Эффективность дифференцированного подхода к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, как здоровьесберегающая направленность
Эффективность дифференцированного подхода к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, как здоровьесберегающая направленность
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.В статье рассказывается , чем отличается традиционный урок от современного. Даны приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность дифференцированного подхода к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, как здоровьесберегающая направленность »
17
Эффективность дифференцированного подхода к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, как здоровьесберегающая направленность
Введение 3
Основные виды дифференцированного обучения 4
Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 6
Игровые технологии 9
Заключение 12
Приложения 16
Литература 25
Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в кругу педагогической общественности широко обсуждаются вопросы, так или иначе касающиеся разработки, использования, внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, повышающих эффективность работы и учителя, и ученика. Под педагогической технологией понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. По понятным причинам разработка научно обоснованных и гарантирующих успех педагогических действий является ещё более актуальной проблемой в системе специального образования.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов обучения. Существует ряд определений, характеризующих педагогические технологии.
1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
2) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).
3) ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько).
4) ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют мне учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.
Дифференциация обучения, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения:
1) это внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, в том числе и для воспитанников со сниженным интеллектом. То есть, наша спецшкола уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально- психологических организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента;
2) существует и внутренняя дифференциация как форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых - отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями). Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, воспитания, коррекции.
Условно в научных исследованиях выделены три группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В. Воронкова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).
В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся-хорошисты в нашей школе .
Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам оценку «3».
Третью группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. К третьей группе относятся учащиеся с выраженным психофизическим недоразвитием.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.
Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке. Например, на уроках чтения я разным ученикам предлагаю различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».
На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях.
При решении и составлении задач учащимся первой группы я предлагаю рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников.
Учащимся второй группы помимо рисунка необходимо предложить и решение задачи.
Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы.
Ребята второй и третьей групп оформляют задачу с помощью учителя, либо на доске работает более сильный ученик.
Особенно широко технологию дифференцированного обучения я использую на этапе закрепления и повторения материала. Во время контрольных работ детям предлагаю задания на карточках. Учитываю уровень обученности школьников, диагноз, а также психологические способности ребенка.
Современные передовые педагоги делят учащихся на 3 группы по способам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики.
Визуалу задания предлагаются в виде записей; карточки должны быть яркими, красивыми, красочными.
Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста.
Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.
При дифференцированном подходе к обучению важно не забывать и о таких педагогических технологиях, как учебная игра, здоровьесберегающие технологии, информационные (компьютерные технологии), природосообразное обучение.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.
Природосообразное обучение – это пед. принцип, согласно которому учитель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Обучение должно учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Это очень важно особенно в коррекционной школе.
Актуальность и необходимость использования данной пед.технологии обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. А в коррекционной школе здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе должны выходить на передний план.
На уроках для повышения умственной работоспособности детей, и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку.
Ну и, конечно же, хотелось бы сказать об игровых технологиях в процессе дифференцированного обучения. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и я сама. Игровым может быть как весь урок, так и его фрагменты. Например устный счет на уроке математики может быть ярким и увлекательным. Это и веселые стихи:
1.Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
2.Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, скучает,
Сколько их теперь, считает:
Пять щенят плюс мама – лайка.
Сколько будет, сосчитай - ка?
Это могут быть и слайды, и таблицы, и раздаточные картинки типа «Вычисли и раскрась». Также на уроках использую различные дидактические игры. Например, «Меткие стрелки». На одной половине листа даны примеры, а на другой ответы. Детям нужно решить примеры и провести к ответам стрелы. При дифференцированном подходе сильным ученикам можно раздать такие карточки индивидуально, тогда как слабые ученики выполняют это задание на листе ватмана у доски вместе с учителем.
Уроки русского языка чаще начинаются с минутки чистописания. Ее тоже можно обыграть, сделать интересной. Например, связать с каким–нибудь путешествием, приключением. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим ученика в активную умственную деятельность. Так, например, при изучении темы «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах» урок можно начать с игры «Отгадай»: Саша хотел подписать свою тетрадь и написал фамилию «иванов», имя вывел «саша» и задумался. Отгадайте, почему задумался Саша? При изучении темы «Больщая буква в кличках животных» можно предложить детям разыграть сценку:
- Кто по улице идет, громко песенку поет?
- Это утка Маврушка,
- кошка Хаврошка,
- селезень Павлушка,
- кот Мирошка,
- пес Барбос, ободранный нос.
Каждый из учащихся представляет того или иного героя в шапочке-маске с написанной на ней кличкой. Задание: чем заинтересовало вас стихотворение? Запишите клички животных.
Учителю, который стремится к творческому и профессиональному росту не составит труда обогатить свой урок, используя различные педагогические технологии. Нельзя строго разграничивать различные пед.технологии. Они чаще всего используются комплексно. Современный учитель должен умело пользоваться ими. Этого требует современный уклад жизни.
При этом технологически разработанная обучающая система обеспечивает управляемость процессом обучения. Неопределенность методики обучения сменяется четкой целевой направленностью и технологичностью обучения. Вместе с тем это требует постановки целей обучения, подготовки учебных материалов, разработки обучающих процедур, осуществления текущей и итоговой оценки учебных достижений и корректировки процесса обучения.
Реформирование специального образования обусловливает пересмотр, совершенствование уже известных, знакомых технологий. Прежде всего безусловным является переход от ориентации на усредненного ученика к ориентации на каждого ученика, которому благодаря дифференцированным и индивидуальным программам обучения обеспечивается развитие соответственно его индивидуальным и личностным потребностям и возможностям.
В моей педагогической практике любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить. Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Заключение
Таким образом, организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН. Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика. То есть стабильно повышается рост качества обученности по годам и классам. В качестве примера приведу выборку моего класса по результатам 2010-2011 учебного года и нынешнего 2011-2012.
Процент
%
3 класс
2012-2013
4 класс
2013-2014
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
Успеваемость
Качество обучения
За время работы я выработала для себя несколько правил:
-Стараюсь заинтересовать каждого ученика в работе класса;
-стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
-оцениваю деятельность ученика по процессу достижения, а не только по конечному результату;
-использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.
Я демократична в отношении к учащимся:
- не запрещаю, а направляю;
не принуждаю, а убеждаю;
не командую, а руковожу;
не управляю, а соуправляю;
не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора.
Защищаю права ребенка:
на собственное мнение;
на ошибку;
на свободный выбор элементов педагогического процесса;
на участие в общих делах класса, школы;
На традиционном уроке учитель:
1.Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.
2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
3.Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5.Планирует и направляет детскую деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.
8.Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.
На уроке с использование дифференцированного подхода учитель:
1.Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощрят детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3.Стремеиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Приложение №1
Виды домашних заданий в условиях дифференциации
Виды домашних заданий
Приемы
Три уровня домашнего задания:
Обязательный минимум (по силам любому ученику).
1.Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).
2.Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).
Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом).
Домашнее задание «Снежный ком»
Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности
1.Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.
2.Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
Особое домашнее задание
В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу задания (слабые по здоровью дети).
Визуал
Аудиал
Кинестетик
тихий
задумчивый ( контакты с детьми с трудом)
друзей почти нет
послушен
учится легко (успешно)
любит телевизор, компьютер
равнодушен к животным (может ими любоваться)
гулять не любит
очень разборчив в еде, одежде
зрелища производят сильное впечатление, но мало о них рассказывает
при стрессе замыкается в себе
говорит без умолку
вступает в контакты с детьми и взрослыми без труда
любит слушать, когда читают или рассказывают
с трудом запоминает написание букв
непослушен
возражает на замечания взрослых
к еде и одежде равнодушен
не любит красочных зрелищ
при переживании стресса срывается на крик
не способен сосредоточиться
склонен ко всевозможным угадываниям
очень подвижен
главное – заниматься делом
очень талантлив и самостоятелен
всё надо потрогать
хорошо воспринимает запахи
отлично развит вкус
очень любит животных
Приложение№2
Приведу пример заданий, используемых мною на уроках.
- по уровню творчества:
- поиск закономерностей:
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Найди значения выражений
3 + 6 = 1 + 7 =
2 + 7 = 2 + 6 =
1 + 8 = 3 + 5 =
Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными
3 + * = 9 1 + * = 8
2 + * = 9 2 + * = 8
1 + * = 9 3 + * = 8
Догадайся по какому правилу составлена таблица и заполни пустые клетки.
3
2
1
8
4
6
6
7
8
1
2
3
5
1
2
3
5
6
7
7
6
5
4
2
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Найди значения выражений
75 – 4 = 99 – 7 =
75 – 40 = 99 – 70
35 – 2 = 58 – 3 =
35 – 20 = 58 – 30
Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными
75 – * = 71 99 – * = 92
75 – * =35 99 – * =29
35 – * =33 58 – * =55
35 – * =15 58 – * =28
Сравни выражения. Разгадай закономерность, по этому же правилу составь своё выражение.
75 – 4 * 75 – 40
35 – 2 * 35 – 20
99 – 7 * 99 - 70
Задания на классификацию математических выражений:
1 уровень
2 и 3 уровень
5 + 3 = 2 + 6 = 8 + 7 =
7 + 4 = 9 + 3 = 3 + 4 =
Найди значения выражений
Сравни выражения. Подумайте, на какие две группы их можно разделить. Запиши каждую группу в столбик и найди значения выражений.
Восстановление пропущенных чисел, деформированные равенства и неравенства.
1 уровень.
2 уровень
3 уровень
Найди значения выражений
4 + 4 = 5 + 3 =
1 + 7 = 2 + 6 =
Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными
4 + * = 8
* + 7 = 8
5 + * = 8
Вставь числа.
6 + 2 = * + 5
7 + * 2 + 6
* + 4
Преобразование математических выражений, равенств и неравенств.
1 уровень
2 и 3 уровень.
6 + 2 * 9 3 + 6 * 9 4 + 5 * 9
5 + 2 * 7 3 + 4 * 6 7 + 2 * 8
Сравни выражения и числа.
Сравни выражения и числа. Запиши сначала равенства, а затем неравенства .Преврати получившиеся неравенства в верные равенства.
Постарайся найти разные способы.
Выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения.
1 уровень.
2 и 3 уровень.
( 49 + 44) – 39 = ( 58 + 23) – 38 =
( 45 + 47 ) – 45 = ( 65 + 34 ) – 65 =
Найди значения выражений.
Подумайте, сколькими способами можно найти значения этих выражений. Для каждого выражения выберите и подчеркните самый удобный способ решения.
- по уровню трудности.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.
Усложнение математического материала, который используется в задании
1 уровень
2 и 3 уровень.
Сравни числа: 523 * 524
451 * 461
623 * 723
Сравни числа: 6523 * 6524
4751 * 4761
6235 * 7235
Способ сравнения чисел одинаковый (поразрядное сравнение), но увеличение количества знаков в числах, предложенных второй и третьей группам, делает задание более сложным.
2.Увеличение количества действий в выражении.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
64 : 8 =
48 : 6 =
64 : 8 * 2 =
48 : 6 * 3 =
64 : 8 * 2 : 4 =
48 : 6 * 3 : 4 =
3.Использование обратного задания, вместо прямого.
1 уровень.
2 и 3 уровень
Сторона квадрата 6 см. Определи периметр квадрата. Начерти квадрат.
Начерти квадрат, периметр которого равен 24 см.
Решение уравнений.
1 – уровень
х + 5 = 9 х – 8 = 2
2 – уровень и 3 – уровень
Х + 15 = 35 х – 18 = 22
Работа с именованными числами.
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
4 дм = ** см
4дм 7см = * * см
Сравни: 4дм 7см * 5 дм 8 см
5 м = * * дм
5 дм 8 см = * * см
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Вычисли удобным способом
Вычисли удобным способом.
Вычисли удобным способом.
45 + 38 + 5 + 2 =
6 + 27 + 14 + 3 =
45 + 38 + 5 + 2 + 10 =
6 + 27 + 14 + 3 + 34 =
38 + 45 + * + 2 + 10 = 100
27 + 34 + 3 + * + 14 =84
Найди значения выражений.
1 – уровень и 2 – уровень
26 + 14 = 61 + 39 = 78 + 22 =
17 + 53 = 32 + 48 = 64 + 16 = Определи, что общего во всех выражениях.
3 – уровень
Составь суммы, в которых при сложении двузначных чисел в разряде единиц образуется 0 (ноль)
Приложение№3
Я хочу предложить вам самостоятельную работу по русскому языку по теме:
«Сложные слова» в 3 классе.
Цель урока: формировать умение образовывать, писать, разбирать по составу сложные слова, развивать навык грамотного письма.
1 уровень: Рассмотрите, как образованы слова, выделите в словах корни и подчеркните соединительную гласную.
ж
Тепловоз, пароход, вертолет, кашевар, землекоп.
2 уровень: Образовать сложные слова из слов, разобрать их по составу.
з
а) рыба, ловить
б) ходит пешком
в) сам летает
г) падают звёзды.
к
3 уровень: Вспомните бытовые предметы. Чаще всего эти бытовые предметы находятся на кухне. Запишите названия этих предметов - сложные слова.
Тема « Правописание парной согласной на конце слова» - 2 класс.
1 уровень: Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, рассуждай по образцу
« В слове заводы перед гласным звуком – ы произносим звук – д, значит, и в слове
Завод нужно писать букву де, обозначающую звук - д.
(Заводы) – завод, (площади) – площа * ь, (грузы) – гру * , (морозы) - моро * .,