kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о "Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности»»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8»














«Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности»













Лушникова Кристина Николаевна

учитель начальных классов







2022г





«Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности»

В Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Каждый ребенок видит мир в иных красках, основываясь на эмоциональном опыте, более целостно, не разделяя его на отдельные границы, поэтому в период его душевного становления важно научить правильно толковать значение картины, читать и анализировать идею и замысел художника. Расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей действительности в процессе создания живописных материалов – это интересная проблема, так как представляет собой развивающийся, творческий и эстетический процесс.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как основными целями занятий живописью на уроках изобразительного искусства являются расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, развитие творческих способностей, пробуждение интереса и углубление познаний в области изобразительного искусства, открытие пути правильного понимания произведений искусства. Расширение эмоционально-ценностного отношения, понятий и вкусов посредством живописи – сложная педагогическая задача.

Для решения данной проблемы необходимо скорректировать содержание начального образования, средства и методы обучения, которые будут направлены на развитие эмоционально-ценностной сферы личности. Нельзя не выделить среди многочисленных потребностей ребенка его эмоциональные переживания. Но было замечено, что впечатления современного ребенка часто бывают фрагментарными, однозначными и хаотичными. Даже в самых нормальных и, казалось бы, благоприятных условиях ребенок часто недополучает адекватной аффективной стимуляции. Избыточная активность одних эмоциональных переживаний не может компенсировать пассивность других. Это создаёт трудности формирования у ребёнка адекватного эмоционального образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним, поэтому со временем у детей может накапливаться даже особый эмоциональный голод к определенному ряду впечатлений, способствующий нестабильности их поведения. Не случайно учителя отмечают возрастание отклонений эмоционального развития современного ребенка – появляется все больше и больше детей склонных к ссорам и агрессии, детей избегающих своих сверстников, замкнутых и т.д.

В процессе своей работы я использовала следующие методы исследования: теоретический – анализ литературы по проблеме исследования (психолого-педагогической, методической искусствоведческой); эмпирические методы (наблюдение за процессом художественно-творческой деятельности школьников, беседа, опрос, анализ художественных произведений), педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что раскрыта методика расширения опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей действительности в процессе работы над живописью пейзажа; определены методы диагностики уровня развития эмоционально-ценностного отношения в процессе работы над живописью пейзажа; обоснован выбор средств художественной выразительности, применяемых в авторских художественных произведениях; выполнена творческая работа по теме исследования.

Развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей действительности в процессе рисования необходимо направить в нужное русло и соблюсти следующие принципы:

– осознание ценности искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

– проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

– ориентирование в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- формирование у детей навыков рисования с натуры методом наблюдения и анализа предметов;

- эмоционально-познавательного развития ребенка через мотивацию к систематическому непосредственному взаимодействию детей с окружающим миром;

- эмоционально-эстетического развития учащихся, способности видеть, чувствовать красоту окружающей действительности, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов;

- формирования духовно-нравственных чувств ребенка посредством создания у каждого ребенка устойчивой потребности испытывать ответственность за состояние природной среды;

- социоэмоционального развития ребенка средствами рисования, направленного на формирование у учеников навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействие с окружением.

Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками проходит не только на занятиях изобразительной деятельности, но и в процессе воспитательной работы.

Одной из самых важных задач своей воспитательной работы считаю создание в классном коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы. Также стараюсь осуществлять постоянную двустороннюю связь с родителями, держать их в курсе всех успехов и неудач детей. В классе проводим различные тематические праздники совместно с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих близких и родных им людей.

В восприятии художественных произведений принято выделять четыре уровня развития эмоционально-ценностного восприятия: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи».

Работа по воспитанию эмоционально-ценностного восприятия искусства возможно при использовании определенных педагогических условий: организация целостной педагогической системы взаимодействия, поэтапность развития эмоционально-ценностного восприятия, создание оптимальной развивающей среды и организация творческой деятельности, создание эмоционального настроя для восприятия произведений искусства.

Работа проводилась с учащимися 3 класса .Исследовательская работа включала в себя 3 этапа.

На 1-ом - констатирующим этапе был проведён урок по теме:«Натюрморт из двух простых предметов»с целью диагностики уровня сформированности эмоционально-ценностного восприятия искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности. В диагностической работе была проведена следующая работа:

1) Наблюдение за процессом самостоятельной художественной деятельности.

2) Просмотр и анализ детских работ.

3) Беседы об осознании школьниками художественных образов и эмоционально ценностного восприятия работ художников в жанре натюрморт.

И полученные результаты занесены в таблицы №1 - 2.

На 2-ом - формирующим этапе проведены уроки, по темам:

1. Натюрморт в теплом колорите с цветами.

2. Рисование натюрморта в холодном колорите с цветами.

3. Рисование натюрморта в смешанном колорите.

Цель: развитие уровня эмоционально-ценностного восприятия искусства младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Углубить знания младших школьников о колорите.

2. Показать возможности теплого колорита при работе над натюрмортом.

3. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение школьников.

4. Познакомиться с особенностями работы акварельными красками;

5. Закрепить и повторить навыки выполнения живописного натюрморта.

6. Воспитывать у школьников интерес и бережное отношение к изображению объектов окружающей среды, в частности бытовых предметов.

7. Развивать навык анализа живописного натюрморта, описания, сравнения художественного образа;

8. Формировать композиционные умения при работе над натюрмортом.

9. Развивать творческое воображение, эстетический вкус и фантазию школьников.

В ходе выполнения заданий формирующего этапа в работе учащихся можно отметить значительные успехи. Анализ произведений изобразительного искусства стал более осмысленным, учащиеся реагируют более эмоционально, описывают и обобщают художественные образы. При анализе натурной постановка они выделяют главные черты, улавливают характер, что позволяет успешнее закомпоновать работу и подобрать гармоничное цветовое сочетание.

Таким образом, через обозначенные критерии развивалось эмоционально-ценностное восприятие произведений живописи.

И на 3-ем - контрольном этапе проведен урок по теме: «Рисование тематического натюрморта из бытовых предметов».В конце урока проводилась выставка и анализ рисунков школьников.

Результаты контрольного этапа представлены в таблице № 3 -4.

Анализ проведенной работы позволяет сделать выводы: в процессе занятий школьники продемонстрировали более полные знания о возможностях передачи в натюрморте определенного настроения, художественного образа, обслужили особенности его восприятия, об особенностях жанра натюрморта, композиции, построении формы предметов, колорите в живописном натюрморте и технологии работы акварелью, отразили имеющиеся знания в практической работе, создав интересные живописные натюрморты.

Наиболее эффективными методами и приемами обучения в ходе проведения работы можно считать: словесные (рассказ, беседу, художественное слово, напоминание, совет, указание), наглядные (показ презентаций, учебно-методических пособий и демонстрационных таблиц, педагогический рисунок на доске и в работах школьников), практические (выполнение упражнений и творческих работ).

Главная цель моей педагогической деятельности - «пробудить к труду душу ребенка» (В.А.Сухомлинский). Воспитание человечности, любви к родине в каждом ребенке - об этом говорил выдающийся педагог, считаю для себя самыми важными задачами. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, помочь им стать успешными людьми – вот то, что сделает меня счастливой в моей профессии – профессии Учителя!

Подводя итоги, следует отметить, что формирование личности с ранних лет жизни необходимо производить на основании развития эмоций и чувств. Поэтому изобразительное искусство является важным фактором формирования личности. Но не всегда удается заинтересовать и привлечь ребенка в ту или иную деятельность. Наряду с этим встает вопрос о развитии эмоционально-ценностного отношения учащихся в процессе рисовании, которое дало бы возможность соблюсти ряд психологических условий обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и позволило бы определить правильный путь развития каждого учащегося, действенными методами и способами коррекционной работы с ним средствами искусства. Именно развитие эмоционально-ценностного отношения в процессе рисования, на наш взгляд, и отвечают данным условиям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лушникова Кристина Николаевна

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства