kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников» (обобщение опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически -  деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников» (обобщение опыта)»



МБОУ «Полевской лицей»

Д. Полевая

Курского района Курской области






Доклад на тему:


« Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников»

(обобщение опыта)











Подготовила: учитель начальных классов

Новикова Мария Николаевна








Д. Полевая

2016


“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

В.А. Сухомлинский


Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников I да и II классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.

Во-вторых, приобретённое умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои “почему”.

Работая над экологическим воспитанием детей своего класса на протяжении уже практически 3 лет, я применяю различные современные направления развития. Это педагогические технологии, очные и заочные экскурсии в природу; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие моих учеников.

Конечная цель экологического образования – это сформированность у учащихся ответственного отношения к окружающей среде.

Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я старалась вовлечь их в удивительный мир природы. Создавала соответствующую для этого атмосферу классной комнаты. На подоконниках, шкафах и подставках в нашем классе комнатные растения в большом количестве.

В моём классе все дети вовлечены в деятельность по уходу за нашими комнатными растениями. Им интересна природа и забота о ней, оказание посильной их возрасту помощи, которая выражается в практической деятельности.

Дети просят ростки от наших растений домой, сажают их дома и рассказывают мне про их развитие, а также приносят новые растения из дома, наблюдают, как они развиваются у нас в классе, делают выводы, где и почему растению лучше.

Учащиеся с удовольствием трудятся на территории школы во время весенней и осенней уборки. Во время труда они находят время и для наблюдений за природой и насекомыми в определённое время года.

Совсем недавно мы спасали муравьёв из дупла с водой в дереве. В нём на солнце растаял снег и заполнил всё дупло водой. В процессе нашей «спасательной операции» дети предположили, что это вовсе не вода в дупле, а сок из раны берёзы, которую вовремя не замазали после спила ветви. В процессе рассуждений и изучения отверстия на дереве, мы пришли к выводу, что это всё - таки вода от растаявшего снега в дупле. При этом мы активно обсудили, как надо позаботиться о дереве, если спиливаешь ветку.

Также мы не забываем и о животных нашего края, изготавливая кормушки, размещая их на территории школы, и раскладывая в них корм для птичек в зимний период.

В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Главным в этой работе является предоставление ведущей роли самостоятельной активности учащихся, поиск новых путей в обучении, связанных с возможностью применения учащимися личного опыта при овладении новыми знаниями, которые способствуют переводу познавательной деятельности учащихся на более высокий уровень – исследовательский.

Основными методами работы на уроках и во внеурочной деятельности стали для меня исследовательский метод, как один из методов развития способностей учащихся и их умения самостоятельно организовывать процесс получения знаний и проектная деятельность.

Проектная деятельность по экологическому воспитанию реализуется в индивидуальных и групповых проектах учеников нашего класса на следующие темы: « Что такое зоопарк?», «Красная книга», «Кто такие птицы, насекомые, рыбы, животные?», «Конструкции кормушек, которые предпочитают птицы», «Символ России – берёза»

Огромную роль в экологическом воспитании играет проектно-исследовательская деятельность.

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:

1. Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования.

Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета.

Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад.

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Проектно – исследовательская деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.

Хотела бы подробно рассказать о нашем первом долгосрочном исследовательском проекте, который стартовал в ноябре 2015 года. Это проект «Фруктовый сад на окне»

Началось всё с того, что дети ели яблоко, а из него выпала косточка. Меня спросили, что будет, если её посадить в землю. Я попросила учеников, проявивших интерес к данному вопросу, добыть информацию самостоятельно в интернете или другой справочной литературе и затем пообещала обсудить это в классе. На следующий день девочка сказала, что вместе с мамой они нашли разъяснение в интернете.

После обмена информацией в классе уже всем стало интересно, что косточку можно посадить, и она, скорее всего, прорастёт, правда это дерево не будет плодоносить.

Дети заинтересовались, и было решено сажать. Мы принялись за дело, посадив яблочную, абрикосовую и лимонную косточки. Так родился наш проект «Фруктовый сад на окне»

Дети очень ждали первые всходы, и через 3 недели появился первый яблочный, а затем и лимонный росток. Яблочный росток вскоре погиб. Девочки неудачно прорыхлили землю рядом с ним и повредили его, а лимон на данный момент уже 7 см. Рядом пророс ещё один - 3 см, абрикосы не дали ростков.

Мальчик из нашего класса сказал, что с мамой тоже когда-то посадил косточку и принёс свой побег лимона в класс. Поставил рядом и заметил, что он тоже растёт у нас в классе быстрее. На данный момент уже 13 см, а был 10см всего 2 месяца назад.

Мы с детьми решили, что в 4 классе обязательно будем продолжать свой проект фруктового сада, оформим его с фото и отчётом о проделанной нами работе и сможем представить его зрителю.

Спасибо за внимание!

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Мария Николаевна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337996

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства