Доклад «Возможности развития дивергентного мышления на уроках математики в начальной школе»
Доклад «Возможности развития дивергентного мышления на уроках математики в начальной школе»
Доклад «Возможности развития дивергентного мышления на уроках математики в начальной школе» выбранная тема волнует уже многих педагогов, особенно начального образования с 1по 4 классы.Для многих педагогов дивергентная задача на уроке, это увлеченный виз деятельности и развития творческого мышления ученика. Если развивать творческое мышление ребенкка с первого класса, то мы поможем в дальнейшем стать развить в ребенке все виды деятельности, а нестандартное мышление всегда развивает творческую личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Возможности развития дивергентного мышления на уроках математики в начальной школе»»
Доклад: «Возможности развития дивергентного мышления
на уроках математики в начальной школе»
Все вокруг развивается и совершенствуется, каждая область жизни достигает все более высокого уровня, объем необходимых для человека знаний быстро растет, поэтому школа не может ограничиться только тем, что дает детям определенные теоретические и практические знания, формирует умения и навыки в соответствии с требованиями программы.
Каждый человек в течении жизни делает для себя много открытий. До сих пор огромное множество людей находится на низком уровне интеллектуальной активности, что проявляется в деформации мотивационной структуры личности, которая стремиться любыми путями избегать неудач, в достижении целей не идет до конца, стремится к самоутверждению, лидерству. Поэтому в школе следует говорить о задаче формирования творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей.
Современной школе необходимо научить ребенка пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать их познавательные способности, умение учиться, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, открытиям.
Во главу обучения ставится развитие ребенка. Стало важно не просто передать ему определенные знания, но также развить его умственные возможности, не дать угаснуть тому малому, что заложено в нем изначально.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Еще в начале 30-х годов ХХ в. выдающийся русский психолог Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребенка.
В качестве одного из основных направлений развивающего обучения выдвигается включение учащихся в творческую деятельность.
Кроме вопроса о творческой деятельности, творческом мышлении целесообразно параллельно поднимать вопрос и о дивергентном мышлении. Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд в 1967 году. Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущий в различных направлениях.
Человек в окружающем мире каждый день сталкивается с ситуациями, выход из которых далеко не однозначен. Большую часть психологических проблем, на сегодняшний день, мы имеем по той причине, что привыкли считаться с единственно возможным решением любой задачной ситуации. Одним из основных способов развития дивергентного мышления является решение дивергентных задач.
Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения проблем. Часто дети при ответе или решении задач действуют по заученными шаблонам-образцам
Сталкиваясь с новой незнакомой задачей, способ решения которой заранее неизвестен, человек использует творческое (дивергентное) мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов.
Будущих учителей начальных классов необходимо готовить к использованию задач подобного вида, акцентируя внимание на том, что задачи, в самом содержании которых заключено несколько верных вариантов ответа, способствуют уничтожению ненужных стереотипов, развитию видения различных решений существующих проблем.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.
Между тем анализ многих современных учебников для начальной школы показал, что задачи дивергентного типа – большая редкость в их содержании. Практически все задачи, содержащиеся в учебниках, за редким исключением, относятся к числу конвергентных.
Иными словами, условия задачи предполагают существование лишь одного, «единственно верного» решения, которое может быть получено путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов.
Специально разработанных систем заданий, ориентированных на развитие у школьников дивергентного мышления, в начальной школе недостаточно. Также можно отметить отсутствие разработанного дидактического обоснования системы заданий, направленных на развитие дивергентного мышления младших школьников.
Использовать задания для развития творческого мышления в начальной школе возможно на разных этапах урока.
Они могут выполняться индивидуально, но в начальный период обучения наиболее эффективна групповая работа.
Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.
Математика имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического мышления, но и творческого. В практической деятельности разработано некоторое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления:
задачи с несформулированным вопросом;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимся содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление.
В профессиональной педагогической деятельности необходимо придерживаться убеждения в том, что подрастающее поколение должно уметь “добывать” знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества.
Это требует перехода от процесса передачи учащимся готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает ей успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Целенаправленная педагогическая работа в области развития нестандартных типов мышления позволяет достигать более высоких результатов деятельности учащихся.
Развивая дивергентное мышление младших школьников посредством работы над задачами, имеющими неоднозначное решение, мы сможем впоследствии иметь дело с глубоко и неоднозначно мыслящей творческой личностью.
Математика – это гимнастика для ума, которая формирует и развивает способность мыслить логически и рассуждать аргументировано.
В математике, как и в спорте, нельзя достичь успеха в ходе пассивных наблюдений за действиями других. Нужны систематические напряженные упражнения, что связаны с работой мысли, под воздействием которых ребенок постепенно начинает овладевать сначала самыми простыми, а потом все более сложными умственными операциями. Натренированный таким образом мозг начинает совершенствоваться. Это и есть самый ценный результат изучения математики.
В заключении отмечу, что современное общество предъявляет повышенные требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Целенаправленная педагогическая работа в области развития нестандартных типов мышления позволяет достигать более высоких результатов деятельности учащихся.