kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс Мастер-класс "Проектирование современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с проектированием современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО (Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс Мастер-класс "Проектирование современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО "»

МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»












Проектирование современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО










Выполнила: Федорищева Е.В.

учитель начальных классов
















Цель: познакомить с проектированием современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО (Создание учебных ситуаций на уроке русского языка в начальной школе)

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский

I. Вступительное слово

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?

Я хочу рассказать об проектировании современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС НОО.

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймёшь,

Сделай – и ты научишься.

Китайская пословица

II.Проведение мастер-класса

1шаг: Презентация педагогического опыта.

С введением ФГОС НОО изменились цели обучения и воспитания школьников. Педагоги теперь должны учить ребёнка не просто знаниям, а умению их добывать и ими пользоваться. Соответственно изменились цели, задачи, структура урока. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. На их место приходит урок современный. Это, и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности, обязательно закладывающий основу для будущего урока.

В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

  • быть востребованным  в высоко конкурентном и высокотехнологичном мире

  • уметь влиться в быстро  развивающееся общество;

Каковы же особенности современного урока?

1). Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2). Современный урок – это деятельностный урок.  Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

 3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?  Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.

Давайте посмотрим на основные тенденции развития современного урока.

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. (слайд 2)

Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь. (слайд 3)




Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные.», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?


2 шаг: Представление системы учебных занятий.

Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

  • Ситуация выбор. (слайд 4)


(до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку


Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и прилагательные


У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.


Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.


  • Ситуация неопределенность.(слайд 5)

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

  • Ситуация несоответствие. (слайд 6)

Помогите проверить орфограмму в слове хв…стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем, что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

  • Ситуация неожиданность. (слайд 7,8)

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!


-Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут.

Задача урока: познакомить с падежами.

Приемы создания проблемной ситуации

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?


3 шаг: Проведение имитационной игры.

Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.

Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель (У.):

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится в этом четверостишии?

Дети (Д.): Речь идет о глаголе.

2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).

У.: Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает

действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется

по родам, имеет начальную форму,

I и II спряжения.

У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?

Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола.

3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания «несоответствие»).

У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (слайд 9)


Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах.


Собер…т урожай, прос…т помощи, хвал…т за успехи, собаки ла…т, просп…т завтрак, кл…т обои, пол…т траву, благодар…т за работу.


(работа в парах)


У.: Какие окончания вы вставили?

Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты.

Что вам нужно было сделать?

Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную

букву.

У.: Почему возникло затруднение?

Д.: Окончания безударные.

У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?

Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.

У.: Итак, какая тема нашего урока?

На доске: (слайд 10)

Правописание безударных личных окончаний глаголов

У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?

На доске:

Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?

4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).

У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как

определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:

У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 11)

На экране:

I спр. II спр.

Собрать просить

Лаять благодарить

Проспать хвалить

Полоть клеить

У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?

Д.: Формообразующий суффикс _ть.

У.: Чем эти слова различаются?

Д.: Глагольным суффиксом.

На экране выделяются суффиксы.

У.: Какой вывод мы можем сделать?

Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.

У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

На экране появляется алгоритм: (слайд 12)

1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола.

2. Если окончание

ударное, то:

-е, -ут (ют) – I спр.

-и, - ат –(ят) – II спр

2. Если окончание безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму

(что делать ? что сделать? )


3. Выделить глагольный суффикс


4. Если –и,то II спр.


5. Если -а,-е, -о, - у, то I спр.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).

У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания?

Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках:


Вставь пропущенные буквы.

Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.


Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:


Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.

Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.

I спр. II спр.


У.: Сравните свою работу с эталоном. ( слайд 13 )


I спр.

II спр.

украшает

остановит

стареешь

кормит

молодеешь

портит

не засеешь



4 шаг: Моделирование.

Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.

Используя, ситуации поставьте учебную задачу.


1 группа


«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)


2 группа


Картинки :

Солнце, сердце, лестница.

У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам

Запись слов: Солнце, сердце, лестница.

- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

- Проверим.

Доска открывается.

- Смотрим, сравниваем.

Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

- … , ты почему не написал согласную … в слове …? (Согласную не слышно при произношении.)

- У кого другое мнение?

Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или предлагаю свою.

- … , а ты почему написала согласную … в слове…?(Я могу её произнести,

значит её надо писать.)


- Чем похожи записанные слова?

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать.

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)

Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (Писать слова с непроизносимыми согласными)


5шаг: Рефлексия.

Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.

Вы сегодня были … (самой активной)

У вас ситуация была …(интересная)

Закончите предложения:

После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…

Мне понравилось…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Федорищева Елена Викторовна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства