Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Робинзоны леса»
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Робинзоны леса»
Дополнительная общеобразовательная Программа «Робинзоны леса» имеет естественно-научную направленность и является авторской. В основе программы лежит системно-структурный подход, направленный на экологизацию курса биологии лесных растений и животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная Программа «Робинзоны леса» имеет естественно-научную направленность и является авторской. В основе программы лежит системно-структурный подход, направленный на экологизацию курса биологии лесных растений и животных.
В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как ее части, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому Программа «Робинзоны леса является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только обучающихся, но и современным образовательным тенденциям в их воспитании.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
2. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ - 3924/06;
9. Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (в новой редакции) от 18.02.2022г.
10. Положение о дополнительной общеобразовательной программе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр». Приказ от 31.05.2023г. №42
Автор Программы основывается на первостепенных положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Принципы реализации Программы соответствуют Конвенции о правах ребенка, а также другим федеральным законам и нормативным актам Российской Федерации.
Направленность программы - естественнонаучная
1.1.2. Актуальность Программыобусловлена тем, что в настоящее время лесная экосистема как объект изучения является важнейшим экологическим объектом на Земле. Актуальность программы определяется также возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования. А от благополучия леса зависит не только наше существование, но и состояние газового обмена и регулирования климата европейских стран. Общение с лесом способствует воспитанию у обучающихся многих качеств: культуры, доброты, эстетического вкуса, развитию способностей. Программа направлена на увлеченных изучением природы леса обучающихся, стремящихся к изучению видового разнообразия лесных растений и оказанию помощи лесничествам.
Данная Программа расширяет и углубляет знания обучающихся по ботанике и содержит много полезной и интересной информации для общего развития и подготовке обучающихся к выбору профессии. Занятие обучающихся способствует развитию и накоплению конкретных знаний о лесе, разнообразии его растений и животных; развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных их видов; поможет сформировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело; привлечению учащихся к проектной деятельности в области изучения и восстановления лесов Донбасса. участию обучающихся в конкурсах биологической направленности; распространению знаний среди обучающихся посредством выпуска газет; участию в проектной работе. Занятия в объединении дадут возможность учащимся углубить теоретические знания об окружающем мире, экологических связей в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах ее лесоохраны.
1.1.3.Отличительные особенности
Данная Программа может помочь школьникам сделать выбор и правильный шаг в свое будущее, а также призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день – экологическое воспитание и образование.
Отличительная особенность содержания данной Программы от уже существующих образовательных программ cостоит в ее комплексности, она включает изучение всех групп растений и животных леса. Программа также отличается от других программ новизной в изучении уникального растительного мира Донбасса, а также практической направленностью за счет проведения простых, доступных для возраста обучающихся в кружке опытов и исследований. Восприятие растительного мира происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.
Занятия в объединении дадут возможность учащимся углубить теоретические знания об растениях и животных лесов Донбасса, экологических связей в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах ее лесоохраны.
А также формирует потребность в природосберегающем поведении путем вовлечения обучающихся в разнообразную познавательную, проектно-исследовательскую, природоохранную деятельность. Воспитательные возможности программы содействуют формированию мотивации к познанию, к труду; воспитывают ответственное отношение к использованию и охране леса; содействуют формированию потребности любви к растениям и животным леса и осознанной потребности в здоровом образе жизни.
1.1.4. Новизна программы дает обучающимся не только определенную сумму социальных знаний об устройстве общества и его общественные нормы, о формах поведения в обществе (социально позитивные и отрицательные), умений и навыков, но и позволяет сформировать у них позитивные отношения к базовым ценностям общества (познавательный интерес к миру природы и в, частности, леса, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде), ценностное отношение к социальной реальности в целом. Программа позволяет реализовать комплексный подход к освоению обучающимися методики биологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).и возможность участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровней.
Предполагается использование разнообразных организационных форм: от индивидуальных до групповых и коллективных, которые основываются на различных видах деятельности: индивидуальной, поисковой, исследовательской, рефлексивной, творческой, коммуникативной.
Педагогическая целесообразность данной программы – это выявление и развитие специальных способностей обучающихся, которые представлены результатами занятий в рамках внеурочной деятельности: Для организации образовательного процесса предусматриваются современные педагогические технологии. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, постановку экспериментов, самостоятельную работу.
Образовательная программа «Этот удивительный мир растений» может быть использована в любых других учреждениях дополнительного образования эколого- биологической направленности.
1.1.5. Адресат программы
Возрастной состав - от 9 до 15 лет. Количество обучающихся – в группах 1 года обучения по 15 человек, в звеньях соответственно – 7 и 8 человек, 2 года обучения – 12 человек. В кружок принимаются дети, проявляющие интерес к лесу, желающие углубить знания о природе леса и реализовать свои способности в области биологии лесных растений и животных, лесоразведению и лесовосстановлению. Группы формируются из детей одного возраста или с разницей в возрасте не более трех лет. Особенности набора – каждый желающий обучающийся может записаться в объединение «Этот удивительный мир растений».
На второй год обучения могут приниматься все желающие, прошедшие собеседование по темам Программы первого года.
Состав обучающихся – в течение года остается постоянный.
1.1.6. Сроки реализации программы: 2 года.
Первый год – 216 часов в год – 6 часов в неделю.
Второй год – 216 часов в год – 6 часов в неделю.
Форма занятий – индивидуально-групповая, а при выполнении научно- исследовательских работ - индивидуальная.
1.1.7. Уровень программы –базовый
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса - традиционная, в форс мажорных обстоятельствах с использованием ДОТ. Наполняемость группы для первого года обучения (I этап обучения) – не менее 12 человек, для второго года обучения (II этап обучения)– не менее 10 человек. Комплектование членов творческого объединения 1-го года начинается с 01 по 14 сентября текущего года. Занятие творческого объединения начинается 15 сентября. Занятия проводятся в соответствии с утвержденным в образовательном учреждении расписанием. Продолжительность занятия 3 академических часа по 40-45 минут в день в соответствии с календарным графиком учреждения и обязательно 10-и минутным перерывом. В период осенних, зимних и весенних каникул занятия проводятся в рамках рабочей программы согласно утвержденному расписанию.
Используются нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, виртуальные экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений: мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, учатся писать небольшие рефераты, проводят простые, несложные опыты с растениями.
1.1.9. Форма обучения, режим и место проведения занятий
Обучение очное, в форс мажорных обстоятельствах заочная с использованием ДОТ, количество занятий – 216 часов в год, учебных часов в неделю – 6. Выбор организационных форм и методов обучения осуществляется с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся, особенностями направления образовательной деятельности. Освоение содержания программы происходит на основе взаимосвязи теории и практики. В программе организационные формы образовательной деятельности обучающихся представлены теоретическими, практическими и комбинированными занятиями. Теоретическая часть излагается в виде кумулятивной беседы. В практической части занятий, которой отводится значительное место в программе, наряду с репродуктивными методами активно используются и методы творческой, исследовательской и проектной деятельности. Организация занятий осуществляется в виде бесед, практических работ, конкурсов, экспериментов, сюжетно-ролевой игры, защиты проекта, викторины и др. Одной из организационных форм является экскурсия. В ходе экскурсии образовательный процесс проводится на конкретных примерах окружающей действительности, что приводит к активизации приспособления школьников к социальной жизни, согласованию и присвоению существующих в обществе ценностей. В процессе реализации программы предусмотрено участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Место проведения занятий – бюджетное общеобразовательное учреждение.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования знаний и умений о многостороннем значении леса, как важнейшего источника жизненно важных ресурсов для человека.
Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач Программы:
Возраст
обучающихся
Личностные
(воспитательные)
Метапредметные
(развивающие)
Предметные
(обучающие)
8-10 лет
(1-й год
обучения)
Формировать учебно-познавательные мотивы деятельности, воспитывать
умение видеть в обычном
необычное и удивительное; развивать эмоциональную
сферу и чувство удивления и восхищения красоты
растительного мира, воспитывать любовь к лесу родного края и нравственное поведение в мире лесных растений, животных и людей
Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, развивать мотивацию личности обучающихся к постоянному
пополнению знаний о лесе, их кругозору; мышлению, эстетическому восприятию; способствовать развитию и интересу к проведению исследований; развивать умение логически мыслить, выделять главное, проводить сравнение, анализ, обобщение.
На базовом уровне формировать основы научных знаний; расширить представление о растительном многообразии лесных сообществ, познакомить с характером лесных сообществ региона; познакомить с разнообразием сред обитания, с экологическими факторами, с приспособлением разных групп и видов растений и животных к условиям среды
11-14 лет
(2-й год
обучения)
Формировать широкие познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, воспитывать осознание ценности и многообразия растительного мира и своего места в нем; формировать чувство личной ответственности за сохранение биоразнообразия лесов, разумное отношение к богатству растительного и животного мира; создавать не занятиях атмосферу творчества, свободы мнений; воспитывать аккуратность, упорство в работе и убеждение, что только силой воли можно добиться хороших результатов, содействовать формированию в здоровом образе жизни.
Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, формировать межпредметные понятия; развивать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности и умение работать с различными источниками информации (дополнительной, справочной, научно-популярной литературой, с интернет-ресурсами), развивать творческое мышление, умение предвидеть последствия деятельности человека на природу леса; формировать личность с активной жизненной позицией, способной социально адаптироваться к жизни в современном обществе.
На углубленном уровне сформировать основы научных знаний; познакомить с причинами многообразия растительного и животного мира леса, познакомить с основными видами и особенностями различных групп растений и животных, их распространием и поведением, биологическими особенностями; формировать умения определять виды растений и животных на таблицах, рисунках, сравнение между собой; содействовать выработке практических умений и навыков по проведению исследований, применению полученных знаний в жизни.
Теория. Формирование группы. Введение в программу. Знакомство с основными разделами и темами программы. Инструктаж по ТБ при проведении занятий (1 час).
Практика. Входной контроль. Проведение викторины « Что я знаю о растениях» (2 часа)
Тема 2. Леса Донбасса (24 часов)
2.1. Основное понятие о лесе (1 часа). Практика Игра «Лес – наш друг». Просмотр видеофильма о значении леса (2 часа).
2.2. Лесной кодекс РФ – основной закон ведения лесного хозяйства (1 час) Практика «Изучение лесного кодекса России» (2 часа)
2.3. Краткий обзор истории лесоведения. Выдающиеся деятели русского лесоведения в Донбассе (1 час). Практика. Что я знаю о Викторе фон Граффе и Великоанадольском лесе (2 часа)
2.4. Профессии, связанные с восстановлением и охраной леса (1 час) Практика. Игра «Профессия – лесничий» (2 часа)
2.5. Практика. Праздник «День работников леса (3 часа)
2.6. Практика. Литературная гостиная Лес в поэзии русских поэтов» (3 часа)
2.7. Практика. Виртуальная экскурсия «Лес в живописи русских художников И. Шишкина, А. Куинджи, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова». Создание мини-галереи «Лес в искусстве» (3 часа)
2.8. Практика. Путешествие в музыкальный лес (3 часа)
Тема 3. Растительный и животный мир леса (30 часов)
3.1. Значение леса в жизни человека: хозяйственное, экономическое, экологическое, социальное и др. (1 час). Практика. Выпуск газеты «Лес в нашей жизни» (2 часа)
3.2. Размещение и характеристика лесов на Донбассе (1 час). Практика (2 часа)
3.3. Растительный мир лесов Донбасса (1 час). Практика (2 часа)
3.4. Практика Экологическая игра «Растительный мир лесов Донбасса» (3 часа)
3.5. Животный мир лесов Донбасса. Многообразие животного мира леса. Лесные животные, впадающие в зимнюю спячку, хищные, травоядные, грызуны, млекопитающие, земноводные и др. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма. Проведение викторины «Виртуальный мир животных леса» (2 часа)
3.6. Практика. Определение животным по следам (3 часа)
3.7. Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных. Роль браконьерства в этом процессе. (1 час). Практика. Изготовление листовок «Сохраним животных наших лесов!» (2 часа)
3.8. Пернатые друзья леса. Сезонные явления в жизни птиц. Зимующие и перелетные птицы. (1 час). Практика Викторина, просмотр видеофильма (2 часа)
3.9. Практика. Викторина «Птицы леса» (3 часа)
3.10. Взаимосвязь растительного и животного мира в лесном сообществе (1 час). Практика (2 часа).
Тема 4. Сезонные явления в лесу (24 часа)
4.1. Понятие о фенологии и фенологических наблюдениях. Фенологические наблюдения за лесными деревьями (1 час) Практика. Составление дневника наблюдений (2 часа)
4.2. Народный календарь примет. Появление первых народных календарей на Руси. «Месяцеслов» -русский народный календарь примет. Его связь с лесными растениями, животными, птицами. (1 час). Практика. Поиск народных примет и поговорок о деревьях и животных в разное время. Народные приметы и предсказания погоды по ним (2 часа)
4.3. Лес и климат. (1 час). Практика. Проведение игры «О чем говорят деревья» (2 часа)
4.4. Практика. Изучение осенних изменений у лиственных деревьев в лесу (3 часа)
4.5. Практика. Сбор семян у лиственных деревьев (ясеня, клена, желудей дуба и др.) (3 часа)
4.6. Практика. Проведение фенологических наблюдений за состоянием отдельных деревьев осенью (березы, клена и др.). (3 часа)
4.7. Лесные деревья и животные зимой (1 часа). Практика. Изготовление кормушек и скворечников (2 часа)
4.8. Практика. Проведение массового мероприятия «Наблюдения в лесу» (3 часа)
Тема 5. Лес: в мире интересного (21 час)
Интересные факты о деревьях (1 час). Практика Проведение конкурса «Меткий глаз» (2 часа)
5.2. Деревья – живые памятники природы (1 час) Практика Глазомерное определение высоты деревьев, их диаметра и толщины ствола (2 часа)
5.3. Региональный природный парк «Донецкий кряж» (1 час). Практика. Изучение растительности и животного мира РЛП «Донецкий кряж» (2 часа)
5.4. Великоанадольский лес, заповедные места Святогорья (1 час). Практика. Изучение вековых деревьев Святогорья (2 часа)
5.6. Лесные животные – синоптики (1час). Практика (2 часа)
5.7. Практика. Игра «Зеленая планета – бюро погоды» (3 часа)
Тема 6. Лесные почвы (15 часов)
6.1. Особенности лесных почв, их типы и характеристика. Морфологическое строение лесных почв. (1 час). Понятие о гумусе и его значении. Практика Изучение образцов типов лесных почв. (2 часа)
6.2. Лесные почвы как среда жизни растений и животных (1 час). Практика. Изучение основных групп почвенной биоты (2 часа)
6.3 Понятие о почвенном разрезе и его значение (1 час). Практика. Определение типов почв по коллекции (2 часа)
6.4. Взаимосвязь лесных почв с растениями, животными, микроорганизмами и климатом (1 час). Практика. Составление рефератов на тему «Типы лесных почв» (2 часа)
6.5. Практика. Определение типа лесных почв (3 час)
Тема 7. Формы жизни лесных растений (12 часов)
7.1.Существующие типы лесов (1 час.). Практика. Изучение высоты ярусов деревьев вблизи учебного заведения. Ознакомление с типами лесов Донбасса (2 часа)
7.2 Практика. Проведение игры «Что? Где? Когда?» (3 час)
7.3. Ярусность леса. Ярусы леса, их особенности и характеристика. Ярусы лесов: верхний или лесообразующий, 2-й (сопутствующий), 3-й (кустарниковый), 4-й (травянисто-лишайниковый), особенности их растительности. Ярусы, подлесок, подрост, лесная подстилка (1 час.) Практика. Изучение формирования кроны, ствола, сучьев лесообразующих пород деревьев (2 часа)
7.4. Практика. Изучение влияния почв на состав растений и их корневую систему (3 часа)
Тема 8. Деревообразующие породы лесов Донбасса (33 часа)
8.1. Лиственные породы лесов Донбасса (липа, дуб, ольха черная, граб, бук, каштан, акация или робиния) (1 час). Практика. Изучение лиственных пород по листьям и коре. Изучение морфологии лиственных пород деревьев (2 часа)
8.2. Лиственные породы лесов Донбасса: береза, морфологические особенности и значение разных видов берез. Значение сока березы, правила его заготовки и использования (1 час). Практика. Изготовление коллекции листьев деревьев (2 часа)
8.3. Практика. Проведение праздника русской березки (3 часа)
8.4 Лиственные породы лесов Донбасса: клен и его виды (1 час) Практика. Изучение различных видев клена (2 часа)
8.5. Лиственные породы лесов Донбасса: рябина красная и арония (1 час) Практика. Изучение отличий разных видов рябины (2 часа)
8.6 Практика Проведение игры знатоков лиственных пород деревьев в лесах Донбасса (3 часа)
8.7. Хвойные породы деревьев (1 час.). Практика. Определение коллекции разных видов хвойных пород деревьев (2 часа)
8.8. Практика. Проведение «Хвойной» викторины (3 часа)
8.9. Практика Составление стенда «Что дает нам 1 гектар леса» (3 часа)
8.10. Практика. Сообщение «Мое любимое дерево» (3 часа)
8.11. Практика. Подготовка творческих поделок и листовок к конкурсу «Сохраним лесную красавицу» (3 часа)
Тема 9. Кустарниковые и полукустарниковые древесные растения лесов Донбасса (15 часов)
9.1.Дендрологическая характеристика и морфологическое описание лиственных кустарников (шиповник коричный, боярышник колючий, бузина черная, сирень, скумпия, бересклет и др.)- (1 час). Практика. Определение лиственных кустарников по форме листьев, плодов, соцветий (2 часа)
9.2. Дендрологическая характеристика и морфологическое описание хвойных кустарников (1 час). Практика. Изучение особенностей хвойных кустарников на примере можжевельника казацкого (2 часа)
9.3. Практика. Проведение конкурса знатоков леса (3 часа)
9.5. Заготовка черенков можжевельника для укоренения (3 часа)
Тема 10. Лесные деревья и животные весной ( 21 час)
10.1. Связь смены времени года с положением солнца на небосводе (1 час). Практика. Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями весной: последние весенние заморозки, первые весенние грозы. (2 часа)
10.2. Практика. Изучение начала сокодвижения у лиственных пород деревьев (разных видов клена, ясеня, березы и др.) , раскрытия шишек ели, сосны (3 часа)
10.3. Весеннее пробуждение растений (1 час). Практика. Растение первоцветы, составление их описание (2 часа).
10.4. Первоцветы, занесенные в Красную книгу Донбасса (1 час). Практика. Составление памятки по сохранению первоцветов (2 часа)
10.5. Практика. Проведение праздника «День подснежника» (3 часа)
10.6. Фенологические группы птиц (оседлые, кочующие, перелетные) (1 час). Практика. Проведение викторины «Зимующие птицы Донбасса» (2 час)
10.7. Практика. Праздник встречи птиц (3 часа)
Тема 11. Ядовитые растения леса (15 часов)
11.1. Отличительные особенности и классификация (1 часа). Практика. Просмотр видеофильма (2 часа)
11.2. Ядовитые ягодные культуры леса (волчеягодник, бузина травянистая, бирючина или волчья ягода, жимолость лесная, бересклет и др. (1 час). Практика. Работа с гербарием и изучение симптомов отравления (2 часа)
11.3. Ядовитые растения леса: ландыш майский, болиголов, аконит, воронец колоссовидный черный и красноплодный, вех (цикута) и др. Симптомы отравления (1 час). Практика. Работа с гербарием и зарисовка растений (2 часа).
11.4. Практика. Изучение симптомов отравления и составление памятки по оказанию первой помощи при отравлении (3 часа)
11.5. Практика. Проведение викторины «Узнай ядовитое растение по описанию» (3 часа)
Тема 12. Итоговое занятие
Практика. Проведение тестирования, оценка ответов на тесты.Проведение итогового квеста «Путешествие в мир леса». Встреча с представителями Государственного Комитета по лесному и охотничьему хозяйству Донецкой Народной Республики (3 часа)
Учебный план
2-й год обучения
№№
п/п
Тема и содержание
Всего
Теория
Теория
Практика
Практика
Всего
Формы аттестации (контроля)
1.
Вводное занятие
3
1
2
Организационный сбор, входная диагностика
2
Лес как экологическая система
24
5
19
Беседа, наблюдение, практическая работа и анализ, тестирование
3.
Заповедные леса Донбасса
18
5
13
Беседа, практическая работа и анализ, интерактивная викторина
4.
Животный мир лесов
21
4
17
Беседа, исследовательская работа и анализ, интерактивная викторина, тестирование
5.
Особое царство леса –грибы
21
4
17
Беседа, исследовательская работа и анализ, интерактивная викторина
6.
Болезни и вредители лесов
42
7
35
Беседа, исследовательская работа и анализ, интерактивная викторина, тестирование
7.
Охрана леса
21
5
16
Беседа, практическая работа и анализ, круглый стол, интерактивная викторина
8.
Лесовозобновление
24
3
21
Беседа, исследовательская работа и анализ
9.
Лесная аптека
33
11
22
Беседа, практическая работа и анализ, интерактивная викторина
10
Правила поведения в лесу
3
-
3
Практическая работа и анализ
11.
Итоговое занятие
-
6
6
Итоговая аттестация-тестирование
Всего
216
45
171
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие (3 часа)
Знакомство обучающих с целями и задачами, планом работы творческого объединения на 2-й год. Инструктаж по ТБ (1 час)
Практика. Беседа. Краткий обзор истории лесоведения. Выдающиеся ученые русского лесоведения. Профессии, связанные с восстановлением и охраной леса. Входной контроль. Проведение викторины «В гостях у леса» (2 часа)
Тема 2. Лес как экологическая система (24 час.)
2.1.Экологические факторы, влияющие на рост и развитие леса (1 час) Практика Дендрохронология. О чем говорят деревья. (2 часа)
2.2. Значение света, ветра, влаги в жизни леса. Солнечная радиация в жизни леса (1 час)
Практика. Изучение конкуренции деревьев за свет, почву и влагу (2 часа)
2.3. Влияние холода и тепла на рост и развитие леса (1 час) Практика. Игра «Приметы осени в лесу» (2 часа)
2.4. Лес и состав воздуха. Крона деревьев как естественный фильтр (1 час) Практика. Определение кроны деревьев вблизи образовательного учреждения (в лесопосадке, в парке или других местах) (2 часа)
2.5. Особенности лесного биоценоза (1 час) Практика. Изучение особенностей листьев, хвои и шишек деревьев вблизи образовательного учреждения (в лесопосадке, в парке или других местах) (2 часа)
2.6. Практика. Проведение массового мероприятия, посвященного Дню работников леса.(3 часа)
2.7. Проведение дифференциации деревьев по высоте, росту и диаметру ствола в парке, лесонасаждениях и др. местах (3 часа)
2.6. Практика. Проведение наблюдений за явлениями в природе (3 часа)
Тема 3. Заповедные леса Донбасса (18 часов)
3.1. Положение Лесного кодекса Донецкой Народной Республики(1 час)
Практика. Изучение законопроекта «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах ДНР».(2 часа)
3.2. Структура лесного фонда Донбасса (1 час) Практика. Изучение карты лесов Донбасса (2 часа)
3.3. Леса особо охраняемых природных территорий. РЛР «Зуевский», Липовая балка, растительность «Зуй горы», заповедника «Меловая флора», лесного заказника «Леонтьево-Байракское» и его «дубы –колдуны» и «приветы из палеозоя» (1 час) Практика. Изучение видового состава растительности лесов особо охраняемых природных территорий (2 часа)
3.4. Пойменные леса Северского Донца и степных регионов (1 час). Практика. Изучение видового разнообразия насаждений пойменных лесов Святогорья (2 часа)
3.5. Причины снижения численности и исчезновения отдельных видов растений и их охрана (1 час). Проведение викторины «По страницам Красной книги» (2 часа)
3.6. Практика. Проведение конкурса «Что я знаю о заповедных лесах Донбасса» (3 часа)
Тема 4. Животный мир лесов Донбасса (21 час)
4.1. Многообразие животного мира лесов Донбасса (млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные) (1 час) Практика. Проведение викторины «Животные донецкого леса (2 часа)
4.2. Птичье царство лесов Донбасса (1 час) Практика (2 часа)
4.3. Практика. Составление карты распространения различных животных и птиц в лесах Донбасса (3 часа)
4.4. Насекомоядные энтомофаги лесов Донбасса (1 час) Практика. Работа с определителем насекомоядных энтомофагов и их зарисовка (2 часа)
4.5. Практика. Заготовка семян, ягод для подкормки животных и птиц (3 часа)
4.6. Практика. Проведение операции «Кормушка» (3 часа)
4.7. Животные – объекты охоты. Охрана животных. Учет диких животных и птиц. Значение охотничьего хозяйства (1 час). Практика. Встреча с представителями Государственного комитета лесного и охотничьего хозяйства ДНР (2 часа)
Тема 5. Особое царство леса – грибы (18 часов)
5.1. Роль грибов в жизни леса. Места обитания (1 час). Практика. Просмотр видеофильма о грибах (2 часа)
5.2. Съедобные и ядовитые грибы леса. Отличительные особенности ядовитых и съедобных грибов (1 час). Практика. Работа с каталогом съедобных и ядовитых грибов (2 часа)
5.3. Правила сбора грибов в лесу (1 час). Практика. Составление памятки сборщику грибов (2 часа)
5.4. Практика. Оформление общешкольной выставки рисунков «Полезные и ядовитые грибы» (3 часа).
5.5. Дереворазрушающие грибы. Грибы – трутовики. Съедобные трутовики. Гриб чага, места его распространения и значение. Грибы – паразиты (1 час). Практика. Экскурсия в лес (лесопосадку, парк и др.), поиск трутовиков и других грибов (2 часа).
5.6. Практика. Проведение игры – викторины «Грибное лукошко» (3 часа)
Тема 6. Болезни и вредители лесов (42 часа)
6.1. Главнейшие вредители плодов, семян, хвои, молодняка (1 час). Практика. Выявление очагов повреждения деревьев. Встреча с фитопатологом леса (2 часа)
6.2. Листогрызущие и стволовые вредители (1 час) Практика. Определение вредителей леса при помощи таблицы и определителя (2 часа)
6.3. Понятие о болезнях лесных растений и их разновидности (1 час) Практика. Изучение корневой губки (2 часа)
6.4. Общие болезни семян, сеянцев, молодняка деревьев и кустарников и их признаки. Способы борьбы с ними (1 час). Практика. Изучение болезней при помощи определителя и их зарисовка (2 часа)
6.5. Грибы, вызывающие гнили стволов и корней. (1 час). Практика. Экскурсия и сбор образцов гнилей древесных растений в парке, сквере и др. местах (2 часа)
6.6. Практика. Изучение морфологических признаков поврежденных листьев под микроскопом (3 часа)
6.7. Практика. Изучение болезней наиболее распространенных пород деревьев (ясеня, каштана и др.) (3 часа)
6.8. Практика. Выявление степени повреждения хвои сосны (3 часа)
6.9. Практика. Изучение видового состава и образа жизни насекомых – представителей основной экологической группы (листоеды, галлы, обитатели шишек и др.) (3 часа)
6.10. Насекомые – враги и друзья леса, их особенности. Сезонные явления в жизни насекомых (1 час). Практика. Составление коллекции вредных насекомых леса (2 часа)
6.11. Практика. Проведение игры «Лес – наш друг» (3 часа)
6.12. Практика. Работа с коллекцией и иллюстрациями видового состава насекомых и образцами повреждений (3 часа)
6.13. Практика. Сбор и уничтожение вредителей леса (взрослых насекомых, гусениц, куколок, кладок яиц (3 часа)
6.14. Значение муравьев – санитаров леса. Роль муравьев в лесных экосистемах. Рыжие лесные муравьи. Муравейник и его устройство (1 час) Практика. Наблюдение за муравейником (2 часа)
Тема 7. Охрана и защита леса (21 час)
7.1. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма Значение леса (2 часа)
7.2. Охрана лесов Донбасса – дело государственное. Виды нарушений в лесу и порядок привлечения к ответственности за них (1 час). Практика. Проведение акции «Чистый лес» (2 часа)
7.3. Охрана лесов от пожаров. Виды лесных пожаров: верховые, низовые, подземные, их отличия. Природный фактор лесных пожаров – молния. Антропогенные факторы – спички, костры, брошеные окурки, стекла бутылок, пал травы. Тушение, и средства для тушения лесных пожаров. Правила пожарной безопасности (1 час). Практика. Конкурс на лучший рисунок «Спасем лес от огня!» (2 часа)
7.4. Охрана лесов от лесонарушений. Понятие «лесонарушение» и их виды. Уголовная и административная ответственность за нарушение лесного законодательства. Оперативный контроль за охраной от лесонарушений. Правила составления протокола (1 час) Практика. Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок. Охрана березовых рощ и других лесонасаждений (2 часа)
7.5. Охрана животного мира лесов. Объекты охоты. Охотничьи угодья. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира и среды обитания животных (1 час) Практика. Проведение конкурса знатоков животных лесов Донбасса (2 часа)
7.6. Практика. Проведение операции «Муравейник» (2 часа)
7.7. Практика. Проведение ролевой игры «Экологический суд» (3 часа)
Тема 8. Лесовозобновление (24 часа)
Естественное и искусственное возобновление леса. Защитное лесоразаведение, его целевое назначение (1 час). Практика. (2 часа)
Практика. Изучение видов древесных и кустарниковых пород лесополос, полезащитных полос и правил их закладки (3 часа).
8.3. Лесные питомники и их виды. Выращивание лесопосадочного материала (сеянцев, саженцев, черенков). (1 час). Практика. Выкопка посадочного материалы и его хранение (2 часа)
8.4. Семенное и вегетативное возобновление леса. Роль животных в распространении семян. (1 час) Практика. Сбор, обработка и хранение семян лиственных пород деревьев (клена, ясеня и др.) (2 часа)
8.5. Практика. Определение семян основных древесно-кустарниковых пород по внешнему признаку. Определение их посевных качеств и жизнеспособности. Определение нормы высева семян (3 часа)
8.6. Практика. Извлечение семян из шишек хвойных пород деревьев. Проведение стратификации семян и подготовку их к посеву (3 часа)
8.7. Практика. Закладка опытов по изучению вегетативного способа размножения деревьев и кустарников черенками (3 часа)
8.8. Практика. Изучение предпосевной обработки семян стимуляторами роста, скорости их прорастания и выхода стандартных сеянцев лиственных пород деревьев (3 часа)
Тема 9. Лесная аптека (33 часа)
9.1.Малоизвестные факты о влиянии леса на организм человека. Дендротерапия (1 часа). Практика Проведение игры «Лес глазами врача» (2 часа)
9.2. Дикорастущие лесные ягоды и их распространение в лесах Донбасса (1 час) Практика. Проведение игры «В лес по ягоды». Приготовление лесных чаев и напитков (2 часа)
9.3.Травянистые лекарственные растения и их заготовка. Характеристика травянистого покрова леса. Травянистые растения леса, используемые в народной медицине – подорожник, мать и мачеха, крапива, пустырник, ландыш, чистотел, медуница, мох-сфагнум, иван - чай (кипрей), одуванчик, спорыш и др.(1 час) Практика Проведение викторины «Лес – природная аптека» (2 часа)
9.4. Древесные лекарственные растения. Лекарственные свойства березы. Целительные свойства молодых листьев, почек, коры и золы. Березовый деготь. Сбор почек. Сроки сбора березовых листьев. Сбор соцветий (сережек). Составление фенологических сроков сбора лекарственного сырья березы. Березовый гриб – чага и использование его в народной медицине.(1 час) Практика. Изучение трутовых грибов и березового гриба - чага (2 часа)
9.5. Лекарственные свойства липы. Свойства и применение цветков липы. Использование в народной медицине соцветий липы.(1 час) Практика. Приготовление противопростудных чаев с применением цветков липы, их дегустация (2 часа).
9.6 Липа как важнейший медонос (1 час). Практика. Изучение свойств липового меда, его особенностей и применения (2 часа)
9.7. Лекарственные свойства дуба. Использование коры дуба в народной медицине, правила ее заготовки. Использование желудей при приготовлении кофейного напитка (1 час). Практика. Приготовление кофейного напитка (2 часа).
9.8. Лекарственные и витаминные свойства рябины красной и черноплодной. Отличительные особенности рябины красной и черноплодной. Использование рябины красной и черноплодной в народной медицине. Интересные факты о рябине (1 час). Практика. Правила заготовки ягод рябины красной. Приготовление витаминных напитков из рябины красной. (2 часа).
9.9. Лекарственные свойства хвойных пород деревьев. Хвойные породы деревьев как источник витамина С. Использование хвои сосны в блокадном Ленинграде при заболеваниях цингой (1 час). Практика. Правила заготовки молодых побегов сосны для приготовления витаминных напитков. Сосновые шишки, правила их заготовки и использование в народной медицине при простудных заболеваниях. Приготовление витаминного варенья из молодых шишек сосны (2 часа).
9.10. Лекарственные свойства робинии (акации). Лечебные свойства цветков акации белой, применение их в медицине (1 час). Практика. Изучение лечебных свойств листьев и коры, акации белой как как медоноса. Изучение особенностей акациевого меда (2 часа).
9.11. Значение сока березы, сахаристости клена. Сок березы – кладезь витаминов, микро- и макроэлементов. Сроки и правила заготовки сока березы. Использование в народной медицине. Клен сахарный как источник «сладкого меда». Сахаристость сока клена сахарного (1 час). Практика. Дегустация березового сока. Использование в народной медицине (2 часа).
Тема 10. Правила поведения в лесу (3 часа)
10.1. Практика. Составление памятки поведения в лесу. Меры предосторожности с ядовитыми растениями, змеями, клещами. Составление памятки – листовки «Как предохранить себя от укусов клещами» (3 часа).
Тема 11. Итоговое занятие (6 часов).
Практика. Подведение итогов за год. Экскурсия в природу. Обобщение результатов обучения (3 часа)
Практика. Проведение итоговой аттестации и ее оценка. Награждение наиболее отличившихся обучающихся (3 часа)
Планируемые результаты
Личностные результаты
-сформировать учебно-познавательные мотивы деятельности, внутреннюю позицию обучающегося;
-сформировать социально-ценностные знания о науке, образовании, человечестве, природе;
-развить любознательность, сообразительность при выполнении различных заданий;
-развить самостоятельность суждений, независимость и нестандартное мышление.
Метапредметные результаты
-сформировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД (универсальные учебные действия);
-умение сравнивать разные приемы действия, выбирать правильные способы для выполнения конкретных заданий;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения и ответ на поставленные задания, использовать его в ходе самостоятельной работы;
-проводить анализ выполненного задания, умение включаться в групповую работу.
Коммуникативные результаты
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической речью;
-умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
Предметные результаты
Обучающиеся первого года обучения будут знать:
- определение разнообразия и особенностей лесов и основных экологических понятий (факторы среды и др.);
- характеристику видов растений различных лесных биогеценозов;
- типы взаимодействия организмов;
- рациональное использование и охрану лесов;
- современное состояние, использование, рациональное использование и охрану лесных сообществ;
- вредные для здоровья факторы;
- способы охраны лесов.
Обучающиеся первого года обучения будут уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе состояния различных групп растений и животных леса и влияния различных видов хозяйственной деятельности;
- составлять характеристику его биологических особенностей растений и животных леса и способы их использования;
- объяснить влияние среды на состояние растений и животных при различных сезонных условиях;
- проводить простые опыты по исследованию и уметь объяснять их результаты.
Обучающиеся второго года обучения будут знать:
- основные жизненные процессы в организме лесных растений;
- морфологию основных лесообразующих пород деревьев и кустарников и их значение;
- жизненные формы растений;
- систематические группы растений;
- основные виды животных и птиц леса;
- основные способы размножения, рост и развитие растений;
- экологические группы растений;
- типы растительных сообществ;
- взаимосвязь растений и животных, приспособленность растений и животных к совместному обитанию, лимитирующие факторы;
- роль растений в природе, их значение в жизни человека;
- общие правила изготовления гербария;
- правила проведения лесополевых работ;
- основы лесного почвоведения;
- наиболее распространенные заболевания и вредителей растений, способы лечения и профилактики;
- существующие типы лесных экосистем
Обучающиеся второго года обучения будут уметь:
- распознавать органы лесных растений и строение растительной клетки;
- применять в жизни знания о экологических группах растений;
- проводить наблюдение за сезонными изменениями;
- применять в жизни основы ландшафтного дизайна;
- определять вид растения по определителю;
- проводить геоботанические исследования;
- применять основные приемы лесоразведения и лесовозобновления;
- проводить простейшие исследования и наблюдения в соответствии с содержанием программы;
- уметь объяснять полученные результаты и оформлять их в форме работы.
Формы промежуточного и итогового контроля: опрос, тестирование, исследовательские работы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
Год обучения
Объем
учебных
часов
Всего
учебных
недель
Количество
учебных дней
Режим работы
1
1 год обучения
216
36
72
2 занятия в неделю
по 3 часа
2
2 год обучения
216
36
72
2 занятия в неделю
по 3 часа
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном столами, стульями для обучающихся и педагога, шкафами для хранения раздаточного и дидактического материала. инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление рН; альбомы, карандаши, краски, кисти, клей, цветная бумага, цветной картон, ткань, нитки, емкости и почва для проращивания семян.
Информационное обеспечение
Для реализации данной программы необходимы учебный кабинет и оборудование.
Оборудование:
- компьютер;
- обучающие опорные схемы по основным темам; - тематические папки с дидактическим материалом в виде тестовых заданий, ситуационных задач.
Гербарии:
-Гербарий «Основные группы растений» (мхи, грибы, лишайники, часть № 1);
-Гербарий «Основные группы растений» (хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные; часть № 2);
- Гербарий с определительными карточками;
- Гербарий по морфологии и биологии растений;
- Гербарий по ботанике (часть № 1);
- Гербарий по ботанике (часть № 2);
- Гербарий ядовитых и вредных растений;
- Гербарий «Деревья и кустарники»;
- Гербарий деревьев и кустарников (учебный);
- Гербарий «Основные группы растений»;
- Гербарий образцов листьев древесных и кустарниковых пород Донбасса.
Коллекции:
- Коллекция образцов коры и древесины;
- Коллекция образцов почв;
- Коллекция семян;
- Коллекция насекомых.
Дидактические материалы
– беседы, ситуационные задачи, диагностический инструментарий и др.
Дидактический материал:
- демонстрационный материал к изучаемым темам («Лиственные деревья лесов Донбасса», «Дикорастущие растения», «Лекарственные растения» и др.);
- таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы лесных и кустарниковых растений в Донбассе»),
таблицы «Семяна деревьев и кустарников, лекарственных растений»;
- компьютерная база медиа ресурсов;
- методическая продукция (разработки игр, бесед, практических занятий, экскурсий, конкурсов, викторин, и т.д.);
- раздаточный материал (карточки-задания, технологические схемы и т.д.);
- аудиозаписи музыкальных произведений для проведения физкультминуток;
- учебные фильмы.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
дидактические альбомы для раскрашивания «Животные нашего леса», «Растения нашего леса», «Первоцветы»;
дидактический фотоальбом «Экологические плакаты»;
паззлы «Русские сказки»;
дидактический альбом «Животные красной книги»;
дидактические карточки «Птицы лесов»;
методическое пособие «Проведение исследовательской экскурсии для детей»;
презентация «Ядовитые растения Донбасса»;
разработка квест-игры «День птиц»;
Программа может быть применена в дистанционном формате обучения.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование.
2.3. Формы аттестации
В начале обучения и в начале второго года обучения проводится экологическое тестирование (входной контроль) обучающихся с целью определения их отношения в природе и общих экологических знаний.
В течение первого и второго учебного года для подбора наиболее эффективных методов и средств обучения проводится текущий контроль в виде тематических игр и конкурсов по соответствующей теме.
В конце первого и второго учебного года с целью демонстрации результативности обучения проводится итоговый контроль в виде выставки творческих работ.
Для подведения итогов повторно проводится тестирование для определения изменений во взглядах обучающихся по отношению к природе, накопленных экологических знаний, овладения навыками закладки простейших опытов и проведения наблюдений за растениями.
Текущий контроль включает следующие формы: практическая, творческая и опытническая работа, выставки, тестирование, интеллектуальные игры, круглые столы и др.
Во время проведения итоговых занятий организуются:
- заслушивание сообщений по избранной теме;
- оформление выставок работ воспитанников,
- викторины и интеллектуальные игры;
По результатам итогового тестирования обучающимся предполагается выдача свидетельства, подтверждающего освоение дополнительной общеобразовательной Программы «Робинзоны леса». Итоговое тестирование предполагает заслушивание сообщений по тематике Программы и творческий отчет (выставка работ).
Параметры оценивания результативности обучения:
- результативность тестирования;
- результативность участия в творческих группах;
- активность при работе в группах;
2.4.Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения Программы используются методики Л.Н. Буйловой.
Диагностика личностных результатов проводится по психолого-педагогической методике «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
Инструментарий оценивания результативности
Таблица 1
Критериальная система
оценивания результатов реализации программы
Измеряемые параметры
Критерии оценивания
Низкий
уровень
(1 балл)
Средний уровень
(2 балла)
Высокий
уровень
(3 балла)
Результативность обучения
результативность тестирования
Не всегда верно понимает учебное задание, при сравнении тестов в начале и в конце года не видно положительной динамики
Хорошо ориентируется в терминах, иногда допускает ошибки, при сравнивании результатов тестирования в начале и в конце года заметна положительная динамика
Свободно ориентируется в терминах, может самостоятельно их объяснить другим обучающимся, применить знания на практике, количество неверных ответов по результатам тестирования в конце учебного года не более 1-2
результативность участия в творческих конкурсах
Участия в конкурсах не принимает
Принимает участие в конкурсах, но не проявляет активной заинтересованности, быстро теряет интерес к выполнению работы
Активно принимает участие в конкурсах, занимает призовые места, старательно выполняет конкурсные работы.
активность при работе в группе
Недостаточно активно участвует в деятельности группы; избегает ответственности в совместной деятельности
Достаточно активно принимает участие в отдельных видах работы; иногда направляет деятельность группы
Активно участвует во всех видах работы, высказывает свое мнение, организует и направляет деятельность группы
оригинальность творческих работ
Повторяет работу по готовому шаблону, не всегда проявляет заинтересованность в качественном выполнении работы, нуждается в помощи взрослого
Выполняет работу по готовому шаблоне аккуратно и старательно, иногда вносит изменения, выполняет работу преимущественно самостоятельно
Выполняет работу аккуратно и старательно, может самостоятельно внести изменения в первоначальный шаблон и реализовать их . Работает преимуществен-но самостоятельно
самостоятельность исследовательской деятельности
Выполняет работу несистематично и невнимательно,
Нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого
Способен аккуратно и систематически выполнять отдельные виды работы, нуждается в помощи и контроле взрослого
Аккуратно, систематически и самостоятельно выполняет работу по инструкции, изредка прибегает к помощи взрослого, может планировать отдельные виды исследовательской деятельности
При организации образовательного процесса педагог опирается на ниже перечисленные принципы организации образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности, доступности и наглядности в изложении материала реализуется через подбор учебного материала, соответствующеговозрастному и физическому развитию обучающихся, их практической подготовленности.
Принцип связи теории с практикой, преобладание практики в учебной деятельности реализуется через деятельностный подход к обучению.
Принцип сотрудничества подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Принцип свободы выбора обеспечивается разнообразием предлагаемых вариантов изделий для изготовления и декорирования, возможностью обучения по индивидуальному учебному плану с учетом интересов обучающегося, свободой высказывания мнений и суждений на диалоговых формах работы.
Принцип сознательности и активности проявляется в педагогической поддержке инициативы и индивидуальной творческой деятельности обучающихся, формировании ценностного отношения к активной жизненной позиции.
Принцип единства обучения и воспитания подразумевает акцентирование внимания на воспитательную ценность содержания образовательной программы, реализуется через диалогичность образовательного процесса с применением интерактивных форм обучения, гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей.
Основной педагогической технологией, на которую следует опираться, используя ее элементы в образовательном процессе, являются технологии личностно-ориентированного обучения.
Педагогические технологии, элементы которых могут использоваться при организации учебно-воспитательного процесса:
Технология личностно-ориентированного обучения – предполагает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития, отношение к обучающемуся как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.
Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования коммуникативных умений и творческого взаимодействия.
Технология «создания ситуации успеха» – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достижения значительного результата как отдельным обучающимся, так и детским коллективом в целом, призвана повысить личностную самооценку обучающихся.
Мультимедийные технологии – применяются для иллюстрации теоретического материала, для визуального представления удивительного мира растений, презентаций, фото и видеофильмов.
Примерные темы исследований и рефератов:
1.Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.
2.Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.
3.Лиственные растения лесов Донбасса
4.Значение хвойных деревьев в экосистемах и в жизни человека.
5.Хвойные растения в природе против авитаминоза человека.
6.Использование красок из растений в домашних условиях.
7.Ядовитые растения на Донбассе (по выбору обучающегося).
8.Значение лесовосстановления в условиях Донбасса.
9.Пернатые друзья леса Донбасса.
10. Влияние мульчирования почвы на развитие сеянцев.
11 Изучение влияния сроков посадки древесных черенков на их укореняем ость и развитие черенковых растений.
12.Определение лучшего способа размножения ели обыкновенной семенами в лесу.
13. Влияние внекорневых подкормок растворами микроэлементов на рост и развитие сеянцев.
14. Влияние предпосевной обработки семян микроэлементами на рост и развитие древесных растений.
15.Влияние подкормок минеральными удобрениями на рост и развитие сеянцев ели.
16. Изучение эффективности органических, минеральных удобрений и их сочетаний на рост и· развитие сеянцев.
17. Фенологические наблюдения за местными древесными и кустарниковыми растениями.
18 Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.
19.Определение санитарного состояния леса. Болезни леса. Лесозащита.
20. Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.
21. Повреждение леса насекомыми и борьба с ними.
22. Определение пожарной опасности в лесу.
23. Редкие и охраняемые растения местного леса.
24. Изучение лекарственных растений местного леса
25. По следам животных леса.
26.Русская береза: какая она?
27.Как определить дерево по семенам
28. Способы выращивания деревьев
29.Что растет в лесах Донбасса.
30. Использование бузины (боярышника, облепихи, рябины и других – по выбору члена кружка) в лекарственных целях.
31.Употребление в пищу дикорастущих культур
32.Профессия «ученый – лесовод»
33.Выдающиеся лесоводы России
34.Новые способы выращивания древесных растений
35. Пожар в лесу. Как его предотвратить?
РЕГУЛЯРНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Экологические даты
Международный день леса, Всероссийский день знаний о лесе – 21 марта
День Воды – 22 марта
Международный день птиц – 1 апреля
Всемирный День здоровья – 7 апреля
Всемирный День Земли – 22 апреля
Международный Марш парков – последняя неделя апреля
День эколога России и Всемирный день окружающей среды – 5 июня
День леса – третье воскресенье сентября
Экологические акции
Акция «Мы за сохранение лесов России»
Акция «Живи, лес!»
Акция «Белая книга леса»
Акция «Подкормите птиц»
Тестовые вопросы к программе дополнительного образования «РОБИНЗОНЫ ЛЕСА»
1.Научная дисциплина, изучающая теорию, методы, способы и технологии сохранения неистощительного использования и воспроизводства леса и лесоразведения:
а) лесоводство
б) лесозащита
в) лесовосстановление
2.Наука, изучающая древесные растения – их внешнее и внутреннее строение - это:
а) дендрология
б) древесиноведение
в) дендрохронология
3.Кустарники, реже деревья, произрастающие под пологом леса и неспособные образовать древостой или войти в состав древостоя это:
а) подрост
б) подлесок
в) малоценные лесные насаждения
4.Совокупность мхов, лишайников, травянистых растений, кустарников и полукустарников, произрастающих на лесопокрытых и лесонепокрытых землях, это:
а) живой напочвенный покров
б) лесная подстилка
в) растительный опад
5.Нижняя часть ствола дерева это:
а) корень
б) пень
в) комель
6.Самая крупная систематическая единица у растений:
а) царство
б) отдел
в) семейство
7. Участок леса, закрепленный за лесником, в котором он обеспечивает охрану леса и контроль за выполнением лесохозяйственных мероприятий это:
а) лесной массив
б) лесной обход
в) лесокультурная площадь
8. Леса, предназначенные для отдыха населения:
а) противоэрозионные леса
б) рекреационные леса
в) полезащитные лесные насаждения
9. Рубка леса, при которой вырубают больные, поврежденные и усыхающие деревья или весь
древостой:
а) санитарная рубка
б) таксация леса
в) рубка главного пользования
10. Лесной пожар, распространяющийся по кронам деревьев:
а) низовой пожар
б) верховой пожар
в) подземный пожар
11. Плодоносящие, ветроустойчивые, хорошего роста и качества деревья, оставляемые на вырубке для обеспечения ее обсеменения:
а) семенные группы
б) семенные куртины
в) семенные деревья
12. Белки селятся в дуплах или строят гнезда из мха и тонких веточек с двумя отверстиями. Зачем нужен второй выход?
а) чтобы убежать в случае опасности
б) один вход для самки, другой для бельчат
в) одно отверстие для входа, а другое для выхода, так удобнее
13. Лесной посадочный материал, выращенный из пересаженного сеянца или путем укоренения части
древесного растения:
а) лесной саженец
б) лесной сеянец
в) лесные культуры
14 Прибор для измерения высот стоящих деревьев
а) буссоль
б) высотомер
в) крономер
15. Назовите самую распространенную древесную породу в лесах Донбасса?
а) дуб
б) берёза
в) лиственница
16. Система регулярных комплексных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния экосистемы под влиянием антропогенных воздействий – это?
а) таксация
б) инвентаризация
в) мониторинг
17. Какая страна занимает первое место в мире по запасу древесины?
а) Канада
б) Китай
в) Россия
18. В чём особенность строения тела грызуна, который называется векша?
а) длинный пушистый хвост
б) задние конечности по размеру такие же, как и передние
в) небольшие ушки округлой формы
19. Площадь, предназначенная для выращивания лесного посадочного материала:
а) лесной обход
б) лесной питомник
в) лесной массив
20. Какое из лесных деревьев относится к лиственным?
а) пихта
б) лиственница
в) ясень
21. Как амурский тигр добывает себе еду?
а) загоняет потенциальную жертву
б) подбирается поближе и нападает
в) устраивает засаду на дереве
22. Сколько территории суши на Земле занимают леса?
а) половину
б) треть
в) четверть
23. Валежник — это...
а) деревья растущие вдоль земли
б) упавшие на землю стволы деревьев или их части
в) кустарники растущие рядом с деревьями
24. Участки леса, созданные посадкой растений или посевом семян, называют...
а) лесными делянками
б) лесными кварталами
в) лесными культурами
25. Тайга — это...
а) кустарники, трава, мох и лишайники на болотистой местности
б) лиственные леса умеренного пояса
в) хвойные леса северного умеренного пояса
26. Наука, изучающая леса — это...
а) лесоведение
б) лесознание
в) лесомания
27. Бонитет леса — это...
а) показатель вырубки леса (скорости убывания древесины)
а) животные, использующие лес в качестве среды обитания
б) растения, использующие лес в качестве среды обитания
в) люди, использующий лес в качестве среды обитания
29. Совокупность крон деревьев, размещающихся в одном или нескольких ярусах:
а) состав древостоя
б) полог древостоя
в) ярус древостоя
30. Древесная порода, которая преобладает в верхнем ярусе древостоя:
а) хвойная
б) лесообразующая
в) господствующая
31. Напочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
а) моховой покров
б) лишайниковый покров
в) лесная подстилка
32. Чем образованы в лесу ярусы:
а) деревьями, кустарниками, мхами
б) мхом, деревьями, землёй
в) сучьями, палками, травой
33. Полоса перехода к смежному типу растительности:
а) опушка леса
б) край леса
в) граница леса
34. Какое оборудование применяется при тушении лесного пожара:
а) корчеватель
б) тракторный опыливатель
в) ранцевый опрыскиватель
35. Сколько углекислого газа перерабатывает одно дерево в течение жизни?
а) 100 килограмм
б) 500 килограмм
в) 1 тонну
36. Какое лесное растение в народе получило название «волчьи ягоды»?
а) бересклет бородавчатый
б) жимолость лесная
в) болиголов
37. Меч Колесова – это
а) прибор для клеймения
б) прибор для измерения азимутов и румбов
в) инструмент для посадки лесных культур
38. Основной юридический документ, регулирующий лесные отношения
а) Конституция РФ
б) Лесной кодекс
в) Закон об охране окружающей среды
39. На какой высоте у растущего дерева измеряется диаметр:
а) 1,3 м
б) 1,5 м
в) 1,0 м
40. Каким голосом нужно звать на помощь, заблудившись в лесу?
а) высоким
б) низким
в) нежным
Ответы на вопросы:
1 – б 11 – в 21 – б 31 – в
2 – а 12 – а 22 – б 32 – а
3 – б 13 – а 23 – б 33 – а
4 – а 14 – б 24 – в 34 – в
5 – в 15 – в 25 – в 35 – в
6 – а 16 – а 26 – а 36 – б
7 – б 17 – в 27 – б 37 – в
8 – б 18 – а 28 – а 38 – б
9 – а 19 - б 29 – б 39 – а
10 - б 20 - в 30 - в 40 - а
2.6. Список литературы
Аношин Р.М., Каупуш Р.Д., Кузнецов Г.В.Практикум по лесоводству и дендрологии (последнее издание для СПО) М. : Лесная промышленность, 1982. – с.34-35,80-81.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. /Н.М. Верзилин - Москва: Детская литература, 1975. - 569с.: ил.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию /Л.Г. Горькова – Москва: Просвещение, 2008. – 238 с.
Жизнь растений в 6-ти томах /под редакцией А.А. Федорова. Москва: Просвещение, 1974. -240 с.
Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи /П.М. Жуковский - Москва: Колос, 1991, - 285 с.
Жученко А.А. Экологическая генетика культурных растений как самостоятельная научная дисциплина. Теория и практика. /А.А. Жученко - Краснодар: Просвещение – Юг, 2010. - 123 с.
Загадки дикой природы /перевод с английского Покидаевой Т.Ю. - Москва: Росмен, 1999 с.
Зуев Д.П. Дары русского леса /Д.П. Зуев - Москва: Лесная промышленность, 1996,- 250 с.
Имшенецкая Л.И. Мир растений /Л.И. Ишменецкая - Москва: Просвещение, 1964. - 291с.
Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы, М.: изд. «Просвещение», 1993г.
Литинецкий И.В. Барометры природы /И.В. Литинецкий, - Москва, Детская литература, 1982.,-143с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы /А.А. Плешаков, - Москва, Просвещение,1994. – 129 с.
Попов Н.В. На охоту за растениями. /Н.В. Попов, -Москва, Просвещение,1964.-125с.
Растения и животные /под ред. В.Н. Вехова, - Москва, Мир, 1991. – 429 с.: ил.
Рубцов Л.И., Гордиенко И.И. /Л.И. Рубцов, И.И. Гордиенко, Деревья и кустарники. Киев: Наук. думка, 1971.-154 с.
.Верзилин Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста /Н.М. Верзилин – Москва, Просвещение, 1994 с. – 569 с.: ил.
7. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - Москва: Колос, 1992.- 47 с.
8. Денисова Г.А. Удивительный мир растений /Г.А. Денисова - Москва: Просвещение, 1984, - 306 с.
9.Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях /Н.Ф. Золотницкий. - Москва: Дрофа, 2002. 594 с.
10.Козлова Т. А. Растения леса /Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2008. – 63 с.: ил.
10. Колпакова О.В, Занимательное природоведение для малышей/ О.В. Колпакова; худож. Ю.Абрамова. – Москва: Белый город, 2008. – 144с.:
Литинецкий И.В. Барометры природы /И.В. Литинецкий, - Москва, Детская литература, 1982.,-143с.
Лесная энциклопедия. В 2 т.- М.: Советская экциклопедия, 1985,1986. – 450 с.
13.Петров В. В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учителя /В.В. Петров – Москва: Просвещение, 1975. – 157 с.: ил.
14.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. Для учащихся начальных классов. /А.А. Плешаков – Москва: Просвешение. – 2014. – 128 с.
15.Смирнов А.В. Мир растений /А.В. Смирнов – Москва: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;
17. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В.Корейко, Т.В.Мишаткина, Л.С.Чумаков под общей редакцией Т.В.Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008. – 172 с.
18. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Развитие жизни на земле. /Москва: ООО «Фирма: Изд. АСТ ООО «Астрель», - 2011. – 233 с.
Глоссарий
Авитаминоз —заболевание, являющееся следствием длительного неполноценногопитания, в котором отсутствуют какие-либовитамины.
Биогеоценоз (отгреч.βίος— жизньγη— земля +κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупностьабиотических факторовсреды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработаноВладимиром Сукачёвымв1942 году.
Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонныеучасткиопределённыхприродныхзон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.
Биологические ритмы у растений –(от греческого βίος—bios, «жизнь»и ῥυθμός—rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
Биологические часы–способность организмов к ориентации во времени, возникшая в процессе их эволюционной адаптации к цикличности ряда процессов, происходящих в окружающей среде (смена дня и ночи, времен года), и объясняющаяся установившейся периодизацией.
Биометрические наблюдения– (отбио... и ...метрия) раздел биологии, основные задачи которого – планирование количественных биологических экспериментов и обработка результатов методами математической статистики. Основы биометрии заложены в конце XIX в. работами английских ученых Ф. Гальтона и К. Пирсона.
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)
Вегетация растений –(вегетация; от лат. vegetatio — оживление, произрастание) — период года, в который возможны рост и развитие (вегетация)растений. Продолжительность периода зависит главным образом от географической широты и климата.
Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.
Всхожесть семян –способность семян давать за установленный срок нормальные проростки при определённых условиях проращивания.Это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянныхсемян.
Закладка опытов – это перенос на земельный участок схематического плана опыта.
Заповедные места(запове́дники)— участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Культурные растения (агрокультуры)—растения, выращиваемыечеловекомдля полученияпищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иногосырьяи других целей.
Лекарственные растения(лат.Plantae medicinalis) — обширная группарастений, органы или части которых являютсясырьёмдля получения средств, используемых в народной,медицинскойиливетеринарнойпрактике с лечебными или профилактическими целями.
Метеонаблюдения –инструментальные измерения и визуальные оценки метеорологических величин, характеристик и атмосферных явлений в пунктах наблюдений.
Насекомоопыляемые растения –растения, которые привлекают нектаром, окраской, запахом или формой цветков насекомых для переноса пыльцы на пестики.
Пигменты –(лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства.
Растения(лат.Plantae, илиVegetabilia) — биологическоецарство, одна из основных групп многоклеточныхорганизмов, включающая в себя в том числемхи,папоротники,хвощи,плауны,голосеменныеицветковые растения. Нередко к растениям относят также всеводорослиили некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами— среди них естьдеревья,кустарники,травыи др.
Растения-аллергены – это растения, выделяющие антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людейаллергические реакции.
Растения-суккуленты(отлат.succulentus, «сочный») —растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливымклиматом.
Реликтовые растения (лат.relictum— остаток) вбиологии—живые организмы, сохранившиеся в современнойбиотеили в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль вэкосистемахв прошедшиегеологические эпохи.
Реликт— остаточное проявление прошлого в наше время.
Растения-индикаторы –растения, для которых характерна резко выраженнаяадаптацияк определённым условиямокружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.
Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.
Растения-хищники –используются также терминыхи́щные растенияиплотоя́дныерастения) — собирательное название около 630видоврастенийиз 19семейств, которые приспособились к ловле и перевариванию небольших животных, в основномнасекомых. Таким образом, они дополняют своё нормальноеавтотрофноепитание (фотосинтез) одной из формгетеротрофногопитания. В результате насекомоядные растения менее зависят от почвенного неорганическогоазота, необходимого для синтеза их собственныхбелков.
Фенологические наблюдения – наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления. При проведении фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений.
Фитонциды –выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.
Фотосинтез –образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.
Хлорофилл – зелёное красящее вещество листьев и др. органов растений, обусловливающее усвоение растениями углекислоты воздуха.
Экология (отдр.-греч.οἶκος— обиталище, жилище, дом, имущество иλόγος — понятие, учение, наука) —наукао взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биологЭрнст Геккельв1866 годув книге «Общая морфология организмов» («GenerelleMorphologiederOrganismen»).
Экосистема отдр.-греч.οἶκος— жилище, местопребывание иσύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.