kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения» »






Выступление по

теме:

«Духовно-нравственное воспитание

младшего школьника»



Работу выполнила:

Савельчева Оксана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

Ленинского района г.о. Самара



Самара

2013 год



























ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………….. 3 – 4



Нормативно-правовые документы………………… 5



Ожидаемые результаты……………………………. 5 – 6



Диагностический инструментарий………………... 6 – 8



Теоретическое обоснование проблемы……………. 8



Модель педагогической деятельности…………….. 9



Педагогические технологии……………………….. 9 – 17



Заключение………………………………………….. 18



Литература………………………………………….. 19



Приложение ………………………………………… 20 – 28





Введение

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф. 1977, - 11).

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Цель: формирование у младших школьников этического и ценностного отношения к миру, другим людям и к самим в условиях культурно-образовательного пространства школы; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии школьника

Задачи:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).













Нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года

- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, Основные направления деятельности Правительства РФ (от 17. 11. 2008)

- Конвенция о правах ребёнка.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Концепция долгосрочного социально – экономического развития до 2020 года(раздел III  Образование)

- Устав школы.



Ожидаемый результат

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.





Критерии оценки результатов

  • Когнитивный (познавательный) – знания

  • Мировоззренческо-ценностный – осмысление, убеждения

  • Мотивационно-потребностный:

  • Деятельностно-поведенческий – социальная активность личности

  • Воспитанность учащихся;

  • Динамика воспитания



Диагностический инструментарий

Новые стандарты общего образования указывают, что предметом итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности школьников, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания школьников – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.

Новые стандарты указывают также, что такого рода исследования должны быть  неперсонифицированными, то есть дающими общую картину результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования недопустимы). То есть оценка качества воспитания школьников – это неперсонифицированная оценка.

Итак, оценка качества воспитания школьников:

I.    не является оценкой конкретного ребенка;

II.  производится на основе неперсонифицированных диагностических методик;

III. осуществляется самим педагогическим коллективом образовательного учреждения;

IV.  используется для выявления проблемного поля школьного воспитания и совершенствования воспитательной деятельности педагогов.

Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.

В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений; в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть использованы проективные рисуночные тесты.

Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Предлагаются следующие методики:

- метод «Беседа» для учащихся 6-7 лет (Приложение 1),

- методика «Сюжетные картинки» предназначена для детей 1-2 классов (Приложение 2),

-методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Приложение 3)

- диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) (приложение 4).

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования указывает, что личностные результаты (ценностные ориентации, личностные качества и т.п. – то есть все то, что мы называем результатами воспитания) не могут являться предметом итоговой оценки качества освоения школьниками основной образовательной программы. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований. То есть оценка качества воспитания школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих этих школьников, но лишь как оценка результатов деятельности школы, семьи, иных социальных институтов. И, следовательно, результаты мониторинговых исследований личностного роста школьников не могут быть использованы для вынесения итоговой оценки этим школьникам. Результаты подобных исследований – это предмет профессионального самоанализа и самооценки педагогов данного образовательного учреждения. Это внутренняя, не разглашаемая, закрытая для других (в том числе и вышестоящих  органов) информация, используемая педагогами только лишь для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности.

Новые стандарты указывают также, что такого рода исследования должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования недопустимы). То есть информация о личностном росте школьников – это неперсонифицированная информация.

Недопустимо использование результатов опросов для какого бы то ни было давления на детей, родителей, педагогов, образовательное учреждение в целом.



Теоритическое обоснование

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.









Модель педагогической деятельности







Программа по дух. – нравст. воспитанию



Материально-техническая база



















1 класс «Пути-дороги в мир здоровья»

Задачи:

успешная адаптация к школьной жизни;

эмоциональная устойчивость обучающихся;

создание предпосылок для формирования классного коллектива;

активное участие родителей в жизни класса, школы.

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Узнал сам, поделись с другими»

(интеллектуальное воспитание)

Формировать любознательность, интерес к знаниям.

«Мои любимые уроки»

«Мы уже писать умеем»

«Кто лучше считает?»

«Клуб Почемучек»

викторина - игра

поздравительная открытка

математический ринг

поисковая деятельность

«Патриот»

(гражданско- патриотическое воспитание)


Формировать нравственную культуру семьи;

Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

«Ветеран живёт рядом»

«Достопримечательности нашего города»

«Символика родного края»

изготовление поздравительной открытки

фотовыставка

беседа

«Я – человек»

(нравственное воспитание)

Создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

Ролевая игра «Учимся дружить»



«День рожденья только раз в году!»

«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

«Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

праздник



игра

концерт для мам и бабушек

«По законам красоты»

(эстетическое воспитание)

Показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

«Алло, мы ищем таланты!»

«Картинная галерея»

час творчества



путешествие в

мир творчества

«Держи землю, воздух и воду в чистоте»

(экологическое воспитание)

Создать условия для формирования и развития экологических знаний, воспитания любви и бережного отношения к природе.

Экскурсии по временам года



«Помоги братьям меньшим»



«Птицам нужна помощь»

экскурсии

акция «Помощь зоопарку»

изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку»

«Мы – спортивная семья»

(физическое воспитание ЗОЖ)

Формировать понимание значимости здорового образа жизни;

Мотивировать на посещение кружков и секций.

«Азбука Здоровья»



«Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки»



«Панорама развивающих курсов»



«Зимние забавы»

конкурс рисунков



беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе





спортивный праздник на природе


«Твори добро на всей земле»

(трудовое воспитание)

Формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

«Любимая школа - чистая школа»

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

"Как трудится моя семья"

экскурсия

беседа

выставка рисунков

2 класс "Познай себя"

Задачи:

устойчивые положительные результаты обучения;

активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

негативное отношение к вредным привычкам;

создание органов классного самоуправления.

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Узнал сам, поделись с другими»

(интеллектуальное воспитание)

Расширять кругозор;

Воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Лингвистический кросс

Математический кросс

«Что? Где? Когда?»

утренник

интеллектуальный конкурс





викторина

«Патриот»

(гражданско- патриотическое воспитание

Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Знакомить с общественно - политической жизнью страны.

«Герои города в названиях улиц»

«Подарок ветерану»

«Символика России»

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

«Я – человек»

(нравственное воспитание)












Создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.




«Кто что любит и умеет делать»

«А, ну-ка, мальчики!»

«В стране Мультфильмии»

«О бабушках и дедушках»

«Вы сказали, здравствуйте!»

конкурс

викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра - путешествие

устный журнал



практикум

«По законам красоты»

(эстетическое воспитание)

Создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

Приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

«Держи землю, воздух и воду в чистоте»

(экологическое воспитание)

Создать условия для формирования и развития экологических знаний, воспитания любви и бережного отношения к природе.

Проект «Мы – экологи Самары»

проект

«Мы – спортивная семья»

(физическое воспитание ЗОЖ)

Формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Полезные привычки»

«Осенний кросс»

«Весёлые старты»

«Береги здоровье смолоду»

викторина

соревнование в параллели классов

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

«Твори добро на всей земле»

(трудовое воспитание)

Приобщать к общественно - полезной деятельности

«Книжкина больница»

«Данила – мастер»

Операция «Чистюлька»

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

3 класс "Мир человеческих чувств"

Задачи:

проявление интеллектуальных способностей на уровне города, области, России;

знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

ощущение ответственности за совершаемые поступки.

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Узнал сам, поделись с другими»

(интеллектуальное воспитание)

Приобщать к разнообразной творческой деятельности;

Формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

«Я – исследователь»

интеллектуальный конкурс

конкурс исследовательских работ

«Патриот»

(гражданско- патриотическое воспитание

Формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

«С чего начинается Родина?»

«Дети – герои»

«Имею право. Мои права»

дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

«Я – человек»

(нравственное воспитание)




Формировать желание проявлять творческую инициативу

Проект «История моей семьи – история моей страны»

акция добра

праздник семьи

классные часы «История возникновения фамилии»

презентация проекта

«По законам красоты»



(эстетическое воспитание)

Формировать эстетический вкус, стремление к красоте во

всех проявлениях жизни;

Создать атмосферу взаимной заинтересованности

«Самым любимым и родным» «Прекрасное в моей жизни»

«Правила хорошего тона»

«Учимся правильно жить и дружить»

«Сделай мир добрее»

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра



практикум

акция

«Держи землю, воздух и воду в чистоте»

(экологическое воспитание)

Создать условия для формирования и развития экологических знаний, воспитания любви и бережного отношения к природе.

«Эти удивительные растения»



«Коса – девичья краса»

Путешествия по родному краю

познавательная игра



конкурс-праздник



экскурсии

«Мы – спортивная семья»

(физическое воспитание ЗОЖ)

Формировать способности управлять своим здоровьем.

Проект «От дворового футбола к мировому чемпионату»

классные часы

ветеранская помощь

выступление с рефератами по спортивной тематике

игра в футбол

пресс – конференция

«Твори добро на всей земле»

(трудовое воспитание)

Развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

«Кто работы не боится, у того она и спорится»

«Мои поручения в классе и дома»

Субботники



конкурс

4 класс «Учим младших, берем пример со старших»

Задачи:

овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

проявление самостоятельной творческой активности;

умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

готовность к самоопределению в социуме.

создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Узнал сам, поделись с другими»

(интеллектуальное воспитание)

Создавать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей уч-ся

Предметные олимпиады

Заседание клуба «Интеллект»

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

«Патриот»

(гражданско- патриотическое воспитание

Воспитывать гражданскую ответственность, достоинство, уважение к истории, культуре России

«Самара – наш общий дом»

Встреча с коллективом «Росинка» по теме «Путешествие в прошлое» «Музей своего Я»

конкурс сочинений

встреча





вечер - презентация

«Я – человек»

(нравственное воспитание)

Создавать условия для проявления уч-ся нравственных знаний, умений и совершение нравственно оправданных поступков.

«Идеи единства общества, мира и духовного согласия»

Акция «Забота»

«Подарок ветерану»

круглый стол

посещение ветеранов

КТД

«По законам красоты»

(эстетическое воспитание)

Создать условия для формирования и развития чувства прекрасного, эстетического вкуса, духовной культуры.

«Лучший кабинет» (озеленение, оформление кабинета)

Показ «Театра на ладошке» для учащихся 3 – 4 классов

конкурс





театральное представление

«Держи землю, воздух и воду в чистоте»

(экологическое воспитание)

Создать условия для формирования и развития экологических знаний, воспитания любви и бережного отношения к природе.

«Посадка деревьев» (на пришкольном участке, возделывание клумб)

«Экологический светофор»

Заседание клуба «Экос»

экологический десант





игра

«Мы – спортивная семья»

(физическое воспитание ЗОЖ)

Создать условия для физического развития, воспитания негативного отношения к вредным привычкам

Проект «Зимняя Олимпиада»

(спортивные и интеллектуальные состязания - старт)

«Твори добро на всей земле»

(трудовое воспитание)

Создание условий для проявления трудолюбия, ответственности за свою работу, развитие самостоятельности.

«Наш друг – пылесос»

час творческих идей и находок

работа тимуровской бригады

















ТРАДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Методы воспитания

Беседа.

Лекция.

Дискуссия.

Метод примера.

Диспут.

Метод создания воспитывающих ситуаций.

Соревнование.

Познавательная игра.

Методы контроля: самоконтроль, самоанализ, наблюдение, анализ

Содержание воспитания

КТД

Конференция.

Круглый стол.

Классный час.

Концерт.

Конкурс.

Деловая игра.

Клуб интересных встреч.

Спортивные состязания.

День самоуправления.

Контроль качества воспитания

Определение уровня воспитанности.









Заключение



Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.















Литература

1.Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

2.Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

3.Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.

4.Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

5.Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008

6.Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.       

7.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007 Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978

8.Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

9.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006

10. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

11. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

12. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.







Приложение



Приложение 1

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

o   Вопросы для беседы:

o   Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

o   Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

o   Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

o   Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

o   Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

o   Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

 

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

 Приложение 2

Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов по Р.Р.Калининой) Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

 

Приложение 3

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

 



Приложение 4

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (1 – 2-е классы)

 (методика Н.П. Капустиной)                                                       

 

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в  учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек




 



Оценка результатов:

3 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень                           3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень                          2,8 – 2 – низкий уровень

 

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (3–4-е классы)

(методика Н.П. Капустиной)

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я всегда выполняю домашние задания

  • я люблю читать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в  учебе

  • я внимателен

  • я старателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу

 

 

 

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я выполняю правила внутришкольной жизни

  • я участвую в делах класса и школы

  • я добр в отношениях с людьми

  • я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен

  • я соблюдаю культуру поведения

  • я забочусь о здоровье

  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха

  • у меня нет вредных привычек

 

 


                                     

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень                           3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень                          2,8 – 2 – низкий уровень

 Приложение 5

 Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+2» до «–2». Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису – что, безусловно, может снизить объективность диагностики. По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного роста. На этой основе делается вывод об имеющихся у ребенка социальных знаниях и его отношениях к базовым общественным ценностям.

Вторая часть – это перечень возможных социально-ориентированных акций, общественно-полезных дел, контактов ребенка с представителями общества, которые могли быть организованы в образовательном учреждении. Школьнику предлагается указать те из них, в которых он был задействован, а также отметить, в каком статусе он был задействован в этих делах: участника или организатора. На этой основе делается вывод о том, какой опыт ценностно-ориентированного социального действия школьники приобретают в образовательном учреждении.

Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник необходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз – у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Можно использовать данные опросники следующим способом:

- первый раз – среди четвероклассников,

- второй раз – среди шестиклассников (в этих двух случаях используется опросник для 5–8-х классов),

- третий раз – среди девятиклассников,

- четвертый раз – среди тех же школьников, но уже учащихся 11-го класса (в последних двух случаях уже используется опросник для 9–11-х классов).

Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа преуспевает в достижении тех целей, которые ставили перед собой педагоги.





Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации специалистов)

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования





Итоговая работа

на тему: «Проектирование урока по русскому языку во 2 классе на тему «Начальная форма слова » с использованием технологии проблемно развивающего обучения»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 18.08.2014г. – 22.08.2014г.

«Проектирование учебного занятия в рамках современных

образовательных технологий»









Работу выполнила:

Савельчева Оксана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

Ленинского района г.о. Самара



Самара

2014 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение …................................................................................................ 3-4

I. Технология проблемного обучения …................................................. 5- 13

1. Создание проблемной ситуации ….................................................. 7- 8

2. Компетентностный подход в школьном обучении......................... 9-10

3. Этапы проблемного обучения …...................................................... 10

4. Способы создания и виды проблемной ситуации …........................11

5. Методы проблемного обучения......................................................... 11

6. Способы решения учебной проблемы............................................... 11-12

7. Измерение ключевых компетентностей …....................................... 12-13

II. Заключение ….......................................................................................... 14

Литература …................................................................................................. 15

Конспект урока............................................................................................... 16-17























ВВЕДЕНИЕ

“Как пробудить и поддерживать интерес у учащихся к учению? Если спросить у детей: “ Зачем вы ходите в школу?” Старшие в основном отвечают: “Пообщаться”. А вот младшие говорят: “Учиться”. Учащиеся должны учить себя, а учитель должен создавать для этого условия. Главная роль учителя на уроке – организовать учебный процесс. К сожалению, наш сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Взрослея, учащиеся всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли. Учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и самооценивания. научить учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся мире.

Так как школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, она должна готовить своих учеников к продолжению обучения, к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Современному рынку труда нужен хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, обладает навыками межличностного общения, способностью к саморегуляции, т.е. личность со сформированными ключевыми компетенциями.

Сегодня родители стали социальными заказчиками в образовательном процессе. На основании анкетирования большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в ВУЗы и Сузы.







В связи с этим возникают противоречия:


-между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,


-между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.

Решение этой проблемы заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование ключевых компетенций учащихся.


Цель проекта: формирование ключевых компетенций учащихся посредством проблемно-развивающего обучения.

Задачи:

  • сбор и анализ информации о системе формирования ключевых компетенций;

  • разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения;

  • формирование концепции компетентностного подхода в Программе развития школы;

  • внедрение проблемно-развивающего обучения в образовательное пространство школы.



















I. Технология проблемно развивающего обучения


Идею активного обучения развивали такие философы и педагоги, как Сократ, Пифагор, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо.


В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С.Выготский. В настоящее время известна технология развивающего обучения, разработанная под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. М.Н. Скаткин. И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский разработали новое направление в методике обучения – проблемное обучение.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше, и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И.Махмутова и ряда других авторов (Ю.К.Бабанский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж.Брунер, В.Оконь, Т.Новацкий, Х.Век и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением” (Махмутов М.И. 1975. С. 255).

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются “проблемная ситуация” и “учебная проблема”.

Проблемная ситуация - это, по определению А.М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.


Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт” (Матюшкин А.М. 1972. С. 193).


Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления - в проблемной ситуации” (С.Л. Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.


1. Создание проблемной ситуации


Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Основные способы создания проблемных ситуаций: сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов, анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д.


Проблемная ситуация возникает:


1. если учащийся сталкивается с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

2. если имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией;

3. при затруднении учащегося в обосновании (и осознании) выполняемых им действий.

4. если учащийся не знает способа решения поставленной задачи.


Проблема - (в пер. с греч. - “задача”) - теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное. Проблемы делятся на естественные и специальные, преднамеренно создаваемые (научные и учебные), производственные, общественные, воспитательного характера. Проблема (задача) - явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме ( в звуках или знаках) и превращается в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания учеником в виде учебной проблемы.


Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же, как любое суждение , пока оно не будет выражено в звуках языка или знаках письма. Основными элементами учебной проблемы являются “известное” и “неизвестное” для ученика (Махмутов М.И. 1975. С. 124). Психологическая суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новыедля ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При наличии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание указывает направление поиска; при наличии достаточных опорных знаний для решения проблемы.

Реализация проблемно-развивающего обучения осуществляется на основе применения учителем ряда принципов дидактики (проблемности, мотивации, межпредметных связей, доступности и др.).


Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно-развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения.


Изучение существующего теоретического и практического опыта позволило сделать вывод о том, что эффективность применения проблемно-развивающего обучения обусловлена тем, что оно основано на психологической посылке: мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, это процесс продуктивный, творящий новые знания;

оно помогает так организовать учебный процесс, что учащиеся целенаправленно приобщаются к самостоятельному добыванию знаний.

2. Компетентностный подход в школьном обучении


На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, гражданско-политических.

Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого достигнут учащиеся на этапе завершения обучения в школе. Дальнейшее развитие их компетенций будет происходить по мере обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.


Выделяют четыре направления применения компетентностного подхода в школьном обучении: для формирования ключевых компетенций, обобщенных предметных умений, прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения она становится продуктивной. Девиз педагога меняется с “Делай как я” на “Я вместе с тобой”, стиль общения учителя и ученика с монологичного на диалогичный, позиция ученика с “пассивного слушателя” на “активный участник”. Функция учителя при традиционном обучении – носитель информации, в условиях развивающего обучения – организатор сотрудничества, консультант.


Начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность. Основатели теории развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определили потребности как движущую силу развития личности.


Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности. Проблема – это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт.

Итак, “проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки”. (М.И. Махмутов)


3. Этапы проблемного обучения



Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.

1) Подготовка к восприятию проблемы.
2) Создание проблемной ситуации.
3) Формулирование проблемы.
4) Процесс решения проблемы.
5) Доказательство правильности избранного решения.

4. Способы создания и виды проблемных ситуаций
  • Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.

  • Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.

  • Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель

  • Использование принципа историзма.

  • Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний


Виды проблемных ситуаций

Ситуация неожиданности
Ситуация конфликта
Ситуация предположения
Ситуация опровержения


5. Методы проблемного обучения

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.


6. Способы решения учебных проблем

К инновационным способам относятся такие способы решения проблем, как исследовательский, дискуссионный и игровой.

Исследовательский способ решения позволяет приблизить процесс ученического познания к научному познанию

Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Проектная деятельность создает условия для творческого саморазвития, закладывает основы постоянного самообразования и самосовершенствования.

Диалогический способ познания – заключается в организации процесса решения проблемы в виде обмена мнениями, идеями ради поиска истины. Виды применяемых уроков: урок-дискуссия, урок-поиск, конференция.

Игровой способ предполагает что, процесс решения проблемы строится не как научный спор, а как игра.

В современном обществе преимущества имеют те, кто способен выстраивать отношения с другими людьми, те, кто правильно оценивают свои личностные особенности и особенности других людей, те, кто умеют объяснять и убеждать, те, кто способны уживаться с другими людьми. Применение инновационных способов решения проблем способствует формированию таких качеств личности, что является залогом успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности.

Развитие компетенций происходит не только при изучении учебных дисциплин на уроке, но и в процессе общественной, трудовой, культурно-досуговой деятельности во внеурочное время.

7. Измерение ключевых компетенций

Компетентность – интегрированное качество личности, поэтому практически не поддается прямой диагностике. Однако именно наличие компетенций определяет готовность человека продемонстрировать свои знания и умения в конкретной ситуации. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций. К наиболее эффективным средствам измерения компетенции учащихся относятся:

  • портфолио;

  • ситуационные задания;

  • задания практико-прикладной направленности;

  • публичная оценка результатов проектной и исследовательской деятельности;



Критерием успешного применения проблемного обучения служит повышение активности учащихся в процессе познавательной деятельности, самостоятельности и творчества в работе, в итоге – повышение успеваемости.







































II Заключение


Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках усиливает мотивацию учебной деятельности, активизирует познавательную активность, способствует реализации интеллектуального потенциала и личностной направленности учебного процесса.

Хочется отметить, что эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую, нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Учителю следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.

Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».





















Литература

1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: "Знание", 1991.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: "Просвещение", 1977.

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: "Просвещение", 1968.

































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения»

Автор: Свельчева Оксана Ивановна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства