МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ  
  С ДЕТЬМИ С ОВЗ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Подготовила
  Сорокина О.А.,
 учитель начальных классов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2017
  
 
 
 
 Спорьте, заблуждайтесь,
 ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,
 и хотя и криво, да сами. Готхольд Эфраим Лессинг  
 
 
  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.  
  Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:  
  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  
  3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.  
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.  
  У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
  Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
  Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
 
 
  С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия
 Когда встречаем мы рассвет,
 Мы говорим ему ... ПРИВЕТ!
  С улыбкой солнце дарит свет,  
  Нам посылая свой ... ПРИВЕТ!
 При встрече через много лет
 Вы крикните друзьям ... ПРИВЕТ!
  И улыбнутся вам в ответ
  От слова доброго ... ПРИВЕТ!
 И вы запомните совет:
 Дарите всем друзьям ...  ПРИВЕТ!
  Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.  
 
 
  Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»
 Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )
 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
  Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
 
 
  Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
   Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
  - Желаю (большой)
  - Успеха (указательный)
  - Большого (средний)
  - Во всём (безымянный)
  - И везде (мизинец)
  - Здравствуй! (вся ладошка)
  Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 
 Я приведу пример самых любимых  упражнений релаксации:
 «Дирижер» 
 «Снежинки»
 "Четыре стихии"  
 
 
 “Дирижер” 
  Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
  Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
  
 
  На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
  У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
  «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.  
  
 
  Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
  Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
 -формирование положительной учебной мотивации;
 -повышение познавательной активности учащихся;
 -активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
 -стимулирование самостоятельной деятельности;
 -развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
 -эффективное усвоение большого объема учебной информации;
 -развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
 -развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
 -раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и --определение условий для их проявления и развития;
 -развитие навыков самостоятельного умственного труда;
 -развитие универсальных навыков.