Дополнительный материал для чтения и выполнения опытов по теме: "Вода. Круговорот воды в природе"
Дополнительный материал для чтения и выполнения опытов по теме: "Вода. Круговорот воды в природе"
Дополнительный материал "Вода. Круговорот воды в природе" - это проблемные вопросы, интересные задания, подборка обучающих текстов для чтения и самостоятельной постановки учащимися элементарных опытов. Материал предназначен для углубленного изучения данной темы, развитие у учащихся пытливости, самостоятельности, критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал для чтения и выполнения опытов по теме: "Вода. Круговорот воды в природе" »
Значение воды для живых организмов. Превращения воды. Круговорот воды в природе.
1. Рассказ «Вода - одно из самых главных богатств Земли».
Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.
Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.
И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.
И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.
На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.
Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.
(По Ю. Аракчееву)
2. Где в природе встречается вода?
Из воды образованыреки, озера, моря, океаны. Кроме рек, озер, морей и океанов, вода содержится в почве, телах растений и животных. А также вода есть во всем грунте, лежащим над почвой: камнях, глине и песке. Вода содержится в воздухе в виде пара, туманов и облаков. Нет ни одного живого организма (растения или животного), в теле которого не было бы воды.
Вода нужна все живым организмам!
Вода для человеческого организма — это второе по значимости вещество после кислорода. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более 7 дней.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Это сок – вода с растворёнными в ней различными веществами.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Вода есть в мускулах и внутренних органах. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Вода выделяется из организма человека в виде пота, слез, мочи. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении .
Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы.
Вода является средой обитания многих животных и растений.
А также…
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань , ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.
Вот она какая, вода!
3. ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ
Запомни!
Вода – это вещество.
Воданаходитсявприродевтрёхсостояниях:
жидком, твёрдомигазообразном.
При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
НАГРЕВАНИЕ И ОХЛАЖДЕНИЕ ВОДЫ
Выясним теперь, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему? Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь? Эти опыты показывают, что вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Температура кипения воды – 100 градусов по Цельсию.
Температура превращения воды в твердое состояние 0 градусов и ниже по Цельсию.
Осень... Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром можно увидеть на лужах первый лед. Днём пригрело солнце, и лёд растаял. Выпал первый снег. Он недолговечен: солнце быстро растопит его...
Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии.
При температуре 0° и ниже вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.
СЖИМАЕТСЯ ИЛИ РАСШИРЯЕТСЯ ВОДА ПРИ ПРЕВРАЩЕНИИ В ЛЕД?
Ты знаешь, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется! Запомни это свойство воды. Из-за него зимой иногда лопаются водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
КОГДА ЖИДКОСТЬ СТАНОВИТСЯ ГАЗОМ
Ты протёр мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ.Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
Холодная вода испаряется медленно, тёплая — быстрее. (Подумай почему.)
Вода испаряется не только при кипении, она испаряется и тогда, когда вовсе не кипит и даже находится в виде снега и льда на морозе.
Например: мокрое белье хорошо сохнет не только в теплые, но и в морозные дни.
4. ЧТО ТАКОЕ КРУГОВОРОТВОДЫВПРИРОДЕ ?
Проделаемопыт.
Будем нагревать воду, над которой закреплёнхолодный предмет, например тарелка со льдом.
Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.
Как же объяснить то, что мы наблюдали?
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды.
Круговорот воды происходит и в природе. С поверхности морей и рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.
5. Самопроверка. Практические задания.
ПОДУМАЙ!
1. Чем водяной пар сходен с воздухом, а чем отличается от него?
2. Когда быстрее высыхают лужи после дождя — летом или осенью? Почему?
3. Что такое туман? Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним — пар или туман? Объясни.
ПРОВЕРЬСЕБЯ. РАССКАЖИ.
1. Почему вода - одно из главных богатств Земли?
2. В каких трёх состояниях находится вода в природе?
3. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает?
4. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?
5. Как происходит круговорот воды в природе?
Практические задания
1. Узнай сколько воды содержится в твоем организме.
Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. (помощь взрослых)
2. Проделай опыт. Налей в стаканчик немного воды и поставь в морозильную камеру холодильника. Убедись, что через некоторое время в стаканчике образовался лёд.
3. Проделай опыт. В два блюдца налей воды. Одно поставь в тёплое, а другое в прохладное место. Проследи, за сколько дней испарится вода в каждом блюдце. Есть ли разница? Чем ты её объяснишь?
4. Вылепи из пластилина на дощечке или фанерке или нарисуй на плотной бумаге схему круговорота воды в природе.
5. Понаблюдай в природе иней, лёд, снег. Запиши, когда (число, месяц) в этом году впервые увидел иней на поверхности почвы и растениях, лёд на лужах, когда выпал первый снег. Обрати внимание, какой формы бывают снежинки. Нарисуй их.
НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ речь пойдёт о том, что вода Земли в опасности. О том, как надо охранять и беречь воду. О том, что беречь воду — это значит беречь жизнь... Но сначала ответь на вопрос: как люди используют воду?