Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; Дать представление о разновидностях птиц, научить выделять признаки сходства и различая у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологический час "Перелётные птицы"»
ГКС (К)ОУ спецшкола-интернат с. Головинщино
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС
Тема « Перелётные птицы»
Воспитатель: Пивоварова Ж.В.
2014 г.
Тема: «Перелётные птицы»
Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; Дать представление о разновидностях птиц, научить выделять признаки сходства и различая у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, записи птичьих голосов.
Ход занятия
Организационный момент-
Ребята, давайте отправимся с вами… за чудесами! Да, да ,за чудесами!
Что ни за шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно « почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- Тема нашего занятия спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
ЗНАКОМСТВО С МНОГООБРАЗИЕМ НАЗВАНИЙ ПТИЦ
- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
- Какие птицы живут рядом с нами? ( Назвать и показать изображение птицы.)
- Шумят, галдят, кричат с утра до позднего вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
( Звучит запись птичьих голосов)
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия птиц.
- Синь-синь! – посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
- Гра-гра! Представляется грач.
- Сквор-сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
- Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании. Стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
- Мы рады, что к нам летят наши пернатые друзья!
Физ минутка
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
ИГРА « НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ »
( Дети делятся на две команды.По жребию выбирают себе название и заучивают девиз.)
1-я команда « Дятел»
Девиз: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»-
И ставит подпись: дятел.
2-я команда «Сорока»
Девиз: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
1-й конкурс «Приветствие»
2-й конкурс «Разминка»
Команды отвечают на вопросы по очереди. Если одна команда не смогла ответить, отвечает другая.
Вопросы
Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи.)
Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты.)
Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерев, рябчик.)
Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
конкурс «Почтовый ящик»
- На наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал. Для этого вытяните по конверту.
Описание первое:
« Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный … (грач).»
Описание второе:
« Вам в хозяйстве помогаю
И охотно заселяю
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый … (скворец).
Игра « Прилетели птицы »
- А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно попать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…(дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Мухи и стрижи…(дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…(дети топают)
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки.
И спасибо шутки
Задание«Конкурс загадок»
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал,
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся в высь и был таков. ( Пеликан.)
Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я … (ворона).
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. ( Снегирь.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. ( Синица.)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? ( Дятел.)
Игра « Узнай птицу»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините признаки и название птиц на доске.
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Птица-строитель баклан
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Разгадайте птичьи разговоры. На доске:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Заключение.
- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой, Накрошите хлеба им на блюдце. Пусть они под вьюжною бедой Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой, Чтоб они, как только снег растает, Пронеслись над полою водой До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой, С малыми друзьями, земляками, Если дорожите дружбой той И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой, И они отплатят доброй песней. Ну а с песней жить то интересней, До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Вручение закладок
А на память о нашем классном часе я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!». А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.