МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльский район, Курская область Статья: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций» Выполнила: Коростелева Галина Васильевна 1 квалификационной категории Кострова 2013 г. |
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий развитие и воспитание духовно-нравственного человека.
В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.
Поэтому сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Дети сейчас живут в условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Поэтому на сегодняшний день формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся является востребованной и актуальной задачей.
И духовно-нравственное воспитание должно решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся сложившимся в нашем общеобразовательном учреждении. На базе МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» мною была спроектирована и уже многие годы (с 2002) работает программа «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», которая является одним из ключевых направлений развития подрастающего поколения в контексте ФГОС второго поколения. Ведь именно духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. А детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.
Целью программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.
В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.
2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.
3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.
4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.
5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
7. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
8. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Разработке темы опыта я посвятила около десяти лет. Первые годы накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.
Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, встречи с духовными отцами, поездки по святым местам, вечера – встречи со старожилами села способствуют формированию духовно-нравственной личности.
Для эффективной работы по данной теме в начальной школе я учитываю психологические особенности младших школьников:
- так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;
- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);
- опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;
- для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.
Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.
Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной мудростью и народными традициями, сложившимися веками. Данную работу я провожу следующим образом. Говорю ребятам: « А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения».
Конец, кончил, дело, учись, смело, гуляй, смолоду, пригодится, в, старости, делу, венец
Конец - делу венец.
Кончил дело – гуляй смело.
Учись смолоду - пригодится в старости.
От бездельника и Бог отворачивается
Работаем над толкованием пословиц.
Конец - делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.
Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.
Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.
От бездельника и Бог отворачивается. Бездельник – ленивый человек. А Бог не любит ленивых людей, поэтому от них отворачивается. Ведь Бог сам трудился и нам велел.
(Данная информация обогащает учащихся народной и духовной мудростью)
Дальше идет работа над развитием орфографической зоркости. Ребятам предлагается найти родственные слова и объяснить написание гласной о, найти проверочное слово во второй пословице (кончил). Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Учись см_л_ду - пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть - самому пом_л_деть.
Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной и народной мудростью.
Мною также был разработан инновационный проект, направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Данный проект в нашей школе внедряется на протяжении трех лет и имеет свои положительные результаты.
Научная новизна инновационного проекта состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Формирование духовно-нравственных ценностей невозможно без постепенного, целенаправленного и систематического использования в процессе обучения учебно-воспитательных заданий. Ведущая педагогическая идея данного проекта заключается в эффективности внедрения на уроках и во внеурочной деятельности с детьми средств и методов, направленных на формирование теоретического мышления и сознания, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности и социально значимой деятельности. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и недостаточной возможностью традиционного подхода к развитию и воспитанию была разделена на три этапа.
Первый этап: обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.
Второй этап: создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.
Третий этап: обобщение исследовательской работы.
В качестве педагогического инструмента развития духовности и нравственности обучающихся в рамках данного проекта я выбрала ежедневное проведение «минуток духовности и нравственности». Пример нескольких минуток, которые проводятся на уроках в начальной школе. Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.
«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)
Цель: ознакомить с понятием «бескорыстие»
Ребята, сегодня у нас в гостях сова. Кто знает, как еще называют сову в школе? Почему?
Сегодня Мудрая сова нам принесла задание, которое вы должны выполнить. Задание интересное, поучительное. Я надеюсь, что вы его выполните и узнаете, что Мудрая сова хотела вам сказать, чему научить.
Расшифруйте нравственное качество человека.
45 : 15 = 3 б 13 * 4 = 52 с 72 : 4 = 18 р
72 : 12 = 6 с 14 * 7 = 98 е 96 : 3 = 32 ы
91 : 13 = 7 к 16 * 5 = 80 т 75 : 5 = 15 о
70 : 14 = 5 е 12 * 7 = 84 и
Запишите ответы и буквы в таблицу в порядке возрастания и у вас получится слово.
- Какое слово вы прочитали?
- Ребята, кто знает смысл данного слова?
- А что надо сделать, если мы не знаем значения слова?
- Посмотрите в толковом словаре значение слова бескорыстие.
- А кого мы можем назвать бескорыстным?
- А вы знаете, какие поступки можно назвать бескорыстными?
Вывод: бескорыстие – это качество человека, который совершает благородный, великодушный поступок.
«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)
Цель: осуществить посредством общеучебных действий содержательный анализ объекта.
- Допишите подходящие по смыслу имена существительные, укажите их род, найдите лишнее словосочетание.
Теплое…, душистая …, звездное…, дружная …, хрустальная …, топленое …, бескорыстный….
- Прочитайте словосочетания и назовите род имен существительных.
- Назовите лишнее словосочетание.
- По какому признаку вы выбирали лишнее словосочетание?
- Какое существительное вы подобрали к прилагательному бескорыстный? (поступок)
- Разберите слово по составу.
- Назовите корень в этом слове. Приставку.
- Что обозначает приставка бес?
- Как вы понимаете смысл этого слова? ( не имеет корысти)
-Какой поступок мы называем бескорыстным?
- В каких ситуациях мы можем совершить бескорыстный поступок?
Вывод: бескорыстный поступок – это действие человека на пользу другого не имея при этом никакой личной выгоды.
«Минутка духовности и нравственности»
Цель: побуждение к нравственному действию.
Вывод при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик»
- Ребята, над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?
- Какой совет вы бы дали героям рассказа?
- А как бы вы поступили на месте ребят?
- Как вы охарактеризуете ребят? Какие они? (легкомысленные, бездушные, злые)
Чтение учителем рассказа «Как быть доброй?» (журнал «Свечечка»)
Беседа: Как папа объяснил Ане: «Что нужно делать, чтобы быть доброй»
- Кто людям помогает быть добрым?
Вывод: таким образом, дети приобретают элементы опыта поведения в жизни, что побуждает их к нравственному действию.
Диагностика показала успешность выбранных заданий для решения педагогической проблемы. На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния учебно-воспитательных заданий на уровень развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Установлено, что существует определенная связь уровней духовно-нравственного развития школьников с уровнем сформированности у них основ теоретического мышления.
Эффективность инновационного проекта в том, что постепенное, последовательно, целенаправленное и систематическое внедрение учебно-воспитательных заданий в учебно-воспитательный процесс формирует у обучающихся основы теоретического мышления и сознания, осуществляет воспитание в контексте жизнедеятельности школьников и усвоение духовно-нравственных ценностей в форме нравственно ориентированных поступков, создает необходимые условия для участия детей в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Дети приобретают элементы опыта нравственного поведения и жизни.
В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Семья остается основным институтом воспитания личности ребенка и развития нравственных ценностей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. А еще веду знакомство с будущими родителями за долго до поступления ребенка в первый класс. Данных родителей приглашаю в школу на родительские собрания, где провожу лекторий «Школа родителей будущего первоклассника». Проводя индивидуальные беседы, консультации, лекции, рассказываю родителям о том, как необходимо воспитывать маленьких детей, прививая им нравственные нормы поведения. Ведь то, что заложено в раннем детском возрасте остается на всю жизнь. Данный лекторий проходит под девизом «Отвори ключи добра, красоты, любви».
Для повышения учебной мотивации обучающихся провожу внеурочную деятельность следующим образом: предлагаю детям поговорить о том, как должен относится к учебе православный человек. Но сначала предлагаю ответить на вопрос: «Зачем необходимо учиться?» После ответа говорю:
- Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика. Дальше идет работа по группам.
Работа по группам.
-Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.
1 группа
«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).
Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.
2 группа
«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).
То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.
3 группа
«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)
Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.
Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.
пригодится.
Человек уму учится весь век.
Есть терпенье, будет и уменье.
Мало хотеть, надо уметь.
Поживешь среди добрых людей –
сам подобреешь
На Бога уповай, а без дела не бывай!
Не хлебом живы, молитвою.
- Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте и помогайте мне.
1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там
старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.
2)Святой равноапостольный Кирилл. (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).
В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.
Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.
3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.
-Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?
Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу, Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.
Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».
Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе уже стало традицией проводить интегрированные уроки (ИЗО и музыка, МХК и ИЗО, чтение и ОПК, ОПК и история). Наша школа тесно сотрудничает с духовенством рыльских приходов. Поэтому в нашей школе уже стало традицией приглашать на уроки священнослужителей, выезжать на совместные праздники, проводимые в Свято-Николаевском монастыре.
Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского мы проводили в несколько этапов:
Встреча со священнослужителем. Отец Николай (священник Вознесенского храма г. Рыльска) рассказал детям об Александре Невском, как святом. Показал изображение А. Невского на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах, спрашивая, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?
Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».
Рассказ о памятных местах и памятниках в разных городах, связанных с именем А. Невского.
Работа с литературными источниками. В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.
На заключительном этапе вели работу по осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.
23 февраля, мы отмечаем праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась своими защитниками.
В нашей школе духовные отцы частые гости. Священнослужители приходят к детям на уроки ОПК, истории, проводя беседы на различные темы: «Заповеди Божьи», «Иконописцы и иконография Божий Матери» и другие, а дети посещают храмы, святые места, источники.
Ребята нашей школы ежегодно участвуют в благотворительном концерте, посвященном женам мироносицам в городе Рыльске.
Совместно с настоятелем Свято-Николаевского монастыря отцом Панкратием и методистом Демидовой Л. Н. была проведена Рождественская елка в монастыре, где принимали участие дети нашей школы. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления. А сколько было радости от врученных подарков с рук самого настоятеля. Поэтому я считаю, что такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.
Сценарий данного праздника был направлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в 2011 году, где был признан лучшим, и материалы были направлены на Всероссийский конкурс.
Коростелева Г. В. в 2012 году принимала участие в региональной научно-практической конференции «Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» Курской области с опытом работы по теме «Духовно- нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», где ее работа была напечатана в сборнике.
В школе также проводятся престольные праздники, посвященные святым, имя которого носит церковь в селе. Так в школе был проведен музыкально-театрализованный праздник «Святые Борис и Глеб».
В 2007 году материалы праздника были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагогическое исследование года», где получили высокую оценку и были направлены на Всероссийский конкурс.
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся реализуется через проведение Пасхальных фестивалей, Рождественских елок, Святой Троицы, Рождество Богородицы. Стало традицией проводить совместные праздники в базовых школах. Так в школе был проведен Пасхальный фестиваль совместно с ребятами нескольких школ на тему «Заповеди Божии». Проводятся выставки «Пасхальные мотивы», «Пасхальный благовест», «Свет Рождественской звезды».
В школе создан краеведческий музей, руководителем которого является директор школы Шевракова Н. В.
Огромный труд вложен в создание музея, как руководителя, так и ребят. Проводилась большая исследовательская деятельность. Ребята создали летопись села Костровы, проводились творческие работы по теме «Моя малая родина». Работа Добыкина Игоря была направлена на областной конкурс, где была отмечена дипломом 1 степени. В музее создан раздел «Православная Русь», который пополняется экспонатами, сделанными руками детей. Членами краеведческого кружка проводятся экскурсии для обучающихся школы и района. Разработаны тематические экскурсии:
История села, школы.
Великая Отечественная война.
Воины-афганцы – выпускники школы.
Воинский путь генерала Добыкина.
Русь Православная.
Члены краеведческого кружка принимают участие в ежегодной конференции юных краеведов.
Обучающиеся школы, учителя и жители села пополняют музей экспонатами, которые бережно хранятся в музее.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Для того чтобы учителя полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета у нас в районе большую помощь оказывают духовные отцы и методист Администрации подразделения по образованию Демидова Л. Н. Очень часто Любовь Николаевна с отцом Владимиром организуют паломнические поездки по святым местам. Так для учителей были организованы поездки в Оптину пустынь, Коренную пустынь, Глинскую пустынь. За что мы искренне благодарим организаторов поездки. Ведь такие поездки делают человека духовно богаче, добрее, милосерднее.
Также в районе для учителей основ православной культуры дважды были организованы курсы повешения квалификации на базе Курского государственного университета.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся у нас в школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах православной направленности, где ребята показывают хорошие и отличные знания, занимая призовые места и являются победителями. Так в районе проводилась игра «Умники и умницы», посвященная Великому Христовому Воскресению. Коростелева Олеся заняла 2 место, а преподаватели участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, где тоже являются победителями. Так Коростелева Г.В. и Алтухова Г. И. стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство».
Ребята вот уже много лет подряд становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по православной культуре.
МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» многие годы является социокультурным центром села. И это не случайно. Именно в школе воспитывается все: предметно-пространственная и событийная среда, социум, добрые отношения, взаимопонимание. Школа для детей является местом, где они осваивают и усваивают позитивные жизненные ценности. В команде с педагогическим коллективом в этом процессе участвуют многие родители, учреждения и организации села. Так совместно с директором СДК Добыкиным В. Ф. и заведующей поселенческой библиотекой Артамоновой Л. П. проводятся различные мероприятия, праздники, конкурсы на православную тематику. Так уже стало традицией 7 января в СДК проводить рождественскую елку для младшего школьного возраста. А 12 июня проводить праздник «День России».
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. В нашей школе почти все учителя - предметники через урочную и внеурочную деятельность реализуют программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. На базе нашей школы прошел семинар учителей математики и физики района по теме: «Духовно-нравственное воспитание на уроках естественно-математического цикла». Опыт работы Добыкиной Е. М. по данной теме был обобщен на муниципальном уровне и направлен на региональный.
Коростелева Г. В. делилась опытом своей работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся на районном семинаре учителей начальных классов, учителей основ православной культуры по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций»
Так в МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» спроектирована и действует программа духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Истоки русской духовности», которая состоит из трех разделов:
Край мой родниковый.
Основы православной культуры.
В здоровом теле – здоровый дух.
Коростелева Г. В. разработала программу по курсу основы православной культуры, состоящая из трех разделов:
«Мир – прекрасное творение» - 1 ступень обучения;
«Православная культура – культура наших предков» - 2 ступень обучения;
«Православная Русь» - 3 ступень обучения.
В школе имеется УМК под редакцией Шевченко для начальной школы и под редакцией Меньшикова для начальной, основной школы.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо. Поэтому главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. И я считаю, что только такая работа, проводимая совместно и в системе, целенаправленно и последовательно дает хорошие результаты в воспитании достойных граждан России, настоящих патриотов своей Родины, знающих историю и традиции своего народа, духовно обогащаясь, становясь добрее, милосерднее, уважительно относясь к старшему поколению. Приобретая такие нравственные качества, как: честность, правдивость, товарищество, трудолюбие, сострадание, сочувствие, мы сможем с уверенностью сказать, что действительно воспитали и развили достойных граждан своей Родины.
Отец Андрей на празднике в школе
Выставка «Пасхальные мотивы»
Праздник «Светлое Воскресение Христово»
Музыкально – театрализованное представление «Зимняя сказка»
Праздник «Святые Борис и Глеб»
Посещение святых мест (Глинская пустынь)
Праздник в школе «Пасха Красная»
Возложение цветов к обелиску.
Посещение краеведческого музея г. Рыльска
Оптина пустынь