kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Работа в духовно-нравственном направлении долгий  и кропотливый путь. Но это делать просто необходимо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.

Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.   Так как   проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро, в связи с этим я решила выбраnm данную тему своего доклада.

Цель духовно-нравственного воспитаниясоздание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

  • образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

  • развитие толерантности в общении учащихся;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины»РСО- Алании;

  • вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

  • воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

  • приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.

Для решения поставленных передо мною задач я определила приоритетные направления:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.)

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике)

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике)

4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. (уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально- психологическое)

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Для успешной реализации данных направлений я предполагаю создание следующих условий в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности:

 в содержании и построении уроков;

 в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

 в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

 в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

 в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

 в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В успешной реализации данных направлений я использую такие формы работы как, классные часы, акции, диспуты, праздники, конкурсы творческих работ, беседы, экскурсии с обязательным привлечением родителей. Так в 4  классе, по теме « История моей семьи», целью которой было расширить представления детей о родовых корнях семьи. Дети под моим руководством проводили поисковую работу. Хабибнасова Диана ( моя ученица ) совместно со своими родителями при подготовке своей работы обратились в архив города Москвы. Результат превзошёл все ожидания, мы узнали, что её прапрадедушка построил церковь, которая стоит и по сей день. Совместно с учителем была создана презентация . Данная исследовательская работа в городе на одном конкурсе заняла второе место, а через пару лет в другом конкурсе мы заняли первое место.

Я считаю,что чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о больших и малых подвигов своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. Большая и систематическая работа проводится мной в этом направлении.

Я считаю, что такая работа положительно влияет на развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Но один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников я считаю - это педагогическая культура родителей.

Полагаясь на свой опыт, я поняла, что решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника имеет взаимодействие школы, семьи и внешкольными учреждениями по местного социума. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Основными задачами в работе с родителями являются:

 развитие у родителей способности оказывать поддержку;

 развитие конструктивных способов взаимодействия;

 поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

 увеличение взаимной открытости;

 улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания. Для этого я использую различные формы взаимодействия семьи и школы:

родительские собрания и конференции;

индивидуальные консультации;

родительский лекторий;

информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и вставка на сайте школы;

недели открытых дверей.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры, с которыми ребята из нашего класс тесно взаимодействуют (библиотеки, Дома культуры, театры, кинотеатры, Дворец пионеров, ГДК, спортивная школа, бассейны, художественная и музыкальная школы и т.д.)

В заключении хочется отметить, что в начальной школе проходит

период раскрытия личности ребёнка, а её развитие и формирование в

период обучения в средней и старшей школе.

    Работа в духовно – нравственном направлении – это долгий, кропотливый труд. Но делать это просто необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина.

Закончить я хочу словами Льва Николаевича Толстого«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Автор: Розинкина Елена Шамильевна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства