"Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на произведениях Н.Носова."
"Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на произведениях Н.Носова."
Актуальность
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребёнка.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.
Внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на произведениях Н.Носова." »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
(143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Солнечная, д.14)
Тел. 593-69-24
Курсовая
Тема Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на произведениях Н.Носова.»
Выполнила: Полищук Анастасия Ивановна
Учитель начальных классов
Одинцовской средней общеобразовательной школы №1
«
Актуальность
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребёнка.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.
Внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Объект
Нравственное воспитание младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.
Цель
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.
Предмет исследования
Влияние нравственного воспитания школьников посредством произведений Николая Носова.
Задачи исследования
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
4.Изучить теоретические проблемы нравственного воспитания.
5.Исследовать практическое воздействие произведений Н.Н.Носова на ребёнка.
6.Разобрать способы воспитания нравственности у детей, заложенные в произведения Н.Н.Носова.
Гипотеза исследования
Произведения Николая Носова являются эффективным средством воспитание нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если: - учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей; - учитель владеет методами и приемами, которые направлены на воспитание нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста; - работа по воспитанию нравственных ценностей проводится совместно с семьей (родителями).
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.
Задачи нравственного воспитания детей младшего школьного возраста эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
В требованиях ФГОС обозначены направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
Биография Носова Николая Николаевича
Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. После1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году
перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик
мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой
Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с
самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году. Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год
выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».В 1938-- рассказ «Огурцы», «Фантазеры», «Заплатка».
Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:
1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью духовно-нравственного воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школе.
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Методика «Сюжетные картинки»
(по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Список литературы
Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные роблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997.
Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: из опыта работы.
–М. : Просвещение, 1981
Локалова Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// начальная школа. -2007. - №12
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997
Программно – методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. – 2 – е изд. М.: Дрофа, 1999.
Ттворческая работа по книге Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»
учени ___________ класса __________________________________
1. Ответь на вопросы:
Каков рост каждого малыша_коротышки?
На какой улице жил Незнайка?
Как малыши называли малышек?
Как малышки называли малышей?
В каком городе жила Снежинка и другие малышки?
2. Соедини описание героя книги и его имя:
Малышка, которая любила балы.
Он боялся лететь на воздушном шаре.
Он дал Незнайке большую медную трубу.
В его комнате книги лежали даже под кроватью.
Он сочинил песню про кузнечика.
Гунька
Знайка
Снежинка
Сиропчик
ТоропыжкаОн вывихнул ногу.
Он о себе и о Тюбике говорил: «Мы – художники».
Он сделал подзорную трубу, чтобы смотреть на Луну.
Он был лучшим другом Незнайки.
Он придумал слово «мозготрясение».
Он придумал костюм, в котором не было ни одной пуговицы.
Он грыз сахар во время полета на шаре.
У него очень засорена речь.
Кто первым вернулся в Цветочный город после путешествия?
3. С каким героем книги Н. Носова ты хотел бы подружиться? __________________