоянный рост производства энергии.
Где же выход из сложившегося положения? Вернуться к лучине? Отменить автомобили и самолеты, запретить телевизоры, магнитофоны и стиральные машины?
Выход есть, и он очень прост. Необходимо не снижая уровня обеспеченности общества материальными благами снижать общий уровень потребления энергии. А это можно сделать только одним путем - более эффективным использованием энергии (по-другому это называют еще энергосбережением).
Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически. Реализация данного проекта позволит сэкономить бюджетные средства, внесет важный вклад в развитие экологического образования. Проект направлен на привлечение учащихся к проблеме устойчивой энергетики. Формирование у наших школьников «энергосберегающей компетенции», которая в настоящем и в будущем является реальной компонентой экологического образования и сохранения природы родного края, на осознание себя и своего места в системе «Я - мир природы – здоровье – энергосбережение - благосостояние». Привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования энергии и энергетических ресурсов в своей повседневной и последующей профессиональной деятельности, содействие формированию культуры использования энергии.
Информационная атрибуты практического проекта
Название проекта: «Энергию я сохраню – я экономным быть хочу».
Тема проекта актуальна, т.к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
Автор проекта: инициативная группа 3 «Б» класса
Руководитель проекта: Скицунова Елена Александровна, учитель начальных классов.
Учреждение образования: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г.Чаусы».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 года – май 2016 года.
Объект исследования: сфера энергосбережения в школе и в быту.
Предмет исследования: возможность энергосбережения в школе и дома для снижения неоправданных потерь энергии, минимизации затрат за ее потребление.
II. Описание проблемы
В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.
Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов! Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, класс, школа, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.[4]
Ответ простой – экономить и беречь. Слово экономия происходит от греческого oikonomia – управление хозяйством, бережливость при расходовании чего-либо. Сегодня человечеству экономически и экологически выгодно экономно использовать энергию в нашем общем доме – на планете Земля. И для этого есть простое решение – энергосбережение, которое поможет сберечь энергию и сохранить природу! Энергосбережение – не только сэкономленные деньги из семейного бюджета, но и забота о тех, кому предстоит жить на Земле после нас.
На промышленных предприятиях энергоресурсы используются в технологических процессах, в результате которых получается производимый продукт, а также для создания условий для производства, отопления зданий, освещения и т. д. Если попытаться проанализировать функционирование школы с этой точки зрения, то мы увидим, что «продукт», выпускаемый школой, – это её ученики, получившие знания и опыт. И если мы продолжим такого рода анализ, то увидим, что на основной технологический процесс – передачу знаний – тратится меньше энергоресурсов, чем на обеспечение благоприятных условий для проведения уроков. Энергия, используемая различными приборами на уроках физики, компьютерами на уроках информатики – это энергопотребление в основном технологическом процессе – получении знаний. А отопление, водоснабжение, освещение – это затраты энергии на создание хороших условий для «производства знаний». Поэтому в отличие от промышленности в школе в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения, в том числе на освещение и отопление, водоснабжение. Следовательно больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области. Конечно, какие типы светильников использовать в классах, решает руководство школы, но выключать освещение там, где оно не используется, – это обязанность каждого. То же относится и к другим энергоресурсам. Например, незакрытый кран водопровода – это расточительные траты питьевой воды и энергии, затраченной на её очистку и доставку. Открытая для проветривания и оставленная незакрытой на долгое время форточка сделает бесполезной энергию нескольких кубометров природного газа, которая была получена в котельной и передана в школу в форме тепловой энергии.
Исходя из перечисленного проблема исследования: как использовать энергию в школе и дома с максимальной пользой и минимальными затратами?
Проблема, с которой мы столкнулись, огромна, и каждый может внести свой вклад в её решение. Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.
ІII. Цель и задачи проекта, объект и предмет исследования
Цель проекта:
привлечь всех участников образовательного процесса школы к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
Задачи проекта:
- Вовлечение участников образовательного процесса в процесс экономного использования энергоресурсов.
- Вести пропаганду идеи энергосбережения в каждой семье.
- Поиск методов эффективного использования энергии с целью уменьшения потерь при эксплуатации приборов электропотребления.
- Расчет эффективности замены традиционных источников освещения на альтернативные (энергосберегающие лампы).
- Внедрение в практику низкозатратных практико-ориентированных мероприятий по энергосбережению в учреждении образования и дома, обучение практическим навыкам с целью формирования у детей и подростков поведения, способствующего снижению потребления невозобновляемых энергетических ресурсов.
- Развивать практические умения в области сбережения электроэнергии.
Предполагаемые результаты проекта:
Максимальное количество учащихся школы, вовлеченных в действия по энергосбережению
Сокращение потребления энергии в школе и дома
Повышение заинтересованности детей вопросами, связанными с окружающей средой
Повышение уровня информированности участников проекта в области энергосбережения
Получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды
Укрепление взаимоотношений семьи и школы.
Реализации прав учащихся на непрерывное экологическое образование.
Научно- исследовательская деятельность учащихся.
Устранение пробелов в экологической грамотности учащихся.
Получение наглядно- практического опыта.
Распространение информации о проекте. ( Школьный сайт, информационные стенды в школе)
IV. Методы реализации проекта
Методы реализации проекта:
изучение литературы;
анкетирование;
наблюдения;
математический анализ;
мониторинг энергопотребления в школе и дома;
оценка уровня энергоэффективности школы;
разработка и распространение листовок [6] ;
оформление стендов с использованием плакатов, памяток по энергосбережению;
компьютерное тестирование по основам энергосбережения [6];
Размещение информации по энергосбережению на школьном сайте.
Организация рейдов по школе «Экономьте электроэнергию» (фото 3), «Берегите воду» (фото 4), «Сохраняйте тепло» (фото 5, 6)
Фото 1,2 – Конкурс рисунков «Азбука энергосбережения»
Фото 3 – Рейд «Экономьте воду»
Фото 4 – Рейд «Берегите электроэнергию»
Фото 5, 6 – Рейд «Сохраняйте тепло»
Проведение викторин (7 фото), классных часов ,КВН по энергосбережению
Фото 7 – Викторина «Мы жители одной планеты»
Фото 8, 9 – Расписание уроков
Распространение среди младших школьников шаблона школьного расписания уроков с экосоветами(фото 8, 9)
Ознакомление родителей с семейным календарем
планером на 2016 год (фото 12), .[6]
Фото 12- семейный календарь-планер
V. Этапы реализации проекта
1 этап. Распространение информации и реклама
(сентябрь-октябрь 2015 г.)
В результате этого этапа была собрана инициативная группа учащихся..
Чтобы заниматься в школе сохранением энергии не только на словах, но и на практике, мы составили план: как контролировать самых крупных потребителей энергии в школе. Для этого мы разработали анкету и прошли по всему зданию.
Первый взгляд мы сделали со школьного двора.
Здесь мы искали ответы на следующие вопросы:
В каких классах зажжён свет? Обязательно ли включать в этих помещениях свет?
Сколько окон приоткрыты, а сколько — открыты полностью?
Есть ли в школе внешнее освещение? Как долго в течение дня оно работает?
После этого мы прошли внутрь школы – в фойе.
В фойе нас интересовало:
Задерживается ли тепло в здании или оно может свободно уходить через входную дверь? Установлены ли двойные двери, которые служат преградой для потери тепла?
Закрываются ли входные двери, или их постоянно держат раскрытыми?
Обследовали проходы.
Здесь мы выясняли:
Есть ли в коридорах места, где школьники или учителя задерживаются подолгу (в таких местах нужна температура в 18—20 градусов)?
Достаточно ли освещены помещения / слишком ярко / слишком темно?
Свет зажжён по необходимости или постоянно?
Кто и когда включает и выключает свет?
После этого мы зашли в классы.
В классах мы обращали внимание на следующие вопросы:
Какая температура в классе?
Можно ли регулировать температуру в классе, или она устанавливается для всех помещений централизованно?
Достаточно ли светло в классе? Освещается класс естественным или искусственным светом? Можно ли выключить часть ламп (например, около окна) или освещение выключается полностью во всём классе? [1]
Кроме этого на этом этапе была проделана следующая работа:
Оформлен стенд с плакатами по энергосбережению
Розданы детям листовки (фото 12,13) [6]
Фото 12,13 – Листовки по энергосбережению
Розданы индивидуальные приглашения на встречи инициативного центра проекта
Проведено анкетирование, которое помогло выявить интересы детей и уровень их представлений об энергии и энергопотреблении
В анкетировании приняли участие 79человек, из них 37 учащихся 1-4 классов, 42 учащихся 5-9 классов.
Диаграмма 1 – Знаете ли вы что такое энергосбережение?
На 1 вопрос анкеты: «Знаете ли вы что такое энергосбережение?» - больше положительных ответов дали учащиеся 5-9 -ых классов: 85% - знают и 15%-не знают. А учащиеся младших классов положительных ответов дали меньше: 73% -знают и 27% - не знают (диаграмма 1).
На 2 вопрос анкеты: «Экономите ли вы дома электроэнергию?», утвердительно ответили 86% учащихся и отрицательно – 14% (диаграмма 2)
Диаграмма 2 – Экономите ли вы дома электроэнергию?
На 3 вопрос: «Какие способы энергосбережения вы знаете?», учащиеся средних классов ответили:
Проанализировав данные анкеты, мы сделали вывод, что ученики начальных классов хуже информированы в вопросе энергосбережения и слабо разбираются в способах энергосбережения. И отметили в плане, что необходимо познакомить учащихся с проблемами и способами энергосбережения.
Оформлен рекламный плакат, при подготовке которого использовались данные о расходах школы на оплату электроэнергии, тепла и воды, результат определения класса энергоэфффективности здания школы.
Главная задача, которую мы ставили на этом этапе: дать толчок к активной деятельности, пробудить интерес к изучению вопросов, связанных с энергией и к деятельности по ее сбережению.
2 этап. Старт проекта (октябрь 2015 года)
Настало время объявить о проекте во всеуслышание! На общешкольной линейке было провозглашено начало активных действий по энергосбережению. Основными элементами данного мероприятия были:
Выступление директора школы
Творческое выступление инициативной группы
Представление основных идей проекта всей школе
Презентация возможностей для участников
Подведение итогов анкетирования
Распределение заданий классам: участникам проекта, вручение им комплектов заданий
3 этап. Энергетический мониторинг у себя дома
( ноябрь – декабрь 2015 года)
На этом этапе участники учатся измерять количество энергозатрат и планируют самостоятельные действия по энергосбережению у себя дома.
Участники проекта работают самостоятельно, выполняя действия, указанные в раздаточных материалах. В зависимости от желания и возможностей класса эта деятельность была организована как проведение серии последовательных занятий с самостоятельной работой детей дома (фото 15) или как индивидуальная работа каждого участника в соответствии с инструкциями.
4 этап. Общешкольная акция "Сколько стоит один день в школе"
(декабрь 2015 года – январь 2016 года)
Цель этой акции: предоставить детям возможность познакомиться с энергопотребелением школы и задуматься о путях сокращения количества потребляемой энергии.
Каждый класс или группа участников должна получить специальное задание на знакомство с различными структурами школы, различными школьными помещениями (например, такими, как кабинет директора, различные классы, столовая, спортивный зал, библиотека,и др.) Собирая ответы на вопросы задания, ребята составляют своеобразный "энергетический паспорт" каждого помещения.[2,3]
При проведении подобной акции необходимо тщательно продумать задания, договориться со всеми службами школы, чтобы они гостеприимно принимали исследователей.
По результатам своего исследования каждая группа может изготовить наглядный отчет (например, в виде плаката). После того, как информация собрана и все плакаты готовы, необходимо познакомить всех участников проекта с результатами исследования. Это можно сделать на общешкольном мероприятии "Один день в школе»". Для подведения итогов акции проводится презентация плакатов.
5 Этап. "В погоне за киловаттами"
(февраль-март 2016 года)
На этом этапе участники проекта планируют и проводят действия по энергосбережению в школе.
Этот этап, по сути, является основным в реализации проекта. Именно от организации действий на этом этапе во многом зависит практический результат проекта: удастся ли школе на деле, а не на словах сберечь хоть немного энергии?
В качестве старта этого этапа можно провести общешкольный праздник "Хранители энергии".
Основными составляющими элементами этого мероприятия могут быть:
Официальное подведение итогов акции "Сколько стоит один день в школе?", награждение победителей в разных номинациях (например, за самый оригинальный отчет, за самые точные математические расчеты, за красочность и др.).
Выборы Хранителей энергии: учащихся (представителей каждого класса), которые в дальнейшем будут следить за рациональным использованием электроэнергии. В качестве Главного Хранителя Энергии должен быть избран представитель педагогического коллектива или технического персонала школы, пользующийся у детей достаточным авторитетом.
Церемония посвящения в Хранители Энергии.
Утверждение дальнейшего плана проекта, то есть, принятие общего решения о продолжении деятельности по энергосбережению в школе.
Распределение среди классов заданий на проведение энергетического аудита школьного здания.
Проведение аудита школьного здания.
Главная задача этого этапа: определить, где в школе происходят потери энергии, которых можно избежать. В результате проведения аудита каждый класс составляет план действий: что, конкретно, можно сделать в классе, в рекреации, в столовой, в других школьных помещениях, чтобы снизить уровень потребления энергии. Перед тем, как начать выполнение плана действий, необходимо ознакомить участников проекта с данными об оплате счета за электроэнергию за предыдущие месяцы. Чтобы учащимся было легче собирать информацию о потерях энергии, необходимо подготовить специальный бланк: форму для заполнения с вопросами и вариантами ответов. [5]
Реализация составленных планов действий. На этом этапе можно использовать созданные детьми красочные стикеры и этикетки. Их можно разместить около выключателей, окон, кранов с водой.
Большое значение придаётся организации проветривания классных помещений. Приветствуется быстрое проветривание — менее 2 минут при широко открытых окнах, при котором не происходит переохлаждения помещений и поддерживается наиболее комфортная температура 20—22 С°.
В каждом классе проводятся классные часы, беседы по энергосбережению, компьютерное тестирование по основам энергосбережения. На занятиях кружка «Наш друг компьютер» детям предлагается поиграть в компьютерные игры «Энерготетрис», «Умный дом», «ЭкоБот».
6 Этап. Подведение итогов (апрель 2016 года)
Несколько мероприятий, которые помогут поставить "точку" и оценить достигнутые результаты.
Результаты проекта можно анализировать с двух точек зрения. Во-первых, нужно ответить на вопрос "Действительно ли школе удалось сберечь энергию и сэкономить деньги?". И, во вторых, необходимо проанализировать образовательные результаты проекта, то есть понять, что изменилось в отношении, поведении, знаниях учащихся, их социальных, коммуникативных навыках?
Способы подведения итогов проекта: выпуск брошюры с советами-рекомендациями по экономии энергии в школе и дома, презентация результатов в творческой (театрализованной) форме на общем сборе школы, публикация отчета в школьной газете и размещение всех материалов на школьном сайте.
Информация, помещенная в газету и на школьный сайт, должна включать:
Данные об изменении уровня потребления энергии, о количестве сэкономленных финансовых средств
Информацию о самых активных и самых успешных участниках (классах и отдельных учащихся)
Забавные моменты, курьезы, которые происходили во время проекта
Отзывы и мнения влиятельных людей (представителей районной администрации, директора школы, спонсоров)
Анализ данных опросов, которые были проведены до начала проекта и при его окончании
7 этап. Этап рефлексии (май 2016 года)
Чтобы каждый ребенок смог, при желании, подвести личные итоги проекта, можно предложить детям сделать свой собственный обзор проекта в одной из подходящих для него форм, например:
Провести в классах интерактивное обсуждение результатов проекта, полученного опыта, радостей и неудач
Написать сочинение "Самый яркий день проекта", "Чему я научился", "Кому нужна моя работа по проекту"
Подготовить творческую работу (например, плакат, рисунок,мини-газету) о ходе проекта, достижениях и неудачах
Подготовить с группой инсценированное представление опроекте.
Знания учащихся в области физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
Креативность, творчество учителей и учащихся.
Информационные:
Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07. 1998г. №190-3;
Директива Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 14.06.2007г. № 3 «Экономия и бережливость – основа энергетической независимости и экономической безопасности Беларуси»;
Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 годы (утв.
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882);
Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений;
Энергия и окружающая среда: пособие для учителей общеобразовательных и внешкольных учреждений /В. Н. Ануфриев [и др.] ; под общ.ред. М. В. Гершман. — Минск :Адукацыя і выхаванне, 2009;
Я и энергия: Учебное пособие для учащихся начальной школы / ИнгвилдЛорентзен, Кай АсбёрнКнутсенШёрлиэн [и др.]; под общ ред.: Зинаида Галбен-Панчук, Наталья Халаим. – К. : РДЮЦ «Gutta-club», 2010.
Технологические:
технология КТД;
технология учебной деловой игры;
информационные технологии;
игровые технологии
Материально-технические:
компьютеры;
выход в сеть Интернет;
принтер;
ксерокс;
школьный сайт;
Заключение
Мы все – и государства, и люди – в той или иной форме являемся потребителями энергии.
Во избежание дальнейшего изменения климата и загрязнения окружающей среды, вызываемых энергетическим сектором, необходимо уменьшить потребление ископаемого топлива. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов всё больше и больше.
В решении таких глобальных проблем, как предотвращение всемирной экологической катастрофы, ни один человек не может сделать всё, но каждый может сделать хотя бы что-то.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков…
Список используемых источников
Н.А. Андреенко, В.Н. Свистунова, М.В. Красовский. Ищем потери энергии в школе.