kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный период в российской истории и образовании - время образования ценностных ориентиров. Приорбщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учрежденияхявляется формой реализации прав обучающихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей культуры, а также с убеждениями принятыми в своей семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей»

VII Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»





Православие и образование, воспитание





Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей






Баглык Валентина Степановна

МОУ НШ посёлка Харп

Приуральский район посёлок Харп

посёлок Харп








2017 г.

Содержание



Введение ………………………………………………………………… 3

Основная часть………………………………………………………….. 5

  1. Духовно-нравственное воспитание один из аспектов воспитания высших духовных ценностей……………………………………………5

  2. Религия как особый тип отношения человека к миру и самому себе...6

  3. Христианские ценности и воспитание школьника……………………..7

Заключение………………………………………………………………..11

Источники информации………………………………………………….13


































Введение

Современный период в российской истории и образовании — время формирования ценностных ориентиров. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Без ценностей жизнь человека теряет смысл. Они формируются в семье, в различных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. [5]

Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в рамках обязательных предметов предусмотрено изучение истории и культуры религии, в первую очередь христианства (православия), а также религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом, исторические и культурные основы мировых религий могут преподаваться в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов, а также в различных формах внеурочной деятельности.

В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий, религия присутствует в государственной школе, и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено.

Российская Федерация выступает с поддержкой предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим  целям  воспитания  детей.  Законом  Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14). [3 ]

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности. [ 1]





















  1. Духовно-нравственное воспитание один из аспектов воспитания высших духовных ценностей


Духо́вно - нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. [9]

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер. [1]




  1. Религия как особый тип отношения человека к миру и самому себе


Перед человечеством всегда вставали вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека. В разные периоды своей жизни люди задумываются над вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?». Ответы на эти вопросы они нередко находили и находят в религии.

Для верующего человека религия даёт понимание добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему.

Через религию сознание человека преображает реальность. Религия достраивает картину мира образами через вероучения, священные тексты и эмоции: благоговение и любовь, страх и трепет.

Существует много определений религии.

Эрих Фромм, психолог: «Религия — это система ориентации человека в мире, образец преданности цели, идее или силе, превосходящей человека».

Эмиль Дюркгейм, социолог: «Религия — система верований и практик, относящихся к вещам, священным, обособленным, запретным, которая объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает».

Клифорд Гирц, антрополог: «Религия — система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций; она формирует представления об общем порядке бытия и придаёт этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». [3]

Для нас важно придерживаться определения, которое приемлемо как для неверующего, так и для верующего человека. Такое общее определение следующее:

«Религия — это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности». [4]

Религия утверждает различие добра и зла — это важнейшие нравственные категории. Добро — это всё положительное, гармоничное, а зло — это всё отрицательное, дисгармоничное.

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. "Добро" кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека. [7]

Составной частью религиозного мировоззрения является представление о совести как наиболее очевидном проявлении нравственного закона в человеке. Нравственное чувство — это то, что внутренне присуще человеку, записано в его сердце. Великий немецкий философ И. Кант писал, что его «больше всего поражает нравственный закон, имеющийся внутри человека». [4]



















  1. Христианские ценности и воспитание школьника



Важной движущей силой во все времена была вера. Все религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни. [7]

Как и все мировые религии, христианство универсально. Оно преодолевает разделяющие людей национальные, государственные, культурные границы. Оно учит тому, что все люди равны. Эта мысль четко была выражена апостолом Павлом: '' …нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (К Колл. 3:11). Христос обращался к иудеям, его ученики, апостолы, ставшие организаторами христианских общин сначала в Палестине, а потом и по всей Римской империи, проповедовали разным народам, следуя евангельскому призыву: ''Идите, научите народы, крестя их'' ( Матф. 28:19). [3]

Христиане считают, что человек обладает свободой нравственного выбора, он самостоятельно выбирает пути, по которым идет, и должен нести ответственность за свой выбор. Христианство призывает к простой трудовой жизни, к милосердию и прощению. [3]

Таким образом, человек есть не просто биологическое существо, но и духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, воли, свободы.

У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, – и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. [2]

В христианстве высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и почитании его. В качестве нравственных ценностей выступают честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. [8]

Сохранение древних христианских обычаев и традиций в столь непростых условиях оказалось возможным во многом благодаря крепкому семейному укладу. Именно в семье прививались те духовно-нравственные ценности, которые помогали русскому человеку успешно преодолевать испытания, отстаивая свои убеждения.

Согласно христианскому вероучению, семья — это малая церковь, основанная на вере в Бога, взаимной любви, единодушии, терпении и взаимопомощи. Вступление в брак — ответственный шаг; он совершается единственный раз и на всю жизнь. Господь благословляет супругов в таинстве венчания и в дальнейшем помогает обрести и сохранить семейное взаимопонимание и единство. [6]

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках. [2]






























Заключение

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без их освоения невозможно стать самостоятельной, ответственной, духовной и социально сформировавшейся личностью.

Духовно - нравственные ценности человека тесно перекликаются поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования. Именно нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что в жизни важно помогать и поддерживать друг друга и это помогает совершенствовать характер.

Человек, как известно, существо социальное. Вокруг всегда очень много самых разных людей: родители и педагоги, родственники и знакомые, люди старшего поколения и те, кто младше нас. Все они влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Окружение, время, устрой, вера воздействует на каждого. С рождения человек впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо изучить и осознать истинно христианские ценности. Ведь они позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

В течение всей жизни человек стоит перед выбором в пользу каких-то конкретных ценностей. Этот момент духовно - нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый может пересмотреть ценности, которые воспитывали в нем его родители, педагоги и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.



















Источники информации


1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] - Москва «Просвещение» 2009. – С. 12 - 24

2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. –С 95

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – С. 45

4. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М., 2008. — С. 1069

5. http://www.patriarchia.ru/db/text/1955893.html

6. http://kak-bog.ru/nravstvennye-cennosti

7. https://www.syl.ru/article/174906/new_nravstvennyie-tsennosti---chto-eto-kak-formiruyutsya-nravstvennyie-tsennosti

8.http://ilia-prorok.prihod.ru/temy_dlja_razmyshlenija_razdel/view/id/31259

9. Ru. Vikipedia.org


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баглык Валентина Степановна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 457973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства