kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа «СИБИРЯЧОК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  имеет эколого-биологическую направленность. Программа «Сибирячок» рассчитана для детей  дошкольного и начального школьного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «СИБИРЯЧОК»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»




УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МУДО ДЭБЦ

г. Черемхово Матвеева В.В. ________

Приказ № ___ от _ сентября 201_ года









Дополнительная общеразвивающая программа «СИБИРЯЧОК»

срок реализации: 3 года

возраст обучающихся: 6-9 лет







Разработчик: Баранникова Любовь Иннокентьевна,

педагог дополнительного образования












г. Черемхово, 2016

Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………..….3

2. Учебно – тематический план программы 1года обучения………………….7

3. Содержание программы 1года обучения………………………….………...13

4.Учебно – тематический план программы 2года обучения………………...15

5.Содержание программы 2года обучения…………………………………….21

6.Учебно – тематический план программы 3года обучения………………...23

7.Содержание программы 3года обучения…………………………………....29

8.Календарный учебный график…………………………......…………………31

9. Методическое обеспечение……………………………………………..........32

10. Материально-техническое обеспечение программы……………………...33

11.Литература…………………………………………………………………....34



























Пояснительная записка


Данная программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа «Сибирячок» рассчитана для детей дошкольного и начального школьного возраста. За основу программы взята государственная программа под редакцией И.В. Костинской. –М.: Министерство образования РФ. Актуальность

В наше время остро стоит задача экологического образования населения. Большое значение имеет экологическое образование подрастающего поколения, а именно детей дошкольного возраста и детей начальных классов. В этом возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию окружающего мира. Поэтому данная программа актуальна, так как усиление экологического акцента в образовании отвечает требованиям сегодняшнего этапа развития общества.

Экологические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы обеспечить не только свое благосостояние, но и гармонию с природой. Экологически образованный человек не должен допускать стихийного отношения к природной среде. Но предотвращение нарушения экологических законов возможно только на основе изучения правил и требований экологии в системе непрерывного экологического воспитания и образования.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы направлено на развитие познавательных, творческих способностей обучающихся, конструирование, создание целостной картины окружающего мира и осмысление себя, как частицы этого мира. Разработана программа на принципах интеграции, краеведческом, практическом и экологическом.

Программа «Сибирячок» предполагает работу по познавательной деятельности детей, постепенно углублять, формировать и совершенствовать знания детей в области экологического воспитания.

Познавательная деятельность по программе «Сибирячок» предусматривает знакомство детей с явлениями живой и неживой природы, способствует развитию у детей интереса к жизни и деятельности людей, взаимодействия человека и природы.

Практическая направленность содержания программы воспитывает ответственное и уважительное отношение к природе в целом и ее объектам, раскрывает значимость каждого человека в деле сохранения окружающей природной среды.

Весь программный материал дается детям с учетом возрастных и психологических особенностей.

Новизна программы заключается в организации практической деятельности по улучшению экологического состояния родного города через участие детей в акциях, трудовых десантах, экологических проектах.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих во введении блока «Знакомство с Байкалом» и работа с «Красной книгой».

Цель программы: формирование представления об окружающем мире у обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей широкое яркое представление о мире, в котором они живут;

  • Формировать способности общения с природными объектами по средствам органов чувств;

  • Формирование знаний о флоре и фауне Прибайкалья.

Развивающие:

  • Развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;

  • Развивать познавательные, эмоциональные, творческие способности обучающихся;

  • Формировать навыки правильного поведения в природе, формировать ответственность за состояние окружающей среды, формировать элементарные трудовые навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное и гуманное отношение человека к природе, уважение к людям сельскохозяйственной профессии;

  • Воспитывать любовь к земле и трудолюбию.


Оценка эффективности программы


Формы промежуточной аттестации


Тестирование;

Игра;

Творческая работа;

Викторина;

Экскурсия;

Проект.









Ожидаемые результаты


В результате первого года обучения дети должны знать:

  • о временах года;

  • о причинно-следственных связях объектов живой и неживой природы и их признаках (вода, тепло, свет, глина, песок, камни);

  • о растениях леса, луга, поля, сада, огорода;

  • о комнатных растениях, способах их размножения (черенкованием, усами, листьями), ухода;

  • о диких и домашних животных и их детенышах в природных условиях;

  • о «Красной книге».

Дети должны уметь:

  • различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам);

  • различать и называть травянистые растения (луговые, лесные, садовые);

  • различать по внешнему виду и называть несколько видов зимующих птиц, домашних и диких животных;

  • ухаживать за комнатными растениями и сельскохозяйственными, за животными и птицами в уголке природы;

  • проводить фенологические наблюдения и уметь их правильно оформлять;

  • вести себя экологически грамотно в природе.



В результате второго года обучения дети должны знать:

  • Природа: неживая и живая природа;

  • Основные признаки времен года;

  • Некоторые охраняемые растения и животные своей местности;

  • Правила поведения в природе;

  • Природные сообщества, взаимоотношения в животном растительном мире.

Дети должны уметь:

  • Различать объекты неживой и живой природы;

  • Различать изученные группы растений и животных;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Различать природные сообщества;

  • Находить взаимосвязи в животном и растительном мире;

  • Правильно ухаживать за комнатными растениями и животными уголка природы.


В результате третьего года обучения дети должны знать:

  • Термины основных изучаемых понятий;

  • Факторы, определяющие особенности сообщества тайги;

  • Типичные (наиболее распространенные) виды растений, животных, птиц, грибов, лишайников;

  • Редкие и исчезающие растения и животные Иркутской области;

  • Сезонные адаптации растений и животных родного края;

  • Факторы антропогенного воздействия на лес.

Дети должны уметь:

  • Объяснять значения тех или иных сезонных адаптаций в растительном и животном мире сообщества тайги;

  • Распознавать в природе, по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны родного края, редкие виды;

  • Наблюдать сезонные изменения в лесах своей местности;

  • Выдвигать предположения и уметь их сформулировать;

  • Проводить фенологические наблюдения и уметь их правильно оформлять;

  • Вести себя экологически грамотно в природе.


























Учебно – тематический план первого года обучения


п/п

Наименование разделов, тем

Форма промежуточной аттестации

теория

часы

практика

часы

Сентябрь 1. Природа вокруг нас- 10ч. (4-6)

1

Что такое экология?

1

Экскурсия по ДЭБЦ

1


2

Природа вокруг нас

1

Экскурсия в парк

1


3

Разнообразие природы

1

Зарисовка «Разнообразие природы»

1


4

Влияние погоды на жизнь растений и животных

1

Игра «Живой барометр»

1


5



Дидактическая Игра «Похожие признаки»

2

Игра


2. Унылая пора, очей очарованье-36ч. (17-19)

6

Осенние явления в жизни растений и животных

1

Наблюдение в уголке природы

1


Октябрь

7

Периоды осени

1

Зарисовка «Осень»

1


8

Осень в народном календаре

1

Игра драматизация

«На дворе у бабушки»

1


9

Что такое фенология?

2




10

Осенняя раскраска листьев

1

Аппликация из листьев «Узор»

1


11

Листопад

1

Наблюдение за листопадом

1


12

Сладкая кладовая леса

1

Д/игра «Угадай на вкус»

1


13

Съедобные грибы

1

Лепка «В кузовок соберём»

1


14

Ядовитые грибы

1

Д/игра «Съедобное несъедобное»

1


15

Полюбуйтесь, лишайники!

1

Аппликация «Лишайники»

1


Ноябрь

16



Экскурсия в лес «Птицы осенью»

2


17

Летят перелётные птицы

1

Игра драматизация «Птичий базар»

1


18

Служба спасения для птиц

1

Развешивание кормушек для птиц

1


19

Подготовка насекомых к зиме

1

Д/игра «Кто, где живёт»

1


20

Как звери к зиме готовятся

1

Игра драматизация «Заюшкина избушка»

1


21

Домашние птицы

1

Игра «На птичьем дворе»

1


22

Домашние животные

1

Д/игра «Отгадайте кто мы?»

1


23



Игра «Поле чудес»

2

Игра

Декабрь 3.Снежная королева- 42ч. (20-22)

24

Вот и к нам зима пришла

1

Рисование воском «Зима»

1


25

Зимние явления в жизни растений и животных

1

Музыкальная игра «Зайчик в беде»

1


26

Периоды зимы

1

Аппликация «Зима»

1



27

Зима в народном календаре

1

Зимние забавы на Руси (игры)

1


28

Деревья и кустарники зимой

1

Рисование «Любимый город»

1


29

Хвойные деревья зимой

1

Аппликация из природного материала

1


30

Листопадные деревья зимой

1

Рисование мелом Деревья зимой»

1


31

Служба спасения «Наша ёлка хороша»

1

Изготовление листовок

1


32

Жизнь растений под снегом

1

Аппликация «Под белым одеялом»

1


Январь

33

Зимние изменения в жизни птиц

1

Игра «Не сорока не ворона»

1


34

Зимующие птицы города

1

Игра драматизация «В гостях у зимующих птиц»

1


35

Перелётные зимующие птицы

1

«Покормите птиц» развешивание листовок

1


36

Птицы – наши друзья

1

Развлечение «Сороки»

1


37

Как зимуют звери?

1

Д/игра «Кто где живёт»

1


38

Белая книга следов

1

Работа по схемам

1


39

Следы птиц

1

Д/игра «Распутай след»

1


40

Следы мелких зверей на снегу

1

Д/игра «Кто пробегал?»

1


41

Заячьи хитрости

1

Д/игра «Путаница»

1



Февраль




42

Следы крупных зверей

1

Игра « На охоту мы пойдём»

1


43

«Зима прошла»

1

Игровое упражнение «Прощай зима»

1


44



Экскурсия «Зимушка зима»

2

Экскурсия

4. Клумба на окне- 10ч. (3-7)

45

Растения живущие рядом с нами

1

Д/игра «Магазин цветов»

1


46

Правила ухода за комнатными растениями

1

Парикмахерская для цветов

1


47

Размножение комнатных растений

1

Черенкование цветов

1


48



Экскурсия в магазин «Цветы»

2


49



Д/и «Угадай растение по описанию»

2

Игра

Март 5. Природа просыпается-30ч.(14-16)

50

Природа просыпается

1

Наблюдение за окружающим из окна

1


51

Весенние изменения в природе

1

Рисование «Весна пришла»

1


52

Периоды весны

1

Просмотр фильма «Весна красна»

1




53

Весна в народном календаре

1

Народные посиделки

1


54

Деревья и кустарники весной

1

Аппликация «Берёзка»

1


55

Весенние прилеты птиц

1

Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал»

1


56

Птицы - дуплогнездники (скворец, синица, дятел)

1

Конструирование из бумаги «Скворечник»

1


57

Птицы- строители

1

Рисование гнёзд

1


58

Лесные звери весной

1

Игра«Весенний хоровод зверей»

1


Апрель

59

Разбуженые теплом

1

Наблюдение за муравейником

1


60

Животные просыпаются

1

Наблюдение за черепахой

1


61

День воды

1

Опыты с водой

1


62

Цветы вестники весны

1

Рисование первоцветов

1


63

Охрана первоцветов

1

Изготовление

листовок

1


64



Викторина «Льдинки тают, весну приглашают»

2

Викторина

6. Весенние работы на участке-16ч. (1-15)

65



Подготовка участка под посев цветов

2


66



Оформление клумбы

2


67

Правила посадки цветочных культур

1

Замачивание семян, луковиц цветов

1



Май

68



Высадка луковиц гладиолусов, лилий

2


69



Посев декоративных бобовых культур

2


70



Посев настурции

2


71



Весенняя экскурсия в лес

2


72



Интерактивная игра «Хорошо ли поработали»

2

игра


Всего: 144

69


75









































Содержание программы

первого года обучения



1. Природа вокруг нас (Т-4., ПР-6ч.)

Что такое экология? Природа вокруг нас. Разнообразие природы. Влияние погоды на жизнь растений и жизнь животных.

Практика:

Экскурсия по ДЭБЦ. Экскурсия в парк. Зарисовка «Разнообразие природы». Игра «Живой барометр».Игра «Похожие признаки».

2. Унылая пора, очей очарованье (Т-18ч., ПР-18ч.)

Осенние явления в жизни растений и животных. Периоды осени. Осень в народном календаре. Что такое фенология? Осенняя раскраска листьев. Листопад. Сладкая кладовая леса. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Летят перелетные птицы. Служба спасения для птиц. Подготовка насекомых к зиме. Как звери к зиме готовятся. Домашние птицы. Домашние животные.

Практика:

Наблюдение в уголке природы. Рисование «Осень». Игра драматизация «На дворе у бабушки». Аппликация из листьев «Узор».Наблюдение за листопадом. Д/игра «Угадай на вкус».Лепка «В кузовок соберем». Д/игра «Съедобное – несъедобное». Уборка листьев на участке.Укрытие многолетних культур на участке. Игра драматизация «Птичий базар».Развешивание кормушек для птиц. Д/игра «Кто, где живет».Игра драматизация «Заюшкина избушка».Игра «На птичьем дворе».Д/игра «Отгадайте кто мы?».Экскурсия в рощу.Игра «Поле чудес»

3. Снежная королева (Т-20ч., ПР-22ч.)

Вот и к нам зима пришла. Зимние явления в жизни растений и животных. Периоды зимы. Зима в народном календаре. Деревья и кустарники зимой. Хвойные деревья зимой. Листопадные деревья зимой. Служба спасения «Наша елка хороша». Жизнь растений под снегом. Зимние изменения в жизни птиц. Зимующие птицы города. Перелетные зимующие птицы. Птицы- наши друзья. Как зимуют звери? Белая книга следов. Следы птиц. Следы мелких зверей на снегу. Заячьи хитрости. Следы крупных зверей. Зима прошла

Практика:

Рисование воском «Зима». Музыкальная игра «Зайчик в беде». Аппликация «Зима». Зимние забавы на Руси (игры). Любимый город- рисование. Аппликация из природного материала. Рисование мелом. Изготовление листовок. Аппликация «Под белым одеялом». Игра «Не сорока, не ворона». Игра драматизация «В гостях у зимующих птиц». «Покормите птиц» развешивание листовок. Развлечение «Сороки». Д/игра «Кто, где живет». Работа по схемам. Д/игра «Распутай след». Д/игра «Кто пробегал». Д/игра «Путаница». Игра «На охоту мы пойдем». Игровое упражнение «Прощай зима». Экскурсия «Зимушка зима».

4. Клумба на окне. (Т-4ч., ПР-6ч.)

Растения живущие рядом с нами. Правила ухода за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Итоговое занятие.

Практика:

Д/игра «Магазин цветов». Парикмахерская для цветов. Черенкование цветов. Экскурсия в магазин «Цветы». Д/игра «Угадай по описанию».

5. Природа просыпается (Т-14ч., П-16ч.)

Природа просыпается. Весенние изменения в природе. Периоды весны. Весна в народном календаре. Деревья и кустарники весной. Весенние перелеты птиц. Птицы – дупло гнездники (Скворец, синица, дятел).Птицы- строители. Лесные звери весной. Разбуженные теплом. Животные просыпаются. День воды. Цветы вестники весны. Охрана первоцветов.

Практика:

Наблюдение за окружающим из окна. Рисование «Весна пришла». Просмотр фильма. Народные посиделки. Аппликация «Березка». Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал». Конструирование из бумаги «Скворечник». Рисование гнезд. « Весенний хоровод зверей»- хор. Игра. Наблюдение за муравейником. Наблюдение за черепахой. Опыты с водой. Рисование первоцветов. Изготовление листовок. Викторина «Льдинки тают, весну приглашают».

6. Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-15ч.)

Правила посадки цветочных культур.

Практика:

Подготовка участка под посев. Оформление клумбы. Замачивание семян, луковиц цветов. Высадка луковиц гладиолусов, лилий. Посев декоративных бобовых культур. Весенняя экскурсия в лес. Интерактивная игра«Хорошо ли поработали».













Учебно – тематический план второго года обучения


Наименование разделов, тем

Форма промежуточной аттестации

п/п





Теория

Часы

Практика

часы


Сентябрь

1.Вводное занятие -2ч. (1-1)

1

Знакомство с историей ДЭБЦ, юннатским движением, выбор старосты, знакомство с расписанием, планом на год


1

Экскурсия по ДЭБЦ, в музей охраны природы

1


2.Осень в природе- 14ч. (6 -8)

2

Осенние явления в жизни растений и животных

1

Экскурсия в парк «Осенние явления»

1


3

Осень в народном календаре

1

Хороводная игра «Осень, осень в гости просим»

1


4

Путешествие в страну листопадию

1

Наблюдения в природе, сбор осенних листьев

1


5

Осень в саду и огороде

1

Д/и « Во саду ли огороде»

1


6

Птицы осенью

1

Практикум Изготовление наглядного пособия «Птицы осенью»

1


7

Календарь погоды: ознакомление, значимость, правила ведения

1

Составление календаря

1


Октябрь

8



Фенологическая

экскурсия «Красавица осень»

2

Экскурсия

3.Осенние работы в уголке живой природы- 18ч. (7-11)

9

Растения и человек

1

Игра «Вершки, корешки»

1


10

Строение растений

1

Составление схемы «Строение растений»

1


11

Разнообразие растений

1


Составление альбома «Какие мы разные»

1


12

Разнообразие комнатных растений

1

Паспортизация комнатных растений

1


13

Особенности содержания комнатных растений

1

Уход за комнатными растениями

1


14

Влияние изменений в природе на поведение животных

1

Наблюдения за животными в уголке

1


Ноябрь

15

Особенность содержания животных в доме

1

Составление таблиц схем: «Особенности содержания животных»

1


16



Экскурсия в зоологический уголок

2


17



Игра

«Поле чудес»

2

Игра

4.Исследовательская работа- 10ч. (2 – 8)

18

Значимость выращивания зелёных растений в комнатных условиях

1

Составление схем «Мини огород на окне»

1



19

Лук от семи недуг

1

Подготовка лука к посадке

1



20



Посадка лука на перо

2


21



Оформление дневника «Наблюдения за ростом лука.

2


22



Защита творческого проекта «Мини огород на окне»

2


проект

Декабрь 5. Охрана и привлечение зимующих птиц-12ч. (5 -7)

23

Морфологические признаки зимующих птиц

1

Оформление дневника наблюдений за птицами

1


24

Птицы кочевники

1

Работа в дневнике «Наблюдения в природе»

1


25

Птичья столовая

1

Изготовление наглядного пособия «Корм зимующих птиц»

1


26

Следы птиц на снегу

1

«Найди след» игра

1


27

Акция «Зимующие птицы»

1

Выпуск листовок по операции «Кормушка, изготовление кормушек»

1


28



Экскурсия в парк «Птицы нашего парка»

2

Экскурсия


Январь 6. Природа и её охрана- 18ч. (8- 10)

29

Что такое природа?

1

Подвижные игры на свежем воздухе

2




30

Взаимосвязь живой и неживой природы

1

Составление таблиц опор

1


31

Изменения в природе под влиянием человека

1

Наблюдения в природе, просмотр кинофильма

1


32

Природа в опасности

1

Изготовление памятки «Природа в опасности»

1


33

Берегите воду

1

Сколько тратим воды за сутки

1


34

Охрана почв.

1

Зарисовка знаков

1


февраль

35

Воздух и его охрана.

1

Опыт «Образование смога»

1


36

Животные должны жить.

1

Работа с красной книгой.

1


37



Игра «Удивительный мир природы»

2

Игра

7. Байкал и его охрана-12ч. (5-7)

38

Байкал его богатство

1

Просмотр фильма о Байкале

1



39

Животные Байкала

1

Аппликация «Животные Байкала»

1


40

Серебристое богатство Байкала

1

Создание альбома аквариума «Рыбы Байкала».

1


41

Растения Байкала

1

Изготовления альбома «Редкие растения Байкала»

1



42

Птицы Байкала

1

Оригами «Птицы Байкала»

1



Апрель

53

Осторожно насекомые

1

Составление памятки

1


54

Защитные свойства для насекомых

1

Оригами «Бабочка»

1


55

Весна в городе.

1

зарисовка «Весна в городе»

1


56

Весенние работы в саду и огороде

1

Составление плана сада и огорода

1


57



Развлечение «День Земли»

2


58



Экскурсия в весенний лес

2


59



Тест «Весна в природе»

2

Тестирование

9. Весенние работы на учебно-опытном участке -26ч.(1-25)

60

Подготовка почвы к посеву

1

Очистка участка от листьев

1



61



Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур и кустарников

2


62



Выравнивание почвы,разбивка грядок

2


63



Подготовка семян к посеву.

2


Май

64


.

Посев свеклы, моркови

2


65



Посадка лука.

2


66


.

Полив овощных культур

2


67



Посев бобовых культур.

2


68



Посадка картофеля

2


69



Уход за растениями.

2


70



Оформление клумб.

2


71



Посев цветов в клумбы.

2


72


.

Тест «Знатоки природы»

2

Тест

Итого: 144

48


96








































Содержание программы

второго года обучения



1.Вводное занятие (Т-1ч., ПР-1ч.)

Знакомство с историей ДЭБЦ, юннатским движением, выбор старосты, знакомство расписанием, планом на год.

Практика:

Экскурсия по ДЭБЦ, в музей охраны природы.

2.Осень в природе (Т- 6ч., ПР-8ч.)

Осенние явления в жизни растений и животных. Осень в народном календаре. Путешествие в страну листопадию. Осень в саду и огороде. Птицы осенью. Календарь погоды, ознакомление, значимость, правила ведения.

Практика:

Экскурсия в парк. Хороводная игра «Осень, осень в гости просим». Наблюдения в природе, сбор осенних листьев. Д/игра «Во саду ли огороде». Изготовление пособия «Птицы осенью». Составление календаря. Фенологическая экскурсия «Красавица осень»

3.Осенние работы в уголке живой природы (Т-7ч., ПР-11ч.)

Растения и человек. Строение растений. Разнообразие растений. Разнообразие комнатных растений. Особенности содержания комнатных растений.Влияние изменений в природе на поведение животных. Особенность содержания животных в доме. Итоговое занятие.

Практика:

Игра «Вершки, корешки». Составление схемы «Строение растений». Составление альбома «Какие мы разные». Паспортизация комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Наблюдения за животными в уголке. Составление таблиц схем: «Особенности содержания животных» Экскурсия в живой уголок. Игра «Поле чудес».

4.Исследовательская работа (Т-2ч., ПР-8ч.)

Значимость выращивания зелёных растений в комнатных условиях. Лук от семи недуг.

Практика:

Составление схем «Мини-огород на окне». Подготовка лука к посадке. Посадка лука на перо. Оформление дневника «Наблюдение за ростом лука». Защита проекта «Минни огород на окне»

5.Охрана и привлечение зимующих птиц (Т-5Ч., ПР-7ч.)

Морфологические признаки зимующих птиц. Птицы кочевники. Птичья столовая. Следы птиц на снегу. Акция «Зимующие птицы».

Практика:

Оформление дневника наблюдений за птицами. Работа в дневнике «Наблюдения в природе». Изготовление наглядного пособия «Корм зимующих птиц». Игра «Найди след». Выпуск листовок по операции кормушка. Экскурсия в парк «Птицы нашего парка».

6.Природа и её охрана (Т-8ч., ПР-10Ч.)

Что такое природа? Взаимосвязь живой и неживой природы. Изменения в природе под влиянием человека. Природа в опасности. Берегите воду. Охрана почв. Воздух и его охрана. Животные должны жить.

Практика:

П/игры на свежем воздухе. Составление таблиц опор. Наблюдения в природе. Изготовление наглядного пособия. Сколько тратим воды за сутки. Рисование знаков. Удивительный мир природы.

7.Байкал и его охрана (Т -5ч., ПР-7ч.)

Байкал его богатство. Растения Байкала. Животные Байкала. Серебристое богатство Байкала. Птицы Байкала.

Практика:

Просмотр фильма о Байкале. Аппликация «Животные Байкала». Создание альбома аквариума «Рыбы Байкала» Изготовление альбома «Редкие растения Байкала», Оригами «Птицы Байкала». Викторина «Что, ты знаешь о Байкале».

8.Весна в природе (Т-13., Пр-19.)

Природа просыпается. Весна в народном календаре. Признаки весны. Изменение внешнего вида животных. Птицы весной, сроки их появления. Кто-кто в теремочке живёт. Пробуждение растений. Цветы вестники весны. Деревья и кустарники весной. Осторожно насекомые. Защитные свойства для насекомых. Весна в городе. Весенние работы в саду и огороде.

Практика: Наблюдение за окружающим. Народные посиделки. Изготовление альбома «Весна пришла». Изготовление поделок из природного материала. Наблюдение в природе с записями в дневнике. Д/ игра «Чей домик». Изготовление листовок по акции «Первоцветы». Аппликация «Подснежник». Д/игра «Найди по описанию».Составление памятки. Оригами «Бабочка». Рисование «Весна в городе».Составление плана огорода и сада. Экскурсия в весенний лес. Развлечение «День Земли».

9.Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-25ч.)

Подготовка почвы к посеву.

Практика:

Очистка участка от листьев. Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур и кустарников. Выравнивание почвы, разбивка делянок Подготовка семян к посеву. Посев свеклы, моркови. Посадка лук. Полив овощных культур. Посев бобовых культур. Посадка картофеля. Уход за растениями. Оформление клумб. Посев цветов в клумбы. Тестирование «Знатоки природы».




Учебно – тематический план

третьего года обучения



Наименование разделов, тем


Форма промежуточной аттестации

п/п

Теория

Часы

Практика

часы

Сентябрь

1.Вводное занятие -2 ч. (1-1)

1

Вводное занятие

1

Экскурсия по ДЭБЦ


1



2.Что такое экология- 8ч. (3-5)

2

Экология, цели и задачи экологии её значение

1

Экскурсия «Окружающая среда»

1


3

Живая и не живая природа

1

Практикум «Определение запылённости воздуха»

1


4

Организм и окружающая среда

1

Практикум «Влияние загряз-х средств на развитие растений»

1


5



Викторина «Экология в городе»

2

Викторина


Октябрь3.Невидимые ниточки природы – 22 ч. (11-11)

6

Мир живой природы

2




7

Типы питания животных: хищные, травоядные, всеядные

1

Работа с карточками

1


8

Пищевые цепи в природе

1

Составление пищевых цепей для разных средств обитания

1



9

Лес- сообщество живых организмов.

1

Описание ярусности леса

1



10

Пищевые цепи в лесу

1

Составление пищевых цепей

1


11

Как человек влияет на лес

1

Составление схем

1


12

Подводные этажи, распределение на жив-х,раст-й на разной глубине

1

Составление подводных этажей

1


13

Как человек использует водоёмы и как эко система озера изменяется под его влиянием

1

Составление пищевых цепей

1


Ноябрь

14

Почва, как плодородный слой земли

1

Практикум «Определение состава почвы».

1


15

Обитатели почвы. Приспособленность к жизни под землёй

1

Зарисовка «Обитатели почвы»

1


16



Тестирование«Невидимые ниточки природы»

2


Тест

4.Разнообразие растительного мира-12ч.(5-7)

17

Какие бывают растения

1

Зарисовка растений в альбом.

1


18

Лиственные и хвойные деревья

1

Д/игра «С какого дерева лист»

1


19

Культурные и дикорастущие растения

1

Д/игра «Где растёт»

1


20

Комнатные растения

1

Уход за комнатными растениями

1


21

Роль комнатных растений в нашем здоровье

1

Составление альбома «Бабушкины рецепты»

1


22



Тестирование

2

Тест

Декабрь5.Разнообразие животного мира-18ч. (9-9)

23

Какие бывают животные

1

Экскурсия в музей ДЭБЦ

1


24

Среда обитания животных

2




25

Животные местной фауны

1

Работа с книгой Животные Прибайкалья

1


26

Дикие животные

1

Составления альбома

1


27

Домашние животные

1

Игра «Кто, где живёт»

1


28

Домашний зоопарк

1

Экскурсия в зоологический уголок

1


29

Экзотические птицы дома

1

Экскурсия в зоомагазин

1


30

Аквариум и его обитатели

1

Наблюдение, уход за рыбками

1


31



Игра «Что, где, когда?»

2

Игра

Январь 6.Исследовательская работа- 8ч. (3-5)

32

Значимость выращивания овощей в зимний период

1

Составление схем «Мини теплица»

1


33

Условия жизни овощей

1

Подготовка почвы

1


34

Подготовка семян салата к посеву

1

Посев салата

1


35



Практикум «Наблюдения с записями, зарисовками в дневник»

2

Практикум

7. Осторожно « Красная книга!»-14ч. (7-7)

36

Что такое Красная книга?

1

Работа с Красной книгой

1



37

Защита растений

1

Оформление альбома

1



Февраль

38

Защита животных. Вымершие животные

2





39

Как человек охраняет природу

1

Изготовление запретных знаков. Работа с Красной книгой

1


40

Заповедники Сибири

1

Путешествие по карте

1


41

Охраняемые растения и животные Иркутской области

1

Охраняемые растения Иркутской обл. (работа с фотоопред - лем.)

1


42



Практикум«По страницам Красной книги»

2


Практикум

Март 8.Весна в природе-10ч. (4- 6)

43

Идёт весна, весне дорогу

1

Видеоролик «Встреча весны»

1


44

Животные просыпаются

1

Наблюдение за поведением жив-х в уголке живом

1


45

Подготовка к встрече птиц

1

Развешивание скворечника

1



46

Пробуждения растений

1

Изготовление листовок по акции «Первоцветы»

1



47



Экскурсия в лес. «Весенний лес полон чудес»

2


Экскурсия

9.Байкал и его охрана- 26ч. (12-14)

48

Путешествие по озеру Байкалу

1

Просмотр фильма «Жемчужина Сибири»

1


49

Притоки Байкала

1

Зарисовка «Притоки Байкала»

1


50

Ветры Байкала

1

Эксперименты с песком Песчаные барханы»

1


51

Подводный мир Байкала

1

Мастер класс Панорамный проект «Дно озера»

1


Апрель




52

Уникальность рыбного мира озера

1

Просмотр фильма «Рыбы Байкала»

1


53

Ластоногий символ озера

1

Лепка «Чудо Нерпа»

1


54

Нерпа- эндемик озера Байкал

1

Зарисовка «Нерпы на льду»

1


55

Невидимые санитары озера

1

Просмотр видео фильма о жизни в недрах Байкала

1


56

Губки Байкала – фильтратор воды

1

Рассматривание коллекции «Губки Байкала»

1



57

Этажи озера

1

Моделирование из бумаги«Этажи озера»

1



58

Байкальский заповедник

1

Оригами «Животные заповедника»

1



59

Охрана озера

1

Изготовление запретных знаков

1



60



Викторина «Хочу знать всё о Байкале»


2

Викторина

Май10.Весенние работы на участке- 24ч. (1-23)

61

Подготовка почвы к посеву

1

Очистка участка от листьев, разравнивание почвы на участке


1


62



Удаление сухих веток с плодово-ягодных культур

2


63



Разбивка делянок под клумбы

2


64



Оформление клумб

2


65



Посев цветов в клумбу

2


66



Посев цветов для зелёной изгороди

2


67



Уход за посевами цветов

2


68



Посев бахчёвых

2


69



Посев многолетних культур

2


70



Оформление участка

2


71



Экскурсия в «Зелёный город»

2


72



Игра «Умники и умницы»

2

Игра


Итого: 144

56


88































Содержание программы

третьего года обучения


1.Вводное занятие (Т-1ч., ПР-1ч.)

Вводное занятие.

Практическая часть:Экскурсия по ДЭБЦ.

2.Что такое экология (Т-4ч.,ПР- 4ч.)

Экология, цели и задачи экологии её значение. Живая и не живая природа. Организм и окружающая среда.

Практика:

Экскурсия «Окружающая среда». Определение запылённости воздуха. Практикум «Влияние загряз-х средств на развитие растений». Викторина «Экология в городе»

3.Невидимые ниточки природы (Т-11ч., ПР-11ч.)

Мир живой природы. Типы питания животных: хищные, травоядные, всеядные. Пищевые цепи в природе. Сообщество. Лес- сообщество живых организмов. Этажи леса. Пищевые цепи в лесу. Как человек влияет на лес. Подводные этажи, распределение на животных, растений, на разной глубине. Как человек использует водоемы и как эко система озера изменяется под его влиянием. Почва, как плодородный слой земли. Обитатели почвы. Приспособленность к жизни под землей.

Практика:

Составление пищевых цепей для разных средств обитания. Описание ярусности леса. Составление пищевых цепей. Составление схем. Составление подводных этажей. Составление пищевых цепей. Практикум «Определение состава почвы». Зарисовка«Обитатели почвы». Тестирование .

4.Разнообразие растительного мира (Т-5ч., ПР-7ч.)

Какие бывают растения. Лиственные и хвойные деревья. Культурные и дикорастущие растения. Комнатные растения. Роль комнатных растений в нашем здоровье.

Практическая часть:

Рисование растений в альбом. Д/игра «С какого дерева лист» Д/игра «Где растёт». Уход за комнатными растениями. Составление альбома «Бабушкины рецепты». Тестирование.

5.Разнообразие животного мира (Т-9ч., ПР-9ч.)

Какие бывают животные. Среда обитания животных. Животные местной фауны. Дикие животные. Домашние животные. Домашний зоопарк. Экзотические птицы дома. Аквариум и его обитатели.

Практика:

Экскурсия в музей ДЭБЦ. Работа с книгой Животные Прибайкалья. Составление альбома. Д/игра «Кто, где живёт».Экскурсия в живой уголок. Экскурсия в зоомагазин. Наблюдение, уход за рыбками. Игра «Что, где, когда?»

6.Исследовательская работа (Т-3ч., ПР-5ч.)

Значимость выращивания овощей в зимний период. Условия жизни овощей. Подготовка семян салата к посеву.

Практика:

Составление схем «Мини теплица». Подготовка почва смеси. Посев салата. Практикум «Наблюдение с записями и зарисовками в дневник»

7.Осторожно «Красная книга!» (Т-7ч., ПР-7ч.)

Что такое красная книга? Защита растений. Защита животных, вымершие животные. Как человек охраняет природу? Заповедники Сибири. Охраняемые растения и животные Иркутской области.

Практика:

Работа с Красной книгой. Оформление альбома. Изготовление запретных знаков. Путешествие по карте. Охраняемые растения по Иркутской обл. (по фотоопред.). Путешествие по страницам Красной книги.

8.Весна в природе (Т-4ч., ПР-6ч.)

Идет весна, весне дорогу. Животные просыпаются. Подготовка к встрече птиц. Пробуждение растений.

Практика:

Просмотр видеоролика «Встреча весны». Наблюдение за поведением жив-х в живом уголке. Изготовление скворечника. Изготовление листовок по акции «Первоцветы». Экскурсия в лес. «Весенний лес полон чудес».

9.Байкал и его охрана (Т-12ч., ПР-14ч.)

Путешествие по озеру Байкалу. Притоки Байкала. Ветры Байкала. Подводный мир Байкала. Уникальность рыбного мира озера. Ластоногий символ озера. Нерпа – эндемик озера Байкал. Невидимые санитары озера. Губки Байкала – фильтратор воды. Этажи озера. Байкальский заповедник. Охрана озера.

Практика:

Просмотр фильма. Зарисовка «Притоки Байкала». Эксперименты с песком «Песчаные барханы». Панорамный проект «Дно озера». Просмотр фильма «Рыбы Байкала». Лепка «Чудо Нерпа». Зарисовка «Нерпы на льду». Просмотр видео фильма о жизни в недрах Байкала. Рассматривание коллекции «Губки Байкала». Моделирование «Этажи озера». Оригами «Животные заповедника». Изготовление запретных знаков. Викторина «Хочу знать всё о Байкале».

10.Весенние работы на участке (Т-1ч., ПР-23ч.)

Подготовка почвы к посеву.

Практика:Очистка участка от листьев, разравнивание почвы на участке. Удаление сухих веток с плодово- ягодных культур. Разбивка делянок. Подготовка почвы к посеву. Оформление клумбы. Посев цветов в клумбу. Посев цветов для зелёной изгороди. Уход за посевами цветов. Посев бахчевых. Посев многолетних культур. Оформление участка. Экскурсия в «Зелёный город». Игра «Умники и умницы»

Календарный учебный график


Группы по годам обучения

I полугодие

Кол-во учебных недель

Дата и продолжительность каникул

II полугодие

Кол-во учебных недель

Общее кол-во учебных недель

Промежуточная аттестация

начало

окончание

начало

окончание

Группа 1 года обучения

10.-09.2016

30.12.

2016

16


09.01.

2017

20.05.2017

19

35

игра

Группа 2 года обучения

10.-09.2016

30.12.

2016

16


09.01.

2017

20.05.2017

19

35

тестирование

Группа 3 года обучения

10.-09.2016

30.12.

2016

16


09.01

.2017

20.05.2017

19

35

игра





























Методическое обеспечение программы включает



  • Видеофильмы и презентации: «Жемчужина Сибири», «Рыбы Байкала»;

  • Учебники по Байкаловедению, экологии, Красная книга, Растения Прибайкалья, Животные Прибайкалья, Выращивание комнатных растений;

  • Серии картин: Животные тайги, Птицы нашего края, Домашние птицы и животные, Времена года, Растения прибайкалья, Животные прибайкалья, рыбы озера Байкала, Комнатные растения, Деревья, Ягоды, Грибы, Лишайники;

  • Настольные дидактические игры: «Похожие признаки», «С какого дерева лист», «Времена года», « Кто - где живёт», «Отгадайте, кто мы», «Путаница», «Распутай след», «Кто пробегал» и т.д.

  • Экскурсии: « Охраны природы», в лес «Осенние явления», «Зимушка зима», «Весенний лес полон чудес», «Наши пернатые».

  • Опыты: «Мини огород на окне», «Образование смога», «Черенкование цветов».

























Материально-техническое обеспечение программы

  1. Микроскоп

  2. Лупа

  3. Бинокль

  4. Весы

  5. Секундомер

  6. Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

  7. Набор микропрепаратов по анатомии, общей биологии, ботанике

  8. Коллекция древесных пород

  9. Гербарий дикорастущих растений

  10. Набор муляжей овощей и фруктов

  11. Муляжи грибов

  12. Коллекция «Семена и плоды»




























Литературадля педагога:


  1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф.Виноградова. – М., 2001. – С. 35-42.

  2. Ганичкин А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. – М.: Оникс, 2006. 320с.

  3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса ; Ставрополь, 2000. – С.286.

  4. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей подростков / Н.С Дежникова и др.- М., 2001. – С.64.

  5. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы / Л.М.Ишутинова // Начальная школа. – 2000. - №6. – С. 68.

  6. Кирсанова Т.А. Птичьи имена / Т.А.Кирсанова // Начальная школа. – 2001. - №1. – С. 54.

  7. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б.А. Никитина. – Самара, 2002. 232с.

  8. Плешаков А.А. Зелёный дом / А.А.Плешаков // Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2001. 120с.

  9. Плешаков А.А. Зелёный дом: программно-методические материалы / А.А.Плешаков. – М., 2000. 117с.

  10. Саломахина Г.И. Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. / Г.И.Саломахина, В.И.Черепанов. – Волгоград, 2003.48с.

  11. Симонова Л.И. Экологическое образование в начальной школе / Л.П.Симонова. – М., 2000. –С.130 – 160.

  12. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников / И.В.Цветкова. – М., 2000. – С. 145-176.

  13. Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России / И.Б.Шустова. – М.: Дрофа, 2006. - ( Дошкольник.Мир природы). 243с.

  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. 648с.

  15. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания \ авт.-сост. С.Н.Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. 384с.








Интернет – источники:


  1. Ибрагимова Ф.Х. Правила поведения в природе / Ф.Х. Ибрагимова. – Режим доступа :http://festival.lseptember. ru/articles/560372/

  2. Комнатные растения. – режим доступа:76204s033.edusite.ru/../ texnologiya2klass-komnatnyiarasteniya.doc.http://festival.1 september.ru/articles/560372/

  3. Соколова О.В. Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: Природа в опасности. Охрана природы / О.С. Соколова. – Режим доступа: http//festival. LSeptember. ru/ articles/ 560372/

  4. Экосистема леса и его обитатели. – режим доступа:cor.edy.27.ru/catalog/res/1cc46e1e75d7-7d8c-87b7…/view/


Литература для детей.


  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль.: Академия развития, 2001. 416с.

  2. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.197с.

  3. Большая детская энциклопедия. – М.: Росмэн, 2001. 321с.

  4. Рыжова Н.А. Не просто сказки / Н.А.Рыжова. – М.: Линка- пресс, 2001. 173с.

  5. Устинов С.К. Рассказы о животных. – Иркутск: Сибирская книга, 2011. 107с.

  6. Ошмарин П.И. и др. Следы в природе. М.:Наука, 2003.192с.

  7. Танасийчук В. Экология в картинках. М.: дет. Лит. 2001. 205с.

  8. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Дет. Лит. 2001.205с.





























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа «СИБИРЯЧОК»

Автор: Баранникова Любовь Иннокентьевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства