kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность применения проектно-задачной технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-задачная технология позволяет отслеживать УУД младших школьников. Проектная задача проводится два раза в год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения проектно-задачной технологии в начальной школе»

Общеизвестно, что в российском образовании поиск идей нового типа обучения был всегда актуален. Исследование идей развивающего обучения продолжается, и с введением ФГОС нового поколения оно приобрело еще большую значимость. Сегодня благодаря дос- тижениям в современной методологии и теории педагогических процессов появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач. [4].Анализ педагогической прак- тики показал, что в последние годы проблему развития учащихся в учебном процессе в на- чальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Заметим, однако, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспекти- вы использования проектных задач как особой формы учебной деятельности младших школьников. Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с ука- занием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучше- го пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) ре- зультата. [2] Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой зада- чи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сфор- мированы следующие способности: [1] − рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, по- чему не получилось; видеть трудности, ошибки); − целеполагать (ставить и удерживать цели); − планировать (составлять план своей деятельности); − моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё сущест- венное и главное); − проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; − вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою по- зицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Типы проектных задач: − Предметные; − Межпредметные; − Разновозрастные; − Одновозрастные. Структура проектных задач: 1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации; 2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей; 3. Большой объём и неоднородность материала; 4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, мо- дельных, графических средств. Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике второй год. Проектную задачу использую в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве про- верки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окру- жающему миру. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, малень- кими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уро- вень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но мне са- мой очень нравится составлять такие задачи. Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий проме- жуток времени весь процесс работы. При подведении итога необходимо, во-первых отме- тить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и любой проект строго ограничена во времени. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и спо- собствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сфор- мированы следующие универсальные учебные действия: Регулятивные УУД: − рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); − целеполагать (ставить и удерживать цели); − планировать (составлять план своей деятельности); Познавательные УУД: − моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все суще- ственное и главное); Коммуникативные УУД: − проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; − вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Требования к «проектной» задаче: − имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо вос- пользоваться набором известных или неизвестных им способов действия; − состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают уча- щимся разрешить поставленную задачу; − двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зави- симости от уровня подготовленности группы); − задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие раз- ные препятствия для решения поставленной задачи; − заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи). Педагогическая цель проектных задач: В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогиче- ской целью становится выявление у школьников способности к переносу известных спосо- бов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, кото- рая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проект- ные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или меж- предметная) в рефлексивной фазе. Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей про- грамме учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели. [3] Этапы работы над проектной задачей: − Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содер- жанием задачи. − Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распре- деление между членами группы. − Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы ра- боты внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе. − Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение получен- ной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы. − Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы. − Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации рефлексии может быть анкета. − восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока; − укажи свой личный вклад в работу группы; − что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе? − что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше ра- ботать? В качестве примера хотелось бы привести несколько вариантов проектных задач. Рассмотрим предметную проектную задачу для 2 класса. Этот урок проводился на этапе закрепления. Тип задачи: С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обу- чающая. Педагогические задачи: Обучать способам группового взаимодействия при решении проектной задачи. Проверить в практической ситуации усвоение темы по окружающему миру «Символика нашей страны». Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем. Планируемый педагогический результат: демонстрация учащимися: − усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных усло- виях; − часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; − умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — плакат. Способ и формат оценивания результатов работы: При подведении итогов работы оценивается: − владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

− оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем наблюдения и оформляется в виде листа продвижения и листа рефлексии, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне рабо- ты в группе. Проектная задача. - Что такое символика государства? - Что интересного вы узнали? - Представьте, что нам нужно оформить страничку в журнале для туристов из других стран на тему «Государственная символика России». - Какую информацию вы могли бы представить читателям? ЗАДАНИЕ Подготовьте и оформите страницу, содержащую: 1) заголовок– название темы; 2) небольшойтекст–сообщение; 3) иллюстрации(3-4) к тексту и подписик ним; 4) историческая справка; 5) интересные факты, которые могут заинтересовать читателей. Дети делятся на группы по желанию, каждая группа оформляет свой листок журнала, из предложенных фотографий, картинок выбирают нужные для работы своей группы, отби- рают нужный материал из учебника, используют поисковые сайты интернета и т.д. По окон- чанию работы по 1 представителю от каждой группы защищают свой проект. По окончанию работы каждый учащийся заполняет лист самооценки, в котором пред- лагается определить качество работы группы в целом, а также оценить свой вклад в работу группы. Стартовая проектная задача «Мой край родной» Данная проектная задача проводится в начале учебного года. Задача направлена на ус- тановление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью от- слеживания динамики их развития. Название проектной задачи «Мой край родной» Предмет Межпредметные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (рус- ский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное ис- кусство». Класс, время 3 классы, сентябрь Вид задачи Обучающая, межпредметная. Цели и педагогические задачи 1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы. 2. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умение действовать в не- стандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве. 3. Решение предметных и межпредметных задач. 4. Корректировка своих действий на основе внешней проверки. Знания, умения и способы действия, на которые опира- ется задача Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смеж- ных предметных областях. Планируемый педагогический результат 1. Освоение учащимися 3-х классов коммуникативных навыков при работе в группе. 2. Умение представлять результаты своей работы в различных формах. Способ и формат оценива- ния результатов работы. 1. Оценка решения заданий, выполненных группой. 2. Оценка метапредметных умений учащихся. 3. Оценка личностных умений учащихся. Материал для выполнения заданий объединен в четыре блока: история, национальности, достопримечательности, известные люди села. В каждый блок входят по 2 задания каждой из предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и анг- лийский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». Всего в каждом блоке 6 заданий. Предлагаемые задания связаны, но не жестко, общей сюжетной линией «Мой край родной».

На первом этапе учащиеся, самостоятельно объединившись в группы из разных классов параллели по 6 человек, изучают информацию о родном крае, оформляют журнал, посвящен- ный родному краю, состоящий из нескольких рубрик (история, национальности, достоприме- чательности, известные люди села). На втором этапе учащиеся решают задания выбранного блока и, опираясь, на решенные задания заполняют рабочий лист. На завершающем этапе учащиеся представляют итоговый продукт, представляя свою группу на финальном событии. Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач − Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. − Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. − Не бойся высказывать своё мнение. − Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников груп- пы. − Думай сам, а не рассчитывай на других. − Отвечай у доски громко, чётко, кратко. − В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку. − Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий. Инструкция для работы над журналом Сегодня организаторы дают вам возможность познакомиться с разной информацией о родном крае, создать журнал, посвящённый селу Кинель - Черкассы. Этапы работы: 1) Познакомьтесь с информацией, выданной вашей группе. 2) Создайте страницу журнала со статьёй, отражающей основные мысли вашего тек- ста на листе А3. Соблюдая следующие критерии: − логичное изложение материала, − объем найденной информации, − аккуратность выполнения. 3) Оформляйте страницу в соответствии с планом: − Название статьи. − Краткая (основная) информация о прочитанном − Иллюстрации (рисунки) 4) Эту информацию необходимо презентовать в кабинете. 5) Время выполнения работы – 1 час 20 минут. 6) Время презентации 3-4 минуты. Желаем вам успехов! Кроме того, в прошлом учебном году в нашей школе были проведены три разновозра- стные проектные задачи: «Россия – Родина моя», «Новый год в разных странах», «Парад По- беды». Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей об- становки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятель- ности на каждом этапе. И как показал эксперимент, внедрение работы над проектными задачами в учебный процесс – целенаправленная, управляемая деятельность по нахождению способа решения проблемы, фиксированная во времени. Для того чтобы ребенок мог с высокой степенью са- мостоятельности выполнить её, важно начинать работу над проектными задачами с первого класса.

Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сооб- ществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, воз- можность их использования в модельных ситуациях. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробо- вания различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов: − возрос познавательный интерес обучающихся; − повысилась мотивация к учебной деятельности; − появился интерес к освоению нового материала; − совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива; − повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; − ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными. Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями: − у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации; − ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию; − не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя). Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе работы над проектными задачами умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. Библиографический список 1.Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001. 2. Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009. – С.175. 3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148. 4. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных дей- ствий младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность применения проектно-задачной технологии в начальной школе

Автор: Кириллова Галина Александровна

Дата: 20.08.2019

Номер свидетельства: 518015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства