Двенадцатибалльная система оценивания - шаг к созданию здоровьесберегающей среды.
Двенадцатибалльная система оценивания - шаг к созданию здоровьесберегающей среды.
процесс оценивания и контроля относится к наиболее важным характеристикам организации образовательного процесса. Оценка – это сплав эмоционального и интеллектуального отношения к действительности. Наши совместные усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей, уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья.
Гимназия №93 работает над созданием новой практики оценивания знаний, умений и навыков обучающихся через внедрение двенадцатибалльной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Двенадцатибалльная система оценивания - шаг к созданию здоровьесберегающей среды. »
Двенадцатибалльная система оценивания –
шаг к созданию здоровьесберегающей среды в гимназии
Одна из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, применение образовательных технологий, устраняющих физические и эмоциональные перегрузки. Наконец – то общество признало, что здоровье не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и состояние психологического, душевного и социального благополучия.
Что сейчас происходит с современной школой? Стратегия образования ставит новые ориентиры, но накопившиеся проблемы пока не позволяют добиться серьёзных положительных изменений в работе по созданию здоровьесберегающей среды. Назовём одну из главных и достаточно болезненных проблем: результаты обучения по-прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибалльной системе. А ведь процесс оценивания и контроля относится к наиболее важным характеристикам организации образовательного процесса. Оценка – это сплав эмоционального и интеллектуального отношения к действительности. Наши совместные усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей, уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья.
Гимназия №93 работает над созданием новой практики оценивания знаний, умений и навыков обучающихся через внедрение двенадцатибалльной системы. Эта идея выросла не на пустом месте, не случайно она возникла именно в нашей гимназии. В своём развитии мы прошли определённый путь:
- по использованию многообразных видов и форм организации деятельности обучающихся с целью создания условий для саморазвития детей;
- по внедрению открытых ведомостей учёта знаний обучающихся;
- по использованию листов самоконтроля, само-и взаимооценивания;
- по открытости критериев оценки для обучающихся;
- по созданию атмосферы сосредоточенности на личности ребёнка.
Ведущими целями введения 12-балльной системы оценивания являются:
повышение здоровья, снижение тревожности и невротизации детей;
создание более достоверной, надежной, доказательной системы оценки учебного труда обучающихся, ориентированной на измерение прироста обученности, перевод обучающегося из позиции объекта образовательных стремлений педагогов в позицию субъекта своего собственного образования;
усиление положительной мотивации к обучению на фоне формирования ключевых компетентностей обучающихся;
реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений обучающихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;
создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;
формирование опыта самосознания, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания в плане сопоставления своих достижений в овладении знаниями, приёмами и способами интеллектуальной и практической деятельности;
обеспечение социальной защищенности личности обучающегося.
Двенадцатибалльная система даёт возможность школьнику задуматься и перейти с уровня внешней оценки к внутренней, а значит, помогает формированию способности действовать самостоятельно и рефлексивно, способствует ослаблению зависимости от внешней оценки, таким образом, является условием развития способности к самооценке. Ученик, получив «8» баллов может оставаться довольным: ведь это всё равно «4», и, самое интересное, что учитель даёт ему такую возможность. Но постепенно ребёнок понимает, что у меня «8» баллов, а у другого «9» или даже «10». Это психологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельности помогает человеку двигаться вперёд в своём развитии, видеть это движение, планировать его на уровне своих возможностей. В пятибалльной системе продвижение вперёд для многих остаётся нереализованным: слишком уж велика разница между «тройкой» и «четвёркой», «четвёркой» и «пятёркой». Преодолеть эту разницу не всякому ребёнку под силу, так и остаётся он вечным троечником. Именно двенадцатибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает его возможности, и это путь, позволяющий успешно применять технологию научения не палкой, а успехом.
Учителями гимназии ведётся отслеживание результатов введения двенадцатибалльной системы оценивания, которые показывают, что у большей половины обучающихся наблюдается повышение внутри оценки. Сколько ребятишек испытали чувство радости, ощутили свою успешность, сколько из них поверили в себя! Наблюдается, конечно, и понижение, но чаще всего оно в рамках одной оценки, поэтому не является столь болезненным для ребёнка, как при пятибалльной системе, не лишает его возможности наверстать упущенное, так как имеющееся снижение только сигнал, предостережение об опасности, а не провал. Работа учителя направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения: от «6» баллов к «7», от «7» - к «8» и так далее. Сложность возникает с 12 баллами. Предъявляемые высокие требования к получению этого балла закономерны, но позволяют увидеть его лишь на горизонте. Учителя, давая разные творческие задания, заранее знают, что для успешного их выполнения необходимо и в библиотеке посидеть, и дополнительную литературу изучить, и собственные творческие способности применить. Понимают это и дети, а потому многие из них не усложняют себе жизнь, им достаточно качественно, прилежно, аккуратно выполнить работу на «11». Но есть и «звездочки» (их мало), это те одаренные дети, с которыми интересно и сложно работать, и для них «12» - это и есть тот балл, который подтвердит их неординарность.
Работа по внедрению двенадцатибалльной системы оценки знаний обучающихся, мы считаем, оказалась эффективной хотя бы потому, что наших детей стала волновать не только отметка, но и то, сколько человек вложил труда в освоение тех или иных знаний, сколько затратил стараний, творческого потенциала. Ребята говорят: «Один ученик ответил на вопрос идеально, изложил весь материал, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили «отлично». Другой ученик чётко воспроизвёл текст параграфа и не более! А получил ту же пятёрку». 12-балльная система дала больше возможностей показать обучающемуся нюансы в его деятельности.
В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знать следующее:
- какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;
- на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;
- какова оценка его творческой деятельности;
- в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;
- удалось ли ему продвинуться вперёд в повышении своих результатов в учебном труде;
- как действовал в коллективе одноклассников и взрослых.
С введением 12-балльной системы изменилась позиция наших учителей, а также требования к их профессиональным качествам и содержанию педагогической деятельности. Учитель получил не только большую свободу, но и большую ответственность. Его работа отныне не связана с привычной системой «параграф-урок» в режиме изложения, она неизбежно подвела педагога к разработке разнообразных заданий, учитывающих особенности конкретного класса. Учитель вызывает к жизни новые или ранее недостаточно широко используемые виды, методы и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Чаще используются в практике различные типы тестов, продуктивные и прогностические задачи, анализирующие таблицы, написание обучающимися рецензий и других творческих работ, защиты проектов, поуровневый дидактический материал и поуровневые самостоятельные и контрольные работы, потому что без внедрения разных методик и средств стимулирования познавательной активности и оценки знаний будет невозможно обеспечить в должной мере лучшее выявление и развитие творческих способностей детей, помочь родителям увидеть и развить в детях инициативу и предприимчивость.
Современная педагогика утверждает, что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить их бесполезно. И тут на первый план выходит понятие мотивации – «системы мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности», к которым относится и двенадцатибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именно внутренних мотивов. Это выглядит так: «Я очень хочу это сделать. Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в этом. Всё зависит от меня, я – источник, ситуация меняется, если я на неё влияю. Сегодня я стал лучше, чем вчера».
Благодаря внедрению двенадцатибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения, реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повышается личная ответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. При такой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.
Путь познания не может, да и не должен быть лёгким. Он естественно связан с необходимостью приложения сил, с умением преодолевать препятствия, но не нужно его делать мучительным и болезненным. Как врач призван освобождать страждущего от болезни, так и учитель должен помогать ученику осваивать знания без «ссадин» и «ушибов», не с болью, а с интересом и увлечением.