в статье раскрываются иажнейшие задачи школьного эколгического образования и воспитания, её актуальность, определяются наиболее эффективные методв и приёмы формы и средства формирования экологокраеведческого опыта у младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающие масштабы производственной деятельности людей все больше отражаются на окружающей среде. Нарушение природных систем, изменение качественного состава основных компонентов природного комплекса, снижение способности природы воспроизводить ресурсы и условия, необходимые для жизни человека и дальнейшего развития общества, относятся в настоящее время к разряду социальных проблем. Ставшие ныне глобальными, они затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом.
Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше и больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику соотношения и общечеловеческих, национальных и интернациональных интересов решения экологических проблем. Преодоление кризисной ситуации на данном этапе, тревога за состояние окружающей среды должны побуждать людей к активным действиям. Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном, локальном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой 5 июня 1995 г., в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания. Основным содержанием экологического воспитания учащихся начальных классов является формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Проблема взаимоотношения человека и природы явилась предметом изучения многих мыслителей различных областей научного знания прошлого и современности. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Важнейшее экологическое положение о неотделимости человека и природы, педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги как Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци и др., говоря о воспитании у детей «чувства природы», как ощущения его облагораживающего влияния на человека. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. К.Д. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. Он призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы .... Так мало оценено в педагогике».
Против узкого прагматизма и утилитаризма в отношении к природе выступали русские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе.
Советская школа сумела сохранить все самое ценное из дореволюционного наследия. В 20-е годы XX века распространяется мнение о необходимости проведения многочисленных экскурсий в природу, большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам школьников. Н.К. Крупская подчеркивала, что формирование отношения к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. Но, уже начиная с 30-х годов в течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических и географических дисциплин. Особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка придавал В.А. Сухомлинский. Он говорил: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе».
Следующей вехой в развитии экологического образования стало распространение к концу 70-х годов понятия «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее отражающее сущность исследований по взаимодействию человека с природой. Появился термин «экологическое образование» и стал общеупотребительным. В учебный план был введен новый предмет «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшейся малоэффективной. Основные причины мало эффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде - сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания по биологической экологии, справиться с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной к смешенной.
Многопредметная. Экологизация учебных дисциплин происходит путем введения в них соответствующих разделов. Все учебные предметы в начальной школе призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Однопредметная. Предлагает введение базового курса по экологии. Программы по курсу экологии для начальной школы уже разработаны.
Смешанная. Экологическое образование и воспитание осуществляется в рамках курса природоведения в начальной школе.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направление теории и практики общеобразовательной школы. В связи, с чем наиболее актуальной стало проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных экологических идей во все звенья школьного обучения.
Школьное экологическое образование призвано решать одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего, что вопрос защиты окружающей среды - международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу. Основной подход при решении этих задач - экологизация курса природоведения в начальной школе. Первый шаг к этому сделан. С 1995-96 учебного года в практику работы вошла целая система «Зеленый дом» (автор А.А. Плашаков), главная цель которой - формирование у детей ответственного отношения к природе. Экологическое образование и воспитание предполагает целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают умениями и навыками по организации природной среды. Экологическое образование и воспитание включает:
усвоение и развитие естественнонаучных знаний о взаимодействии общества и природы;
формирование ценностного отношения к миру людей и к природе;
развитие потребностей общения с природой.
Учащиеся должны принимать социальные и природные причины, определяющие нормы и правила отношения к природе. На основе усвоенных экологических знаний у учащихся происходит становление убеждений в необходимости охраны природы. Впоследствии эти знания влияют на формирование научного мировоззрения, вырабатывают определенные нормы поведения в природе, этические принципы и экологическое мировоззрение. Этические принципы и экологическое мировоззрение:
Принцип единства - все мы являемся частью природы.
Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все существа, включая человека, имеют свою значимость.
Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.
Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких - либо видов, существующих в природе.
Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.
Принцип «Непосредственный опыт - Лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы, как указывают многие методисты - биологи является усиление экологической направленности курса природоведения.
Каким должно быть содержание курса, какие экологические понятия должны изучаться в курсе природоведения начальной школы? В государственном образовательном стандарте (проект) указывается на формирование целостного взгляда на природную среду и место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания при изучении курса природоведения. Выделены основные экологические понятия, изучаемые в курсе природоведения начальной школы - живые организмы, среда обитания, условия и роста и развития, человек и природа, охрана природы.
Ученик начальной школы должен усвоить определенную систему экологических понятий, независимо от того, по какой программе проходило изучение курса природоведения.
Возникает вопрос: почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Он знакомится с природой еще до того, как произносит первые слова и сделает первые шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще не познанное и незнакомое. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.
Доктор педагогических наук А.М. Страунинг предлагает отрывки из своей книги «Чудеса в природе открываем сами», а именно задачи - рассказы по экологическому воспитанию, которые могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению с природным миром. Решение этих задач будет способствовать установлению с детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе. Предлагаемые задачи помогут ученикам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Они помогут в воспитании у детей активной жизненной позиции, целостно - ориентированного отношения к окружающему природному миру. Позволяют дать детям правильные понятия «почему и как все происходит в природе», как животные и растения «удовлетворяют свои потребности», решают те жизненные задачи, которые постоянно стоят у них на пути. Автор предлагает научить детей решать экологические задачи с помощью тризовских приемов - приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Это помогает ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим.
Например, рассказ- задача «Деревья в жаркую погоду».
«Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польешь…
И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь - все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:
- Все не вынесло жару. Погибло. Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара была ему не страшна». Почему? Как спасти деревья в сильную засуху, если нет возможности их поливать?
Необходимо обсудить с детьми, что дерево само решило свою проблему приемом «обратить вред в пользу». На самом деле некоторые деревья в самую жару сбрасывают листья, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось. Баобабы, растущие в тропиках, также в жару сбрасывают листья.
Рассказ - задача « Ежата весной».
«Наступила весна. У ежихи появились маленькие ежата. Мягкие, пушистее - совсем на ежей не похожи. У них еще даже колючек нет. Холодно малышам. Когда мама рядом, она их греет своим телом. А без мамы совсем холодно. Вот сидит ежиха и думает:
- Надо за едой идти, да страшно оставлять. Вдруг замерзнут. Можно остаться с ежатами, погреть их, но тогда они голодные будут».
- Что делать? Как еду добыть и ежат сохранить? Ежата греются прижавшись друг к другу. Ежиха заворачивает ежат в сухие листья. Решение экологических проблем поможет детям разобраться в причинно-следственных связях между явлениями и процессами в природе: «все связано со всем» - философское понятие единства мира.
С самых первых уроков человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей экологические представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
На уроках ознакомления с окружающим миром дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем, продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложные противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса природоведения у младших школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа. Во втором классе в начале учебного года изучаются темы «Растения и животные», «Условия, необходимые для жизни растений и животных», «Связь живой и неживой природы», которые дают возможность обобщить, и систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природе. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико - материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постоянно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.
Если же при изучении курса раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
В третьем классе, при изучении тем «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относится:
защиты неживой природы от загрязнения, разрушения и истощения;
сохранения многообразия организмов и целостности сообществ;
охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
В курсе природоведения можно выделить три ступени изучения природы.
Первая: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важная ступень, без которой изучение последующих будет затруднено, но ею нельзя ограничиваться.
Вторая: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третья: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих ступенях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе, прежде всего?
Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третья ступень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях. Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Из всего сказанного ранее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам установить правила и нормы поведения в природе. Последнее, в свою очередь, не будет голословными утверждениями, а будет осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Получая определенную систему знаний на уроках природоведения, ученики также могут усвоить нормы и правила нравственно - экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определенными теоретическими знаниями. При изучении темы «Будем беречь здоровье» формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на нее окружающей среды.
Тема «Растительный мир» знакомит учащихся с растениями, природными зонами, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы «Природные богатства» в четвертом классе рассматриваются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организаций учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Особое внимание к проблемам экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развивается соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой.
В результате исследований различных проблем экологического воспитания, проведенных в 80-90-е годы, были определены методические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста. Так было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы. Особое внимание уделялось определению наиболее целесообразных форм, методов средств экологического воспитания в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли диалектических ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.
Экологическое воспитание рассматривается как одно из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и в обществе. Процесс социализации включает:
Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.
Развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения.
Сформированность «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения, «экологическая» рефлексия.
Например, дети идут на прогулку в лес. Они вступают во взаимодействие с различными природными объектами. Их ролевое поведение, осуществление новых для них ролей может протекать как акт благополучного или неблагополучного взаимоотношения с природой. Так, одни тащат домой с прогулки все, что могут: пойманных насекомых, охапки увядающих цветов, несъедобные для человека грибы и ягоды и т.д. Дома многое из этого сразу выбрасывается. Другие предпочитают возвращаться с новыми эмоциональными впечатлениями, зарядом бодрости и хорошим настроением. Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как выполняет эти правила. Для младшего школьника являются более актуальными эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Исходя из этого, хочется подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней.
Если мы стремимся к воспитанию экологической культуры, то процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Так, пример опять-таки с детьми, пришедшими в лес за грибами. Редкий ребенок устоит против желания сбить ногой мухомор. Учитель не предлагает детям запомнить правило «нельзя уничтожать мухомор», а просто рассказывает, что мухоморы - любимое лакомство лосей, чем больше в лесу этих грибов, тем сытнее и вкуснее питаются летом и осенью животные и тем легче перенести им зиму. Такой рассказ, без строгой команды взрослого, вызывает эмоциональный отклик ребенка и определяет его конкретный поступок.
В связи с этим учитель, прежде всего, должен отработать приемы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда в уголке природы, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности с природным материалом). В системе экологического образования первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия его объекта, но и найти способ устранения причины.
Чтобы воспитывать правильное отношение ребенка к природе, нужно научить его смотреть на мир глазами других. Постепенно у ребенка формируется беспристрастный взгляд на себя и это происходит тем быстрее, чем чаще детям предлагают ситуации «взгляд со стороны», которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и другим.
Интересны, целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились еж с белкой и разговорились…», «Взглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал...», «В новогоднюю ночь разговорились шишки на елке...». Особое значение для экологического воспитания приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, что повышает его значение как средства формирования экологически целесообразной деятельности. Труд - наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром с давних времен, многие разновидности труда в природе бескорыстны и по своей мотивации приближаются к общественно значимым деятельностям. Особое значение приобретает процесс труда и качественная оценка отношения ребенка к нему. Далеко не все дети любят трудиться в природе. В 7-8 лет приблизительно половина детей с удовольствием занимаются уходом за растениями, дежурят в живом уголке. А к концу начальной школы их становится меньше. Причины такого явления очевидно в том, что у школьников отсутствуют знания и конкретные трудовые учения, дети не осознают необходимости труда в природе, равнодушны к неблагополучию ее объектов. Часто преобладает эгоистический мотив деятельности: «вырастим лук для себя», «заведем аквариум и будем любоваться». К сожалению, в настоящее время объекты природы, находящиеся в классе используются не для решения дидактических и воспитательных задач, а для «украшательства» класса. Зато не исчезло из начальной школы ремесло использования природных материалов для поделок, проводятся выставки «природа и фантазия».
Много говорим об экологическом воспитании, о его формах. Наиболее распространенной формой экологического воспитания является беседа. Она может использоваться как учебная и как внеучебная, дополняющая получаемую на уроках информацию. Внеучебные беседы могут рассматриваться как программные, рассчитанные на проведение в определенной последовательности в течение года, и как спонтанные, ситуационные. Важно научить детей любоваться природой, уметь посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (например: цветущий сад, закат солнца, краски осеннего леса...). Огромную роль здесь играет не только беседа педагога по ходу любования природой, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи. Ближе и дороже становится детям родная природа, если прямо в лесу, или в парке провести праздник на определенную тему. Например: «Растения родного края», бывая с ребятами в лесу, в поле, на речке педагоги предлагают детям почитать пейзажную лирику А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, С. Есенина, накануне послушать песни на слова этих поэтов, отрывки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Когда в сказочном лесу проникновенно звучат пушкинские или есенинские строки, школьники глубже и эмоциональней воспринимают красоту природы, начинают осознавать свое единение с ней. Произведения искусств, призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя и гуманное отношение к природе, и чувств ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность. Большое значение имеет настрой учителем детей перед экскурсией. Даются советы: передвигайтесь по лесу (парку) или вдоль речки тихо, осторожно, и вы сразу увидите и услышите много интересного и постепенно поймете, что в природе «Есть душа, есть свобода, есть язык» (Ф. Тютчев), каждый уголок не должен оставить детей равнодушными. Они восхищаются величием, гармонией, тонкой игрой многоцветия или, наоборот, возмущаются, негодуют, увидев выгоревший от непотушенного костра участок леса, или следы от обильного застолья горе - туристов, плавающие в реке предметы. Бывая с детьми на природе, педагоги должны научить детей правильно разводить и гасить костер, собирать дрова так, чтобы лес становился чище, ставить палатку, не губя молодые деревья. В ходе экскурсии од руководством педагога ребята накапливают материал для будущего альбома (фотографии, зарисовки о природе, стихи). Работа над альбомом обогащает память учащихся, любознательность, позволяет взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, поэта, художника, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира. В формировании у детей бережного отношения к природе немалая роль принадлежит народному фольклору, а именно приметам и закупам (словесным предписаниям, оберегающим животных и растения от бессмысленного уничтожения). Например: рябину не руби - будет грех, синицу (ласточку) не зори - будет дома пожар, природу не надо увечь - а надо беречь и др. Народные приметы или знания об изменениях в окружающей среде помогали не только жить с природой в ладу, но и познавать ее законы, учитывать их в трудовой деятельности. Младший школьник с особым интересом воспринимает народные приметы (чем больше роса, тем жарче будет день; красный месяц - к дождю; гром гремит беспрерывно - будет град; комары появились - сей рожь; жаворонок прилетел- к теплу и т.д. Также в экологическом воспитании большое значение играют природоохранные игры, которые могут проводиться в любое время года. Их можно проводить по таким темам: «Охрана атмосферы», «Не рви и не уничтожай живое в природе», «Вода» «Изучай и охраняй лес» игра состоит из нескольких тематических заданий, содержание которых заносятся на отдельные листки. Участники игры вытаскивают наугад листки и выполняют записанные в них задания. Например: задания к теме «Лес», вступительное слово за учителем. Вопросы и задания:
Какие породы деревьев сбрасывают на зиму хвою?
Опознайте 10 видов деревьев или кустарников по листьям и хвое.
Каковы признаки старых деревьев?
Нарисовать плакат, пропагандирующий охрану леса и др.
При изучении животных на уроках или в предэкскурсионной беседе мы рассказываем детям, где живет то или иное животное, чем питается, как выглядит. Но дети с трудом запоминают рассказ учителя, хотя все излагается правильно в научном отношении. Необходимо эти научные данные дополнить стихотворными образами, предлагая те же сведения, но уже в поэтической форме. Например: на экскурсии заметили прыгающих лягушек и жаб.
Рассказываем, что жаба обыкновенная или серая живет на полях, лугах, огородах. Выглядит неуклюжей, кожа спины в крупных бородавках. Однако, как и другие земноводные, жабы уничтожают вредителей лесов, полей, садов, питаясь ими. Тем они и приносят пользу человеку.
В огородах и полях
Жабы обитают.
Слизней, гусениц и мух
Вредных поедают.
Бородавчатая кожа
Пусть вас не пугает,
Она жабу от ожога
В летний зной спасает.
В городе и на селе
Пусть об этом знают все:
Жабу ты не обижай,
- Не получишь урожай!
В парке часто можно увидеть белку обыкновенную. Рассказываем ребятам, что живет она в лесах, парках, садах. Питается семенами хвойных и лиственных деревьев, побегами, почками, грибами, орехами. Белочка строит теплое гнездо шаровидной формы, в котором рождается по 3-8 детенышей.
В сказке белочка «поет
Да орешки все грызет»,
А в лесу у белочки
Много дел, забот!
Надо домик строить ей
Для себя и для детей,
От врага укрыться:
Ястреба, куницы.
Надо и грибочки развесить на сучки,
На зиму орешки
Спрятать в «сундучки».
С веточки на веточку
Хвостик распушит
Рыженькая белочка
Все спешит, спешит.
Стихотворный образ служит для улучшения восприятия и запоминания учащимися ведений о животном. У детей появляется желание самим увидеть зверька или птицу, понаблюдать за ними в их естественной среде. Природоохранная деятельность станет для школьника не пустым звуком, а приобретает понятный ему практический смысл.
Основой существования и устойчивого развития любого государства является его безопасность. Экологическая безопасность является обязательным компонентом как национальной, так и региональной политики. Она включает в себя совокупность мер политического, экономического, юридического характера, направленных на снижение снятие экологической угрозы, стабилизацию природоохранной и социальной обстановки. Сформировавшиеся в настоящее время в Приднестровье комплекс социально-экономических и экологических проблем является следствием предшествовавших политических и экономических причин, сложившихся в регионе, как в период существования МССР, так и в постсоветский период.
Историческое наследство нерационального землеиспользования, социально-экономический кризис, несовершенство природоохранной законодательной и нормативно-правовой базы, несогласованность действий различных ведомств, отсутствие должного контроля над состоянием окружающей среды и открытости в принимаемых решений привели к следующим экологическим проблемам:
сокращение количества и ухудшение качества водных ресурсов;
накопление промышленных отходов;
уменьшению облесенности и незаконной вырубке лесных насаждений;
деградации земельных ресурсов;
загрязнению почвы агрохимикатами и пестицидами.
Все это позволяет сделать вывод, что, на данный момент, в Приднестровье сложился комплекс социально-экономических и экологических проблем, потенциально угрожающих здоровью и благосостоянию населения, а также экологической стабильности в регионе.
Для решения проблемы разрабатывается региональная программа, включающая в себя мероприятия по совершенствованию природоохранного законодательства; созданию региональной экологической сети; созданию кадастра охраняемых территорий, растений и животных, привлечению общественности к природоохранной деятельности.
Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними. Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения. Краеведение экологично по свей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважением к традициям своего народа, патриотизма.
Одной из важнейших задач образования является формирование эколого - краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности. Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства. Часто у выпускников школ преобладает потребительское отношение к природе: у них слабо развито восприятие экологических проблем как лично значимых, не сформирована потребность практического участия в реальной природоохранительной деятельности, отсутствуют системные эколого-краеведческие знания. Одной из причин неудовлетворительного состояния школьного экологического образования является недооценка использования экологических и краеведческих понятий, что может стать основным направление развития эколого-краеведческого образования в практике школ. По мнению И.Д. Зверева, нельзя переоценивать значение краеведения применительно к реализации экологического образования, так как ближайшее школьное окружение повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия с природой. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по выражению Н.Н. Баранского, могут «увидеть мир в капле воды». Проблема формирования эколого- краеведческой культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования.
Краеведение, как народное знание о природных богатствах родного края, появилось в глубокой древности. Оно было тесно связано с первоначальным познанием природы, населения, экономики, истории, этнографии своего края в их тесной взаимосвязи. Первые сведения краеведческого характера получили широкое отражение в летописях и различных государственных документах уже в XV- XVI веках. В отечественной науке проблеме воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, формирования бережного, ценностного отношения к родной природе посвящено немало исследований. Изучение родного края тесно взаимосвязано с развитием науки географии. Преподавание географии как учебного предмета в России относится к началу XVII века. В русской школе, так же как и на Западе, география носила характер собрание справочных сведений самого разнообразного содержания, которые должны были заучиваться учащимися. Примерно в это же время в школу стали проникать краеведческие идеи в их современном понимании. В 1761 году М.В. Ломоносовым делается попытка краевых исследований с участием местного населения и детей. В 1782 году в городах открываются народные училища, которые расширяют возможность использования школы в краеведческих целях, а в 1788 году вышел правительственный документ, в котором содержалось указание о том, чтобы силами учителей и школьников были созданы описания своей местности. У истоков массового краеведческого просвещения стоял видный педагог и натуралист В.Ф. Зуев, написавший первый русский учебник по естествознанию «Начертание естественной истории». В основу своего учебника В.Ф. Зуев положил идею преимущественного изучения природных богатств родного края. В нем проводилась линия связи науки с потребностями в практической жизни. Значительное место В.Ф. Зуев отводил сведениям об экологических связях организмов в природе. В предисловии к своему учебнику он рекомендовал учителям полнее использовать природное окружение школы. Большое значение В.Ф. Зуев придавал показу натуральных объектов природы, составлению гербариев и коллекции из природных материалов, проведению экскурсий с учащимися в горы, на поля, в лес. Тем самым указывал на обязательность изучения природы своего родного края, выдвигал требования, которые в настоящее время определяются как краеведческий принцип в обучении.
Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура нашего региона. Цель краеведческого образования - формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашем регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Задачи краеведческого образования:
формирование культуросообразного поведения, понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре;
формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края;
воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции нашего региона.
Выделяются такие принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Необходимо умело использовать сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представление о целостности мира, природы, человека. Цель эколого-краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы освоения теоретических вопросов. При этом фрагментарное введение эколого-краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами.
Не менее важным этапом работы по эколого-краеведческому воспитанию является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет вязь с социосферой. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учиться грамотно с ним взаимодействовать.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение». Здесь необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются климатические условия, растительный и животный мир, геологическое строение. Только на основе знаний можно убеждать учащихся в необходимости заботливо относиться к природе. Поэтому необходимо выбирать разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы и т.п.
Для освоения содержания курса краеведения необходимо овладение понятиями. Осознанному восприятию понятий и терминов способствует игра «Третий - лишний». Например: Днестровск - Каменка - Кишинев; Днестр - Днепр - Реут; гипс - глина - черный уголь.
Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая краеведения - элементарная самостоятельная поисково - исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. Приемы и формы эколого-краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные: составление и разбор предложения, отражающих факты истории и культуры региона, изучение своей семьи, рода, профессии родителей; во внеклассной работе - привлечение материалов газет, журналов, книг, проведение экскурсий.
При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:
события местной культуры и истории должны быть важными для нашего края, понятными и доступными возрасту учащихся;
факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в исследовательской работе по какой-нибудь теме;
формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
вызывать интерес к родным местам, содействовать формированию патриотических чувств.
Краеведческий материал можно использовать фрагментально в предложениях по русому языку. Например, при изучении темы: «Однородные члены предложения». «В лесу, у села Терновка, растут тополя, клены, вязы, ясени». «В лесах нашего края можно встретить иву, белый тополь, ольху». «В реку Днестр несут свои воды притоки Реут, Икель, Ботна».
Написание заглавной буквы:
Река Днестр берет свое начало в горе Розлуч на севере Карпат у села Волчье;
Каменка - самое великолепное имение Витгенштейнов в Подолии.
При написании сочинений на различные темы: «Краски осени», «Мой город в золото одетый», «Цветущий Тирасполь», «Моя Родина - ПМР».
Некоторые стихотворные тексты используются для орфографических минуток, письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, падежа, числа, имен существительных, частей речи, времени и спряжения глаголов. Например: Г. Гурски «Апрель».
Задание: назвать глаголы, указать их время, лицо, число и спряжение (просыпается, достает, пишет, вешает, раскрывает, обнажает - наст.вр.,3 л., ед.ч., I спр.; расписал - прош. вр., 3 л., ед.ч., 1 спр.)
«Глаза Днестра».
Задание 1: выписать имена существительные, определить падеж, число, склонение (дружок, бережок - И.п., ед.ч., II скл.; в банках, этикетках, слянках - П.п.,мн.ч.; лаз - Р.п., мн.ч.).
посмотришь - приставка по-, окончание глагола 2 лица ед.ч.;
глаз - парный согласный на конце слова.
Письмо по памяти
Г. Гурски «Кукушкина грусть»
- Кукушка, почему ты
перестала куковать?
Я вспомнила, что где-то
живут отец и мать.
Они меня забыли,
Забили, разлюбили
Теперь от них привета мне не ждать....
А. Комольцев «Утро Родины».
Хороши в Молдавии рассветы,
В сизой дымке горы и леса.
Днестр струится голубой и светлый
Перламутром звезд горит роса...
Гурковский «Мое Приднестровье».
Левый берег Днестра,
Правый берег Днестра...
Между ними река –
Голубое раздолье.
Здесь веками живет
Гордый, вольный народ,
Здесь родная Земля,
Здесь мое Приднестровье!
С этой же целью используются стишки о животных края их книжки Н.В. Божко «Мир животных».
Для развития читательского опыта на уроках внеклассного чтения учащиеся знакомятся с творчеством приднестровских писателей и поэтов Б. Челышева, Н. Фридмана, Н. Елагина, И. Ткаченко, В. Караджова, Г. Пановой, Г. Гурски, В. Гурского, А. Вырвич и др. Дети сами пробуют высказать свою любовь к родному краю, восхищение его природой в рифмованных строках, сочинениях.
Теоретические исследования своего края оформляют в виде рефератов.
В краеведческой литературе есть материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. «Риф у станции Каменка занимает площадь в 10 га, Рашковый комплекс занимает площадь в 110 га. Во сколько раз площадь Рашкового комплекса больше площади рифа у станции Каменка?»
«Общая протяженность реки Днестр 1362 км. Протяженность Днестра по территории Приднестровья 425 км. На сколько км меньше протекает Днестр по ПМР?»
«Животный мир ПМР насчитывает 12008 видов. В Днестре обитает 79 видов рыб. Какую часть составляет количество видов рыб от всего количества видов животных?»
«Население г. Бендеры составляет 133000 чел. Из них молдаване - 38570 человек. Сколько человек других национальностей проживают в Бендерах?»
«Заповедник Новоандрияшевский занимает площадь 307 га. Ягорлык - на 840 га больше. Какую площадь занимает заповедник Ягорлык?» С большим интересом учащиеся принимают участие в экскурсиях по городу, в Ботанический сад, в музеи города, по памятным местам и памятникам истории и культуры ПМР. Очень любят и с удовольствием готовятся к мероприятиям на эколого-краеведческие темы (КВН, викторины, игры, утренники...). На уроках классного часа эколого-краеведческого воспитания используется материал газеты «Планета детей», учебного пособия по краеведению Н.Я. Боевой «Люби и знай родной свой край».
В результате практической работы и наблюдений я сделала следующие выводы:
Эколого-краеведческое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Теоретические основы эколого-краеведческого воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа эколого- краеведческого воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно- развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы и делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например уроки - праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.
При проведении нестандартных уроков у школьников не только повысится уровень эколого-краеведческих знаний, но и в значительной степени изменится мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников. Подготовка данной работы убедила меня в большой важности дальнейшей работы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов. Целью исследования взаимодействия экологического и краеведческого образования является формирование человека с высоким уровнем экологической культуры, сочетающего в себе экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых экологическими ценностями. Эколого- краеведческое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и в неурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несет больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.
Закончить хочется словами И. Лаптева:
«.... Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу Земли. Помнить об этом - наш величайший долг. Помнить и включаться в работу по охране природы. Помнить, что в этой работе нет малозначительного, маловажного. Ибо это работа сохраняет жизнь на планете, породившей, взрастившей и питающей человечество. Это работа - во имя человечества и человечности».