Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников»
Макова Татьяна Викторовна
МОУ СОШ № 8
п. Спирово Тверской области
ул. Клубная д.3
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках основ православной культуры
Проблема духовно-нравственного воспитания детей всегда была и будет актуальной.
Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. Но происходит смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании.
В наш быстротечный век всё ярче проявляются негативные явления в стране. Российское общество переживает серьёзный духовно-нравственный кризис. В последние годы особенно наблюдаются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. На основании социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции: у детей и подростков растет число хронических заболеваний, снижается порог начала табакокурения. Увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы? Кто придёт завтра в армию, в больницы, в школы, на госслужбу? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках православной культуры. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.
В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
В то время, когда учёная общественность бурно дискутирует о том, каким быть нравственному образованию молодёжи, о месте и роли религии в воспитании и, в частности, православия в нём, - в школах успешно проводятся уроки православной культуры, которые дарят радость детям, с благодарностью восприняты родителями, несут пользу не только воспитуемым, но и воспитателям.
В курсе «Основы православной культуры» открываются широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания. Этот предмет я преподаю с 2007 года, сейчас он сохранился только в 4 классе. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощение, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников. Урок должен быть творческим. А как трогательно на уроке по теме «Прощёное воскресение» дети учатся просить прощение за причинённые обиды и торжественно прощают своих обидчиков. И вот оно - совершается чудо нравственного взросления – от первых простых формальных фраз вроде «Прости, Саша, за то, что я не дал тебе карандаш, когда ты меня попросил», - до слов «Прости меня, пожалуйста, за все обиды и плохие слова, за все мои грехи по отношению к тебе». И на глазах слёзы – это ли не праздник души, это ли не искреннее очищение?! Первый маленький шаг по лестнице духовного восхождения - признание собственного недостатка, попытка преодолеть себя.
На занятиях детям узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, знакомятся с сюжетами Библии, с православными праздниками.
При изучении темы «Защитники Отечества», идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
Уроки православной культуры побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
Перед Рождеством читаем на уроках рассказы И. Шмелева "Рождественский подарок", К. Станюкевича "Елка". Каждый из учащихся, внимательно прочитав и проанализировав рассказ, выясняет, какие нравственные идеи воплощены в нем, какие христианские заповеди затрагивает. Все святочные рассказы построены на осмыслении судьбы, поведения и мысли героя в соответствии с Евангельскими заповедями. Главное в таких рассказах заключается в том, что они связаны с празднованием Рождества Христова и Крещения. В них присутствует элемент чудесного, таинственного, они создают приподнятую праздничную атмосферу, напоминающую всем о милости Божьей. В святочных рассказах зло, хаос, тьма вытесняются, замещаются добром, гармонией, светом. Они смягчают сердца слушателей, читателей, вселяя в них чувства умиления, жалости, сострадания, в этом их воспитательное значение.
Важным моментом урока является творчество. На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая библейские истории, делают макет Ноева ковчега, к празднику Рождества – Вифлеемскую звезду, из цветной бумаги - ангелов, разучивают песни – колядки, стихи для христославов. Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много. Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми глазами. Некоторые притчи можно легко инсценировать (например: «О мытаре и фарисее» и т.д.). Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал.
Уже очевидно: ограничивать преподавание этого предмета одним лишь четвертым классом методически неверно. Как это продолжать, в каком формате — вопросы из повестки дня на ближайшее будущее. К тому же комплекты учебников по ОПК выглядят недостаточно проработанными. В одних комплектах хорошие учебники и неудовлетворительные рабочие тетради, в других — наоборот. Но, в каких бы классах мы ни говорили школьникам о православии, как бы ни назывался этот курс в учебном расписании, мы всегда должны помнить главное. Даже если сейчас эти уроки не приведут ребенка в храм, к Богу, в его сознании должно остаться воспоминание, что со Христом не страшно. И когда придет время, когда человек созреет — быть может, спустя годы и даже десятилетия — он пройдет по этой тропинке. Пройдет, потому что будет помнить, где она, и будет знать, что здесь не страшно остаться. И сделать так — в наших силах.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все- таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А ЭТО ОНИ МЕНЯ УЧАТ.
Список литературы
1. Диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей. Изд-во Сретенского монастыря, М., 2007.
2. Киркос Р. Ю. Православное воспитание детей. «Сатис Держава», СПб., 2007.
3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. «Знаки», М., 2006.
4. Шевченко Л. Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя 1-й год обучения. «Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества», М., 2006.