Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Лепка' доя летей с ОВЗ, инвалидностью»
Отдел по образованию администрации
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Жирновский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Принята на заседании
методического совета
Протокол № 6 от 22.06.2020 г.
Утверждаю
Директор МБУДО «Жирновский ЦДТ»
___________ С.А. Моров
Приказ № 54 от 22.06.2020 г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ и инвалидностью.
«ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Возраст обучающихся: 7-9лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ильинкина Галина Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Жирновск, 2020
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования»
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Лепка для детей с ОВЗ» направлена на организацию досуга и создание условий творческой реабилитации детей инвалидов и детей с ОВЗ. Занятия по адаптированной программе способствуют развитию духовно- нравственного потенциала, способности творческого самовыражения, умению оценивать и анализировать свои произведения. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия учащегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Направленность программы «Лепка для детей с ОВЗ» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации –одногодичной.
Данная программа разработана в соответствии с новыми нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41);
«Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России, 18.11.2015;
Устав МБУДО «Жирновский ЦДТ»;
Положение о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУДО «Жирновский ЦДТ».
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что реализуются принципы доступности обучения и посильности труда, учет возрастных психологических возможностей и задатков обучающихся с ОВЗ и инвалидов при включении их в различные виды прикладной деятельности; чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки, опоры на положительные качества ребѐнка.
Адресат программы. В группу принимаются детис ОВЗ в возрасте 7-9 лет. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Количество обучающихся в группе составляет от 3 до 8 человек.
Уровень программы, объём и сроки реализации. Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов – 36 часов.
Уровень программы – ознакомительный.
Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий дистанционная форма обучения осуществляется на платформе Googleclassroom и предполагает обучение учащихся в период карантин . Программа реализуется на базе МКОУ «Нижнедобринская средняя школа» р.п. Медведицкий Жирновского муниципального района.
Режим занятий:1 год – 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу). Продолжительность занятия –40 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, дискуссия, анализ), наглядные (демонстрация видеоматериала, иллюстраций, технологических карт),практические (выполнение творческих заданий). Занятия по типу проведения - комбинированные.
Основной метод обучения - практическая деятельность.
Виды занятий очной формы обучения:учебное занятие, индивидуальное занятие, беседа, конкурс, выставки творческих работ, занятие-путешествие, занятие-игра, защита творческих проектов
Виды занятий дистанционной формы обучения: виртуальные экскурсии,чат-занятие, видео уроки, онлайн- конкурсы, онлайн- выставки творческих работ, мастер-классы.
Состав группы: постоянный.
Группы учащихся- разного возраста.
Особенности организации учебного процесса. Программа относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе).
Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо:
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций психолога);
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
1.2. Цель программы - создание образовательной среды, обеспечивающей формирование познавательных и творческих способностей; социализации и самостоятельности детей с ОВЗ и инвалидов через различные виды прикладной деятельности.
Образовательные (программные) задачи:
развить интерес к творчеству средствами лепки;
стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;
приобрести опыт творческой деятельности и публичных выступлений;
развивать детскую фантазию;
развивать внимание, мускулатуру пальцев рук;
познакомить с основными правилами техники безопасности при работе с инструментами;
познакомить с традициями и культурой проведения русских народных праздников посредством изготовления игрушек, сувениров;
формирование умений применять полученные знания на практике;
развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога;
формирование навыков по основам проектной деятельности;
развитие умения работать с различными инструментами и материалами декоративно-прикладного творчества.
Личностные задачи: -формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные задачи: - развить мотивацию к художественному творчеству, потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; приобщить к здоровому образу жизни; привить навыки социального общения; сформировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять контроль своей деятельности; определять понятия, устанавливать аналоги, строить логические рассуждения, делать выводы; формировать умение работать в группе, разрешать конфликты.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№
Количество часов
Разделы. Тема
п/п
Всего
теория
практика
Формы
контроля
1.
1
1
-
Опрос
Введение в образовательную программу. Техника безопасности.
2.
Мастерская художника
10
4
6
Выставки,
фото
2.1
Радуга и виды цветов.
Цветик-семицветик.
2
1
1
Выставки
2.2
Смешивание цветов
2
1
1
Фото
2.3
Кленовый лист. Открытка
2
1
1
Фото
2.4
Панно «Осень
4
1
3
Выставки
3
Зоопарк. Подготовка проекта
7
3
4
Выставки
3.1
Лепка животных
2
1
1
3.2
Лепка животных
2
1
1
3.3
Сборка зоопарка
3
1
2
Фото
4
Сказочная страна
6
2
4
Выставки
4.1
Правила сочетания цветов
1
-
1
4.2
Подкова на счастье
1
-
1
4.3
Медаль отличника.
2
1
1
4.4
Открытка в день рождения
2
1
1
Фото
5
Цикл творческих работ
12
6
6
Выставки
5.1
Домик-грибок. Панно
2
1
1
5.2
Клоун и цирк
1
-
1
5.3
Картина из простых элементов. Жгутовая техника
2
1
1
Фото
5.4
Открытка к 9 мая
1
1
1
5.5
Весенние зайчики
2
1
1
5.6
Открытка Солнышко
2
1
1
5.7
Фоторамка с цветами
2
1
1
6
Итоговое занятие.
2
1
1
Фото
Итого:
36
18
18
Содержание плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу (1 час).
Теория. Взаимодействие с учащимися и с учителем. Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. Знакомство с детьми. Техника безопасности на занятиях: до занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, после занятий. План работы детского объединения. Задачи работы на учебный год.
Формы занятий: беседа.
Формы контроля: опрос.
Раздел 2.Мастерская художника(10 часов).
Теория. Находить и различать инструменты, материалы.
Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.
Практика. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Разнообразие форм и материалов для отделки. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности.
Формы занятий: беседа, выставка.
Методическое обеспечение: таблицы по цветоведению, образцы изделий.
Формы контроля: выставка, фото материалы.
Дистанционная форма обучения.
Практика:Видео урок.
Формы контроля: фото и видеоотчёт.
Раздел 3. Зоопарк. Подготовка проекта(7 часов).
Теория. Инструменты для основных и отделочных работ. Технология изготовления разных частей животных.
Разнообразие форм и материалов для отделки. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности.
Практика. Приготовление самозатвердевающей массы.
Изготовление объемной фигуры.
Формы занятий: беседа, выставка.
Методическое обеспечение: таблицы по цветоведению, образцы изделий.
Формы контроля: выставка, фото материалы.
Раздел 4. Сказочная страна(6 часов).
Теория. Медальон – украшение для двери комнат. Вариант основ для медальонов. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.
Практика. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки.
Формы занятий: беседа, мини-выставка.
Методическое обеспечение: таблицы по цветоведению, образцы изделий.
Формы контроля: выставка, фото материалы.
Дистанционная форма обучения.
Практика:видео урок. Ссылка:
Формы контроля: фото и видеоотчёт.
Раздел 5. Цикл творческих работ (12 часов).
Теория. Виды хлебобулочных изделий. Понятие о натюрморте. Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие. История возникновения праздника «Пасха» - одного из великих праздников христианских народов. Практика. Изготовление пасхальных яиц – один из видов деятельности ДПТ. Особенности лепки панно. История возникновения праздника «День Победы». Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж» Изготовление композиции ко Дню Победы. В гостях у сказки.
Формы занятий: беседа, мини-выставка.
Методическое обеспечение: таблицы по цветоведению, образцы изделий.
Формы контроля: выставка, фото материалы.
Раздел 6. Итоговое занятие.(2часа).
Организация выставки. Отбор работ на отчетную выставку. Сравнительный анализ и самоанализ работ. Диагностика детей.
1.4. Планируемые результаты.
К концу обучения учащийся:
будет знать:
- соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашью, стеками, кистями, цветным соленым тестом, глиной, бум массой, пластилином);
-различать плоские и объемные работы
будет уметь:
-общаться со своими сверстниками
-гармонично заполнять всю поверхность листа элементами;
-различать и передавать в работах сравнительную величину предметов (больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше);
-передавать общий характер формы предметов (длинная, узкая, широкая);
-использовать основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый);
-уметь лепить основные фигуры круг, лепѐшку, «колбаску» и составить из них картинки.
Личностные результаты.
Учащийся будет проявлять: - уважительное отношение к своему труду и труду своих товарищей; -умение ценить время; - терпение для достижения конечного результата.
Метапредметные результаты. У учащегося будут сформированы: - умение синхронно работать обеими руками; - умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей: -умение взаимодействовать с другими членами коллектива; -активность и желание участвовать в делах детского коллектива; - нравственно этические нормы (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график (приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение:
1. Для проведения занятий необходимо просторное помещение, удобное и светлое.
2. Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия; технические карты, образцы.
3. Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно – неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий (творческие игры, индивидуальные беседы).
Для занятий требуется следующее оборудование:
кисти для клея – (№3 щетина)
кисти для росписи – (№2, 3, 4, 9 белка, колонок);
клей обойный КМЦ, клей ПВА;
гуашь или акварель;
туалетная бумага, газеты, цветная бума
мука – 200 г.
соль – 200г
2.2.2. Информационное обеспечение :
1.1. Видео и аудио материалы:
1). Обучающий фильм «Маленький художник», Илона Тилькина, 2005 г. - 1 диск
2).Видео уроки «Школа рисования», «Делаем игрушки своими руками», 2005 г. - 2
дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы
являются: участие в конкурсах, фестивалях, итоговые занятия, контрольные
упражнения (тесты), диагностические процедуры по определению образовательного уровня и воспитанности обучающихся.
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе
реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН),который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН),который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Промежуточная аттестация учащейся проводится в конце учебного года в
форме контрольного занятия или практической работы.
проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Форма организации образовательной деятельности: индивидуальная.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми,
выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология проектной деятельности,
коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающаятехнология, игровые
технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1.Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка учащихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2.Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия.
3.Практическая работа.
4.Итоговый этап:
– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над
чем поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
2.6.Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
Список литературы для учащихся.
Величкина Г.А., Шпикалова Т. Я., Дымковская игрушка, Москва, «Мозаика- Синтез», 2009 г.
Колдина Д.Н. Лепка, Москва, «Мозаика-синтез», 2010 г.
Колдина Д.Н. Лепим динозавров, Москва, «Мозаика-Синтез», 2009 г.
Лыкова И.А. Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. Сказка (лепка из пластилина), Москва, ООО ИД «Карапуз», 2010г.
Лыкова И.А. Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. Лепка из глины, Москва, ООО ИД «Карапуз», 2010 г.
Приложение 1
Д иректор
МБУДО «Жирновский ЦДТ»
__________ С.А. Моров
КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2020-2021учебный год
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа