10. Материально-техническое обеспечение программы……………………...33
11.Литература…………………………………………………………………....34
Пояснительная записка
Данная программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа «Сибирячок» рассчитана для детей дошкольного и начального школьного возраста. За основу программы взята государственная программа под редакцией И.В. Костинской. –М.: Министерство образования РФ. Актуальность
В наше время остро стоит задача экологического образования населения. Большое значение имеет экологическое образование подрастающего поколения, а именно детей дошкольного возраста и детей начальных классов. В этом возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию окружающего мира. Поэтому данная программа актуальна, так как усиление экологического акцента в образовании отвечает требованиям сегодняшнего этапа развития общества.
Экологические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы обеспечить не только свое благосостояние, но и гармонию с природой. Экологически образованный человек не должен допускать стихийного отношения к природной среде. Но предотвращение нарушения экологических законов возможно только на основе изучения правил и требований экологии в системе непрерывного экологического воспитания и образования.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы направлено на развитие познавательных, творческих способностей обучающихся, конструирование, создание целостной картины окружающего мира и осмысление себя, как частицы этого мира. Разработана программа на принципах интеграции, краеведческом, практическом и экологическом.
Программа «Сибирячок» предполагает работу по познавательной деятельности детей, постепенно углублять, формировать и совершенствовать знания детей в области экологического воспитания.
Познавательная деятельность по программе «Сибирячок» предусматривает знакомство детей с явлениями живой и неживой природы, способствует развитию у детей интереса к жизни и деятельности людей, взаимодействия человека и природы.
Практическая направленность содержания программы воспитывает ответственное и уважительное отношение к природе в целом и ее объектам, раскрывает значимость каждого человека в деле сохранения окружающей природной среды.
Весь программный материал дается детям с учетом возрастных и психологических особенностей.
Новизна программы заключается в организации практической деятельности по улучшению экологического состояния родного города через участие детей в акциях, трудовых десантах, экологических проектах.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих во введении блока «Знакомство с Байкалом» и работа с «Красной книгой».
Цель программы: формирование представления об окружающем мире у обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей широкое яркое представление о мире, в котором они живут;
Формировать способности общения с природными объектами по средствам органов чувств;
Формирование знаний о флоре и фауне Прибайкалья.
Развивающие:
Развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;
Развивать познавательные, эмоциональные, творческие способности обучающихся;
Формировать навыки правильного поведения в природе, формировать ответственность за состояние окружающей среды, формировать элементарные трудовые навыки.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное и гуманное отношение человека к природе, уважение к людям сельскохозяйственной профессии;
Воспитывать любовь к земле и трудолюбию.
Оценка эффективности программы
Формы промежуточной аттестации
Тестирование;
Игра;
Творческая работа;
Викторина;
Экскурсия;
Проект.
Ожидаемые результаты
В результате первого года обучения дети должны знать:
о временах года;
о причинно-следственных связях объектов живой и неживой природы и их признаках (вода, тепло, свет, глина, песок, камни);
о растениях леса, луга, поля, сада, огорода;
о комнатных растениях, способах их размножения (черенкованием, усами, листьями), ухода;
о диких и домашних животных и их детенышах в природных условиях;
о «Красной книге».
Дети должны уметь:
различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам);
различать и называть травянистые растения (луговые, лесные, садовые);
различать по внешнему виду и называть несколько видов зимующих птиц, домашних и диких животных;
ухаживать за комнатными растениями и сельскохозяйственными, за животными и птицами в уголке природы;
проводить фенологические наблюдения и уметь их правильно оформлять;
вести себя экологически грамотно в природе.
В результате второго года обучения дети должны знать:
Природа: неживая и живая природа;
Основные признаки времен года;
Некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
Правила поведения в природе;
Природные сообщества, взаимоотношения в животном растительном мире.
Дети должны уметь:
Различать объекты неживой и живой природы;
Различать изученные группы растений и животных;
Выполнять правила поведения в природе;
Различать природные сообщества;
Находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
Правильно ухаживать за комнатными растениями и животными уголка природы.
В результате третьего года обучения дети должны знать:
Термины основных изучаемых понятий;
Факторы, определяющие особенности сообщества тайги;
Типичные (наиболее распространенные) виды растений, животных, птиц, грибов, лишайников;
Редкие и исчезающие растения и животные Иркутской области;
Сезонные адаптации растений и животных родного края;
Факторы антропогенного воздействия на лес.
Дети должны уметь:
Объяснять значения тех или иных сезонных адаптаций в растительном и животном мире сообщества тайги;
Распознавать в природе, по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны родного края, редкие виды;
Наблюдать сезонные изменения в лесах своей местности;
Выдвигать предположения и уметь их сформулировать;
Проводить фенологические наблюдения и уметь их правильно оформлять;
Вести себя экологически грамотно в природе.
Учебно – тематический план первого года обучения
№п/п
Наименование разделов, тем
Форма промежуточной аттестации
теория
часы
практика
часы
Сентябрь 1. Природа вокруг нас- 10ч. (4-6)
1
Что такое экология?
1
Экскурсия по ДЭБЦ
1
2
Природа вокруг нас
1
Экскурсия в парк
1
3
Разнообразие природы
1
Зарисовка «Разнообразие природы»
1
4
Влияние погоды на жизнь растений и животных
1
Игра «Живой барометр»
1
5
Дидактическая Игра «Похожие признаки»
2
Игра
2. Унылая пора, очей очарованье-36ч. (17-19)
6
Осенние явления в жизни растений и животных
1
Наблюдение в уголке природы
1
Октябрь
7
Периоды осени
1
Зарисовка «Осень»
1
8
Осень в народном календаре
1
Игра драматизация
«На дворе у бабушки»
1
9
Что такое фенология?
2
10
Осенняя раскраска листьев
1
Аппликация из листьев «Узор»
1
11
Листопад
1
Наблюдение за листопадом
1
12
Сладкая кладовая леса
1
Д/игра «Угадай на вкус»
1
13
Съедобные грибы
1
Лепка «В кузовок соберём»
1
14
Ядовитые грибы
1
Д/игра «Съедобное несъедобное»
1
15
Полюбуйтесь, лишайники!
1
Аппликация «Лишайники»
1
Ноябрь
16
Экскурсия в лес «Птицы осенью»
2
17
Летят перелётные птицы
1
Игра драматизация «Птичий базар»
1
18
Служба спасения для птиц
1
Развешивание кормушек для птиц
1
19
Подготовка насекомых к зиме
1
Д/игра «Кто, где живёт»
1
20
Как звери к зиме готовятся
1
Игра драматизация «Заюшкина избушка»
1
21
Домашние птицы
1
Игра «На птичьем дворе»
1
22
Домашние животные
1
Д/игра «Отгадайте кто мы?»
1
23
Игра «Поле чудес»
2
Игра
Декабрь 3.Снежная королева- 42ч. (20-22)
24
Вот и к нам зима пришла
1
Рисование воском «Зима»
1
25
Зимние явления в жизни растений и животных
1
Музыкальная игра «Зайчик в беде»
1
26
Периоды зимы
1
Аппликация «Зима»
1
27
Зима в народном календаре
1
Зимние забавы на Руси (игры)
1
28
Деревья и кустарники зимой
1
Рисование «Любимый город»
1
29
Хвойные деревья зимой
1
Аппликация из природного материала
1
30
Листопадные деревья зимой
1
Рисование мелом Деревья зимой»
1
31
Служба спасения «Наша ёлка хороша»
1
Изготовление листовок
1
32
Жизнь растений под снегом
1
Аппликация «Под белым одеялом»
1
Январь
33
Зимние изменения в жизни птиц
1
Игра «Не сорока не ворона»
1
34
Зимующие птицы города
1
Игра драматизация «В гостях у зимующих птиц»
1
35
Перелётные зимующие птицы
1
«Покормите птиц» развешивание листовок
1
36
Птицы – наши друзья
1
Развлечение «Сороки»
1
37
Как зимуют звери?
1
Д/игра «Кто где живёт»
1
38
Белая книга следов
1
Работа по схемам
1
39
Следы птиц
1
Д/игра «Распутай след»
1
40
Следы мелких зверей на снегу
1
Д/игра «Кто пробегал?»
1
41
Заячьи хитрости
1
Д/игра «Путаница»
1
Февраль
42
Следы крупных зверей
1
Игра « На охоту мы пойдём»
1
43
«Зима прошла»
1
Игровое упражнение «Прощай зима»
1
44
Экскурсия «Зимушка зима»
2
Экскурсия
4. Клумба на окне- 10ч. (3-7)
45
Растения живущие рядом с нами
1
Д/игра «Магазин цветов»
1
46
Правила ухода за комнатными растениями
1
Парикмахерская для цветов
1
47
Размножение комнатных растений
1
Черенкование цветов
1
48
Экскурсия в магазин «Цветы»
2
49
Д/и «Угадай растение по описанию»
2
Игра
Март 5. Природа просыпается-30ч.(14-16)
50
Природа просыпается
1
Наблюдение за окружающим из окна
1
51
Весенние изменения в природе
1
Рисование «Весна пришла»
1
52
Периоды весны
1
Просмотр фильма «Весна красна»
1
53
Весна в народном календаре
1
Народные посиделки
1
54
Деревья и кустарники весной
1
Аппликация «Берёзка»
1
55
Весенние прилеты птиц
1
Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал»
1
56
Птицы - дуплогнездники (скворец, синица, дятел)
1
Конструирование из бумаги «Скворечник»
1
57
Птицы- строители
1
Рисование гнёзд
1
58
Лесные звери весной
1
Игра«Весенний хоровод зверей»
1
Апрель
59
Разбуженые теплом
1
Наблюдение за муравейником
1
60
Животные просыпаются
1
Наблюдение за черепахой
1
61
День воды
1
Опыты с водой
1
62
Цветы вестники весны
1
Рисование первоцветов
1
63
Охрана первоцветов
1
Изготовление
листовок
1
64
Викторина «Льдинки тают, весну приглашают»
2
Викторина
6. Весенние работы на участке-16ч. (1-15)
65
Подготовка участка под посев цветов
2
66
Оформление клумбы
2
67
Правила посадки цветочных культур
1
Замачивание семян, луковиц цветов
1
Май
68
Высадка луковиц гладиолусов, лилий
2
69
Посев декоративных бобовых культур
2
70
Посев настурции
2
71
Весенняя экскурсия в лес
2
72
Интерактивная игра «Хорошо ли поработали»
2
игра
Всего: 144
69
75
Содержание программы
первого года обучения
1. Природа вокруг нас (Т-4., ПР-6ч.)
Что такое экология? Природа вокруг нас. Разнообразие природы. Влияние погоды на жизнь растений и жизнь животных.
Практика:
Экскурсия по ДЭБЦ. Экскурсия в парк. Зарисовка «Разнообразие природы». Игра «Живой барометр».Игра «Похожие признаки».
2. Унылая пора, очей очарованье (Т-18ч., ПР-18ч.)
Осенние явления в жизни растений и животных. Периоды осени. Осень в народном календаре. Что такое фенология? Осенняя раскраска листьев. Листопад. Сладкая кладовая леса. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Летят перелетные птицы. Служба спасения для птиц. Подготовка насекомых к зиме. Как звери к зиме готовятся. Домашние птицы. Домашние животные.
Практика:
Наблюдение в уголке природы. Рисование «Осень». Игра драматизация «На дворе у бабушки». Аппликация из листьев «Узор».Наблюдение за листопадом. Д/игра «Угадай на вкус».Лепка «В кузовок соберем». Д/игра «Съедобное – несъедобное». Уборка листьев на участке.Укрытие многолетних культур на участке. Игра драматизация «Птичий базар».Развешивание кормушек для птиц. Д/игра «Кто, где живет».Игра драматизация «Заюшкина избушка».Игра «На птичьем дворе».Д/игра «Отгадайте кто мы?».Экскурсия в рощу.Игра «Поле чудес»
3. Снежная королева (Т-20ч., ПР-22ч.)
Вот и к нам зима пришла. Зимние явления в жизни растений и животных. Периоды зимы. Зима в народном календаре. Деревья и кустарники зимой. Хвойные деревья зимой. Листопадные деревья зимой. Служба спасения «Наша елка хороша». Жизнь растений под снегом. Зимние изменения в жизни птиц. Зимующие птицы города. Перелетные зимующие птицы. Птицы- наши друзья. Как зимуют звери? Белая книга следов. Следы птиц. Следы мелких зверей на снегу. Заячьи хитрости. Следы крупных зверей. Зима прошла
Практика:
Рисование воском «Зима». Музыкальная игра «Зайчик в беде». Аппликация «Зима». Зимние забавы на Руси (игры). Любимый город- рисование. Аппликация из природного материала. Рисование мелом. Изготовление листовок. Аппликация «Под белым одеялом». Игра «Не сорока, не ворона». Игра драматизация «В гостях у зимующих птиц». «Покормите птиц» развешивание листовок. Развлечение «Сороки». Д/игра «Кто, где живет». Работа по схемам. Д/игра «Распутай след». Д/игра «Кто пробегал». Д/игра «Путаница». Игра «На охоту мы пойдем». Игровое упражнение «Прощай зима». Экскурсия «Зимушка зима».
4. Клумба на окне. (Т-4ч., ПР-6ч.)
Растения живущие рядом с нами. Правила ухода за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Итоговое занятие.
Практика:
Д/игра «Магазин цветов». Парикмахерская для цветов. Черенкование цветов. Экскурсия в магазин «Цветы». Д/игра «Угадай по описанию».
5. Природа просыпается (Т-14ч., П-16ч.)
Природа просыпается. Весенние изменения в природе. Периоды весны. Весна в народном календаре. Деревья и кустарники весной. Весенние перелеты птиц. Птицы – дупло гнездники (Скворец, синица, дятел).Птицы- строители. Лесные звери весной. Разбуженные теплом. Животные просыпаются. День воды. Цветы вестники весны. Охрана первоцветов.
Практика:
Наблюдение за окружающим из окна. Рисование «Весна пришла». Просмотр фильма. Народные посиделки. Аппликация «Березка». Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал». Конструирование из бумаги «Скворечник». Рисование гнезд. « Весенний хоровод зверей»- хор. Игра. Наблюдение за муравейником. Наблюдение за черепахой. Опыты с водой. Рисование первоцветов. Изготовление листовок. Викторина «Льдинки тают, весну приглашают».
6. Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-15ч.)
Правила посадки цветочных культур.
Практика:
Подготовка участка под посев. Оформление клумбы. Замачивание семян, луковиц цветов. Высадка луковиц гладиолусов, лилий. Посев декоративных бобовых культур. Весенняя экскурсия в лес. Интерактивная игра«Хорошо ли поработали».
Учебно – тематический план второго года обучения
Наименование разделов, тем
Форма промежуточной аттестации
№ п/п
Теория
Часы
Практика
часы
Сентябрь
1.Вводное занятие -2ч. (1-1)
1
Знакомство с историей ДЭБЦ, юннатским движением, выбор старосты, знакомство с расписанием, планом на год
Выпуск листовок по операции «Кормушка, изготовление кормушек»
1
28
Экскурсия в парк «Птицы нашего парка»
2
Экскурсия
Январь 6. Природа и её охрана- 18ч. (8- 10)
29
Что такое природа?
1
Подвижные игры на свежем воздухе
2
30
Взаимосвязь живой и неживой природы
1
Составление таблиц опор
1
31
Изменения в природе под влиянием человека
1
Наблюдения в природе, просмотр кинофильма
1
32
Природа в опасности
1
Изготовление памятки «Природа в опасности»
1
33
Берегите воду
1
Сколько тратим воды за сутки
1
34
Охрана почв.
1
Зарисовка знаков
1
февраль
35
Воздух и его охрана.
1
Опыт «Образование смога»
1
36
Животные должны жить.
1
Работа с красной книгой.
1
37
Игра «Удивительный мир природы»
2
Игра
7. Байкал и его охрана-12ч. (5-7)
38
Байкал его богатство
1
Просмотр фильма о Байкале
1
39
Животные Байкала
1
Аппликация «Животные Байкала»
1
40
Серебристое богатство Байкала
1
Создание альбома аквариума «Рыбы Байкала».
1
41
Растения Байкала
1
Изготовления альбома «Редкие растения Байкала»
1
42
Птицы Байкала
1
Оригами «Птицы Байкала»
1
Апрель
53
Осторожно насекомые
1
Составление памятки
1
54
Защитные свойства для насекомых
1
Оригами «Бабочка»
1
55
Весна в городе.
1
зарисовка «Весна в городе»
1
56
Весенние работы в саду и огороде
1
Составление плана сада и огорода
1
57
Развлечение «День Земли»
2
58
Экскурсия в весенний лес
2
59
Тест «Весна в природе»
2
Тестирование
9. Весенние работы на учебно-опытном участке -26ч.(1-25)
60
Подготовка почвы к посеву
1
Очистка участка от листьев
1
61
Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур и кустарников
2
62
Выравнивание почвы,разбивка грядок
2
63
Подготовка семян к посеву.
2
Май
64
.
Посев свеклы, моркови
2
65
Посадка лука.
2
66
.
Полив овощных культур
2
67
Посев бобовых культур.
2
68
Посадка картофеля
2
69
Уход за растениями.
2
70
Оформление клумб.
2
71
Посев цветов в клумбы.
2
72
.
Тест «Знатоки природы»
2
Тест
Итого: 144
48
96
Содержание программы
второго года обучения
1.Вводное занятие (Т-1ч., ПР-1ч.)
Знакомство с историей ДЭБЦ, юннатским движением, выбор старосты, знакомство расписанием, планом на год.
Практика:
Экскурсия по ДЭБЦ, в музей охраны природы.
2.Осень в природе (Т- 6ч., ПР-8ч.)
Осенние явления в жизни растений и животных. Осень в народном календаре. Путешествие в страну листопадию. Осень в саду и огороде. Птицы осенью. Календарь погоды, ознакомление, значимость, правила ведения.
Практика:
Экскурсия в парк. Хороводная игра «Осень, осень в гости просим». Наблюдения в природе, сбор осенних листьев. Д/игра «Во саду ли огороде». Изготовление пособия «Птицы осенью». Составление календаря. Фенологическая экскурсия «Красавица осень»
3.Осенние работы в уголке живой природы (Т-7ч., ПР-11ч.)
Растения и человек. Строение растений. Разнообразие растений. Разнообразие комнатных растений. Особенности содержания комнатных растений.Влияние изменений в природе на поведение животных. Особенность содержания животных в доме. Итоговое занятие.
Практика:
Игра «Вершки, корешки». Составление схемы «Строение растений». Составление альбома «Какие мы разные». Паспортизация комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Наблюдения за животными в уголке. Составление таблиц схем: «Особенности содержания животных» Экскурсия в живой уголок. Игра «Поле чудес».
4.Исследовательская работа (Т-2ч., ПР-8ч.)
Значимость выращивания зелёных растений в комнатных условиях. Лук от семи недуг.
Практика:
Составление схем «Мини-огород на окне». Подготовка лука к посадке. Посадка лука на перо. Оформление дневника «Наблюдение за ростом лука». Защита проекта «Минни огород на окне»
5.Охрана и привлечение зимующих птиц (Т-5Ч., ПР-7ч.)
Морфологические признаки зимующих птиц. Птицы кочевники. Птичья столовая. Следы птиц на снегу. Акция «Зимующие птицы».
Практика:
Оформление дневника наблюдений за птицами. Работа в дневнике «Наблюдения в природе». Изготовление наглядного пособия «Корм зимующих птиц». Игра «Найди след». Выпуск листовок по операции кормушка. Экскурсия в парк «Птицы нашего парка».
6.Природа и её охрана (Т-8ч., ПР-10Ч.)
Что такое природа? Взаимосвязь живой и неживой природы. Изменения в природе под влиянием человека. Природа в опасности. Берегите воду. Охрана почв. Воздух и его охрана. Животные должны жить.
Практика:
П/игры на свежем воздухе. Составление таблиц опор. Наблюдения в природе. Изготовление наглядного пособия. Сколько тратим воды за сутки. Рисование знаков. Удивительный мир природы.
7.Байкал и его охрана (Т -5ч., ПР-7ч.)
Байкал его богатство. Растения Байкала. Животные Байкала. Серебристое богатство Байкала. Птицы Байкала.
Практика:
Просмотр фильма о Байкале. Аппликация «Животные Байкала». Создание альбома аквариума «Рыбы Байкала» Изготовление альбома «Редкие растения Байкала», Оригами «Птицы Байкала». Викторина «Что, ты знаешь о Байкале».
8.Весна в природе (Т-13., Пр-19.)
Природа просыпается. Весна в народном календаре. Признаки весны. Изменение внешнего вида животных. Птицы весной, сроки их появления. Кто-кто в теремочке живёт. Пробуждение растений. Цветы вестники весны. Деревья и кустарники весной. Осторожно насекомые. Защитные свойства для насекомых. Весна в городе. Весенние работы в саду и огороде.
Практика: Наблюдение за окружающим. Народные посиделки. Изготовление альбома «Весна пришла». Изготовление поделок из природного материала. Наблюдение в природе с записями в дневнике. Д/ игра «Чей домик». Изготовление листовок по акции «Первоцветы». Аппликация «Подснежник». Д/игра «Найди по описанию».Составление памятки. Оригами «Бабочка». Рисование «Весна в городе».Составление плана огорода и сада. Экскурсия в весенний лес. Развлечение «День Земли».
9.Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-25ч.)
Подготовка почвы к посеву.
Практика:
Очистка участка от листьев. Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур и кустарников. Выравнивание почвы, разбивка делянок Подготовка семян к посеву. Посев свеклы, моркови. Посадка лук. Полив овощных культур. Посев бобовых культур. Посадка картофеля. Уход за растениями. Оформление клумб. Посев цветов в клумбы. Тестирование «Знатоки природы».
Учебно – тематический план
третьего года обучения
Наименование разделов, тем
Форма промежуточной аттестации
№
п/п
Теория
Часы
Практика
часы
Сентябрь
1.Вводное занятие -2 ч. (1-1)
1
Вводное занятие
1
Экскурсия по ДЭБЦ
1
2.Что такое экология- 8ч. (3-5)
2
Экология, цели и задачи экологии её значение
1
Экскурсия «Окружающая среда»
1
3
Живая и не живая природа
1
Практикум «Определение запылённости воздуха»
1
4
Организм и окружающая среда
1
Практикум «Влияние загряз-х средств на развитие растений»
1
5
Викторина «Экология в городе»
2
Викторина
Октябрь3.Невидимые ниточки природы – 22 ч. (11-11)
6
Мир живой природы
2
7
Типы питания животных: хищные, травоядные, всеядные
1
Работа с карточками
1
8
Пищевые цепи в природе
1
Составление пищевых цепей для разных средств обитания
1
9
Лес- сообщество живых организмов.
1
Описание ярусности леса
1
10
Пищевые цепи в лесу
1
Составление пищевых цепей
1
11
Как человек влияет на лес
1
Составление схем
1
12
Подводные этажи, распределение на жив-х,раст-й на разной глубине
1
Составление подводных этажей
1
13
Как человек использует водоёмы и как эко система озера изменяется под его влиянием
1
Составление пищевых цепей
1
Ноябрь
14
Почва, как плодородный слой земли
1
Практикум «Определение состава почвы».
1
15
Обитатели почвы. Приспособленность к жизни под землёй
1
Зарисовка «Обитатели почвы»
1
16
Тестирование«Невидимые ниточки природы»
2
Тест
4.Разнообразие растительного мира-12ч.(5-7)
17
Какие бывают растения
1
Зарисовка растений в альбом.
1
18
Лиственные и хвойные деревья
1
Д/игра «С какого дерева лист»
1
19
Культурные и дикорастущие растения
1
Д/игра «Где растёт»
1
20
Комнатные растения
1
Уход за комнатными растениями
1
21
Роль комнатных растений в нашем здоровье
1
Составление альбома «Бабушкины рецепты»
1
22
Тестирование
2
Тест
Декабрь5.Разнообразие животного мира-18ч. (9-9)
23
Какие бывают животные
1
Экскурсия в музей ДЭБЦ
1
24
Среда обитания животных
2
25
Животные местной фауны
1
Работа с книгой Животные Прибайкалья
1
26
Дикие животные
1
Составления альбома
1
27
Домашние животные
1
Игра «Кто, где живёт»
1
28
Домашний зоопарк
1
Экскурсия в зоологический уголок
1
29
Экзотические птицы дома
1
Экскурсия в зоомагазин
1
30
Аквариум и его обитатели
1
Наблюдение, уход за рыбками
1
31
Игра «Что, где, когда?»
2
Игра
Январь 6.Исследовательская работа- 8ч. (3-5)
32
Значимость выращивания овощей в зимний период
1
Составление схем «Мини теплица»
1
33
Условия жизни овощей
1
Подготовка почвы
1
34
Подготовка семян салата к посеву
1
Посев салата
1
35
Практикум «Наблюдения с записями, зарисовками в дневник»
2
Практикум
7. Осторожно « Красная книга!»-14ч. (7-7)
36
Что такое Красная книга?
1
Работа с Красной книгой
1
37
Защита растений
1
Оформление альбома
1
Февраль
38
Защита животных. Вымершие животные
2
39
Как человек охраняет природу
1
Изготовление запретных знаков. Работа с Красной книгой
1
40
Заповедники Сибири
1
Путешествие по карте
1
41
Охраняемые растения и животные Иркутской области
1
Охраняемые растения Иркутской обл. (работа с фотоопред - лем.)
1
42
Практикум«По страницам Красной книги»
2
Практикум
Март 8.Весна в природе-10ч. (4- 6)
43
Идёт весна, весне дорогу
1
Видеоролик «Встреча весны»
1
44
Животные просыпаются
1
Наблюдение за поведением жив-х в уголке живом
1
45
Подготовка к встрече птиц
1
Развешивание скворечника
1
46
Пробуждения растений
1
Изготовление листовок по акции «Первоцветы»
1
47
Экскурсия в лес. «Весенний лес полон чудес»
2
Экскурсия
9.Байкал и его охрана- 26ч. (12-14)
48
Путешествие по озеру Байкалу
1
Просмотр фильма «Жемчужина Сибири»
1
49
Притоки Байкала
1
Зарисовка «Притоки Байкала»
1
50
Ветры Байкала
1
Эксперименты с песком Песчаные барханы»
1
51
Подводный мир Байкала
1
Мастер класс Панорамный проект «Дно озера»
1
Апрель
52
Уникальность рыбного мира озера
1
Просмотр фильма «Рыбы Байкала»
1
53
Ластоногий символ озера
1
Лепка «Чудо Нерпа»
1
54
Нерпа- эндемик озера Байкал
1
Зарисовка «Нерпы на льду»
1
55
Невидимые санитары озера
1
Просмотр видео фильма о жизни в недрах Байкала
1
56
Губки Байкала – фильтратор воды
1
Рассматривание коллекции «Губки Байкала»
1
57
Этажи озера
1
Моделирование из бумаги«Этажи озера»
1
58
Байкальский заповедник
1
Оригами «Животные заповедника»
1
59
Охрана озера
1
Изготовление запретных знаков
1
60
Викторина «Хочу знать всё о Байкале»
2
Викторина
Май10.Весенние работы на участке- 24ч. (1-23)
61
Подготовка почвы к посеву
1
Очистка участка от листьев, разравнивание почвы на участке
1
62
Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур
2
63
Разбивка делянок под клумбы
2
64
Оформление клумб
2
65
Посев цветов в клумбу
2
66
Посев цветов для зелёной изгороди
2
67
Уход за посевами цветов
2
68
Посев бахчёвых
2
69
Посев многолетних культур
2
70
Оформление участка
2
71
Экскурсия в «Зелёный город»
2
72
Игра «Умники и умницы»
2
Игра
Итого: 144
56
88
Содержание программы
третьего года обучения
1.Вводное занятие (Т-1ч., ПР-1ч.)
Вводное занятие.
Практическая часть:Экскурсия по ДЭБЦ.
2.Что такое экология (Т-4ч.,ПР- 4ч.)
Экология, цели и задачи экологии её значение. Живая и не живая природа. Организм и окружающая среда.
Практика:
Экскурсия «Окружающая среда». Определение запылённости воздуха. Практикум «Влияние загряз-х средств на развитие растений». Викторина «Экология в городе»
3.Невидимые ниточки природы (Т-11ч., ПР-11ч.)
Мир живой природы. Типы питания животных: хищные, травоядные, всеядные. Пищевые цепи в природе. Сообщество. Лес- сообщество живых организмов. Этажи леса. Пищевые цепи в лесу. Как человек влияет на лес. Подводные этажи, распределение на животных, растений, на разной глубине. Как человек использует водоемы и как эко система озера изменяется под его влиянием. Почва, как плодородный слой земли. Обитатели почвы. Приспособленность к жизни под землей.
Практика:
Составление пищевых цепей для разных средств обитания. Описание ярусности леса. Составление пищевых цепей. Составление схем. Составление подводных этажей. Составление пищевых цепей. Практикум «Определение состава почвы». Зарисовка«Обитатели почвы». Тестирование .
4.Разнообразие растительного мира (Т-5ч., ПР-7ч.)
Какие бывают растения. Лиственные и хвойные деревья. Культурные и дикорастущие растения. Комнатные растения. Роль комнатных растений в нашем здоровье.
Практическая часть:
Рисование растений в альбом. Д/игра «С какого дерева лист» Д/игра «Где растёт». Уход за комнатными растениями. Составление альбома «Бабушкины рецепты». Тестирование.
5.Разнообразие животного мира (Т-9ч., ПР-9ч.)
Какие бывают животные. Среда обитания животных. Животные местной фауны. Дикие животные. Домашние животные. Домашний зоопарк. Экзотические птицы дома. Аквариум и его обитатели.
Практика:
Экскурсия в музей ДЭБЦ. Работа с книгой Животные Прибайкалья. Составление альбома. Д/игра «Кто, где живёт».Экскурсия в живой уголок. Экскурсия в зоомагазин. Наблюдение, уход за рыбками. Игра «Что, где, когда?»
6.Исследовательская работа (Т-3ч., ПР-5ч.)
Значимость выращивания овощей в зимний период. Условия жизни овощей. Подготовка семян салата к посеву.
Практика:
Составление схем «Мини теплица». Подготовка почва смеси. Посев салата. Практикум «Наблюдение с записями и зарисовками в дневник»
7.Осторожно «Красная книга!» (Т-7ч., ПР-7ч.)
Что такое красная книга? Защита растений. Защита животных, вымершие животные. Как человек охраняет природу? Заповедники Сибири. Охраняемые растения и животные Иркутской области.
Практика:
Работа с Красной книгой. Оформление альбома. Изготовление запретных знаков. Путешествие по карте. Охраняемые растения по Иркутской обл. (по фотоопред.). Путешествие по страницам Красной книги.
8.Весна в природе (Т-4ч., ПР-6ч.)
Идет весна, весне дорогу. Животные просыпаются. Подготовка к встрече птиц. Пробуждение растений.
Практика:
Просмотр видеоролика «Встреча весны». Наблюдение за поведением жив-х в живом уголке. Изготовление скворечника. Изготовление листовок по акции «Первоцветы». Экскурсия в лес. «Весенний лес полон чудес».
9.Байкал и его охрана (Т-12ч., ПР-14ч.)
Путешествие по озеру Байкалу. Притоки Байкала. Ветры Байкала. Подводный мир Байкала. Уникальность рыбного мира озера. Ластоногий символ озера. Нерпа – эндемик озера Байкал. Невидимые санитары озера. Губки Байкала – фильтратор воды. Этажи озера. Байкальский заповедник. Охрана озера.
Практика:
Просмотр фильма. Зарисовка «Притоки Байкала». Эксперименты с песком «Песчаные барханы». Панорамный проект «Дно озера». Просмотр фильма «Рыбы Байкала». Лепка «Чудо Нерпа». Зарисовка «Нерпы на льду». Просмотр видео фильма о жизни в недрах Байкала. Рассматривание коллекции «Губки Байкала». Моделирование «Этажи озера». Оригами «Животные заповедника». Изготовление запретных знаков. Викторина «Хочу знать всё о Байкале».
10.Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-23ч.)
Подготовка почвы к посеву.
Практика:Очистка участка от листьев, разравнивание почвы на участке. Удаление сухих веток с плодово- ягодных культур. Разбивка делянок. Подготовка почвы к посеву. Оформление клумбы. Посев цветов в клумбу. Посев цветов для зелёной изгороди. Уход за посевами цветов. Посев бахчевых. Посев многолетних культур. Оформление участка. Экскурсия в «Зелёный город». Игра «Умники и умницы»
Календарный учебный график
Группы по годам обучения
I полугодие
Кол-во учебных недель
Дата и продолжительность каникул
II полугодие
Кол-во учебных недель
Общее кол-во учебных недель
Промежуточная аттестация
начало
окончание
начало
окончание
Группа 1 года обучения
10.-09.2016
30.12.
2016
16
09.01.
2017
20.05.2017
19
35
игра
Группа 2 года обучения
10.-09.2016
30.12.
2016
16
09.01.
2017
20.05.2017
19
35
тестирование
Группа 3 года обучения
10.-09.2016
30.12.
2016
16
09.01
.2017
20.05.2017
19
35
игра
Методическое обеспечение программы включает
Видеофильмы и презентации: «Жемчужина Сибири», «Рыбы Байкала»;
Учебники по Байкаловедению, экологии, Красная книга, Растения Прибайкалья, Животные Прибайкалья, Выращивание комнатных растений;
Серии картин: Животные тайги, Птицы нашего края, Домашние птицы и животные, Времена года, Растения прибайкалья, Животные прибайкалья, рыбы озера Байкала, Комнатные растения, Деревья, Ягоды, Грибы, Лишайники;
Настольные дидактические игры: «Похожие признаки», «С какого дерева лист», «Времена года», « Кто - где живёт», «Отгадайте, кто мы», «Путаница», «Распутай след», «Кто пробегал» и т.д.
Экскурсии: « Охраны природы», в лес «Осенние явления», «Зимушка зима», «Весенний лес полон чудес», «Наши пернатые».
Опыты: «Мини огород на окне», «Образование смога», «Черенкование цветов».
Материально-техническое обеспечение программы
Микроскоп
Лупа
Бинокль
Весы
Секундомер
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии
Набор микропрепаратов по анатомии, общей биологии, ботанике
Коллекция древесных пород
Гербарий дикорастущих растений
Набор муляжей овощей и фруктов
Муляжи грибов
Коллекция «Семена и плоды»
Литературадля педагога:
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф.Виноградова. – М., 2001. – С. 35-42.
Ганичкин А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. – М.: Оникс, 2006. 320с.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса ; Ставрополь, 2000. – С.286.
Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей подростков / Н.С Дежникова и др.- М., 2001. – С.64.
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы / Л.М.Ишутинова // Начальная школа. – 2000. - №6. – С. 68.
Кирсанова Т.А. Птичьи имена / Т.А.Кирсанова // Начальная школа. – 2001. - №1. – С. 54.
Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б.А. Никитина. – Самара, 2002. 232с.
Плешаков А.А. Зелёный дом / А.А.Плешаков // Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2001. 120с.
Плешаков А.А. Зелёный дом: программно-методические материалы / А.А.Плешаков. – М., 2000. 117с.
Саломахина Г.И. Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. / Г.И.Саломахина, В.И.Черепанов. – Волгоград, 2003.48с.
Симонова Л.И. Экологическое образование в начальной школе / Л.П.Симонова. – М., 2000. –С.130 – 160.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников / И.В.Цветкова. – М., 2000. – С. 145-176.
Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России / И.Б.Шустова. – М.: Дрофа, 2006. - ( Дошкольник.Мир природы). 243с.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. 648с.
Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания \ авт.-сост. С.Н.Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. 384с.
Интернет – источники:
Ибрагимова Ф.Х. Правила поведения в природе / Ф.Х. Ибрагимова. – Режим доступа :http://festival.lseptember. ru/articles/560372/
Комнатные растения. – режим доступа:76204s033.edusite.ru/../ texnologiya2klass-komnatnyiarasteniya.doc.http://festival.1 september.ru/articles/560372/
Соколова О.В. Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: Природа в опасности. Охрана природы / О.С. Соколова. – Режим доступа: http//festival. LSeptember. ru/ articles/ 560372/
Экосистема леса и его обитатели. – режим доступа:cor.edy.27.ru/catalog/res/1cc46e1e75d7-7d8c-87b7…/view/
Литература для детей.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль.: Академия развития, 2001. 416с.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.197с.
Большая детская энциклопедия. – М.: Росмэн, 2001. 321с.
Рыжова Н.А. Не просто сказки / Н.А.Рыжова. – М.: Линка- пресс, 2001. 173с.
Устинов С.К. Рассказы о животных. – Иркутск: Сибирская книга, 2011. 107с.
Ошмарин П.И. и др. Следы в природе. М.:Наука, 2003.192с.
Танасийчук В. Экология в картинках. М.: дет. Лит. 2001. 205с.
Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Дет. Лит. 2001.205с.