Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе пословиц и притч».»
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе пословиц и притч».
Нравственность — это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Мы должны научить ребёнка любить и быть ему примером. Добрый пример необходим детям для взросления души.
Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты.
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы.
.К тому же пословицы на русском языке - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический).
Работа с пословицами обязательна на уроках литературного чтения; этому народному жанру традиционно уделяется большое внимание, так как он, как никакой другой, иллюстрирует красоту, богатство и мудрость языка. Дети высказывают своё толкование пословиц, большая работа ведётся над образностью пословиц, над пониманием их переносного смысла.
В пословицах часто встречается много старинных слов, значения которых современным детям непонятны. Поэтому, прежде чем работать над пониманием смысла пословицы, я обязательно провожу лексическую работу над старинными словами
Количество пословиц (как и любых новых единиц знания), которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – не более семи. Авторы детских учебников используют после прочтения текста литературного произведения и его анализа работу с пословицами далеко не всегда, где это уместно, или не в полном объеме. Например, к русской народной сказке «Лиса и журавль» (2 класс) в учебнике дана всего одна пословица: «За добро добром и платят», а можно расширить такую работу, используя следующие задания: найдите в тексте сказки слова, похожие на пословицу («Как аукнулось, так и откликнулось»), или какая из пословиц могла бы стать основной мысльюсказки: («Дружба заботой да подмогой крепка», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»).
Популярен на наших уроках литературного чтения и такой вид задания, как подбор к изучаемому произведению подходящей пословицы. Анализ пословиц и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать основную идею произведения, значение заглавий.
В последнее время одной из наиболее актуальных во всем мире стала тема толерантности, которая предполагает уважение к культурам и языкам других народов, а также к самим представителям иных культур.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с таким жанром народного творчества как сказка, которая позволяет расширить представления детей о самых разных нравственных качествах: доброте, смелости, взаимопонимании. Читая сказки разных народов, мы также обращаемся и к пословицам, работа с которыми дает возможность воспитания у учащихся толерантности.
Делаем вывод: и сказки, и пословицы разных стран дают людям одинаковые уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым. Практически к каждой русской пословице можно подобрать аналог в фольклоре других народов, значит, в культурах всех народов есть что-то общее, и это общее ярко проявляется в таком жанре устного народного творчества, как пословица.
Обобщить работу по чтению сказок разных народов можно, предложив задание: к каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов
Русские пословицы
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово — серебро, молчанье — золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Множество интересных заданий с пословицами можно использовать во внеурочной деятельности: в викторинах, в литературных конкурсах и т.д.
Детям на «Азбуке нравственности» по группам предлагаются пословицы, которые они должны изобразить при помощи жестов и движений (другие группы отгадывают).
Предлагаем для вашего внимания 3 пословицы:
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Глаза боятся, а руки делают»
Работа над притчами.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой ясной форме научит детей думать, находить решения проблем, разовьет воображение и интуицию. Притчи заставят детей задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками. Эти короткие рассказы помогут детям понять, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы и в жизни не делится все только на черное и белое, плохое и хорошее. Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно прорастут в будущем и дадут свои всходы.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:
1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.
2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)
3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)
4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
5.Выделение ключевых понятий.
6.Инсценировка притчи.
7.Сравнение нескольких притч.
В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые - очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу.
Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях. - Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения. - А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин - символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут. - Это - Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие. - Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней! - Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности. - Удивлён? Да, ты не ошибся, это - Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться. Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто "услышал" его мысли. - Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Бог называет людей, Своих детей, Цветами Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Но каждого Он одинаково любит, ценит и оберегает. Только дети не всегда это чувствуют. Они забывают своего Отца и не всегда сверяют свои поступки с Его наставлениями. Потому одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть.
На «Азбуке нравственности» при изучении темы «Достоинства и недостатки» мы опирались на притчу «Сад мудреца».
Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению. Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.
(Автор) В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. С этими мыслями юноша отправился к мудрецу.
(Монах) - Учитель, я не могу понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны. Одни проявляют гнев, другие обманывают друг друга, третьи ленивы, а четвёртые – очень эгоистичны.
(Мудрец) - Я услышал тебя. Пойдём, прогуляемся по саду, я покажу тебе чудесные растения.
(Роза) - Я – роза! Я так нежна и так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на моих бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, я дарю всем своё благоухание и не жду восхищения.
(Жасмин) - Я – жасмин! Мои белоснежные цветы источают тонкий аромат. Меня называют Царём ночи. Я – символ благородства и бесстрашия. Побудь со мной минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.
(Лилия) - Я – лилия! Любимый цветок королей. Подаренная лилия – это знак высочайшего почитания и уважения. Я – символ чистоты, мудрости и величия.
(Ромашка) - Я – нежная ромашка, заботлива, как матушка, способна излечить множество болезней. Я тиха, скромна и добра. А сколько во мне света!
(Незабудка) - Я – незабудка! Я будто кусочек неба, потому что радостно сияю своими голубыми глазками. У меня очень доброе сердце.
(Кактус) - Я – кактус! Ты удивлён? И мне нашлось место в саду у мудреца. Я угрюмый, но такой нужный. Я годен на корм животным. А ещё я очень красиво цвету. Целую ночь мои цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, то и со мной можно подружиться.
(Мудрец)
- Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого соя особенность, своя жизнь, своё предназначение. Бог называет своих детей - Цветами жизни. И каждый из них наполнен своим , особым ароматом. У всех разные имена и формы. Потому одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!