«Эффективные педагогические приёмы и методы для инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО »
«Эффективные педагогические приёмы и методы для инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО »
В данной разработке рассказывается об особенностях организации учебных занятий в инклюзивных классах в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО.Разработка поможет учителям организовать работу с учащимися по адаптации к школе, к сверстникам и окружающему их миру не только на уроках, но и на внеурочных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Эффективные педагогические приёмы и методы для инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО »»
Методическая разработка
«Эффективные педагогические приёмы и методы для инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО »
Богомоловой Ларисы Владимировны,
учителя начальных классовМБOУООШ№14
муниципальногообразованияТемрюкскийрайон
Все люди разные. И дети тоже разные. Но все дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?
“Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы им поможем”. ….
За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Работая в школе много лет, я всегда помню об этом. С каждым годом детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. И отношение к ним должно строиться не только на общих, но и на особых принципах.
Принципы инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзия в переводе – это включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Как и в любом образовании, здесь тоже есть свои плюсы и минусы.
Плюсы инклюзивного образования:
Создание в школах специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное
образование способствует улучшению качества жизни детей, но
инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
Особенно мне хочется рассказать о детях (а такие есть у каждого учителя) с особенным психоэмоциональным состоянием, которое часто близко к экстремальному, поэтому педагогами при работе с такими детьми используется метод «холдинга» (в переводе «держать, удерживать»), разработанный американским психиатром Мартой Уэлч. Этот метод довольно-таки прост и состоит в том, что: первоначально ребенок находится с учителем в конфронтации, что не должно пугать учителя, здесь главное – не пугаться крика, плача, взмахов руками, ногами, а иногда и выскакивание из класса и т.д. В таких случаях нужно попробовать его успокоить, глядя в глаза, дать понять, что его любят и переживают за его состояние. По истечении определенного времени ребенок начинает доверять учителю, перестает сопротивляться, устанавливается контакт глазами, появляется улыбка. Постепенно, общаясь с учителем изо дня в день, ребенок разрешает себя обнять, подержать за руку и т.д., в связи с этим менять учителей, работающих с такими детьми, нельзя.
Некоторые правила работы с детьми ОВЗ:
1. Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.
2. Должна быть регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, которая позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
3. Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты», например:
- детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: при желании поменять рабочее место, расслабиться, постоять и т.д.
- учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы.
4. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Необходимо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим.
6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.
7. Учитель должен предлагать детям задания, которые они выполняли бы с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.
Эффективные педагогические приемы, методы и формы для инклюзивного образования
Совместное групповое обучение — совсем другая особая деятельность. Это лучше объяснить при помощи аналогии с головоломкой — пазлом, где у каждого фрагмента есть свое уникальное место, которое он должен занять, чтобы пазл сложился. Другими словами, все члены группы должны принимать участие в достижении единой цели.
«Пусть дети учат друг друга». Взаимное обучение сверстников — это когда один учащийся учит другого под руководством учителя. Взаимное обучение — мощный инструмент повышения эффективности обучения. Его можно использовать не только для преподавания чтения, но и математики, естественных и социальных наук, физкультуры, — практически во всех предметных областях школьной программы.
Разбивайте учащихся на пары случайным образом, просите их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Раз в неделю формируйте новые пары.
Запланируйте обучение таким образом, чтобы оно, например, проходило по 15–20 минут три или четыре дня в неделю в течение, скажем, двух недель.
Подбирайте учебные материалы, позволяющие самостоятельно исправлять ошибки (например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку).
Обучайте и тщательно наблюдайте за учениками (особенно на начальных стадиях внедрения данной формы обучения), которые выступают в роли обучающего и обучаемого.
Игровые методы–гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что для школьников с ОВЗ.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем -и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Какие бы методы или технологии вы не использовали, основное правило для учителя: создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания по окружающему миру
Задание №1
Тема: «Деревья и кустарники» (2 класс)
Развиваемое УУД: логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов действительности.
Задание для учащихся с нормой развития
- Определите дерево по его описанию.
Настоящая красавица, белые одежки, золотые сережки.
Древесина очень плотная. Сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него она погибнет.
Растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее его. Он не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных он – настоящая кормушка.
Цветет летом и цветы ее медоносы. Мед считается самым лучшим. А чай помогает от простуды.
Обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Её называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.
Задание для учащихся с ОВЗ
- Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения, покажите стрелками.
Дуб
Деревья
Ромашка
Осина
Кустарники
Береза
Сосна
Клевер
Травы
Рябина
Задание №2
Тема: «Если хочешь быть здоров!» (2 класс)
Развиваемое УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях процессов действительности.
Задание для учащихся с нормой развития
-Прочитай текст. Подумай, всё ли верно в этих советах?
- Исправь ошибки:
Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.
Задание для учащихся с ОВЗ
-Прочитай предложения.
-Выбери правильные рекомендации и обведи их номера.
1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.
2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.
3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.
4.Смотри все интересные телевизионные передачи.
Задание для учащихся с ОВЗ
- Прочитай предложения.
- С помощью текста учебника вставь пропуски в тексте:
Режим дня – это_______________, в котором _______________сочетаются учёба, игры, отдых и другие занятия.
- Чтобы быть здоровым, нужно питаться ___________________.
- Чистить зубы надо __________раза в день:__________ и ___________.
Задание №3
Тема: «Невидимые нити» ( 2 класс)
Развиваемое УУД: освоение способов решения проблем творческого характера, умение анализировать изображения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам, отнесения к известным понятиям, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов действительности.
Задание для учащихся с нормой развития
-Запиши домашних родственников диких зверей.
Волк → □□□□□□ → □□□□□□
Кабан → □□□□□□ → буйвол → □□□□
Заяц → □□□□□□
Медведь → □□□□□
Кошка → □□□□
Задание для учащихся с ОВЗ
-Реши кроссворд.
Задание для учащихся с ОВЗ
- Распредели всех животных по их «домам» (домашние животные, дикие животные).