Эффективные формы работы с визуальной информацией по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности
Эффективные формы работы с визуальной информацией по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности
Начальная школа призвана решать задачи нравственно-патриотического воспитания школьников. А нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание начинается с познания цен
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы работы с визуальной информацией по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности»
Эффективные формы работы с визуальной информацией по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности
14.05.2022
Начальная школа призвана решать задачи нравственно-патриотического воспитания школьников. А нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приёмов и методов в работе с детьми. Одним из таких условий является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам .Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Примером такой работы является составление учащимися своего родовода на уроках человек и мир. Где ребята с интересом изучают историю своего рода. Вспоминают своих предков. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень важно создание для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Знакомим детей с традициями и бытом своего народа. С огромным интересом и удовольствием дети готовятся и проводят праздники «Колядки», «Масленица». Они изучают историю возникновения праздников , обычаи, способы проведения, песни и танцы .Изучают виды устного народного творчества т. д.
Знакомство ребят с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Одна и главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Ребята нашей школы с огромным интересом знакомились улицами родного города, изучали их названия, историю жизни людей , именами которых названы эти улицы. Большой интерес вызвали и знаменитые люди, живущие и жившие на этих улицах. Ребята активно участвовали вместе с родителями в конкурсе рисунков «Мая Зямля –Прыдняпроуе», писали стихи и сочинения о героических и известных людях города Белыничи. Огромная работа была проведена по изучению жизни и подвига Лёни Лорченко. Мы вместе с детьми и посещаем музей Белыницкого-Бирули, где знакомимся с выставками картин своих земляков, узнаём родные места на картинах Л.В. Журавович.
Основной формой патриотического воспитания являются тематическая организованная деятельность, экскурсии, игры, наблюдения, праздники, досуги, развлечения. Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, посещение музеев. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей страны, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу. Школа в своей работе с семьёй должна опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий семьи и общественности, принципа совместной деятельности учителей и семьи.
Перед учителями начальной школы стоит задача проводить работу увлекательно, используя игровые моменты., чтобы слова «Я люблю свою Родину» не стали пустым звуком .В своей работе мы часто используем приём интерактивного голосования. Интерактивность – способность взаимодействовать, находясь в режиме беседы, диалога. При этом приёме все дети оказываются вовлечены в процесс познания. Данный приём позволяет решить несколько задач:
активизируется индивидуальная активность каждого ребёнка;
развиваются межличностные отношения;
проводится мониторинг знаний детей;
эмоционально скрашивается обучение, ребята становятся субъектом обучения.
Вот каким образом можно построить работу при составлении макета «Моя Беларусь». Детям предлагается несколько слайдов, где они путём голосования должны выбрать самый значимый на взгляд каждого элемент.
Слайд 1 «Символы Беларуси»
аист
лапти
зубр
кенгуру
соломенные куклы
ручники с национальной вышивкой
кроссовки
Предмет , набравший большее количество голосов помешается на стенд.
Слайд 2. Главный город Беларуси
Москва
Минск
Брест
Могилёв
Белыничи
Слайд 3. Знаменитые люди
Б.Л. Хигрин
Л.Лорченко
Н.И.Пашковский
О.М. Касаев
Н.Т. Китаев
Слайд 4. Знаменитые места Беларуси
Несвижский замок
Мирский замок
Софийский собор
Чырвоны касцёл
Слайд 5 Современная техника
трактор «Беларус»
автомобиль МАЗ
автомобиль БелАЗ
холодильник «Атлант»
Слайд 6 . Музыканты Беларуси
«Песняры»
«Сябры»
«Бяседа»
Таким образом у нас появился созданный нашими трудами и мыслями стенд о нашей Родине. Родина у нас одна, но прекрасного и доброго у нас очень много. Мы многое знаем, о многом помним, но ещё больше нам предстоит узнать и гордиться своими знаниями, своим Отечеством.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего края. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться свое страной, своим народом, своей малой Родиной. Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.