Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Чудеса аппликации"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Задонска Липецкой области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению МБОУ СОШ №2 г.Задонска
методическим объединением №_____ от ___________ г.
учителей начальных классов Директор школы _____ В.М.Ручкина
протокол №___ от ___________г.
Руководитель МО ______ Е.В. Краснова
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно - эстетической направленности
«Чудеса аппликации»
Возраст детей: 9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Черных Н.В.
учитель начальных классов
г.Задонск
2014-2015 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса аппликации»» относится к художественно-эстетической направленности.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной
деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Данная программа направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогощение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, художественных
красок, пластилина, крупы, яичной скорлупы, пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, гофрированной бумаги и других самых неожиданных материалов. Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
Актуальность
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, он способствует раскрытию творческого потенциала личности, вности вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она помогает реализоваться личности ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду. Данная программа включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, используя при этом два и более вида материала.
Педагогическая целесообразность
Обучение по данной программе способствует формированию умений и навыков работать коллективно, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Развивает творческие способности, фантазию, воображение. Дает возможность ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Цель программы «Чудеса аппликации» заключаются в следующем:
Воспитание учащегося – носителя и хранителя национальной культуры средствами декоративно – прикладного искусства. Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности ученика.
Задачи:
Обучающие
Ознакомить с историей появления бумаги, картона и других видов материалов
используемых в аппликации.
Освоить различные техники бумагопластики, лепки, рисунка.
Обучить детей с различным видами изобразительной деятельности
Ознакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними.
Воспитывающие
Воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре;
Воспитание взаимопомощи при выполнении различных творческих заданий.
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире.
Развивающие
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственность, воображение.
Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
Развивать у детей творческую активность и инициативу.
Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные
связи между изображаемыми предметами.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, наполняемость группы)
Программа “Чудеса аппликации” рассчитана на 1 год, включает в себя теоретическую и практическую части. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не менее 20 человек. Годовой курс программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Группа формируется из детей в возрасте 9 лет .
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны:
– иметь представления о различных видах бумаги в целом;
- иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;
- ознакомиться с материалами различных видов, включая природный материал, цветовой
гаммой;
- развить мелкую моторику рук;
- ознакомиться с основными приёмами художественной обработки бумаги;
- ознакомиться с основными приемами работы с соленым тестом;
- ознакомиться с техникой оригами;
- ознакомиться с основными приемами работы в технике «обратная» аппликация;
– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
– уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе. • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчест
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Теория
Практика
Всего
1. Вводное занятие. Правила ТБ. Инструменты и материалы.
1
–
1
2 Виды бумаги.
1
–
1
3. Аппликация из природных материалов.
1
2
3
4. Аппликация из бумаги и картона.
1
2
3
5. «Обратная» аппликация. Используем пластилин.
1
1
2
6. Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная).Бумага, картон, фольга и др.
-
2
2
7. Вырезанки (снежинки, предметное вырезание).
-
2
2
8. «Обрывная» аппликация
1
1
2
9. Аппликация из соленого теста.
1
2
3
10. Веревочная аппликация. (бумажная веревочка)
1
1
2
11. Полуобъемная аппликация.
1
1
2
12. Аппликация «Коллаж»
1
1
2
13. Оригами простое и из цветной бумаги.
1
2
3
14. Бумажные цветы.
-
2
2
15. Аппликация из пшена.
-
1
1
16. Изготовление сувениров к праздникам.
-
3
3
Всего
11
23
34
Содержание изучаемого курса:
Вводное занятие. Правила ТБ.
Теория: правила техники безопасности. Знакомство. Цель и задачи объединения. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.
Виды бумаги.
Теория. Демонстрация различных видов бумаги, картона и наборов для творчества и др.
3. Аппликация из природных материалов.
Теория. Ознакомление с техникой. Изучение рисунков и образцов. Выбор схемы работы.
Практика. Подбор природных материалов. Изготовление аппликаций с использование различных видов материалов. Оформление композиций.
4. Аппликация из бумаги и картона.
Теория. Организация рабочего места. Подбор материалов. Работа с шаблонами.
Практическая работа. Изготовление аппликаций с помощью шаблона. Изготовление аппликаций с бумагой разной плотности, цвета и фактуры. Оформление композиций.
5. «Обратная» аппликация.
Теория.. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная
аппликация. Выбор схемы.
Практическая работа. Самостоятельное изготовление работы. Оформление готовой
работы.
Многоцветная аппликация.
Практическая работа. Используя бумагу, картон или фольгу, создаем многоцветную
аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.
Теория. Ознакомление с трафаретами. Подготовка самостоятельного трафарета на основе предложенного.
Практическая работа. Вырезание деталей. Способы соединения трафаретов (клей, степлер, шитье.)
Аппликация из соленого теста.
Теория. Ознакомление с материалом для аппликации. Выбор будущей работы. Практическая работа. Рисуем схему для работы. Изготовление мелких деталей. Подбор цветовой гаммы для работы. Оформление готовых работ.
Веревочная аппликация (бумажная веревка).
Теория. Ознакомление с понятием веревочная аппликация. Подбор цветовой гаммы для работы. Выбор рисунка.