ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГУМАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГУМАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношения ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в младшем школьном возрасте так важны для воспитания развивающейся личности. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношения ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в младшем школьном возрасте так важны для воспитания развивающейся личности. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношения ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в младшем школьном возрасте так важны для воспитания развивающейся личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГУМАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. »
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГУМАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕНОСТННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Лучинская С.И.
КГУ «Средняя школа №4 имени М. Маметовой» Отдела Образования акимата Федоровского района с. Федоровка Казахстан
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач современного образования - воспитывать бережное отношение к природе. Любовь к окружающему миру, к родному краю, к родине, что может быть важнее в нравственном воспитании и экологическом образовании младших школьников?
Достичь поставленных целей можно в том случае, если знакомить детей с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться красотой цветка, пейзажами родных мест как на уроках, так и во внеурочное время. Воспитание ценностных ориентаций помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотания кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок. Для него поет скворец. Так младшие школьники воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность, творчество воображения, побуждает создавать интересные поделки из природного материала, живописные пейзажи, писать трогательные сочинения, исследовать и изучать экологические проблемы.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношения ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в младшем школьном возрасте так важны для воспитания развивающейся личности. Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности школьника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяет ребенку в дальнейшем сознавать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно- временной организации мира - телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в младшем школьном возрасте помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе , дает возможность выразить себя в общении с окружающим.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования ( Кондратьева Н.Н. (1986), Логинова В.И. (1984), Николаева С.Н. (1980), Саморукова П.Г. (1980)), приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет школьникам творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. В своей работе применяю следующие виды познавательной деятельности:
Наблюдения;
Экологическое моделирование;
Поисковая деятельность.
Труд в природе способствует развитию эмпатии ( сочувствия, сопереживания, сострадания живым существам), позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально - волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Ухаживая за растениями и животными, школьники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Наконец, художественно – творческая деятельность, слушание, чтение, рассматривание иллюстраций выдающихся художников о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Однако эффективность экологического развития младшего школьника во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
В начале работы провожу диагностику экологической воспитанности детей, включающую изучение характера отношения школьника к природе, особенностей экологических представлений и умений осуществлять деятельность с природными объектами. Подобное диагностирование позволяет выявить наиболее важные направления в работе по экологическому образованию детей и дифференцированно строить ее.
Для того чтобы экологическое образование и воспитание не оказалось только красивыми словами нужно наметить конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
1) Урок как специально организованная форма обучения;
экскурсии, факультативные занятия,
2) Совместная деятельность педагога и детей;
диагностика, наблюдения, игры, чтение, рассказы, беседы, опыты, проектная и поисковые деятельности, создание книг, экологические досуги и праздники.
3) Самостоятельная деятельность детей;
экологические игры, экспериментирование, работа с различными источниками информации, сочинение стихов, поделки из природного материала, театрализованная деятельность.
Работа планируется таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. Полученный опыт обобщается и переносится детьми в повседневную жизнь.
Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием форм совместной и самостоятельной деятельности школьников. Чем удачнее найденные педагогом приемы работы, методы и стили общения, тем полнее будут решены поставленные задачи. При этом крайне важны контакты с семьей, которая может помочь в становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с живыми существами. Вопросы, появляющиеся у школьника в ходе самостоятельного взаимодействия с природными объектами, могут стать основой для организации проектно - исследовательской деятельности. Так .шаг за шагом идет накопления опыта общения с природой. Результаты детской деятельности и заключительная диагностика помогают выявить достижения школьников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.
Итак, экологически ориентированная ориентированная активность позволяет младшим школьникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
В результате значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением школьника становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Список литературы
Б.К. Альмурзаева Экология и дети // Начальная школа Казахстана №2 2006 г.
А.Ж. Бейсенбекова –методика экологического воспитания в начальной школе. // Начальная школа Казахстана №5 2005г
Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.; Просвещение, 1991- 240с.
Зверев И., Д. Охрана природы и экологическое воспитание.// Воспитание школьников.- 1985, №6, с 30-35.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2005. – 474 с .
Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников.// Начальная школа.- 1989,№8 С. 33-34.