Литовченко И.А., МОУ СШ №3 г. Дубовки Волгоградской области)
Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел, лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. "Что ты делаешь? " - спросил мудрец. "Не видишь, я работаю!" - сердито ответил лесоруб.
«Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее»,- посоветовал мудрец.
"Heмешай, мне некогда, мне работать надо ", - ответил упрямый лесоруб.
Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков и внеклассных мероприятий за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Все педагоги, конечно же, понимают важность проблемы нравственного воспитания школьников, используют в своей работе различные технологии, но, к сожалению, зачастую, от поступков наших детей, их бездушного отношения к окружающему становится больно и горько. Чto же происходит? Может быть мы, педагоги, что-то делаем не так?
Для себя я определила, что проблему духовно- нравственного воспитания школьников буду решать только комплексно, через сотрудничество и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
В связи с этим я определила следующие направления своей работы( Приложение1)
Организационная деятельность
Любая система работы складывается из чётко и ясно обозначенных целей и задач, планирования мероприятий и их форм проведения. Мною разработана программа « Воспитание маленького гражданина», одним из направлений которой является духовно-нравственное воспитание младших школьников. Целью данного направления является создание условий, способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, чувства любви к своему краю, формированию потребности в изучении национального историко-культурного духовного наследия России, пробуждение национального достоинства, национальной гордости.
Учебная деятельность.
Формирование нравственности происходит на всех моих уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают не только содержание и методы, организация обучения, но и сам учитель, его личность, та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию, поэтому на уроках широко использую игровые технологии, проектную деятельность, работу групп сменного состава, консультантов.
Внеклассная деятельность
Наиболее распространённой формой внеклассной работы по-прежнему остаются праздники, классные часы, которые я стараюсь проводить в различной форме: беседы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, игры, викторины, конкурсы и другие. Их цель помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила. Среди классных мероприятий могу назвать классные часы « О милосердии», «Что такое настоящая дружба» , «900 дней мужества», «200 дней и ночей», «От живущих поклон Вам, бойцы, Сталинграда», « Не забыть нам этой даты, что покончила с войной». Традиционным стало проведение праздника ко Дню матери «Самый близкий и родной человек!» с песнями, частушками, конкурсами. А устный журнал «Наша малая Родина» был интересен всем, ребята узнали не только о возникновении названия нашего города, исторических памятниках, но и осознали, что нужно любить и беречь свой город, с уважением относиться к труду людей. В ходе подготовки мероприятия ребята работали над проектом « Дубовка - родной город!».
Общественно-полезная деятельность
Трудно воспитывать и формировать нравственные категории только на теоретических знаниях. Необходимо вовлекать учащихся в общественно - полезную деятельность. Поэтому в программе воспитания находят отражение операции: « Поздравление», «Кормушка», «Уют», «Чистый дворик», «Чистый родник» «Дошколята», названия которых говорят сами за себя.
Поездки, экскурсии, походы
Следующее направление нравственного воспитания младших школьников – организация и проведение экскурсий, поездок, походов, целью которого является воспитание бережного отношения к природе, историческим памятникам, изучение народной культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы современной культуры от низкопробных. Моих учеников часто можно увидеть в театрах (ТЮЗ, Царицынская опера, Донской Казачий театр, Волжский театр кукол), планетарии, музеях (Краеведческий, Палеонтологический) Волгограда и Волгоградской области. Данные мероприятия сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в нравственном воспитании. Так же в течение года планируются и проводятся туристические походы, в рамках которых не только совершенствуются туристические навыки, но формируются умения видеть и беречь прекрасное.
Участие в конкурсах.
Формированию нравственных качеств младшего школьника помогает участие ребят в творческих конкурсах различных уровней: «Семей неинтересных в мире нет», «Моя мечта», «Зеркало природы», «Россия–Родина моя», «Родной город!» Отрадно, что помогают ребятам родители, которые, несмотря на свою занятость, находят на это время и лишний раз ребята имеют возможность не только чему то научиться у своих родителей, но и просто пообщаться в кругу семьи.
Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами
Но взаимодействие с родителями не ограничивается в подготовке к конкурсам. Они являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями организуются экскурсии, праздники, конкурсы, они активные участники классных часов.
Среди своих партнёров в деле воспитания могу назвать социально-психологическую службу школы, школьную и районную детские библиотеки. Так совместно с социальным педагогом было проведено родительское собрание «Наше здоровье в наших руках», классный час « Дом моего счастья», с психологом «Роль отца в воспитании счастливого человека», с библиотекарем классные часы «Как стать Неболейкой», « В мире нужных профессий не счесть!» «Конкурс чтецов, посвящённый 70 -летию Победы».
Также мы взаимодействуем с районным отделом культуры, посещаем киноклубы, игровые программы, выставки. Мы частые гости в Дубовском районном историко-мемориальном и художественном музейном комплексе.
Безусловно, мы все понимаем необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.
В.А. Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Поэтому, конечно, учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?
Приложение 1
Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.