Доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников» (обобщение опыта)
Доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников» (обобщение опыта)
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников» (обобщение опыта)»
МБОУ «Полевской лицей»
Д. Полевая
Курского района Курской области
Доклад на тему:
« Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания младших школьников»
(обобщение опыта)
Подготовила: учитель начальных классов
Новикова Мария Николаевна
Д. Полевая
2016
“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
В.А. Сухомлинский
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников I да и II классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.
Во-вторых, приобретённое умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои “почему”.
Работая над экологическим воспитанием детей своего класса на протяжении уже практически 3 лет, я применяю различные современные направления развития. Это педагогические технологии, очные и заочные экскурсии в природу; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие моих учеников.
Конечная цель экологического образования – это сформированность у учащихся ответственного отношения к окружающей среде.
Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я старалась вовлечь их в удивительный мир природы. Создавала соответствующую для этого атмосферу классной комнаты. На подоконниках, шкафах и подставках в нашем классе комнатные растения в большом количестве.
В моём классе все дети вовлечены в деятельность по уходу за нашими комнатными растениями. Им интересна природа и забота о ней, оказание посильной их возрасту помощи, которая выражается в практической деятельности.
Дети просят ростки от наших растений домой, сажают их дома и рассказывают мне про их развитие, а также приносят новые растения из дома, наблюдают, как они развиваются у нас в классе, делают выводы, где и почему растению лучше.
Учащиеся с удовольствием трудятся на территории школы во время весенней и осенней уборки. Во время труда они находят время и для наблюдений за природой и насекомыми в определённое время года.
Совсем недавно мы спасали муравьёв из дупла с водой в дереве. В нём на солнце растаял снег и заполнил всё дупло водой. В процессе нашей «спасательной операции» дети предположили, что это вовсе не вода в дупле, а сок из раны берёзы, которую вовремя не замазали после спила ветви. В процессе рассуждений и изучения отверстия на дереве, мы пришли к выводу, что это всё - таки вода от растаявшего снега в дупле. При этом мы активно обсудили, как надо позаботиться о дереве, если спиливаешь ветку.
Также мы не забываем и о животных нашего края, изготавливая кормушки, размещая их на территории школы, и раскладывая в них корм для птичек в зимний период.
В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Главным в этой работе является предоставление ведущей роли самостоятельной активности учащихся, поиск новых путей в обучении, связанных с возможностью применения учащимися личного опыта при овладении новыми знаниями, которые способствуют переводу познавательной деятельности учащихся на более высокий уровень – исследовательский.
Основными методами работы на уроках и во внеурочной деятельности стали для меня исследовательский метод, как один из методов развития способностей учащихся и их умения самостоятельно организовывать процесс получения знаний и проектная деятельность.
Проектная деятельность по экологическому воспитанию реализуется в индивидуальных и групповых проектах учеников нашего класса на следующие темы: « Что такое зоопарк?», «Красная книга», «Кто такие птицы, насекомые, рыбы, животные?», «Конструкции кормушек, которые предпочитают птицы», «Символ России – берёза»
Огромную роль в экологическом воспитании играет проектно-исследовательская деятельность.
Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
1. Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования.
Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Проектно – исследовательская деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.
Хотела бы подробно рассказать о нашем первом долгосрочном исследовательском проекте, который стартовал в ноябре 2015 года. Это проект «Фруктовый сад на окне»
Началось всё с того, что дети ели яблоко, а из него выпала косточка. Меня спросили, что будет, если её посадить в землю. Я попросила учеников, проявивших интерес к данному вопросу, добыть информацию самостоятельно в интернете или другой справочной литературе и затем пообещала обсудить это в классе. На следующий день девочка сказала, что вместе с мамой они нашли разъяснение в интернете.
После обмена информацией в классе уже всем стало интересно, что косточку можно посадить, и она, скорее всего, прорастёт, правда это дерево не будет плодоносить.
Дети заинтересовались, и было решено сажать. Мы принялись за дело, посадив яблочную, абрикосовую и лимонную косточки. Так родился наш проект «Фруктовый сад на окне»
Дети очень ждали первые всходы, и через 3 недели появился первый яблочный, а затем и лимонный росток. Яблочный росток вскоре погиб. Девочки неудачно прорыхлили землю рядом с ним и повредили его, а лимон на данный момент уже 7 см. Рядом пророс ещё один - 3 см, абрикосы не дали ростков.
Мальчик из нашего класса сказал, что с мамой тоже когда-то посадил косточку и принёс свой побег лимона в класс. Поставил рядом и заметил, что он тоже растёт у нас в классе быстрее. На данный момент уже 13 см, а был 10см всего 2 месяца назад.
Мы с детьми решили, что в 4 классе обязательно будем продолжать свой проект фруктового сада, оформим его с фото и отчётом о проделанной нами работе и сможем представить его зрителю.