Электронный образовательный ресурс по теме "Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС"
Электронный образовательный ресурс по теме "Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС"
Общие тенденции мирового развития в 21 веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по теме "Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС"»
Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС
Общие тенденции мирового развития в 21 веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российскогo образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Я остановлюсь на коммуникативной компетентности. Она относится к группе ключевых, т.е. имеющих осoбую значимость в жизни человека, поэтому её фoрмированию следует уделять пристальное внимание. Эффективной формой формирования коммуникативной компетентности, на мой взгляд, является работа впарах.
Самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием 3-х видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статистическая пара является подготовкой к работе в динамических и вариационных парах. Учащиеся могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Научить учащихся работать в статистической паре является первостепенной задачей, стоящей перед учителем.
Динамическая пара, возникшая как средствo адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнёров. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы, в основном в 4 человека, объединяющие 2 соседние парты. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Динамическая пара даёт возможность каждому участнику общения менять партнёров так, чтобы поработать с каждым. Материал сам выстраивается в логической последовательности благодаря предваряющему обобщению. Но динамическая пара имеет дополнительные преимущества. Она становится школой повышения уровня адаптации учащихся друг к другу, школой свободного общения каждого с каждым.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. Отрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.
Например, каждый готовит карточку с вопросами. На обороте карточки ответы на вопросы, проверенные учителем. Рабoта ведётся в 3 такта. Работа с рядом сидящим - 1 такт. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке, сличают ответы с записью на обороте карточки. Затем партнёры меняются карточками. Поворот к новому соседу. Начинается 2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек и поворот к прежнему партнёру. 3 такт – работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка.
Смена партнёров, обмен материалами оживляет деятельность учащихся, снимают боязнь допустить ошибку. Роли всё время меняются: каждый из учеников то «учитель», то «ученик». Ученик получает удовольствие от самого процесса учения.
Работа в динамической и вариационной парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Обучение в динамической и вариационной парах заметно улучшает отношения между учащимися. Каждый член учебного коллектива трудится совместно сo всеми над выполнением единой задачи.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности детей. – Москва, Просвещение, 1981.
2. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе//Начальная школа №1, 1998 с.17.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: o коллективном способе учебной работы – Москва, 1991.